ВОЗВРАЩЕНИЕ РЕПРЕССИРОВАННОЙ ФОТОГРАФИИ


ГЛАВНАЯ

о газете

подписка

статьи на заказ

тест

кроссворд

редакция

 
Назад

Вперед

Назад

 

 

 

 27 сентября в Московском Доме фотографии открылась выставка «Московская эпоха пикториальной фотографии начала 20 века». Собрание старинных фотографий 1910-30-х годов выкупила и передала в дар музею крупная компания, занимающаяся недвижимостью. За последние пятнадцать лет  в России только однажды корпорация  приобрела произведение искусства для фондов государственного музея.  Тогда это  был «Черный квадрат» Малевича, переданный Эрмитажу. А сегодня достоянием страны стало целое собрание произведений русских фотомастеров. Оно не ушло за рубеж, не разошлось по частным коллекциям, не было выброшено на свалку. А такое могло случиться – еще недавно соседка по коммунальной квартире одного из фотографов-пикториалистов использовала его произведения в качестве совка при уборке квартиры

  Немногие знакомы с пикториальной фотографией. Ее шедевры относятся ко временам,  давно ушедшим.

Пикториальная фотография возникла в конце 80-х годов 19 века. Эту реку питало несколько источников: интерес широкой публики к возможности запечатлеть себя на кусочке картона; представление, что фотография должна быть высокохудожественной и напоминать картину; развитие химии и оптики.

Возьмите особую, мягкую оптику, позволяющую избегать  резкой детализации снимка; ознакомьтесь с огромным количеством способов печати; научитесь  корректировке изображения во время его проявки – и вы создадите произведение пикториального искусства, такое же неповторимое и индивидуальное, как картина. Однако процесс этот весьма трудоемкий, возиться с химическими составами вредно для здоровья, да и  эффекты, получаемые при обработке фотографии, подчас больше невозможно повторить. Возможно, поэтому сегодня, в наш технологичный век, работать в этой манере решаются единицы.

Жанры, в которых работали мастера пикториальной фотографии, вполне соответствовали жанрам ее прародительницы–живописи: пейзаж, портрет, жанровые сценки, ню и т.д.

Подобно художникам-импрессионистам, пикториалисты стали мастерами настроения, образа. Но это была не живопись, а светопись. Размытая линия силуэта, чей объем мягко лепится светом и тенью, гармоничная композиция произведения вызывают эстетические переживания.

Фотографии лиричны, несут позитивный эмоциональный заряд. Это всегда спокойное, размеренное повествование, неагрессивный рассказ  о жизни. Иногда это искусство ради искусства, иногда – ностальгия по уходящему миру или по недолговечной мирской красоте.

Эффект, производимый пикториальной фотографией на зрителя, вызван удивительным смешением художественности и реализма: ты знаешь, что перед тобой реальные предметы, но в то же время они подняты на пьедестал - преподнесены так эстетично, так возвышенно…

В России пикториальная фотография возникла лет на десять позже, чем в Западной Европе, однако имена  наших мастеров прозвучали за рубежом. Европа обласкала русских пикториалистов – они были почетными членами иностранных фотографических обществ, участвовали в престижных международных выставках и получали самые высокие награды за «совершенство исполнения и глубину образов».   Наиболее известными были имена А. Мазурина, Н. Андреева, С. Лобовикова, Н. Свищова-Паолы, А. Гринберга, В. Улитина, Н. Петрова.

После Первой мировой войны Запад как-то сразу протрезвел, отошел от изысканного модерна, туманной размытости взгляда, присущего пикториализму, и увлекся агрессивным репортажем, жесткими конструктивизмом и  арт-фотографией. Но в России пикториализм, напротив, переживал пору расцвета.

Русская школа пикториализма была столь сильна,  что именно ей выпала тогда честь представлять «фотографическое искусство революционной России» за рубежом. У себя дома ей тоже сопутствовал успех и внимание публики. В 1928 г. на выставке «Советская фотография за 10 лет» большинство работ принадлежало мастерам, работающим в пикториальной манере. Фотографы снимали много и тщательно. На их глазах происходили быстрые перемены в жизни страны, старый уклад разрушался, и его лихорадочно спешили запечатлеть.

Переломные эпохи естественным образом порождают конфликты в среде творческой интеллигенции. Энергичные молодые художники, обуреваемые множеством творческих  идей, стремятся утвердить новые идеалы, в которые искренне верят. В то же время старые мастера стремятся сохранить ценности жизни прежней. Они ощущают свою сопричастность старой культуре, видят несправедливость того, что ее пытаются перечеркнуть. Так и в советской фотографии столкнулись две идеологии, две эстетики – пикториальной фотографии и авангардной.

Александр Родченко, возглавлявший «молодую банду» конструктивистов, в 1928 году писал в журнале «Новый ЛЕФ»: «Мы боремся даже не с живописью (она и так умирает), а с фотографией “под живопись”»…  Но постепенно эстетические споры переходили в идеологическую плоскость.

В стране, где количество неграмотных достигало 70%, фотография должна была стать мощным идеологическим оружием, средством арт-пропаганды. И пикториализм на эту роль явно не подходил.

С ужесточением идеологической концепции советского искусства в прессе пикториализм стали называть   «измельчавшим», «вредным для нового пролетарского искусства».

Пикториалисты продолжали работать и выставляться вплоть до 1935 года, когда состоялась выставка «Мастера советской фотографии». Хотя   произведения этого направления были отмечены грамотами, в обзорных статьях, посвященных итогам выставки, преобладали критические оценки. Журнал «Советское фото» ругал их за «любование остатками дореволюционной культуры дворянских усадеб и архитектуры старой Москвы», «изображения никому не нужных сюжетов сельской жизни в период социалистического переустройства деревни», «не нужной рабочему классу обнаженной натуры». Ведущий фотокритик тех лет Л. Межеричер в своих рецензиях склонялся к тому, чтобы считать ню А. Гринберга искусством упадническим и несовременным: «Тов. А. Гринберг ...выставил несколько некрасивых голых женщин, явно не умеющих не только работать, но даже развести примус. ...Появление на нашей выставке голых этюдов А. Гринберга - яркий показатель того, что в советском фотоискусстве есть тенденции к некритическому освоению буржуазного наследства, к впитыванию его болезненных соков».

В 1936 году в результате дискуссии «О формализме и натурализме в искусстве» пикториальная фотография была заклеймена как «буржуазная» и «несвоевременная», которая «мешает своим упадническим настроением» рабочему классу создавать новое искусство. Последовали и оргвыводы: два лидера пикториалистов, А. Гринберг и В. Улитин, подверглись репрессиям. Все более жесткие ограничения выдвигались для участия в выставках как внутри страны, так и за рубежом.

Благоразумие диктовало не афишировать свое пристрастие к пикториальной фотографии, и даже не заниматься ей вообще. Большинство так и поступило. С. Лобовиков выполнял  специальные съемки для Института ботаники; Н. Петров возглавлял кабинет судебной экспертизы; Л. Шокин работал фотокорреспондентом газеты; Н. Свищов-Паола вел кружок в Доме пионеров… И только Юрий Еремин в конце 30-х, запершись в ванной комнате коммунальной квартиры, продолжал тайно делать пикториальные отпечатки в миниатюрном формате…

Интересно, что Александр Родченко в 1933 году был командирован фоторепортером на строительство Беломоро-Балтийского канала. Скорее всего, его не устраивало такое положение вещей, когда художник должен был обслуживать власть, в то время как он хотел служить народу. «А мне хочется вести народ к искусству, а не искусством вести куда-то… Надо отделить искусство от политики», - писал он в дневнике. И Родченко, который столько лет боролся с пикториализмом; не подавал руки Гринбергу, жившему с ним в одном подъезде дома, - этот Родченко начинает снимать и печатать  классическое искусство – балет, театр и цирк – именно в пикториальной манере… 

Пикториальные фотографии частично сохранились у энтузиастов-коллекционеров, сбереглись в  семейных архивах. Но многие произведения утрачены навсегда.

Недавно вернулся интерес к этим работам.  И теперь на выставке в МДФ можно увидеть достаточно много работ мэтров этого направления фотографии. В собрании меньше представлены произведения первого поколения пикториалистов, зато немало произведений Улитина, Шокина, Еремина, Андреева, Клепикова, Свищова-Паолы, и даже Родченко с Гринбергом

Работы пикториалистов можно смотреть в октябре до момента закрытия Московского Дома фотографии на реконструкцию, точная дата которого еще неизвестна. После этого выставка будет много путешествовать. Ее увидят в Лондоне, в городах Италии, а потом и в России - в Саратове,  Йошкар-Оле, Петербурге.

Ольга Жигарькова

«Психологическая газета: Мы и Мир»(№10[110]2005) 

Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Наши за бугром |

хостинг от azz.ru    Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" или на сайт обязательна