|
27 сентября в Московском Доме фотографии открылась выставка «Московская эпоха пикториальной фотографии начала 20 века». Собрание старинных фотографий 1910-30-х годов выкупила и передала в дар музею крупная компания, занимающаяся недвижимостью. За последние пятнадцать лет в России только однажды корпорация приобрела произведение искусства для фондов государственного музея. Тогда это был «Черный квадрат» Малевича, переданный Эрмитажу. А сегодня достоянием страны стало целое собрание произведений русских фотомастеров. Оно не ушло за рубеж, не разошлось по частным коллекциям, не было выброшено на свалку. А такое могло случиться – еще недавно соседка по коммунальной квартире одного из фотографов-пикториалистов использовала его произведения в качестве совка при уборке квартиры… Пикториальная
фотография возникла в конце 80-х
годов 19 века. Эту реку питало
несколько источников: интерес
широкой публики к возможности
запечатлеть себя на кусочке картона;
представление, что фотография
должна быть высокохудожественной и
напоминать картину; развитие химии
и оптики. Возьмите особую, мягкую
оптику, позволяющую избегать
резкой детализации снимка;
ознакомьтесь с огромным
количеством способов печати;
научитесь корректировке изображения во
время его проявки – и вы создадите
произведение пикториального
искусства, такое же неповторимое и
индивидуальное, как картина. Однако
процесс этот весьма трудоемкий,
возиться с химическими составами
вредно для здоровья, да и
эффекты, получаемые при
обработке фотографии, подчас больше
невозможно повторить. Возможно,
поэтому сегодня, в наш
технологичный век, работать в этой
манере решаются единицы. Жанры, в которых работали
мастера пикториальной фотографии,
вполне соответствовали жанрам ее
прародительницы–живописи: пейзаж,
портрет, жанровые сценки, ню и т.д. Подобно художникам-импрессионистам,
пикториалисты стали мастерами
настроения, образа. Но это была не
живопись, а светопись. Размытая
линия силуэта, чей объем мягко
лепится светом и тенью, гармоничная
композиция произведения вызывают
эстетические переживания. Фотографии лиричны,
несут позитивный эмоциональный
заряд. Это всегда спокойное,
размеренное повествование,
неагрессивный рассказ
о жизни. Иногда это искусство
ради искусства, иногда – ностальгия
по уходящему миру или по
недолговечной мирской красоте. Эффект, производимый
пикториальной фотографией на
зрителя, вызван удивительным
смешением художественности и
реализма: ты знаешь, что перед тобой
реальные предметы, но в то же время
они подняты на пьедестал -
преподнесены так эстетично, так
возвышенно… В
России пикториальная фотография
возникла лет на десять позже, чем в
Западной Европе, однако имена
наших мастеров прозвучали за
рубежом. Европа обласкала русских
пикториалистов – они были
почетными членами иностранных
фотографических обществ,
участвовали в престижных
международных выставках и получали
самые высокие награды за «совершенство
исполнения и глубину образов».
Наиболее известными были имена А.
Мазурина, Н. Андреева, С. Лобовикова,
Н. Свищова-Паолы, А. Гринберга, В.
Улитина, Н. Петрова. После
Первой мировой войны Запад как-то
сразу протрезвел, отошел от
изысканного модерна, туманной
размытости взгляда, присущего
пикториализму, и увлекся
агрессивным репортажем, жесткими
конструктивизмом и
арт-фотографией.
Но в России пикториализм, напротив,
переживал пору расцвета. Русская
школа пикториализма была столь
сильна, что
именно ей выпала тогда честь
представлять «фотографическое
искусство революционной России» за
рубежом. У себя дома ей тоже
сопутствовал успех и внимание
публики. В 1928 г. на выставке «Советская
фотография за 10 лет» большинство
работ принадлежало мастерам,
работающим в пикториальной манере.
Фотографы снимали много и тщательно.
На их глазах происходили быстрые
перемены в жизни страны, старый
уклад разрушался, и его лихорадочно
спешили запечатлеть. Переломные
эпохи естественным образом
порождают конфликты в среде
творческой интеллигенции.
Энергичные молодые художники,
обуреваемые множеством творческих
идей, стремятся утвердить новые
идеалы, в которые искренне верят. В
то же время старые мастера
стремятся сохранить ценности жизни
прежней. Они ощущают свою
сопричастность старой культуре,
видят несправедливость того, что ее
пытаются перечеркнуть. Так и в
советской фотографии столкнулись
две идеологии, две эстетики –
пикториальной фотографии и
авангардной. Александр
Родченко, возглавлявший «молодую
банду» конструктивистов, в 1928 году
писал в журнале «Новый ЛЕФ»: «Мы
боремся даже не с живописью (она и
так умирает), а с фотографией “под
живопись”»… Но
постепенно эстетические споры
переходили в идеологическую
плоскость. В
стране, где количество неграмотных
достигало 70%, фотография должна была
стать мощным идеологическим
оружием, средством арт-пропаганды. И
пикториализм на эту роль явно не
подходил. С ужесточением идеологической концепции советского искусства в прессе пикториализм стали называть «измельчавшим», «вредным для нового пролетарского искусства». Пикториалисты продолжали работать и выставляться вплоть до 1935 года, когда состоялась выставка «Мастера советской фотографии». Хотя произведения этого направления были отмечены грамотами, в обзорных статьях, посвященных итогам выставки, преобладали критические оценки. Журнал «Советское фото» ругал их за «любование остатками дореволюционной культуры дворянских усадеб и архитектуры старой Москвы», «изображения никому не нужных сюжетов сельской жизни в период социалистического переустройства деревни», «не нужной рабочему классу обнаженной натуры». Ведущий фотокритик тех лет Л. Межеричер в своих рецензиях склонялся к тому, чтобы считать ню А. Гринберга искусством упадническим и несовременным: «Тов. А. Гринберг ...выставил несколько некрасивых голых женщин, явно не умеющих не только работать, но даже развести примус. ...Появление на нашей выставке голых этюдов А. Гринберга - яркий показатель того, что в советском фотоискусстве есть тенденции к некритическому освоению буржуазного наследства, к впитыванию его болезненных соков». В 1936 году в результате
дискуссии «О формализме и
натурализме в искусстве»
пикториальная фотография была
заклеймена как «буржуазная» и «несвоевременная»,
которая «мешает своим упадническим
настроением» рабочему классу
создавать новое искусство.
Последовали и оргвыводы: два лидера
пикториалистов, А. Гринберг и В.
Улитин, подверглись репрессиям. Все более
жесткие ограничения выдвигались
для участия в выставках как внутри
страны, так и за рубежом. Благоразумие
диктовало не афишировать свое
пристрастие к пикториальной
фотографии, и даже не заниматься ей
вообще. Большинство так и поступило.
С. Лобовиков выполнял
специальные съемки для
Института ботаники; Н. Петров
возглавлял кабинет судебной
экспертизы; Л. Шокин работал
фотокорреспондентом газеты; Н.
Свищов-Паола вел кружок в Доме
пионеров… И только Юрий Еремин в
конце 30-х, запершись в ванной
комнате коммунальной квартиры,
продолжал тайно делать
пикториальные отпечатки в
миниатюрном формате… Интересно, что Александр
Родченко в 1933 году был командирован
фоторепортером на строительство
Беломоро-Балтийского канала. Скорее
всего, его не устраивало такое
положение вещей, когда художник
должен был обслуживать власть, в то
время как он хотел служить народу. «А
мне хочется вести народ к искусству,
а не искусством вести куда-то… Надо
отделить искусство от политики», -
писал он в дневнике. И Родченко,
который столько лет боролся с
пикториализмом; не подавал руки
Гринбергу, жившему с ним в одном
подъезде дома, - этот Родченко
начинает снимать и печатать
классическое искусство – балет,
театр и цирк – именно в
пикториальной манере…
Пикториальные фотографии частично сохранились у энтузиастов-коллекционеров, сбереглись в семейных архивах. Но многие произведения утрачены навсегда. Недавно вернулся интерес к этим работам. И теперь на выставке в МДФ можно увидеть достаточно много работ мэтров этого направления фотографии. В собрании меньше представлены произведения первого поколения пикториалистов, зато немало произведений Улитина, Шокина, Еремина, Андреева, Клепикова, Свищова-Паолы, и даже Родченко с Гринбергом Работы пикториалистов можно смотреть в октябре до момента закрытия Московского Дома фотографии на реконструкцию, точная дата которого еще неизвестна. После этого выставка будет много путешествовать. Ее увидят в Лондоне, в городах Италии, а потом и в России - в Саратове, Йошкар-Оле, Петербурге. Ольга Жигарькова «Психологическая газета: Мы и Мир»(№10[110]2005) |
|||||||||||||||||||||||||
Наверх | ||||||||||||||||||||||||||
| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Наши за бугром | |
||||||||||||||||||||||||||
При использовании материалов сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" или на сайт обязательна