В
наше время немало психологов можно
встретить в армии, военных научных и
учебных заведениях. Психологи работают
в военкоматах с призывниками. Сегодня
один из таких специалистов - Марина
Николаевна Селиванова - делится с
читателями опытом проведения
профессионального психологического
отбора призывников в военном
комиссариате, рассказывает о задачах,
особенностях, результатах и проблемах, с
которыми сталкивается психолог на этапе призыва.
Марина
Николаевна - старший помощник по
профессиональному психологическому
отбору Перовского военного
комиссариата г. Москвы, и познакомиться
с опытом ее работы профессиональным
психологам будет интересно и полезно.
К
18-ти годам молодой человек стремится
выбрать профессию на основе своих
пожеланий, представлений о своих
возможностях, способностях и
особенностях характера. По этой причине
«профессиональный психологический
отбор» (ППО) в военном комиссариате
напрямую связан с жизненными планами
конкретного молодого человека и
представляет собой серьезное
комплексное обследование.
Каковы
задачи профессионального
психологического отбора?
В
общем виде задачи ППО можно определить
как выявление характерных для
призывника устойчивых базовых
психологических свойств и соотнесение
их с профессионально важными качествами,
которые требуются для успешного
прохождения военной службы на воинских
должностях («командных», «операторских»,
«связи и наблюдения», «водительских», «специального
назначения», «технологических»).
Личностные
свойства призывника изучаются для
уточнения его пригодности к обучению
определённой воинской специальности.
Изучение ведётся по трём основным
направлениям: психологическому,
социально-психологическому и
психофизиологическому.
Социально-психологическое
изучение направлено в основном на
выявление психологических причин
возможных затруднений в адаптации
призывника к военной службе и
трудностей в общении. Поэтому для
успешного решения задач ППО психологу
важно знать, какие качества человека
подвержены изменениям, а какие
относительно стабильны. Наиболее «консервативными»
являются те качества, которые
обусловлены наследственностью. Многие
исследователи считают, что личностные
свойства изменяются на протяжении всей
жизни человека, но только в определённой
степени. Основные из них формируются в
период детства и юности. При этом
познавательные процессы
детерминированы наследственными
факторами примерно на 70%, а личностные
качества – на 50%. В остальном влияние
оказывают средовые факторы, включая
влияние семьи, внесемейного окружения,
социальные и бытовые компоненты,
направленное воспитательное и
образовательное воздействие.
По данным исследователей,
зависимость личностных черт от
генетических факторов следующая:
стремление к эмоциональной и социальной открытости – 33%,
осторожность, рациональность – 43%,
агрессивность, враждебность – 48%,
сдержанность, уравновешенность – 51%,
оптимизм – 54%, неустойчивость к стрессам
– 55%, консерватизм - 60%, стремление к лидерству – 61%.
Такое распределение даёт психологу
представление о возможных особенностях
характера и поведения обследуемого
призывника в динамике.
По
итогам ППО психологом выносится одно
из следующих заключений о пригодности
призывника к конкретным воинским
должностям: I
категория – рекомендуется в первую
очередь, полностью соответствует
требованиям выбранной специальности; II
категория – в основном соответствует;
III
категория – минимально
соответствует и допускается при
недостатке кандидатов; IV
категория – не соответствует и не
рекомендуется для обучения по данной
специальности.
Полученные
в военкомате результаты ППО
используются при последующем
распределении военнослужащих в учебных
соединениях и воинских частях.
Принцип
этичности – один из наиболее важных
аспектов ППО, он вытекает из
общепризнанных прав человека: психолог
в военном комиссариате использует
полученные сведения только в служебных
целях и не допускает разглашения.
Заключение о профессиональной
пригодности к службе на определённых
воинских должностях сообщается
обследуемому в беседе с ним, но при этом
подчёркивается узкая направленность
оценки на конкретные воинские
специальности и в конкретный период
времени. Важно, чтобы отрицательное
заключение не рассматривалось как
приговор о полной профессиональной
непригодности и как общая негативная
оценка человека. Вообще проведение ППО
– достаточно деликатный процесс, в ходе
которого психологу необходимо создать
атмосферу открытости,
доброжелательности и доверия.
Методы
обследования
Тестирование
в военном комиссариате проводится с
применением тестовой батареи, в которую
входят: «S-test»
– графический субтест для оценки
зрительного восприятия, внимания,
способности к идентификации объектов в
условиях ограниченного времени; «Краткий
ориентировочный тест» (КОТ) для оценки
общих познавательных способностей; «Опросник
воинской профпригодности» (ВПП) для
определения общей направленности на
военную службу, а также на отдельные
воинские специальности (командные,
операторские, связи и наблюдения,
водительские, технологические и
специального назначения); анкета «Прогноз»
- для дополнительного уточнения нервно-психической
устойчивости призывника и для оценки
вероятности нервно-психических срывов.
В целом тестирование даёт наиболее
общую характеристику личности
призывника, его эмоциональной и
когнитивной сферы.
Перед
проведением тестирования психолог
проводит вводный инструктаж, после чего
необходимо убедиться в том, что все
задания поняты правильно и что
мотивация у обследуемых призывников
конструктивная, иначе исследование не
имеет смысла. В редких случаях такая
мотивация отсутствует (возможен отказ
от тестирования либо несерьёзное
отношение со стороны отдельных
обследуемых), тогда перед психологом
встаёт задача мотивировать призывников
на проведение обследования. В ряде
случаев у тех обследуемых, которых
приходилось мотивировать дополнительно,
результаты тестов оказывались выше, чем
у остальных. Однако трудно сказать
однозначно, действительно ли повышалась
направленность на военную службу или
проявлялся феномен позитивной
саморепрезентации: возможно, психолог
становился для этих обследуемых
референтным лицом. Другая проблема –
неправильное понимание смысла вопросов
или сложности с их интерпретацией –
возникает в тех случаях, когда
обследуемые стесняются обращаться к
психологу за разъяснением.
Индивидуальное
собеседование проводится с каждым
призывником в свободной форме и
направлено на выявление устойчивых
профессиональных интересов,
способностей и личностных качеств. До
начала беседы психологу целесообразно
ознакомиться с документами призывника и
отметить те факты, которые требуют
внимания или уточнения. При проведении
собеседования задаются в произвольной
последовательности вопросы, касающиеся
нервно-психической устойчивости,
воинской профпригодности и общих
познавательных способностей.
Эффективность во многом определяется
способностью психолога расположить к
себе собеседника: он должен
почувствовать искренний интерес к себе;
недопустимо строить беседу в форме
допроса. Важно помнить, что задача
психолога – не только получить ответ, но
и оказать положительное воздействие на
собеседника, так как его отношение к
военной службе ещё только формируется, и
любая деталь может оказаться значимой,
особенно для эмотивных личностей.
Структура беседы примерно следующая:
вводная часть – установление контакта,
создание доверительной атмосферы, если
нужно – снятие ситуативного напряжения;
основная часть – получение необходимой
для ППО информации; заключительная
часть – уточнение наиболее важных
деталей. В процессе беседы желательно
выявить, насколько молодой человек
способен реально оценивать свои
способности и возможности: самооценка,
помимо адекватной, может оказаться
завышенной или заниженной.
Завышенная самооценка проявляется в
излишней самоуверенности, хвастливости,
частом «яканье»; заниженная самооценка
сопровождается неуверенностью,
фрустрированностью, застенчивостью,
тревожностью.
Наблюдение
за поведением обследуемого
призывника в процессе проведения ППО
включает оценку моторики, различных
эмоциональных проявлений, отдельных
высказываний, а также целенаправленный
анализ поведения с целью обнаружения
индивидуально-психологических
особенностей личности. Так, наблюдение
даёт дополнительную информацию о
характере, мышлении, уровне развития.
Устанавливается, легко ли молодой
человек вступает в беседу, как понимает
вопросы, насколько логичны и адекватны
ответы, велик ли его словарный запас,
какова скорость, правильность и
выразительность речи. Фиксируются и
анализируются особенности поведения:
сдержан юноша или демонстративен,
присуща ли ему обидчивость, робость,
развязность, суетливость, как выражены
вегето-сосудистые реакции.
В
процессе наблюдения фиксируются
единичные признаки недостаточной
сообразительности и низких когнитивных
способностей: молодой человек задает
вопросы не по существу (иногда нелепые),
у него на лице написано недоумение,
растерянность, ответы на вопросы
демонстрируют примитивность суждений,
во время тестирования он делает попытки
записывать инструкции психолога,
обратиться за разъяснениями к соседу.
Отдельные
признаки низкой направленности на
службу и снижения дисциплины могут
проявляться в репликах во время ППО,
шумном поведении, элементах шутовства,
фамильярности. Иногда проявляются
внешние признаки эмоциональной
неустойчивости: изменения мимики,
тревожность, озабоченность, напряжения
мышц, резкость движений, хрипота или
заикание, вопросы и ответы,
чрезмерно эмоционально окрашенные.
Наблюдение
также помогает определить «лучших»
кандидатов на службу: они не задают
лишних вопросов, выполняют задания
спокойно и самостоятельно, следуют
инструкциям чётко и быстро, реагируют
адекватно обстоятельствам.
Результатом
ППО является комплексное заключение о
профессиональной пригодности
призывника, которое интегрирует уровень
общих познавательных способностей,
нервно-психическую устойчивость и
военно-профессиональную направленность.
Оценка
общих познавательных способностей (ОПС)
Это
наиболее простое звено в процедуре
ППО, так как данные тестов и беседы
дают достаточно чёткие результаты, не
зависящие от искренности обследуемого.
В случае сомнений психолог задает дополнительные вопросы на темы
ОПС. Целью дополнительного обследования
может стать выявление лиц с повышенной
утомляемостью при незначительных
тестовых нагрузках либо с отсутствием
элементарных знаний школьной программы.
В отдельных случаях у призывников
встречается непонимание таких понятий,
как «процент», «радиус», «корень»;
некоторые обследуемые не читают
художественной и научно-популярной
литературы, плохо понимают смысл
пословиц, басен, поговорок. Это в
основном характерно для молодых людей
из семей с педагогически
несостоятельными родителями, в которых
снижен общий культурный уровень.
Большинство
призывников при обследовании
показывает нормальный уровень ОПС.
Однако распространённое явление –
недостаточный словарный запас,
употребление речевых штампов,
примитивность высказываний и
нелогичность суждений. Кроме того,
обследуемые могут невнимательно читать,
не до конца понимать смысл вопросов,
неправильно их интерпретировать при
вполне нормальном уровне ОПС, поэтому по
ходу беседы целесообразно убедиться в
правильности понимания вопросов.
Оценка
нервно-психической устойчивости (НПУ)
Она
проводится с целью раннего выявления
состояний психической дезадаптации,
которые характеризуются склонностью к
срыву адекватного реагирования в
условиях эмоционального напряжения.
Это
основное направление психологического
обследования в военном комиссариате при
проведении ППО.
Диагностика
НПУ – сложная задача, так как всегда
трудно определить, являются ли
проявленные признаки неустойчивости
свойством личности молодого человека
или реакцией на незнакомую обстановку.
Уровень НПУ – не абсолютно стабильное,
навсегда данное человеку свойство; это
совокупность врождённых и
обусловленных влиянием внешней среды
свойств личности.
При
проведении ППО психолог ориентируется
на 4 уровня НПУ: высокий –
соответствует повышенным требованиям к
психическому здоровью; хороший –
нервно-психические срывы маловероятны; удовлетворительный
– срывы вероятны при значительных
психических и физических нагрузках, в
экстремальных ситуациях; неудовлетворительный
– высокая вероятность срывов, признаки
психической неустойчивости.
Отрицательными
признаками, выявляемыми в процессе ППО,
могут быть: плохие взаимоотношения в
семье и коллективе, преобладание
подавленного или беспричинно
приподнятого настроения, навязчивые
мысли и движения, тяжёлые переживания
даже по незначительным поводам,
колебания эмоционального фона, излишняя
тревожность, отсутствие дружеских
контактов, несоблюдение общепринятых
норм поведения, ипохондрия, частые
конфликты с окружающими и другие. Важно
своевременно отличить
асоциальный тип личности, у которого нет
проблем с НПУ, от типа личности с явно
сниженной социальной адаптацией и
низким уровнем НПУ.
При
диагностике НПУ правильное понимание
вопросов должно быть предметом
пристального внимания психолога. Так,
непонимание обследуемых
вызывают словосочетания: «подавленное
настроение», «обречённый человек»;
пропускается частица «не»; смысл
утверждения «Мои руки ловкие»
истолковывается как склонность к
воровству.
Не
менее серьёзная задача – построить
обследование таким образом, чтобы
получить искренние правдивые ответы. С
этой целью психологу желательно
задавать вопросы в скрытой форме или
косвенно, например: «Как Вы относитесь к
участию в уличных драках и скандалах?»
Причиной неискренних ответов может быть
стремление дать социально желаемые
ответы, показать себя с наилучшей
стороны; конформизм, выражающийся в
подсознательном стремлении следовать «общепринятым
стандартам»; демонстративность
личности, при желании получить
одобрение психолога или показать свою
исключительность. В то же время
абсолютно искренние ответы могут быть
вызваны полным безразличием к
обследованию и свидетельствовать об
отсутствии конструктивной мотивации у
обследуемых. В тестировании НПУ
предусмотрена шкала искренности, дающая
дополнительную информацию. При наличии
любых сомнений в правильности
диагностики психологу необходимо
задать уточняющие вопросы. В целом НПУ
большинства призывников находится на
хорошем уровне.
Оценка
военно-профессиональной направленности
(ВПН)
Она
предусматривает распределение
призывников по конкретным воинским
специальностям, а также позволяет
составить представление о
направленности на военную службу в
целом. О высокой
направленности призывника
свидетельствует положительное
отношение к службе, желание приобрести
конкретную специальность за время ее
прохождения, наличие определённой
жизненной стратегии и реальной цели.
Большинство призывников, прошедших
мероприятия ППО, готовы проходить
службу вдали от дома, с пониманием
относятся к необходимости подчиняться в
соответствии с воинскими уставами.
Отдельные
призывники (имеющие негативный опыт
социализации в семье и учебных
заведениях либо склонные к ипохондрии)
высказали тревожное и негативное
отношение к службе, что может затруднить
их контакты во время
прохождения службы. Именно поэтому
на данном этапе психологу важно выявить
личностно-эмоциональные девиации и
факты педагогической запущенности. О
низкой направленности на службу может
свидетельствовать нежелание проходить
службу и обучаться конкретным
специальностям, а также отрицательное
отношение к необходимости подчинения.
Об этом же свидетельствует легкомысленное отношение к
обследованию, нарушения норм поведения
в момент обследования, полная
пассивность в отношении к собственной
судьбе (такой молодой человек чаще всего
нигде не работает и не учится).
Отрицательными признаками также
являются: низкая дисциплинированность,
высокая конфликтность,
безответственность, отсутствие
реальных жизненных планов. Во всех
перечисленных случаях перед психологом
помимо фиксации уровня ВПН встаёт
задача проведения профориентационной
беседы, повышающей мотивацию и
направленность призывника с учётом его
индивидуальных особенностей. При этом
со стороны психолога полностью должна
исключаться негативная оценка
личностных особенностей призывника и
любая критика в его адрес: помочь может
только доброжелательное отношение, а не
«навешивание ярлыков».
Отдельно
оценивается направленность призывника
на конкретные воинские специальности:
он будет комфортнее себя чувствовать и
сможет полнее проявить себя там, где
мотивация будет оптимальной. Разумеется,
психологу необходимо учитывать помимо
мотивации объективные данные: овладение
сходной гражданской специальностью,
состояние здоровья, характеристики с
места работы или учёбы, личностные
особенности.
О
высокой направленности на
специальности класса «командные»
свидетельствует дисциплинированность,
организаторские способности, опыт
работы на руководящих должностях, а
также ярко выраженные лидерские
качества. Не следует направлять на такие
должности призывников, склонных к
пассивному поведению и подчинению.
Низкая направленность может
подтверждаться документами с места
работы или учёбы, в которых встречается
характеристика «ведомый член
коллектива», «поддающийся чужому
влиянию»; сведения
о том, что при хорошей успеваемости
такие молодые люди являются плохими
организаторами и не способны отвечать
за результат коллективной деятельности.
Направленность
на «операторские»
воинские специальности демонстрирует
наличие сходных гражданских
специальностей (программист,
оператор ЭВМ, корректор и т.п.), высокая
успеваемость по математике, информатике,
навыки в работе с электронным
оборудованием и способность к
монотонной деятельности.
Отрицательными данными является
неусидчивость, преобладание
холерического темперамента,
возбудимость, а также неловкость и
плохая координация.
Направленность
на класс «специального назначения»
характеризуется успешностью в тех видах
спорта, которые развивают координацию
движений (все виды борьбы, плавание,
игровые виды спорта и др.), а также
склонность к смелым поступкам,
преодолению чувства опасности. Кроме
того, выполнение обязанностей по этой
воинской специальности требует высоких
волевых качеств. Отрицательные данные
для такой специальности – отсутствие
склонности к силовым и подвижным видам
спорта, апатия, невысокие физические и
моторные данные, а также повышенная
уступчивость в межличностных и
внутригрупповых отношениях.
Профессиональная
направленность на «водительские»
и «технологические» воинские
специальности, помимо сходных
гражданских специальностей (водитель,
крановщик, тракторист, механик,
автослесарь и др.), характеризуется
склонностью к ремонту и управлению
техникой. В характеристиках с мест учёбы
могут быть указания на низкую
успеваемость именно по техническим
дисциплинам, может отсутствовать
выраженный интерес к
своей гражданской специальности,
например, при беседе у призывника может
быть выявлено полное отсутствие
интереса к техническим специальностям и
элементарных навыков по ремонту техники.
По этой причине психологу следует
детально изучать способности и
склонности, а не просто ориентироваться
на наличие сходного профессионального
образования.
Особую
актуальность ППО приобретает потому,
что зачастую до военной службы
профотбор не проводился, в связи с чем
профессиональная и социальная
адаптация молодого человека может быть
существенно осложнена. В ряде случаев
психологу в военкомате приходится иметь
дело с педагогической запущенностью, с
нарушением нормальных отношений в семье
и школе. При этом ППО не разделяет людей
на «плохих» и «хороших», а показывает
картину социально-психологического
распределения представителей молодого
поколения, которое представляет интерес
не только для армии, но и для общества в
целом.
«Психологическая
газета: Мы и Мир» (№7[119]2006)
|