Наш сегодняшний собеседник
– Алексей Львович Гройсман, академик Международной Академии Информатизации и Международной Педагогической Академии, доктор медицинских наук, профессор, директор Института психосоматики и валеологии. Он любезно согласился обсудить с нашим корреспондентом тему «Медицинская психология и психотерапия».
– Алексей Львович, скажите, пожалуйста, каковы, на Ваш взгляд, истоки возникновения медико-психологических знаний?
– Истоки медико-психологических знаний можно найти еще в эру шаманско-религиозную, т.е. в донаучную эпоху. Достаточно указать на Гиппократа, великого врача древней Эллады, создавшего первые описания типов человеческих индивидуальностей по особенностям темперамента. Знаменитая клятва Гиппократа, великого мыслителя, является образцом этико-деонтологических поисков истинного медико-психологического подхода к личности больного человека, к самому врачебному искусству и к правилам взаимоотношения врача и пациента. В донаучную эру мистического понимания психологии существовала практика магического воздействия на человека с помощью различных вариантов словесного и невербального внушения (суггестия). В реликтовых папирусах Древнего Египта обнаружены тексты целебных заклинаний более чем от ста различных болезней. Традиционная медицина Востока (Китай, Япония, Индия) особенное внимание уделяла взаимоотношениям души и тела, то есть тем взаимоотношениям, которые современная медицина называет психосоматическими. Несмотря на наивность некоторых утверждений типа: "всякий язвенник
– подлец", духовная практика индийских йогов привела их к нахождению практических способов психической саморегуляции, положенных в основу современной аутогенной тренировки, ныне широко применяемой как для профилактики нервно-психического перенапряжения у здоровых лиц (летчиков, спортсменов, актеров, школьников, студентов и пр.), так и для лечения пограничных психических расстройств, в частности, неврозов. В ХIХ веке большое внимание уделялось изучению психических влияний на организм французскими учеными Бернгеймом и Шарко, русскими терапевтами М.Я.Мудровым, Г.А.Захарьиным, В.А.Манассеиным, С.П.Боткиным, хирургом Н.И.Пироговым, психиатрами И.М.Валинским, С.С.Корсаковым, В.М.Бехтеревым, открывшим первую в России экспериментальную психологическую лабораторию в 1885г., физиологами И.М.Сеченовым и И.П.Павловым.
– Когда сформировались медицинская психология и психотерапия как научные дисциплины и профессии?
– Медицинская психология как профессия сформировалась в нашей стране в последние тридцать лет. Именно этот период характеризовался в психологии развитием целостного системного подхода к изучению человека. (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, К.К.Платонов и др.), реализуемом в медицине прежде всего через общемедицинскую концепцию реабилитации (М.М.Кабанов). Медицинская психология, сформировавшаяся на стыке психологии и медицины, вышла, прежде всего в связи с запросами практики, за рамки чисто прикладной дисциплины, являя собой сегодня науку с достаточно четкими задачами, своим предметом, методами и объектами изучения, стыкующимися с психотерапевтической практикой. Соединяя естественно-биологические основы человекознания, даваемые медициной, с представлениями о личности больного во всей сложности ее взаимосвязей и взаимозависимостей с социальной средой, медицинская психология призвана гуманизировать медицину, в частности, через изменение индивидуального осознания врачей, что возможно путем повышения их врачебного образования в области психологии и педагогики.
– Какова связь медицинской психологии и психотерапии? Как на сегодняшний день обстоит дело с организацией психотерапевтичекой службы в стране?
Ведь Вы, как известно, начали заниматься этим вопросом еще в 60-ые годы в Харькове...
– Медицинская психология является теоретической базой клинико-психотерапевтической помощи в системе здравоохранения. Сейчас образовался своеобразный перекос-"ножницы", противоположный тому, который существовал на первом этапе официального признания психотерапии в 60-ые годы. Тогда недоразвитие теоретических основ медицинской психологии мешало внедрению ее в практику: недоставало организационных инициатив со стороны органов здравоохранения, которые регламентировали бы службу медицинской психологии и психотерапии. Первым шагом в этом направлении была инициатива министра здравоохранения Украины, профессора урологии Платона Лукича Шупика, который своим приказом узаконил открытие в Харькове, в институте усовершенствования врачей сначала курса (1958), а затем первой в СССР кафедры психотерапии, психопрофилактики и психогигиены (1962). Основателем кафедры и ее первым заведующим был выдающийся отечественный психоневролог и организатор здравоохранения доктор медицинских наук, профессор Илья Захарович Вельвовский. В 1998г. исполнилось сто лет со дня рождения этого ученого, всемирно известного как создателя системы психопрофилактического обезболивания родов.
В то время я в Харькове заведовал организационным и научно-методическим отделом клинической базы кафедры Центральной психоневрологической больницы МПС, в которой родилась эта система и кафедра. Естественно, я принимал участие в организации психотерапевтической службы в системе Главсанупра МПС и на курортном филиале кафедры. Благодаря тогдашним руководителям Всероссийского и Украинского территориального Совета по управлению курортами профсоюзов В.В.Полторанову и А.А.Васильеву, выпускники нашей Харьковской кафедры психотерапии организовали кабинеты психотерапии как организационно-методические структуры курортной психотерапии. На курортах удачно применялись различные виды релаксации, отдыха у моря, функциональной музыки, лечебного чтения, гипносуггестии и опосредованной психотерапии (ЛФК, физиотерапии). Наши выпускники защитили кандидатские диссертации. Например, В.Я.Ткаченко, психотерапевт санатория им. Куйбышева в Ялте
– по применению музыкопсихотерапии, Л.П. Гудкович в г.Сочи
– по психотерапии в сексологии, И.А.Жуков(Хоста)
– по гипнотерапии органических заболеваний ЦНС и нейродермитов, И.П.Перевалов
– психотерапевт санатория "Крепость" из Кисловодска
– по психотерапии гипертонической болезни, Я.Р.Докторский (Ессентуки) – по психотерапии язвенной болезни желудка и гастритов и др.
Развитию психотерапевтической службы способствовало открытие второй кафедры психотерапии в Москве в Центральном институте усовершенствования врачей во главе с доктором медицинских наук, профессором В.Е.Рожновьм, много и эффективно работавшим в области изучения и применения гипносуггестии и эмоционально-стрессовой психотерапии в клинике. Благодаря инициативе лидировавшей в стране кафедры психотерапии в Москве при ЦОЛИУВ и его руководителя В.Е.Рожнова при поддержке замминистра здравоохранения А.Г.Сафонова, профессоров И.З.Вельвовского, Г.В.Морозова и других ученых министр здравоохранения СССР академик Б.В.Петровский издал "исторический" приказ "Об улучшении психотерапевтической помощи населению" (в 1976 г.), тем самым узаконив психотерапию как научную отрасль медицины. Третью кафедру психотерапии при Ленгидуве возглавил профессор Б.Д.Карвасарский, руководитель клиники неврозов и психотерапии ЛНИИ им. В.М.Бехтерева. Несколько ранее курс психотерапии при кафедре внутренних болезней там же, при Ленгидуве, организовал известный ленинградский психотерапевт и сексолог профессор С.С.Либих. Ленинградская кафедра и сотрудники института им. Бехтерева, его директор, профессор М.М.Кабанов и заместитель по науке, профессор А.Е.Личко возглавили научно-исследовательскую работу в стране по медицинской психологии, создав одноименную проблемную комиссию союзного значения. Упомянутые "ножницы" между теорией и практикой были ликвидированы, но на новом витке развития медицинской психологии как науки потребовалось и дальнейшее участие медицинского психолога в реабилитационной работе.
–
Что же должны сделать нынешние руководители здравоохранения?
– Руководители здравоохранения, сказавши "А" в первой стадии организации психотерапевтической помощи населению, не могли в известный период стагнации сказать дальнейшие буквы алфавита. До сих пор в перечне медицинских специальностей нет номенклатуры психотерапевта. Отдельные психотерапевты, работающие на свои страх и риск, в основном, в системе здравниц, оформлены на должностях невропатолога, не получают соответствующих отпусков и надбавок, которые им положены, поскольку медико-психологическая работа (психодиагностика и психокоррекция) требует серьезного нервно-психического напряжения, больших временных и душевных затрат. Прошло время отдельных инициатив. Благодаря отдельным названным и неназванным мною лицам, не потонул и держится "на плаву" корабль научной психотерапии и медицинской психологии, не получая государственной поддержки, хотя бы в средствах массовой информации, не в пример шаманам и колдунам. Необходимо, чтобы дело научно оправданного направления в здравоохранении стало приоритетным и получило государственную поддержку, а не только выживало благодаря эксвизитному возникновению отдельных инициатив. Наконец, нужна верная кадровая политика и усовершенствование медико-психологического образования в стране.
–
Хотелось бы узнать, как обстоит дело с получением будущими врачами знаний в области медицинской психологии...
– Плохо. Официально существует единственная кафедра педагогики и медицинской психологии
– в Московской Медицинской академии им. И.М.Сеченова, не обеспечивающая запросы клинической практики и не сориентированная на нее. В вузах страны курс медицинской психологии читают при кафедрах психиатрии: раньше он насчитывал всего 16 часов, затем был увеличен до 46 часов. Но и это
– крохи для врача, которого и сегодня готовят как ветеринара
– преобладают часы и даже годы обучения органическим основам человека: анатомии, морфологии, физиологии, химии и др. Это все нужно, но не в ущерб человекознанию и психологии. Если ведомства искусства и культуры прислушиваются к необходимости психологического образования (например, в ГИТИСе я читаю курс психологии, в десять раз превышающий по количеству часов мединститутский), то организаторы здравоохранения и руководители медицинских учреждений явно недооценивают психологию.
–
Какие задачи Вы решаете в отделении психологии Международной Академии Информатизации, академиком которой являетесь с 1993 года?
– Развитие информатизационных технологий в мире привело к идее создания унифицированного носителя, чрезвычайно емкого по величине закладываемой информации, удобного в пользовании и имеющего единство многоканальных связей зрительного и акустического ряда с использованием технологии "компакт-дисков"
– так называемая «сидиромная» технология (СД),
– объединенного с персональным компьютером. Эта технология "мультимедиа" позволила бы нам создать для потребителей психотерапевтическую энциклопедию с видео–
и звукорядом по разделу психодиагностики и психокоррекции. Заказчики смогут пользоваться ей через специалистов. В последние несколько лет широко проводится обучение саногенному мышлению, т.е. такой методике, которая создана для профилактики и лечения пограничных психических расстройств президентом нашего отделения психологии академиком Ю.М.Орловым. Это действенный метод изживания отрицательных эмоций, таких, как гнев, обида, страх и другие, обычно подавляемые, ведущие к невротическим и психосоматическим заболеваниям. Система саногенного мышления
– уникальный метод самосовершенствования, аутопсихоанализа эмоций и самооздоровления, прошедший в Академии Информатизации не только проверку опытом, но и научную апробацию в лаборатории психологии и психогигиены, руководимой мною в созданном при отделении психологии Институте проблем сознания. Я, как проректор института по науке, занимаюсь также соискателями научных степеней, выполняющих диссертационные исследования по поведенческим наукам, в частности, по педагогической психологии и по общей психологии, поскольку ни интернатуры, ни аспирантуры по медицинской психологии в медвузах тоже нет.
–
А как обстоит дело с учебной и научной литературой по медицинской психологии?
– За упомянутый мною тридцатилетний период научного и профессионального становления медицинской психологии и психотерапии учебная и научная литература по некоторым частным и общим вопросам медицинской психологии издавалась пароксизмально (приступообразно). Первый всплеск изданий относится к 60-ым годам, начиная с книги М.С.Лебединского и В.Н.Мясищева
"Введение в медицинскую психологию" (1966), монографий по патопсихологии и нейропсихологии Б.В.Зейгарник, А.Р.Лурия, В.М.Банщикова и др. Второй всплеск относится к 80-ым годам: были изданы учебники медицинской психологии для врачей Г.К.Ушакова и Н.Д.Лакосиной (1980), руководства для среднего медперсонала А.М.Тылевича и А.Я.Немцовой (1980), В.Ф.Матвеева под моей редакцией (1984),три солидные монографии: "Неврозы", "Медицинская психотерапия" и "Психотерапия" Б.Д.Карвасарского (1982-86 гг.), М.М.Кабанова "Методы психологической диагностики и коррекции" с соавторами (1983). Новых переизданий в 90-ые годы не видно, а на дворе уже второе тысячелетие. И, поскольку издательство "Медицина" не проявляет к изданию ведомственной литературы должного внимания и интереса, мне пришлось издавать свои учебники по медицинской психологии в непрофильных издательствах. Вначале были изданы по отдельности три части учебника "Медицинской психологии" в издательстве "Импринт" в 1984г. И только в 1997г. в независимом психолого-педагогическом издательстве "Магистр" вышли мои лекции для врачей-слушателей последипломного образования единым трехчастным изданием. Первая часть содержит основные разделы и главы общей и медицинской психологии и по существу является пропедевтикой, введением в медицинскую психологию. Вторая часть
– клинико-психотерапевтическая, обобщающая мой сорокалетний врачебный опыт по адаптации и апробации ряда вариантов и методик психотерапии при невротических расстройствах и психосоматических заболеваниях. Третья часть посвящена проблемам возрастной учебной и профессиональной психогигиены и психопрофилактики пограничных психических расстройств. Учебник написан как пособие для врачей, повышающих квалификацию, на основе прочитанных мною лекций в своей "альма матер"
– Нижегородской медицинской академии, которую я окончил в 1961 году (спасибо ректорату, проявившему интерес к бывшему выпускнику; но в большинстве вузов России, насколько мне известно, некому читать и организовывать специальные курсы медицинской психологии и психотерапии).Считаю, что давно назрела необходимость подумать об интернатуре, аспирантуре и других вариантах профессиональной подготовки кадров по медицинской психологии и психотерапии. Думается, что эти вопросы должны совместно решаться ведомствами и управлениями Министерства здравоохранения, Министерства общего и профессионального образования, ВАК России и др.
– Алексей Львович, спасибо Вам за интересную беседу. Желаем Вам крепкого здоровья и больших творческих успехов!
Интервью
провел А. В. Макаров
«Психологическая
газета: Мы и Мир» (№9)1999
|