"Человек рождается сам и умирает сам"... Когда-то давно услышанная фраза из фильма почему-то не забылась, выплывая из памяти. Как будто живет своей собственной жизнью, наполняясь новым смыслом. И сейчас она кажется гораздо глубже и мудрее, нежели в старом фильме.
Может быть, "сам"
– значит "один". Одиноким рождается человек из небытия и одиноким в небытие возвращается. И, может быть, страх и боль одиночества на самом деле
– страх перед тем, что находится по ту сторону добра и зла?
Почему все сжимается внутри и тянет душу тоска, и душат слезы, когда наваливается холод одиночества? Потому что это холод небытия, "не-жизни?" Как это несправедливо, должно быть,
– прийти в мир людей, в человеческую любовь и тепло, прийти частичкой этого огромного целого, человечества,
– и ... не ощутить этого единства, не заметить этой причастности к жизни всех.
Таинство рождения по сути своей в чем-то подобно, а в чем-то противоположно таинству смерти. Содержание таинства рождения
– в благословении на жизнь среди людей, в выстраивании мостика в мир живущих. И если какого-то звена этого мостика нет, через эту брешь просачивается чуждое земной жизни небытие.
Люди психологически благополучные не обращаются за помощью к психологам-психотерапевтам. К нам приходят, когда "душа болит". И тогда часто, слишком часто слышишь жалобы на чувство одиночества, ненужности, внутренней пустоты, усталости от жизни. Это понятно и нормально в случаях ухода или смерти близкого человека или отсутствия семьи. Но когда все внешние атрибуты "полноты" жизни присутствуют, а радости и удовлетворения от этой жизни нет? И тогда начинаешь "раскручивать" цепочку впечатлений, событий, а в ней…
Очень представительная обаятельная женщина бальзаковского возраста Н., имеющая мужа и двух взрослых дочерей, никак не может оправиться после гибели собаки. Ее жалобы типичны для человека в депрессивном состоянии: пониженное настроение, апатия, плохой сон и т.д. За этим "фасадом"
– бездна одиночества. Дочери самостоятельные и живут отдельно, редко обращаются за помощью или советом. Муж
– хороший, добрый, внимательный человек, умеет решать свои проблемы сам. И только собака не могла обойтись без Н., радуясь ей каждый день, каждую минуту, с благодарностью принимая ее заботу и ласку. Теперь, когда собаки не стало, Н. "поняла", что никому не нужна, что она
– в стороне от своих близких. Но, как оказалось, это чувство уже было когда-то, очень-очень давно: ей три года и ее впервые ведут в детский сад. А там
– неизвестные люди, чужая обстановка, незна комые игрушки. Эта "чуждость" пугает, хочется прижаться к маме, ухватиться за нее покрепче, чтобы она защитила от этой неизвестности. А мама вырывает свою руку и со словами "ты уже большая девочка, не мешай маме идти на работу" исчезает за дверью. И у маленькой девочки навсегда запечатлевается ощущение от этого "не мешай".
Ситуация в детском саду забудется, но память чувств на всю жизнь сохранит это ощущение "ты лишняя, ты мешаешь, ты не нужна, лучше бы тебя не было". В каком-то смысле, это отказ ребенку в праве на жизнь. Но он живет, стараясь быть нужным, а значит, имеющим право на эту жизнь. И если единственным существом, от которого человек получает подтверждение своей нужности, стала собака, то ее смерть превращается в драму.
А может быть, все начинается гораздо раньше, еще до того, как ребенок начинает ходить и разговаривать?
Молодая женщина Л. после долгих раздумий решила проконсультироваться с психотерапевтом по поводу периодически возникающего желания "завести роман на стороне". Обычно эти романы заканчивались угрызениями совести, чувством вины перед мужем и ухудшением физического самочувствия. Л. очень хорошо относится к своему мужу, расставаться с ним не хочет, описывает его как внимательного и заботливого человека. Что же происходит? В каждом новом "романе" Л. получает ощущение, что она
– "центр Вселенной", к которому приковано все внимание и любовь возлюбленного. В ней она "топит" свое, непонятно откуда берущееся, чувство одиночества. Ею заполняет внутреннюю пустоту.
И опять "раскручиваем" цепочку переживаний, самым ранним из которых оказалось непонятное для Л. впечатление темноты и желание сжаться в комочек, как будто от холода. Расспросив свою мать, Л. узнала, что у матери были осложненные роды, и первую неделю своей жизни Л. провела в отдельном боксе. А тепло и любовь матери, дающие ребенку чувство безопасности и необходимые в первые дни жизни, так и не смогли быть восполнены до конца. И появилось чувство одиночества, "дефицита" любви, которое Л. пыталась восполнить каждым новым романом.
Значит ли это, что причины переживания одиночества лежат где-то далеко, в младенческом возрасте? Ответом на этот вопрос может послужить история девушки, желающей создать семью, но почему-то постоянно отступающей перед этим важным шагом в жизни.
Г., будучи очень симпатичной, умной и обаятельной, всегда имела массу поклонников, некоторые из которых предлагали ей руку и сердце. Но как только Г. представляла себе это "одиночество вдвоем" на всю жизнь, она тут же расставалась с избранником.
Г. страдала от одиночества и не могла избавиться от этого чувства ни с одним из своих возлюбленных. Очень далеко ходить в поисках причины этой проблемы не пришлось.
Желанный ребенок, Г. с первых минут своей жизни была окружена заботой и любовью родителей. Избалованный ребенок, она многое могла себе позволить. Благополучие семьи (материальное и социальное) обеспечивалось отцом, очень талантливым, творческим человеком. К взрослой жизни он вел свою дочь как к огромной красивой сцене, освещенной разноцветными огнями рампы. Всей семьей они отправлялись в консерваторию или музей, к «богемным» друзьям или в путешествие к морю. Так продолжалось до того дня, когда отец решил резко поменять свою жизнь, бросил работу и один уехал в другую страну заниматься фермерским трудом. Г. тогда было 17 лет, и "кулисы" закрыли для нее ту красивую сцену . Спустя восемь лет, придя к психологу, чтобы разобраться со своей проблемой и что-то изменить в жизни, Г. вновь пережила события тех дней, почувствовала себя обманутой и преданной, брошенной самым близким человеком. Чувство отверженности и одиночества сопровождало ее все последующие годы. И в каждом мужчине Г. неосознанно видела предателя. Страх опять оказаться отвергнутой, нежелание обострять свое переживание одиночества заставляли Г. бежать от близких отношений с мужчинами.
Часто глубинное чувство одиночества "маскируется" под различные страхи, под чувство собственной неполноценности. Иногда человек может воспринимать окружающий мир как агрессивный и испытывать недоверие к нему. Подчас он постоянно пытается "быть хорошим" для всех людей, дабы не разозлить и не расстроить их, а взамен получить внимание и любовь. Этот перечень можно продолжать.
На первый взгляд кажется странным, что желание избавиться от чувства одиночества испытывают замужние женщины; девушки, имеющие обоих родителей (а то и братьев с сестрами в придачу); очень общительные, "заводные" люди, которых называют "душой компании". Каковы причины этого?
Ответ на вопрос можно найти, раскручивая историю жизни человека от сегодняшнего дня до момента его зачатия, а иногда и еще дальше. Но ограничимся пока индивидуальной жизненной историей.
Что может чувствовать ребенок, зачатый случайно, по ошиб ке, от нелюбимого человека, не вовремя и т. д. и т. п.? Ему, не родившемуся еще, уже не рады. Наши мысли и чувства говорят не только на языке слов и ощущений, но и, если хотите, на языке физиологии. Именно она дает "понять" малышу в утробе матери, что лучше бы его не было. Нечто похожее сопровождает утро жизни нежеланного мальчика, когда мечтали о рождении девочки, и наоборот. Увы, такая ситуация пугающе обычна.
В некоторых восточных странах днем рождения ребенка считается день его зачатия. Наверное, это правильно: то, как проживет малыш последующие девять месяцев, отражается на его взрослой жизни. И речь идет не только о физическом здоровье или нездоровье, но и о психологическом благополучии. В этот период опыт переживаний будущей матери становится опытом ребенка. А спустя много лет выросшее дитя будет теряться в поисках объяснений своих несчастий.
В детские годы ребенок проходит через так называемые периоды сензитивности. Суть их заключается в том, что в определенные отрезки времени маленький человек максимально готов к обучению конкретным умениям, к восприятию некоторой информации и т.д. Научить ребенка плавать в первые месяцы его жизни гораздо легче, чем в возрасте трех лет, а в три года научиться быть самостоятельным легче, чем в тринадцать. Потому что мудрая Природа распорядилась так, что всему свое время, и в каждый момент этого времени можно сделать шаг в становлении себя-Человека. Опыт чувств, эмоций тоже подчиняется этому порядку: пятилетняя девочка не почувствует себя обиженной, если ей скажут, что она не интересна мальчикам, а для пятнадцатилетней такое высказывание может стать началом душевной драмы.
Случайно или с умыслом (даже благим) произнесенные обидные слова, неосторожно выраженные негативные чувства могут упасть в душу ребенка именно в тот момент, когда они воспринимаются болезненнее всего. Так приобретается негативный опыт. Может забыться конкретный случай, действующие в нем люди, сказанные слова, но останутся переживания, которые они вызвали. Может быть, то самое чувство одиночества, ненужности или отверженности, от которого всю жизнь будет пытаться убежать человек.
«Психологическая
газета: Мы и Мир» (№2[114]2006)
|