|
Если
в первом акте на стене висит ружье, то
в последнем акте оно должно выстрелить. А.П. Чехов Наверное, почти все замечали, что
когда в руках оказывается орудие
человеческой деятельности, особенно если
оно хорошо сделано, функционально
совершенно, то возникает сильное желание
что-либо c
его помощью сделать. Например, взяв в руки
удобный и острый нож, хочется что-либо
постругать им или разрезать; ружье или
пистолет вызывают желание прицелиться (неважно,
куда и зачем). Может сложиться впечатление,
что орудие «командует» человеком, взявшим
его в руки, «диктует» способ его
использования, «задает», «провоцирует»,
«программирует» человека. Таким образом, созданный
человеком «предметный мир», в свою очередь,
начинает жить по своим законам. Объяснить
это можно довольно просто. Орудие
аккумулирует в себе не только человеческий
труд, вложенный в его изготовление, но и
многовековой опыт использования таких же (и
аналогичных) орудий, мысли и дела множества
людей, опыт, который вместе со всем «культурным
багажом» получает каждый человек. Передача этого опыта
осуществляется самыми разными способами:
устно, путем наглядного показа и примера,
через книги и фильмы и так далее. Причем,
человек в ходе познания мира усваивает не
только способы использования орудий («динамические
схемы» соответствующих движений), но и
смысл и значение каждого из них для той
культуры, в которой человек формируется. Он
узнает, какие-то способы признаны обществом
как «основные» или «желательные», какие-то
– как «допустимые», а иные и как «нежелательные».
Например, в красивой дорогой вазе «желательно»
держать цветы или просто ставить ее на
видное место, «допустимо» пить из нее и «нежелательно»
(хотя и возможно в экстремальных случаях)
использовать ее как оружие в ближнем бою.
Когда социальный опыт использования
предмета усвоен, то данное орудие действует
на человека, как «спусковой крючок»,
актуализирующий этот опыт. Причем, данный опыт может
передаваться в неявном виде. Например, я
беру в руку первобытное каменное рубило, и
моя рука вполне привычно его обхватывает и
«вспоминает», как правильно наносить им
удар. Уже десятки тысяч лет люди не
пользуются каменными рубилами. Но навыки их
использования стали частью культурного
багажа человечества, наряду с навыками
употребления более поздних орудий.
Большинство созданных человеком орудий
могут быть опасны при неправильном
употреблении: ими можно нанести
повреждения себе или окружающим. Особенно
это касается оружия и близких к оружию
орудий труда – например, ножей и топоров. Не
столь опасные орудия и приспособления
могут быть просто испорчены «неграмотным»
пользователем. Не случайно возник термин: «защита
от дурака». Дурак не дурак – а даже вполне
толковый, разумный и доброжелательный в
своей привычной сфере деятельности человек
может наломать дров, попав в незнакомые
обстоятельства, с иными правилами игры. Вот
почему столь кровавы и разрушительны
столкновения цивилизаций. Вряд ли, например,
испанские конкистадоры или английские
колонисты были прирожденными убийцами,
зачастую настоящими маньяками-садистами,
одержимыми манией убийств и разрушений. У
себя на родине они могли быть милейшими
людьми, но, оказавшись в «новых мирах»,
становились совсем другими.
Люди издавна выработали правила
обращения с предметами, важными в их
повседневной деятельности или могущих быть
опасными, а также выработали средства
обучения этим навыкам своих детей. Cуществуют
выработанные веками правила обращения
с оружием, «технология» защиты от «своего»
оружия. Ведь не зря же говорят, что «один раз
в году и палка стреляет». П.
за чашечкой кофе
«Психологическая
газета: Мы и Мир»(№6[106]2005) |
|||||||||||||||||||||||||
Наверх | ||||||||||||||||||||||||||
| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Наши за бугром | |
||||||||||||||||||||||||||
При использовании материалов сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" или на сайт обязательна