|
Сущность магии - в управлении большими энергиями с помощью малых. Сущность покупательского искусства - меньшими деньгами купить больше хорошего товара. Эти сущности похожи. Это почти то же самое. Вот стоят двадцать румяных теток и продают один и тот же товар, предположим, квашеную капусту. Цена, понятно, тоже одинаковая. А Вам нужно всего полкило. У какой же из них сделать покупку? Перепробовать все не реально. - после пятой подряд пробы вкусовые пупырышки Вашего языка станут ненадежны, не говоря уж о памяти. Значит, надо решать задачу не на вкус и на цвет, а в иной модальности. Выбирать товар не по грубым признакам, которые все одинаковы, а по тонким, тайным, малозаметным. И тут начинается магия. Если продавец хвалит свои товары все подряд, находя каждый из них совокупностью всех совершенств, -это низкий класс плутовства. Если он все же находит недостатки в некоторых из своих товаров, это уже интереснее, но не пытается ли он просто продать Вам то, что подороже? “Чем дороже, тем лучше”, - это действительно так для продавца, но это не всегда действительно так. Наконец, высший класс психологического плутовства - это когда продавец завоевывает Ваше доверие, открыв Вам тайные недостатки, обругав какой-нибудь из своих товаров. Вы думаете: “Какой честный продавец!” И с этого момента начинаете ему верить. а он с этого момента начинает Вас надувать. Умелый продавец легко вводит неумелого покупателя в транс - психическое замешательство, при котором резко повышается внушаемость и уменьшается способность к самостоятельным решениям. Это можно сделать, например, с помощью искусственного ускорения темпа общения. Продавец начинает быстро-быстро говорить-тараторить, неожиданно сменяя одно важное предложение другим, вслух и со страшной скоростью складывать, умножать, вычитать и делить, при этом удерживая Ваше внимание требованием поминутного подтверждения правильности своих расчетов: ”Да? Дважды два - четыре, да? Cорок да сорок - сто сорок, правильно?” И так далее, без остановки. Чтобы не чувствовать себя слабоумным, покупатель кивает, соглашается, а сам уже впал в состояние куриного гипноза. Ну, а дальше, как говорится, дело техники. В результате покупатель отходит от прилавка изумленный, сделав ненужные покупки, а, может быть, вдобавок и обсчитанный, и запоздало думает: “А куда мы так спешили? Ведь и очереди никакой не было...” Покупателя надули. Им ловко сманипулировал продавец, создав искусственный временной стресс. Так что если продавец вдруг затараторил, не старайтесь поспевать за ним, а то оцепенеете. Переждите, а потом задайте интересующие Вас вопросы и сделайте нужные уточнения в естественном для Вас, а не для него темпе. Повторите ”ход мысли” своими словами. Не стесняйтесь пересчитать сдачу, не отходя от кассы, даже если продавец демонстративно отсчитывал ее у Вас на глазах. Ветерок из страны чудес при этом иногда сразу стихает… На витрине стоит нужный Вам товар - допустим, известная марка фотопленки или растворимого кофе. Вы платите деньги, а милая девушка-продавец вручает Вам чуть-чуть другой товар - ну, там, с небольшими отличиями в маркировке и оформлении этикетки. Не соглашайтесь! Она пускает в ход свою сексуальную привлекательность, стараясь замаскировать отсутствие в Вашем сознании информации о товаре удовольствием от приятного общения с собой. Этой уловке четыре тысячи лет, и она до сих пор работает! Но если дело идет не о вдыхании аромата сексуальной доступности, а о покупке товара определенного качества, то здесь нужны более существенные аргументы, чем уверенность недоучившейся в средней школе девочки, что “все фотопленки одинаковы”, - она-де сама пробовала. Нужны более существенные аргументы, чем желание продавца продать товар. Вы ведь пришли сейчас не за улыбками в коротких юбках, а за качеством цветопередачи (если это пленка) и экологически безопасной растворимостью (если кофе). - Вежливо, но настойчиво требуйте аргументов по существу дела, или же - деньги обратно. Ну, а девушки? А девушки потом... Заповеди покупателяНе
спрашивайте у продавца, свежий ли товар.
Спрашивайте, есть ли у продавца телефон и к
какой организации он принадлежит. Не
спрашивайте,
откуда товар. Зря теряете время, и продавец
Вас уже не уважает. Арбузы всегда из
Астрахани, картошка всегда из Тамбова,
видеотехника всегда из Японии. Чтобы
понять, где конкретно находятся
данный тамбов
и данная япония, лучше
попросить продавца рассказать,
какие есть
у этого товара аналоги, и чем они хуже и
лучше предлагаемого товара.
При затруднении, отказе или неспособности
продавца рассказать о
товаре не рекламно, а по существу значимых
технических и других характеристик,
делайте выводы. Не старайтесь завоевать симпатии продавца. Старайтесь завоевать уважение. Уважение без симпатии - лучшая основа для переговоров, чем симпатия (особенно на сексуальной основе) без уважения. Даже искренне симпатизируя Вам, продавец привычно приукрасит достоинства товара. Такова уж продавецкая доля. На продовольственных рынках не покупайте у продавца, стоящего на самом выгодном в смысле потока покупателей месте. - Кто настолько доминантен, чтобы захватить самое выгодное место, у того меньше стимулов совершенствовать качество товара. Не покупайте у продавца с явными признаками социальной или личностной деградации. Продавец, которого Вы избираете, может быть простым человеком. Но он не может быть грязным или пьяным. Не торопитесь. До вступления в контакт постойте рядом. Посмотрите, послушайте. Приглядитесь к продавцу, оцените его манеру работы, приемы, которыми он пользуется для воздействия на покупателя. Познакомьтесь, наблюдая со стороны, с его уловками и аргументами. Не
давайте продавцу захватить Ваш взгляд и
Ваше внимание целиком, не дайте
ему заразить Вас своим возбуждением.
Сохраняйте вежливость,уверенность,
спокойствие
и самостоятельность. Отказываясь от предложения,
смотрите не в глаза продавцу, а на товар или
в сторону. - Так будет
легче. Учитесь
вежливо говорить “нет”.
Даже если товар Вам очень
нравится, не показывайте этого слишком явно.
Лучше, если Ваш
интерес
будет выглядеть спокойным, даже с ленцой. Не
сердитесь и не обижайтесь на продавца.
Вместо этого делайте выводы. Ставить
продавца в известность об этих выводах не
обязательно.
Развивайте в себе искреннюю
доброжелательность к продавцу.
Вы способны понять чувства и желания продавца.
Но сейчас Вы пришли,
чтобы удовлетворить не его желания, а свои. Перед
тем, как выйти за покупкой, посоветуйтесь со
знатоками данного товара, знакомыми Вам
лично, и определите для себя признаки высокого и
низкого качества и технику их
распознавания .Четко определите свою цель и
образ товара, чтобы не дать ловкому
продавцу всучить Вам с помощью красивой
обертки, очень выгодной цены или упомянутых
выше специальных психотехник слабительное
вместо закрепляющего или груши вместо
электрической лампочки, за которой Вы
пришли. В этом случае продавец достигнет
своей цели за Ваши деньги. А Вы не
достигнете своей цели. Потому что груши
светят очень плохо. «Психологическая газета: Мы и Мир»(№3[14]1998) |
|||||||||||||||||||||||||
Наверх | ||||||||||||||||||||||||||
| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Наши за бугром | |
||||||||||||||||||||||||||
При использовании материалов сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" или на сайт обязательна