|
Шестой год с весной в Москву приходит Фотобиеннале. Вот и на этот раз чуть ли не с середины марта открываются все новые и новые выставки на разных площадках города – от Манежа до Нового Манежа, от Центрального дома художника до Музея современного искусства на Петровке. Фотографы современные и мастера ушедших времен, такие, как Родченко и Брассай, проекты оригинальные и традиционные, необычные повороты известной темы – зрителю обеспечена радостная, весенняя разноголосица впечатлений. Москва энергично знакомится с новыми работами российских фотографов, французских, немецких и голландских мастеров, а также представителей «новой волны» в китайской фотографии, пока еще несколько подражательной, но уже высокого качества. Более ста проектов разворачиваются на 25 площадках столицы, и каждый волен выбирать маршрут по душе. В этом году зритель открывает для себя самые непредсказуемые, необычные повороты темы «Соблазна», «Путешествия» и «Конфликта». Конечно, не совсем удобно колесить по всему городу в поисках новых впечатлений, тем более что в результате может постичь разочарование. Однако как радостно, если на выставке тебя ждет приятное открытие, качественные фотографии и действительно любопытные проекты. Путешествие во времени всегда соблазнительно. Но в этом году выставки, связанные с нашим недавним советским прошлым, пользуются не просто большим, а оглушительным успехом. Приевшаяся к концу социалистической эпохи официозная фотография, изображающая ученых-крестьян-рабочих, сегодня вызывает у большинства посетителей самые теплые чувства. «Обольщающая ностальгия по СССР», - определила их директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова, организатор Фотобиеннале. И наиболее интересен в этом смысле проект династии фотографов – Алексея и Эдуарда Жигайловых «Back in the USSR», представляющий качественную журналистскую фотографию с 1961 до августовского путча 1991-го. Мастера, занимавшиеся повседневным репортажем о героических буднях советских людей, благодаря молниеносным историческим катаклизмам оказались творцами патетической фрески на тему жизни страны, которой больше нет. Этот Реквием завершается «песней змея-искусителя» – историей нашей бурной, но короткой Перестройки, с ее несбывшимися надеждами, с мощным выплеском энергии населения, застоявшегося в конюшнях социализма на казенных кормах. Вглядываясь в повседневность «Советской России, которую мы потеряли», наслаждаемся утраченными, но прекрасными ее сторонами. Вот уборочная страда – «Боже, как много было техники на полях!» Вот крестьянский праздник – «сколько в деревне жило молодежи, детей, стариков!» Рабочий у станка – «сколько заводов работало!» И вообще у советских людей были «такие здоровые, спокойные лица, в них ощущалось чувство собственного достоинства». Я цитирую реплики посетителей и сама начинаю задумываться, так ли плохи были советские штампы, отражавшие советские ценности? Например, о дружбе народов, об уважении к труду простого человека, о престижности высшего образования и науки, о счастливом пионерском детстве и пр. Ностальгия, конечно, обольщает - хорошо, чтобы она еще чему-то учила… Небольшие проекты о нашем прошлом публика также принимает «на ура». Один из них называется «Страсть к красивому» и представляет советскую кустарную фотооткрытку. Бесхитростный текст сопровождает вмонтированное в романтический пейзаж фото («В тяжелую минуту вспомни обо мне, я везде и всюду верный друг тИбе!»). В Центральном доме художника разместилась выставка «Пляжный роман», на которой представлено несколько поколений отдыхающих советских граждан на берегах отечественных речек и морей. Выставка уникальна тем, что первые работы относятся к 20-м годам, а последние – к нашему времени, и тоже, в общем-то, являет нам картинки отечественной истории и рождает отклик в душе. Любопытен проект «Фотография на документ.1880-е – 1950-е». Казалось бы, может ли вызвать интерес маленькая фотокарточка на казенном бланке? Но, как ни странно, вызывает. Разглядывать незнакомые лица людей на официальных документах, аккуратно заполненных неведомым делопроизводителем, оказывается увлекательным занятием. Так и хочется вообразить себе жизнь неведомого соотечественника, заполнить биографические пробелы между строчек его документов… А можно погрузиться в еще более удаленную от нас эпоху. На выставке «Путешествие во времени и пространстве. Образы Российской империи. 1890-1910-е» представлена коллекция фотографий Российского Этнографического музея Санкт-Петербурга. Здесь и загадочная Средняя Азия 1900-х гг., и жизнь крестьян и горожан Архангельской, Тамбовской, Нижегородской губерний начала 20 века. Низкое качество фотографической техники делало изображение расплывчатым, так что кажется, что разглядываешь старину не через объектив фотографа, а сквозь саму призму времени. Особое место на Фотобиеннале занимают работы фотожурналистов. Сильное впечатление производят репортажи из стран и областей, где происходят военные столкновения, где беда, где гибнут люди. Фотографии Энтони Сво «War Antiwar», группы FNAC (Франция) «Конфликты», Джеймса Хилла «Беслан» показывают истинную суть войны – убийство и вызывают шок. Хорошей художественной фотографии никогда не бывает много. Так и на представленных выставках ею не увешаны все стены. По-прежнему немалое число фотографов используют фотостудию как площадку для сеанса эксгибиционизма, горят желанием эпатировать и поразить своей брутальностью или богемностью. Ну что ж, у каждого свои комплексы, но если они снова и снова воспроизводятся, вовлекая в круг болезненных переживаний ни в чем не повинных зрителей, то становятся проблемой для всех. Эстетика перерождается в вялую манерность, в холодную попытку соблазнить, в подражание чужим открытиям. Некоторые работы биеннале хорошо смотрелись бы в сладко-красивой рекламе парфюмерии, в глянцевом дамском или мужском журнале. Искусство фотографии всегда – свежий образ, личное настроение, остановленное мгновение, которое прекрасно или ужасно; откройте окна, дайте дорогу свежему воздуху, господа фотографы! Все это проблемы нашего времени, и фотография не избежала их. Обслуживать за хорошие деньги или творить, не задумываясь о стабильном заработке? Деньги – это тоже соблазн, и в этом также убеждает Фотобиеннале. Этот год не балует публику интересными выставками. Но Фотобиеннале сохраняет свой высокий культурный уровень из года в год, остается оживляющим душу весенним событием, дарит море впечатлений. И вам не поздно их получить, поскольку большинство выставок будет работать до конца апреля, а то и мая, а кое-что интересное еще только откроется в мае для вашего обозрения. «Психологическая газета: Мы и Мир» (№4[116])2006 |
|||||||||||||||||||||||||
Наверх | ||||||||||||||||||||||||||
| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Наши за бугром | |
||||||||||||||||||||||||||
При использовании материалов сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" или на сайт обязательна