Анатолий  Воронин

Российские предприниматели как наемные работники


ГЛАВНАЯ

о газете

подписка

статьи на заказ

тест

кроссворд

редакция

 
Назад

Вперед

Назад

 

 

 

Одной из важнейших функций кадровых служб на любом предпри­ятии или фирме является подбор персонала. Нестабильная экономи­ческая обстановка, конкуренция, несовершенство за­конодательства, в целом успешность (или    неуспеш­ность)   ведения бизнеса приводят к тому, что персонал на предприятии постоянно меняется. В зависимости от размеров фирмы, ее руководство тратит от 3% до 20% своего времени на оценку вновь набираемого персонала.

Значительная часть претендующих на работу, особенно если речь идет о работниках среднего и высшего управленческого звена, ранее сами возглавляли какие-то фирмы или участвовали в их организации. Иначе говоря, они выступали в роли предпринимателя. На данный мо­мент их фирма прекратила свое существование, и они не стали больше испытывать судьбу, решив­шись стать наемными работниками.

Первой и наиболее явной осо­бенностью таких людей является то, что они - "неудачники". При этом большинство из них прекрасно осоз­нает это, что сказывается на их на­строении. Для большинства из них характерно подавленное состояние и пониженный жизненный потенци­ал.

Собственно говоря, то, что они разорились, не является чем-то ис­ключительным. По данным Ассоци­ации мелкого бизнеса США, разо­ряется более 90% мелких предпри­ятий в первый же год своего существования. По данным Ассоци­ации малого бизнеса Великобрита­нии, эта цифра немного ниже - 85%.

Проблема заключается в том, что эти люди больше не хотят быть предпринимателями и им приходит­ся в очередной раз менять свой ста­тус. Первый раз наши российские предприниматели (подавляющее большинство из них) поменяли свой статус, когда решили оставить прежнее место работы на советском предприятии. Там их статус был мало отличим от статуса "пролетария". Соответственно, при переходе на работу в "чужую" фирму они будут вести себя по-раз­ному, и направленность их деятель­ности будет различной.

Одни вернутся к прежней соци­альной роли "пролетария", который ни за что не отвечает, выполняя свои обязанности "от сих до сих", которому обязаны платить во что бы то ни стало и который знает, что "инициатива наказуема".

Другие постараются остаться в роли предпринимателя и большую часть своей энергии направят на по­вышение своего пошатнувшегося статуса. Они постараются быть "по­ближе" к руководству, будут стре­миться получать доходы от прибыли фирмы, не довольствуясь зарплатой.

Третьи адекватно воспримут роль наемного работника. Поскольку они сами ранее использовали наемный труд, то являются весьма сведущи­ми людьми в плане взаимоотноше­ний между работодателем и работ­ником. От таких людей очень слож­но добиться преданности фирме или конкретному делу. Многие из них хорошо знают себе цену и находятся постоянно в поиске более выгодных рабочих мест. При благо­приятном для них стечении обстоятельств они без лишних угрызений совести оставляют одну фирму и переходят в другую на более выгод­ных условиях.

Помимо комплекса "неудачника" и соответствующей социальной роли, таких людей отличает доста­точно яркая индивидуальность, выде­ляющая их из массы людей. Почти всегда проявляется некоторый лич­ностный типаж, некая совокупность личностных черт, слитых воедино.

Так, Р. Хизрич и М. Питерс в сво­ей книге "Предпринимательство" описывают 8 типажей предпринимателей, у которых имеются опреде­ленные черты, препятствующие до­стижению успеха.

 

Какие черты препятствуют до­стижению успеха?

Первый из таких типов предпринимателей - "флюгер". Для него характерна исключительная чувствительность к определению перспективных направлений работы или развития фирмы. Но он редко доводит дело до конца и особенно не любит разбираться с мелочами и частностями.

Другой типаж - "простак". Он склонен все упрощать, считает, что любое новое предприятие можно создать в два счета.

Такие люди часто становятся пре­красными продавцами. Они могут заставить других поверить в самый невероятный проект.

Следующий типаж - "недотрога". Он настолько влюблен в свою идею, что каждого подозревает в намере­нии украсть ее. Эта недоверчивость и подозрительность мешает ему в установлении отношений взаимопо­мощи и доверия.

"Всезнающий" обладает прекрас­ными познаниями в области теории. Однако его знания редко подкреп­лены практическими навыками.

"Аккуратист" настолько привык к порядку, что в критическую минуту, особенно когда ситуация быстро меняется, теряется и не может с ней справиться. Он очень неэффек­тивно действует в ситуации неопре­деленности и хаоса (часто просто ничего не делает, находясь в состо­янии ступора).

"Философ" не слишком стремит­ся воплотить идею в реальное дело. Любит посещать различные семина­ры и участвовать в дискуссиях. Он не рвется к конкретным свершениям и при первой возмож­ности передает реальные дела дру­гим людям.

"Инопланетянин" не имеет адек­ватной мотивации и реальных це­лей для создания и развития свое­го дела.

"Изобретатель" больше заботит­ся о своем изобретении, чем о со­здании и развитии собственного бизнеса.

Естественно, если указанные выше черты выражены умеренно, то они не представляют какой-либо опасности, но если они выражены ярко, то шансов на успех у такого предпринимателя немного.

Заметим, однако, что данные ти­пажи были описаны в ходе изуче­ния личностных особенностей именно пред­принимателей США, и вопрос, насколько эти личностные особенно­сти характерны для наших предпри­нимателей, остается открытым. В нашем исследовании принимали участие имен­но российские бизнесмены. Мы обследовали некоторых представителей малого частного бизнеса Москвы и Москов­ской области и попытались оценить следующие их характеристики: лично­стные черты, интеллектуальный уро­вень, ориентированность на дости­жения.

По полученным данным, можно говорить, скорее всего, о четырех психологических типах предприни­мателей.

 

"Свой парень"

Тип 1. Это эмоционально устой­чивый, добрый, отзывчивый человек, легко вступающий в контакт с ок­ружающими, адаптирующийся в сложных ситуациях, имеющий высо­кий уровень интеллекта, способный логически мыслить, мотивированный на достижение успеха. Имеются не­которые сомнения относительно искренности людей, относя­щихся к этому типу. Возможно, что они демонстрировали социально желательные ответы, в связи с чем описание этого типа приближается к портрету идеального, социально одобряемого человека. Однако си­мулировать данные по интеллекту­альным методикам сложно, поэтому можно говорить, по крайней мере, о более высоком интеллекте предста­вителей этого типа по сравнению с остальными группами.

 

"Супермен"

Тип 2. Это смелые в социальном и эмоциональном плане люди, спо­собные быстро реагировать на из­менение окружающей обстановки, имеющие средний или ниже сред­него уровень интеллекта. Они легко и быстро находят контакт с окру­жающими, стремятся к лидерству. Недостаток интеллекта с избытком компенсируется спокойствием, не­возмутимостью, уверенностью в соб­ственных силах, способностью дер­жать ситуацию под контролем.

 

"Волк-одиночка"

Тип 3. Характеризуется погру­женностью в себя, замкнутостью, зак­рытостью, нежеланием вступать в какие-либо социальные контакты. Они не стремятся произвести впе­чатление на окружающих и не отли­чаются чуткостью и проницательно­стью во всем, что касается межлич­ностных отношений. Эти люди не терпят руководства над собой и сами не стремятся руководить. Они мотивированы на достижение успе­ха, но хотят добиться его самостоя­тельно.

 

"Формальный руководитель"

Тип 4. Это люди с высоким уров­нем самоконтроля, разделяющие общепринятые нормы и правила, склонные брать на себя ответствен­ность за принятие решения, эффек­тивные в деятельности, требующей постоянства, настойчивости и упор­ства. Представители этого типа тре­буют беспрекословного выполнения своих распоряжений, любят трудо­любивых людей и не склонны пота­кать чьим-то слабостям или вникать в чужие проблемы. Этот тип пред­принимателей полностью совпада­ет с описанием "формального" типа руководителей.

Указанные выше личностные осо­бенности остаются у предпринима­телей при переходе на работу в другую фирму, и они ведут себя со­образно им. К какому конкретно типу относится тот или иной чело­век, можно определить, используя различные психологические мето­дики, анализируя особенности его поведения и особенно его профес­сиональный и жизненный путь.

 

«Психологическая газета: Мы и Мир»(№4[116]2006)

Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Наши за бугром |

    Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" или на сайт обязательна