|
Меня
редко останавливают на улице девушки из ”Церкви
Христа”. А вот мою знакомую - часто. И не
только из этой “Церкви”.- И из секты Муна, и
из центра Хаббарда. Выражение лица у моей
знакомой обычно очень несчастное, она носит
одежду темных тонов, в 14 лет мечтала пойти в
монастырь, но не решилась; когда же едет в
метро, по сторонам не смотрит, а обреченно
таращится в пол.
Интересно, существует ли
психологический тип “сектанта”? Я
обнаружила очень мало литературы по этому
вопросу. Поэтому обратилась за
разъяснениями в Институт психиатрии на
Потешной,3. Мне отвечал известный
специалист по работе с жертвами культов,
психиатр, профессор Юрий
Иосифович Полищук. -
Юрий Иосифович, действительно ли над нашим
народом нависла угроза “сектантизации”?
Может быть, православная церковь просто
опасается конкурентов? -
Что за чушь! Я - убежденный атеист, но все
равно понимаю, что понятие деструктивных
сект или культов - не миф и тем более не
попытки русской православной церкви
создать образ врага, а реальная
действительность. Представления об этом
давно уже сформировались в
западноевропейских странах, в США. И теперь
у нас в России усилиями психологов,
философов, психиатров понятие
деструктивного культа прочно вошло в
обиход. Что же такое культ? Само понятие “деструкция”
известно - это разрушение. Речь идет о
разрушающем влиянии такой организации на
личность человека, его психическое
состояние, духовное здоровье. И это
деструктивное влияние совершенно четко
проявляется; у меня есть большой массив
фактических данных, когда я работал с
сектантами и их родителями, которые мне
давали достаточно подробные сведения
относительно тонких изменений в психике,
личности, интеллектуальном состоянии. И вот,
работая с молодыми людьми, которые побывали
в такой организации различные сроки - от
двух-трех месяцев до нескольких лет, я мог
убедиться в том, что личность и психическое
состояние многих из них, не всех, но
ориентировочно 20-ти % от всего числа
сектантов, нарушались. В чем состоят
изменения? В том, что личность за довольно
короткий срок благодаря массированному
воздействию определенных психотехник
становится совершенно иной по своей
направленности. Ядро личности, ценностные
ориентации изменяются очень сильно. Если
следовать определению Мясищева, что
личность - это система значимых отношений,
то здесь как раз
резко меняется отношение личности к самой
себе, к семье, обществу, действительности. -
Как, например, меняется? -
Человек начинает считать, что высшая цель
жизни - это поклонение божеству. Отличия
деструктивной секты - культ главаря, предводителя,
основателя. Безусловное подчинение. Четкая
иерархия отношений. Все, что говорит гуру,
учитель, принимается на веру
беспрекословно, это высшая истина. Почему
такая слепая вера? Дело заключается в том,
что идет определенная обработка с
применением психотехнологий кодирования,
программирования, зомбирования. Это не
совсем научные термины, но они во всяком
случае дают представление о том, что
сознание человека находится под жестким
контролем. В основе деструктивного
воздействия лежит жесткий контроль
сознания, который осуществляется
посредством контроля за мыслями, за
настроениями, чувствами и за поведением.
Постоянно с человеком кто-то работает,
постоянно на него влияют установками,
инструкциями под видом религиозных
ритуалов. То есть постоянно осуществляется
психическое воздействие, которое
сопровождается развитием измененных
состояний сознания. Это промежуточные
состояния между сном и бодрствованием.
Нередко развиваются гипнотические
состояния. И вот в этих измененных
состояниях сознания, вплоть до трансов,
резко падает критическое отношение ко
всему, повышается внушаемость. Мы все
наблюдали и сеансы Кашпировского, и сеансы
гипнотизеров на эстрадных сценах, когда
люди полностью отрекались от собственной
личности. В
таком состоянии легко запечатлеваются все
внушения проповедника, и люди впитывают их
как губка. Потом у них формируется “сверхценная
идея”, и они уже непробиваемы. Что значит “сверхценная”?
- Доминирующая, которая подавляет все
остальное. -
Какой тип личности, все-таки,
предрасположен к такому воздействию? -
Прежде всего это лица истерического склада
среди женщин, а среди мужчин - шизоиды,
паранойяльные психопаты и акцентуанты,
иногда эмоционально неустойчивые. Кроме
того, туда нередко попадают люди после
стресса, горя, катастрофы. Секта оказывает
поддержку, сочувствие. Еще
психически больные нередко туда попадают -
в состоянии ремиссии или на самой ранней
стадии болезни. -
Как к Вам впервые попадают эти бедняги? Их
возраст? -
Возраст - от пятнадцати до тридцати двух лет.
В Москве уже в течение нескольких лет
существует Комитет по спасению молодежи.
Это официальная организация, которая
объединила родителей, чьи дети попали в
секты. Эта организация поставила своей
целью борьбу с деструктивными культами. Они
со мной установили контакт, узнали, что меня
интересует эта проблема, и направляли ко
мне тех пострадавших, которые
были у них. И вот, зная о том, что здесь, на
Потешной, сидит профессор Полищук, родители
мне звонят и говорят, что их дети перестали
с ними разговаривать, что они не читают
газет и не смотрят телевизор, запираются в
комнате, не занимаются никакой работой,
бросили учебу, пропадают на недели или
месяцы. Я говорю: пожалуйста, привозите, и ко
мне их привозят. -
И что Вы делаете? -
Я сначала разбираюсь и устанавливаю, идет
ли речь просто об увлечении, или о
болезненном состоянии. Или это сверхценная
идея психологического уровня, или это уже
патологическая сверхценная идея. Или это
развитие личности патологическое, или это
увлечение, романтика... -
Тонкая грань, наверное... -
Конечно, тонкая! Но иногда и не очень. Иногда
невооруженным глазом видно, что человек уже
больной, и его надо лечить. -
Если уровень психологический, что Вы
делаете? -
Я беседую, часто рекомендую беседу со
священником Олегом Стеняевым. Он уже многих
из сект перевел в православную веру. А если
люди не хотят иметь дела со Стеняевым, они
имеют дело со мной. Начинается
психотерапевтическая работа, которая
иногда приводит к положительным
результатам; но за 1-2 беседы, Вы сами
понимаете, переломить мировоззрение
человека невозможно. Поэтому Комитет по
спасению, я и профессор Кондратьев давно
ставим вопрос о том, чтобы создать в Москве
реабилитационный центр для жертв
деструктивных культов, где бы работали
психиатры, психологи, священники, педагоги.
Чтобы поэтапно выводить их из этого
состояния. -
А если это уровень психиатрии, какой
диагноз ставится? -
Самые разные диагнозы. Те, которые есть в
номенклатуре психических заболеваний, -
шизофрения, маниакально – депрессивный
психоз, психопатия с патологическим
развитием личности. -
А пометки, что человек из секты, Вы делаете в
диагнозе? -
Да ни в коем случае. Вообще мы их нигде не
фиксируем. Это если он желает поступить на
лечение, в истории болезни, конечно,
делается запись и о том, что он вступил в
секту. -
Если, как Вы сказали, лишь 20% сектантов имеют
психические отклонения, можно вспомнить о
том, что слабые люди могут свихнуться от
чего угодно - посмотрев “ужастик”, потеряв
близкого... Может быть, секта и не при чем
здесь? -
Это наивная постановка вопроса. Мы
совершенно четко доказали, что секта
использует такие воздействия на психику и
личность, которые приводят к измененным
состояниям сознания, что недопустимо
делать с человеком, хрупким в психическом
отношении. Здоровый
во всех отношениях человек - и тот может
стать на грань душевной болезни, а уж
предрасположенный обязательно сломается
под влиянием того, что делает секта. Вы себе
представьте: я был на инициации в “Аум
Синрике”, я сидел там четыре
с половиной часа и хорошо
знаю, что там происходит. Эти психические
нагрузки далеко не по плечу обычному
человеку. Суточные медитации, 24 часа подряд!
Сами попробуйте! Люди находятся в состоянии
самогипноза. Это что, Вы считаете, безобидно?!
В буклетах “Аум Синрике” добровольцы
сообщают, что “да, я погружался в какое-то
пространство, видел сверкающие столбы
света, золотые нити, раскаты грома слышал,
какие-то толчки в теле, мистическая энергия
“кундалини” шла по позвоночнику...”
Что это? Это расстройства восприятия. Это
уже элементарные галлюцинаторные
нарушения. -
Такими понятиями, как “кундалини”, “ток
энергии”, оперируют не только секты, но и
практически все мастера единоборств,
авторы многих
оздоровительных техник... -
Научная психиатрия и мистические
представления, в том числе о кундалини - это
несовместимые вещи. Эти ощущения реальны,
но объясняться они должны совсем по-другому.
Это не мистическая энергия кундалини, а
проявления специфических телесных реакций,
- мы их называем сенестопатиями. -
То есть все-таки - п а т и и... -
Ну, конечно же, это ненормально. Это
болезненные расстройства, они носят
психогенный характер – истерический,
шизофренический, разный другой. Это все
достаточно хорошо известно из области
общей психопатологии. Возьмите видения
православных монахов, которые после
длительного моления вдруг начинают видеть
Господа, ангелов или, наоборот, дьявола,
нечистую силу... -
В таком случае, не есть ли это обмен шила на
мыло, если член секты Муна, например,
становится православным? -
Нет, это не совсем одно и то же. В
православии тоже есть элементы культа,
особенно в православном монашестве; там
есть сенсорная и социальная депривация,
когда верующие могут погружаться в
состояние самогипноза, - но все это не столь
грубо, не в такие короткие сроки и без
влияний извне. Ведь в секте это все
осуществляют сам предводитель и его
ближайшее окружение. Юрий Кривоногов в “Белом
братстве”, например, прекрасно владеет
техникой гипнотизации и внушения. Это все
искусственно организуется путем создания
специальной атмосферы. По интенсивности
воздействия на психику русское монашество
и сектантство несравнимы. А если взять
обычное богослужение в православном храме,
это уже совсем-совсем иное. Что Вы хотите,
секта - это всегда осколок большой религии,
в котором все огрублено и доведено до
абсурда. -
Что к Вам, что к отцу Олегу Стеняеву
сектантов приводят родители или еще кто-нибудь.
Нужно ли это самим сектантам? Может быть, им
хорошо? -
Может, и хорошо. Что Вы думаете, - вон у нас
полная больница, им плохо? Им хорошо, они
сидят, играют в свои игрушки... Но они же -
больные люди. Разве могут врачи, видя, как
развивается болезнь, сидеть сложа руки и
говорить: раз они сами не против, мы не
должны им мешать!? Но это - в стороне от
медицинской этики. Наркоман и алкоголик
ведь тоже думают, что им хорошо. -
Чтобы сделать алкоголика человеком, нужно
его согласие и активное желание... -
С сектантами то же самое. Чтобы появилось
желание, мы должны поработать. Это и делает
Стеняев, например. В споре с ним у них
постепенно зарождается сомнение, потом
появляются самостоятельные мысли. Человек
видит, что над ним совершили насилие. Когда
затягивают в секту, обещают счастье,
просветление, сверхъестественные
способности. Получается же полная
зависимость. -
Говоря простым языком: секта - это хороший
способ подзаработать на простачках... -
Это упрощение проблемы. Ведь кому-то
выгодно поддерживать секты материально.
Глобальная цель такого миссионерства -
расщепить духовное сознание людей нашей
страны. Ведь все захватнические войны
сопровождались миссионерством. Я не хотел
бы здесь говорить об этом, это отдельная
проблема. Пусть люди мыслят сами. -
Будем надеяться, что это им удастся...
«Психологическая газета: Мы и Мир» (№7)1999 |
|||||||||||||||||||||||||
Наверх | ||||||||||||||||||||||||||
| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Наши за бугром | |
||||||||||||||||||||||||||
При использовании материалов сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" или на сайт обязательна