Кто
должен изучать психологическое
самочувствие общества? Этим занимается
сегодня не только психология, но и
социология, история, антропология,
политология и экономические науки. На их
стыке возникают новые отрасли, их
сегодня уже немало. Думается, что
постепенно сформируется особая наука об
обществе, в которую будут
интегрированы все полученные данные.
Наверное, для этого нужен
первоначальный толчок – возникновение
стройной, серьезной концепции, после
чего изучение общества перейдет на
новый виток познания.
Как бы то ни было, сейчас происходит
активное осмысление социальной и
общественной жизни, и мы нередко
печатаем статьи на эту тему. В
дальнейшем вы сможете знакомиться с
такими материалами в
рубрике «Социальная
антропология».
Нам
нужна новая идеология, которая не будет
ограничивать поиски общественной
справедливости, наиболее рентабельного
устройства государства и организации
коллективного бытия.
В
жизни общества всегда большую роль
играли эталоны образа
жизни. Такие образцы для подражания
при любой степени демократизации
общества давали высшие классы. «Табель о
сословных рангах» была одновременно
табелью об идеалах, образовании и
приемлемых формах воззрения. Отмечено,
что везде перемены к лучшему или худшему
осуществлялись только тогда, когда
значительная часть правящего сословия
выступала за эти перемены.
Идеология
Реакция
и реставрация капитализма в России
произошла под руководством элитарного
слоя Коммунистической партии
Советского Союза, после того как
Всесоюзная коммунистическая партия
большевиков перешла на позиции
троцкизма, не объявляя об этом. За
внешний эталон для изменений был принят
более высокий уровень комфортности
жизни Западной Европы.
Путь
к реставрации был открыт уже давно -
после смерти И.В. Сталина и элитарного
переворота 1954-56 годов. Идеология
общественной справедливости, которая
определялась как цель общественной
эволюции, тогда была отвергнута, а все
институты организации общества
сохранились. Идеология и истинная цель
должны были вступить в противоречие.
Сегодня
практический социализм, как и
действующий капитализм,
потеряли свою функциональную
привлекательность. Соответственно,
естественные корни их идеологического
обоснования были утрачены. Это
указывает на очень существенную сторону
современной реальности. Все мировые
общественные учения исчерпали свою
международную значимость, и начался
процесс восстановления национально
самобытных вариантов закрепления
положительного в достигнутом.
Ни
одно общество в мире не бывает заранее
готовым к резкой перемене своего
состояния. Это обеспечило в 1917 году
временное превосходство троцкистской
политической установки на перманентную
революцию, которая в нынешнем
общественном сознании представлена как
тактика перманентных реформ. Практика
показала нерентабельность такого
способа ведения хозяйства, но не
перечеркнула возможности эксплуатации
общественного ожидания. Эта тактика
исподволь вызвала реставрацию
капитализма в России, которая пока
условно датируется 1991 годом.
Перемены
в России произошли с согласия общества,
которое ожидало от них поступательного
развития в пользу улучшения качества
жизни и повышения эффективности
производства. Общественные ожидания
включали надежду на сохранение всех тех
удобств, которые нес расширяющийся фонд
общественного потребления социализма, а
также надежду на получение права на
объективную информацию, на свободное
волеизъявление, надежду на приход к
власти талантливых управленцев и
хозяйственников. Эти ожидания не были
оправданы.
При
осуществлении перемен нашим
реформаторам очень бы пригодилось
интеллектуальное наследие русской
политической эмиграции, которому до сих
пор нет места в
российской общественной мысли. Иван
Солоневич, публицист, объединивший в
своих работах взгляды И. Ильина, А.
Деникина и других представителей
интеллектуальных эмигрантских элит,
писал: «Русское – не византийское –
православное сознание ищет правды-справедливости,
достигаемой не путем насилия и обмана, а
путем внимания и любви, на путях
преобладания во всех человеческих
отношениях духовного элемента над
материальным». Увы, у нас по-прежнему
общественная психология находится под
воздействием анонимной международной, а
не национальной, установки на эволюцию в
будущее.
Психологическое
отражение нерентабельности
государственного устройства
Современное
российское государство устроено так,
что граждане в нем не могут нормально
существовать. О неблагополучном
состоянии страны свидетельствует
статистика. Число противоправных
действий постоянно возрастает, а
численность населения мест заключения
поднялась с 56 человек на 10 тыс. населения,
как это было в 1936 – 1948 годах, до 80 человек
в 2005 году. Это показатель уступает только показателю США,
где из 250 млн. населения 1% постоянно
пребывает в заключении.
В
стабильные времена для России средним
показателем числа самоубийств в год
было 12 человек на 10 тысяч населения. Он
возрастал в 1940 году до 22, а в настоящее
время, даже по официальной статистике,
достиг отметки в 32 человека на каждые 10
тысяч российских граждан. Потери армии
по этому показателю достигают 3 тысяч в
год, что намного превышает боевые и
госпитальные потери периода войны в
Афганистане и в Чечне. Этот показатель
сходен с потерями США по тому же
параметру нервных потрясений и суицидов
периода войны в Корее в начале 1950-х годов.
Кстати, в Ираке госпитализация
военнослужащих по нервным или
психиатрическим показателям достигает
68% от общей численности потерь
экспедиционного корпуса.
Психологическое
отражение нерентабельности
государственного устройства и
функционирования власти в России так
или иначе найдет
отражение в иных формах общественного
развития.
Коммунизм выступал, прежде всего,
как экономическое учение и в этом
качестве был очень эффективен. После ХХ
съезда КПСС значимость экономического
материализма была искажена
экономическим «идеализмом»,
приспособленное к русским условиям
учение вытеснили волюнтаристические
эксперименты в экономике.
Преувеличенное значение было придано
роли партийной организации как
самостоятельной вертикали социальной
мобильности. Несмотря на сильное
противодействие со стороны
практических работников, возобладала
корпоративная модель организации
власти. 1954–1960 годы были временем
ожидания, эмоционально сходным с 1980–1990
годами.
Политический либерализм
приверженцев троцкизма пятидесятых
годов (его прославляют под вывеской «шестидесятников»)
был еще слаб и не мог привести к власти
ту часть партии, которую ранее называли
«бухаринской и троцкистской»; троцкизм
стал ведущей силой только в семидесятых
годах ХХ века. Этот вынужденный сдвиг
был предопределен, в том числе, утратой
темпов развития.
Периодизация
в эволюции России
Культурно-историческая
эволюция русского общества переживает
особый период. В качестве условной даты
его начала может быть избрана дата
завершения этапа глобального
пересмотра итогов Второй мировой войны.
Решение глобальных противоречий стало
осуществляться на уровне локальных
конфликтов, включая вооруженные
столкновения. Средства психологических
наступлений и обороны, которые
использовались ранее с ограниченной
целью, обрели стратегические масштабы.
«Застойная»,
регрессивная экономическая практика и
государственная политика 1960-80-х гг.
потребовала срочных общественных
перемен, но не предложила идей на
перспективу. Формирование
общественного мнения в России, начиная с
октября 1993 года, передано в ведение
представителей США.
Средний
класс как национальная идея
Формулировка
нового национального интереса,
государственных целей намеренно не
определяется ни одной из политических
сил в стране. Выдвинут тезис
прагматичности, и ориентир обозначен
направлением на создание «среднего
класса» по западноевропейскому эталону.
Решить
вопрос со средним классом в нашем
государстве пытаются давно, но
безуспешно. Еще Екатерина II
в письме кн. Бецкому заметила, «что,
наверное, надо больше усилий положить,
чтобы развился в России средний класс…».
За
образец у нас все время берут
западноевропейское бюргерство. Однако
хотя оно имеет аналог в русском
мещанстве, но русское мещанство
никогда не управлялось изнутри, а
бюргерство имело самоуправление
казенного типа. Средний
класс в России – это постоянный идеал
либерал-демократии. Он полагается как
некая опора нестареющей
государственности, как покладистая
зажиточная часть населения, которая
должна стать главным классом общества.
Большевики
положили в основу формирования главной
силы общества другой класс - пролетариат,
какое-то время не учитывая, что быть
вечным пролетарием, как и вечным
студентом, все же нельзя. Создать миф о
рыцарстве пролетариев было полезно
только в период борьбы, но не на
длительный период пребывания у власти.
Так
какой же должна быть новая
государственная идеология в условиях
глобального мира?
Ее
разработка началась еще в 30-е годы XX
века. Вопрос
о государствообразующей нации тогда был
предметом размышления интеллектуальной
элиты мира. Ромен Ролан и Рабиндранат
Тагор, беседуя в Калькутте о судьбах
общественных истин, согласились в том,
что каждый народ хранит только свою
истину и почитает только свою
справедливость. Это были идеи
национального своеобразия, которое
должно сохраниться в новом глобальном
мировом пространстве. Однако этим идеям
помешал тогда осуществиться немецкий
фашизм.
Идеология
Германии была глобалистской. Она
основывалась на идее расового
превосходства и как следствие – на
необходимости ранжирования
человечества по расовому признаку,
соподчинения людей и стран по уровням.
Фашизм подразумевал существование
единого центра управления миром.
Другая
глобалистская идеология принадлежала
англо-американскому капитализму. Он
строил свои планы на мировое господство
на прецедентах колониализма и
продолжает следовать той же линии до сих
пор под иными вывесками.
Нельзя
забывать, что и марксизм был глобальной
идеологией, которая благодаря идее
коммунистической справедливости и
учению об интернационализме,
противостоящим расизму, нашел большое
число последователей во всем мире.
Именно этот аспект коммунизма подвержен
самому назойливому отрицанию в нынешнем
варианте глобализма.
Так
что же происходит в мире с идеями
среднего класса и общества потребления,
которое создано для него?
Идеология общества потребления
может утратить привлекательность на
местных рынках. Идеи изнашиваются, а
импортные идеи изнашиваются быстрее,
чем автохтонные, чем те, что обработаны
местным гением. Например, в Китае
марксизм назван не идеологией, а «экономическим
методом», который помог стране выйти из
застоя, избежать изоляции и
экономической неполноценности.
Марксизм и европейское
коммунистическое учение не стали частью
китайской национальной традиции. Есть «сяо
кан» - древнее учение о среднем достатке
для каждого. Сейчас оно разрабатывается
в Китае как часть официальной идеологии
будущего. Связывая древние учения с
современностью, компартия Китая заняла
ту нишу, которую ей предписывала
традиция древнего крестьянского
общества, а не городской цивилизацией
Европы.
А
что же происходит в России?
Русская
политическая этика
Россия
тоже принадлежит к крестьянской
цивилизации, но идеологию заимствовала
из городской цивилизации Европы.
Есть
особая политическая этика у каждой
цивилизации и у каждого народа.
Провозглашение политической этики «мирового
сообщества», этики протестантского
ростовщического капитализма
экономически доминирующих держав в
качестве общепримиряющей и
общеприемлемой политической реальности
- несвоевременно
и вредно. Отказ от признания своей
политической этики в
качестве движущей силы процесса
обновления - грозит отречением от права
на собственное будущее. Право на
собственные ценности, собственное
литургическое время и историю - более
долговечные вопросы, чем
вопрос о власти.
В.О.
Ключевский, оценивая особенности
русского ума и лукавство русской
интеллигенции, особо отмечал, что «чужим
умом мы хвастаем по праздникам, а своим -
живем по будням». Более того, мы, как и
японцы, изучаем себя по иностранным
источникам. Если приводится цитата из
летописи или работ митрополита
Иллариона (12 в.), то тут же указывается,
что думали об этом в Византии или в
Европе. Великий
русский историк много работал над
источниками, но еще больше - над способом
подачи материала. Его лекции
современники с полным основанием
называли «историческими новеллами». Ряд
его записок не уступает по
художественным достоинствам
историческим изысканиям О. Бальзака, а
по глубине суждений – признанным
русским философам. В «Дневниках»
Василия Осиповича есть много
саркастических замечаний по поводу
русского национального обычая не
доверять своему разуму и искренне
верить «оголенной цитате».
Политика
Представители
исполнительной власти предыдущей эпохи
сегодня в России лишены власти. Сохраняя
личный авторитет у населения, они
остаются пассивным оправданием
реставрации капитализма.
Разрыв
в осознании действительности у
существующей ныне оппозиции и у лиц,
находящихся у власти, невелик. Левые
партии живут воспоминаниями о
достижениях социализма прошедшего
времени и проповедуют их же на будущее.
Правые считают, что ценности социализма
изжиты целиком и следует начать новую
жизнь на европейских принципах и на тех
капиталистических основаниях, которые
были характерны для царского периода
истории России.
Но
политэкономия капитализма XXI
столетия не
есть политэкономия XIX
столетия. Общество имеет дело с новыми
составными элементами, которые пока
носят старые этикетки, и имеет смутные
представления о новой действительности.
Политика
предпочитает не иметь четкого очертания,
потому что четко очерченные
политические направления, в которых
должны происходить изменения, могут
вызвать негативные общественные
реакции. Бороться с отрицанием всегда
труднее, чем с новыми идеями.
Итак,
своей идеологии в России до сих пор нет.
Экономика
В
СССР возрастание роли финансового
капитала по отношению к
производственному капиталу было
отмечено в 1958 году первым неофициальным
повышением цен. Финансовые принципы
регулирования производства и
общественных процессов стали
приоритетными. За период с 1956 по 1980 год
прирост валового продукта снижался с 22%
до 1,5% в год, что было названо «застоем».
Способы формирования органов власти
тогда же были оторваны от общества.
Приватизация власти стала возможной
только из-за её нерентабельности.
Отступление
от плановых начал в хозяйственной жизни
страны привело к тому, что на передний
фланг выдвинулся финансовый капитал в
ущерб национальному промышленному
капиталу. Нерентабельность власти
требовала использования внутренних
накоплений. Так началось уничтожение
фондов общественного потребления,
завершенное 122-м Законом
о монетизации льгот только к 2005 году.
Снижение инвестиционных фондов
породило постоянную инфляцию и
спекуляции денежными средствами за
пределами производственных приложений.
Инфляция есть обязательный спутник всех
процессов ростовщического капитализма,
который требует пополнений
паразитарного характера.
Социология
Утверждать,
что существует политически значимый
рабочий класс и крестьянство, сегодня не
принято. Считается, что классы в России в
XX
столетии обрели вид
некоторого синтеза
административной прослойки
с двумя типами производственников в
экономике: инженерно-технического
уровня и технической администрации (заводоуправлений).
Авторитетным
сословием оставалось до недавнего
времени военное. Теперь оно названо не
слишком уважительным термином «силовики».
Военные события и боевые столкновения
все более заметно окрашиваются
в коммерческие цвета. Всеобщее
нарушение воинской присяги
генералитетом в ельцинский период стало
завершением реставрации и отказом от
идеалов предыдущего периода.
В
1990–91 годах были практически сняты
обязательства высших военных
руководителей, принятые по присяге на
верность Советскому Союзу. Русская
геополитическая установка, которая
имела вековую историю, была осмеяна и
дезавуирована. В этом
приняли участие и генералы из «ограниченного
контингента». Действия армии были
отданы на поругание.
Что
изменилось
Деньги
выступают ныне не столько в качестве
эквивалента труда и производства,
сколько как преобладающее средство
управления хозяйством, средство
надгосударственного насилия.
Выкуп
льгот у населения по 122-му Закону
является ступенью в разрушении
фондов общественного потребления,
которые сохраняются на высоком уровне
во всех развитых государствах.
Государственная собственность снижена
до уровня, который не может позволить
себе Англия, Франция, Германия, Япония и
тем более США. Нельзя забывать, что 122-м
Законом были выкуплены не только льготы
населению, которые сохраняются в
большинстве стран мира. Закон направлен
на уничтожение главного достижения
социализма – национального
общественного фонда потребления.
Восстановление
фонда общественного потребления, его
пополнение есть один из немногих
способов регуляции социальных
процессов.
Так
нужна ли нам геополитическая
национальная идеология?
Разбору
ошибок КПСС в свое время была посвящена
дискуссия КПСС и КП Китая.
Китайцы
сочли тогда и сохраняют такую позицию
сегодня, что а) экономическая
методология в оценке форм общественного
производства, будь то рабовладение,
капитализм или социализм, остается вне
культурной эволюции, б) справедливость
на базе экономического учения остается
вне национальной идеологии. Россия
пришла к троцкизму, а не к капитализму
новейшего времени. Реформирование ради
реформирования без четкой цели, без
новой идеологии и есть «перманентная
революция».
«Психологическая
газета: Мы и Мир» (№6[130]2007)
|