Майя Куликова

ОСТОРОЖНО: ПОДЪЕМ КУНДАЛИНИ!


ГЛАВНАЯ

о газете

подписка

статьи на заказ

тест

кроссворд

редакция

 
Назад

Вперед

Назад

 

 

 

                                    

Меня редко останавливают на улице девушки из ”Церкви Христа”. А вот мою знакомую - часто. И не только из этой “Церкви”.- И из секты Муна, и из центра Хаббарда. Выражение лица у моей знакомой обычно очень несчастное, она носит одежду темных тонов, в 14 лет мечтала пойти в монастырь, но не решилась; когда же едет в метро, по сторонам не смотрит, а обреченно таращится в пол.

            Интересно, существует ли психологический тип “сектанта”? Я обнаружила очень мало литературы по этому вопросу. Поэтому обратилась за разъяснениями в Институт психиатрии на Потешной,3. Мне отвечал известный специалист по работе с жертвами культов, психиатр, профессор  Юрий Иосифович Полищук.

 

- Юрий Иосифович, действительно ли над нашим народом нависла угроза “сектантизации”? Может быть, православная церковь просто опасается конкурентов?

- Что за чушь! Я - убежденный атеист, но все равно понимаю, что понятие деструктивных сект или культов - не миф и тем более не попытки русской православной церкви создать образ врага, а реальная действительность. Представления об этом давно уже сформировались в западноевропейских странах, в США. И теперь у нас в России усилиями психологов, философов, психиатров понятие деструктивного культа прочно вошло в обиход. Что же такое культ? Само понятие “деструкция” известно - это разрушение. Речь идет о разрушающем влиянии такой организации на личность человека, его психическое состояние, духовное здоровье. И это деструктивное влияние совершенно четко проявляется; у меня есть большой массив фактических данных, когда я работал с сектантами и их родителями, которые мне давали достаточно подробные сведения относительно тонких изменений в психике, личности, интеллектуальном состоянии. И вот, работая с молодыми людьми, которые побывали в такой организации различные сроки - от двух-трех месяцев до нескольких лет, я мог убедиться в том, что личность и психическое состояние многих из них, не всех, но ориентировочно 20-ти % от всего числа сектантов, нарушались. В чем состоят изменения? В том, что личность за довольно короткий срок благодаря массированному воздействию определенных психотехник становится совершенно иной по своей направленности. Ядро личности, ценностные ориентации изменяются очень сильно. Если следовать определению Мясищева, что личность - это система значимых отношений, то  здесь как раз резко меняется отношение личности к самой себе, к семье, обществу, действительности.

- Как, например, меняется?

- Человек начинает считать, что высшая цель жизни - это поклонение божеству. Отличия деструктивной секты  - культ главаря, предводителя, основателя. Безусловное подчинение. Четкая иерархия отношений. Все, что говорит гуру, учитель, принимается на веру беспрекословно, это высшая истина. Почему такая слепая вера? Дело заключается в том, что идет определенная обработка с применением психотехнологий кодирования, программирования, зомбирования. Это не совсем научные термины, но они во всяком случае дают представление о том, что сознание человека находится под жестким контролем. В основе деструктивного воздействия лежит жесткий контроль сознания, который осуществляется посредством контроля за мыслями, за настроениями, чувствами и за поведением. Постоянно с человеком кто-то работает, постоянно на него влияют установками, инструкциями под видом религиозных ритуалов. То есть постоянно осуществляется психическое воздействие, которое сопровождается развитием измененных состояний сознания. Это промежуточные состояния между сном и бодрствованием. Нередко развиваются гипнотические состояния. И вот в этих измененных состояниях сознания, вплоть до трансов, резко падает критическое отношение ко всему, повышается внушаемость. Мы все наблюдали и сеансы Кашпировского, и сеансы гипнотизеров на эстрадных сценах, когда люди полностью отрекались от собственной личности.

В таком состоянии легко запечатлеваются все внушения проповедника, и люди впитывают их как губка. Потом у них формируется “сверхценная идея”, и они уже непробиваемы. Что значит “сверхценная”? - Доминирующая, которая подавляет все остальное.

- Какой тип личности, все-таки,  предрасположен к такому воздействию?

- Прежде всего это лица истерического склада среди женщин, а среди мужчин - шизоиды, паранойяльные психопаты и акцентуанты, иногда эмоционально неустойчивые. Кроме того, туда нередко попадают люди после стресса, горя, катастрофы. Секта оказывает поддержку, сочувствие.  Еще психически больные нередко туда попадают - в состоянии ремиссии или на самой ранней стадии болезни.

- Как к Вам впервые попадают эти бедняги? Их возраст?

- Возраст - от пятнадцати до тридцати двух лет. В Москве уже в течение нескольких лет существует Комитет по спасению молодежи. Это официальная организация, которая объединила родителей, чьи дети попали в секты. Эта организация поставила своей целью борьбу с деструктивными культами. Они со мной установили контакт, узнали, что меня интересует эта проблема, и направляли ко мне тех пострадавших,  которые были у них. И вот, зная о том, что здесь, на Потешной, сидит профессор Полищук, родители мне звонят и говорят, что их дети перестали с ними разговаривать, что они не читают газет и не смотрят телевизор, запираются в комнате, не занимаются никакой работой, бросили учебу, пропадают на недели или месяцы. Я говорю: пожалуйста, привозите, и ко мне их привозят.

- И что Вы делаете?

- Я сначала разбираюсь и устанавливаю, идет ли речь просто об увлечении, или о болезненном состоянии. Или это сверхценная идея психологического уровня, или это уже патологическая сверхценная идея. Или это развитие личности патологическое, или это увлечение, романтика...

- Тонкая грань, наверное...

- Конечно, тонкая! Но иногда и не очень. Иногда невооруженным глазом видно, что человек уже больной, и его надо лечить.

- Если уровень психологический, что Вы делаете?

- Я беседую, часто рекомендую беседу со священником Олегом Стеняевым. Он уже многих из сект перевел в православную веру. А если люди не хотят иметь дела со Стеняевым, они имеют дело со мной. Начинается психотерапевтическая работа, которая иногда приводит к положительным результатам; но за 1-2 беседы, Вы сами понимаете,  переломить мировоззрение человека  невозможно. Поэтому Комитет по спасению, я и профессор Кондратьев давно ставим вопрос о том, чтобы создать в Москве реабилитационный центр для жертв деструктивных культов, где бы работали психиатры, психологи, священники, педагоги. Чтобы поэтапно выводить их из этого состояния.

- А если это уровень психиатрии, какой диагноз ставится?

- Самые разные диагнозы. Те, которые есть в номенклатуре психических заболеваний, - шизофрения, маниакально – депрессивный психоз, психопатия с патологическим развитием личности.

- А пометки, что человек из секты, Вы делаете в диагнозе?

- Да ни в коем случае. Вообще мы их нигде не фиксируем. Это если он желает поступить на лечение, в истории болезни, конечно, делается запись и о том, что он вступил в секту.

- Если, как Вы сказали, лишь 20% сектантов имеют психические отклонения, можно вспомнить о том, что слабые люди могут свихнуться от чего угодно - посмотрев “ужастик”, потеряв близкого... Может быть, секта и не при чем здесь?

- Это наивная постановка вопроса. Мы совершенно четко доказали, что секта использует такие воздействия на психику и личность, которые приводят к измененным состояниям сознания, что недопустимо делать с человеком, хрупким в психическом отношении.  Здоровый во всех отношениях человек - и тот может стать на грань душевной болезни, а уж предрасположенный обязательно сломается под влиянием того, что делает секта. Вы себе представьте: я был на инициации в “Аум Синрике”, я сидел там  четыре с половиной часа и  хорошо знаю, что там происходит. Эти психические нагрузки далеко не по плечу обычному человеку. Суточные медитации, 24 часа подряд! Сами попробуйте! Люди находятся в состоянии самогипноза. Это что, Вы считаете, безобидно?! В буклетах “Аум Синрике” добровольцы сообщают, что “да, я погружался в какое-то пространство, видел сверкающие столбы света, золотые нити, раскаты грома слышал, какие-то толчки в теле, мистическая энергия “кундалини” шла по позвоночнику...” Что это? Это расстройства восприятия. Это уже элементарные галлюцинаторные нарушения.

- Такими понятиями, как “кундалини”, “ток энергии”, оперируют не только секты, но и практически все мастера единоборств, авторы  многих оздоровительных техник...

- Научная психиатрия и мистические представления, в том числе о кундалини - это несовместимые вещи. Эти ощущения реальны, но объясняться они должны совсем по-другому. Это не мистическая энергия кундалини, а проявления специфических телесных реакций, - мы их называем сенестопатиями.

- То есть все-таки - п а т и и...

- Ну, конечно же, это ненормально. Это болезненные расстройства, они носят психогенный характер – истерический, шизофренический, разный другой. Это все достаточно хорошо известно из области общей психопатологии. Возьмите видения православных монахов, которые после длительного моления вдруг начинают видеть Господа, ангелов или, наоборот, дьявола, нечистую силу...

- В таком случае, не есть ли это обмен шила на мыло, если член секты Муна, например, становится православным?

- Нет, это не совсем одно и то же. В православии тоже есть элементы культа, особенно в православном монашестве; там есть сенсорная и социальная депривация, когда верующие могут погружаться в состояние самогипноза, - но все это не столь грубо, не в такие короткие сроки и без влияний извне. Ведь в секте это все осуществляют сам предводитель и его ближайшее окружение. Юрий Кривоногов в “Белом братстве”, например, прекрасно владеет техникой гипнотизации и внушения. Это все искусственно организуется путем создания специальной атмосферы. По интенсивности воздействия на психику русское монашество и сектантство несравнимы. А если взять обычное богослужение в православном храме, это уже совсем-совсем иное. Что Вы хотите, секта - это всегда осколок большой религии, в котором все огрублено и доведено до абсурда.

- Что к Вам, что к отцу Олегу Стеняеву сектантов приводят родители или еще кто-нибудь. Нужно ли это самим сектантам? Может быть, им хорошо?

- Может, и хорошо. Что Вы думаете, - вон у нас полная больница, им плохо? Им хорошо, они сидят, играют в свои игрушки... Но они же - больные люди. Разве могут врачи, видя, как развивается болезнь, сидеть сложа руки и говорить: раз они сами не против, мы не должны им мешать!? Но это - в стороне от медицинской этики. Наркоман и алкоголик ведь тоже думают, что им хорошо.

- Чтобы сделать алкоголика человеком, нужно его согласие и активное желание...

- С сектантами то же самое. Чтобы появилось желание, мы должны поработать. Это и делает Стеняев, например. В споре с ним у них постепенно зарождается сомнение, потом появляются самостоятельные мысли. Человек видит, что над ним совершили насилие. Когда затягивают в секту, обещают счастье, просветление, сверхъестественные способности. Получается же полная зависимость.

- Говоря простым языком: секта - это хороший способ подзаработать на простачках...

- Это упрощение проблемы. Ведь кому-то выгодно поддерживать секты материально. Глобальная цель такого миссионерства - расщепить духовное сознание людей нашей страны. Ведь все захватнические войны сопровождались миссионерством. Я не хотел бы здесь говорить об этом, это отдельная проблема. Пусть люди мыслят сами.

- Будем надеяться, что это им удастся...

                                                                                          

 «Психологическая газета: Мы и Мир» (№7)1999 

Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Наши за бугром |

    Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" или на сайт обязательна