Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

Журавлев А.Л.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ ОТВЕЧАЕТ НА ВЫЗОВЫ ОБЩЕСТВА


 

За последние двадцать лет наша страна столкнулась с новыми проблемами: демографическим спадом, терактами, локальными войнами. Жизнь людей протекает в ситуации непрерывного стресса, неуверенности в завтрашнем дне. Мы попросили Анатолия Лактионовича ЖУРАВЛЕВА, директора Института психологии РАН, рассказать, может ли психологическая наука сегодня помочь человеку и обществу в решении этих проблем.

 

–  Прежде всего, необходимо сказать о том, что психологической науке пока недостаточно ясна природа социальных стрессов, – отмечает А.Л. Журавлев. – Предусмотреть, что их количество так сильно возрастет за последние два десятилетия, было невозможно, поэтому не стану лукавить и говорить, что мы к этому были готовы заранее. И сегодня перед исследователями ставится конкретная задача: изучить специфику воздействия социальных стресс-факторов на психологию человека и его социальных групп.

Прежде чем говорить о потенциале психологической науки, важно сказать о тех реальностях, которые сложились сегодня при решении психологами практических задач, рожденных новыми социальными условиями. Сейчас уже действуют психологические службы, например, эффективно работает Московская служба психологической помощи населению, которая функционирует при правительстве Москвы и возглавляется квалифицированным психологом А.И. Ляшенко. Московская служба тесно сотрудничает с представителями фундаментальной науки, в частности, с сотрудниками Института психологии РАН. Одновременно формируется новое научное направление исследований, которое можно обозначить как «психологические проблемы современного мегаполиса». Изучение психологами так называемых «поселенческих (или территориальных) групп» было всегда, но мегаполис – это новый объект исследований, и особенно важно, что и практические службы, и научное направление проходят одновременный процесс становления. Хорошо, что этот процесс во многом происходит совместно, в результате взаимодействия. Существуют и работают также другие психологические службы, в том числе – при Министерстве по чрезвычайным ситуациям, при Министерстве юстиции, при Министерстве образования и науки.

А теперь – непосредственно о потенциале психологической науки в связи с решением названных Вами задач. В психологии многое сделано в сфере психологического консультирования, психологической помощи, психопрофилактики, психологической коррекции состояний и поведения отдельного человека. Значительно сложнее обстоит  дело с работой психологов с группами, даже с такой малой группой, как семья. Однако и здесь за последние десятилетия произошли позитивные сдвиги. Но особенные трудности возникают, когда речь заходит о необходимости влиять на большие социальные группы, и тем более, на общество в целом. Однако идти к этому нужно, в том числе, и через организацию психологической работы в регионах. Я имею в виду работу с большими социальными группами, профессиональными и возрастными – с детьми, молодежью, взрослыми, пожилыми людьми. При организации такой работы следует учитывать, что российские регионы принципиально различны, хотя бы по своему масштабу.

Так что у психологической науки есть основа, на которой можно будет дальше развивать психологическую помощь населению в преодолении социальных стрессов.

 

–  Опыт последних двух десятилетий показывает важность для жизни страны такого понятия, как «психологическое состояние общества». Что делает психологическая наука и, в частности, Институт психологии в этой области? Может ли современная психология ставить точный диагноз психологическому состоянию общества?

 

– Очень важно, чтобы понимание роли психологического состояния общества было не только у специалистов, но и у власти, работников государственных звеньев управления. Такое понимание наступает, хотя и с большими трудностями, и это – результат осмысления двадцати лет экономических и политических реформ в нашей стране. В Институте психологии членом-корреспондентом РАН А.В. Юревичем разработан подход к оценке психологического состояния общества, построенный на учете конкретных показателей, характеризующих общество в определенный исторический период. В число этих показателей, фиксируемых государственной статистикой, входит, например, количество самоубийств в год, доля психических заболеваний, число сделанных женщинами абортов на десять тысяч человек, количество детей, оставшихся без попечения родителей. Обнаруживается интересная и специфическая динамика, которая не повторяет динамику экономических показателей развития страны и показателей, зафиксированных в социологических опросах. К сожалению, мы не можем оценивать психологическое состояние общества непосредственно, более того, это невозможно по самой природе его формирования.

Психологическое состояние общества – реальный фактор, оказывающий существенное влияние на экономическую, политическую и социальную жизнь в стране. Например, хорошо известно, что ожидания позитивных или негативных изменений в обществе влияют на реальные экономические показатели. А массовое доверие или недоверие к экономическим реформам воздействует на их реальную динамику. Хорошо известно также, что состояния массового энтузиазма или массовой апатии влияют на экономические и социальные показатели в обществе. А состояние уверенности или неуверенности людей в завтрашнем дне и, тем более, в будущем своих детей и внуков оказывает влияние на то, с какой интенсивностью и отдачей люди работают.

В связи с оценкой психологических состояний общества существуют объективные трудности. Во-первых, важно понимать, что психологические явления более тонкие, более динамичные, они сложнее детерминированы по сравнению с любыми другими – экономическими, социальными, правовыми. Последние объективно легче понимать и объяснять, а следовательно, и управлять ими. Во-вторых, уровень развития количественных методов оценки, измерения, методов математического анализа в психологической науке оставляет желать лучшего, хотя за последние годы в этом направлении произошли серьезные изменения.

Однако даже те оценки, которые уже производились, оказались полезными, поэтому их необходимо учитывать.

Здесь обнаруживаются два типа расхождений, с одной стороны, экономических и социальных показателей, а с другой – психологических. Первый тип – это инерционные расхождения, когда в обществе воспроизводятся прежние психологические состояния, уже далеко не согласующиеся, например, с экономическими показателями. Инерционные расхождения приводят к резким колебаниям психологического состояния общества в дальнейшем.

Второй тип – это психологические состояния, которые предваряют скорые экономические изменения. Причем происходит это как в позитивной форме (воодушевления, радости, массового доверия, энтузиазма), так и в негативной (массовое недовольство в обществе, общая тревожность, негативные ожидания, массовая неуверенность), хотя для этого вроде бы и нет реальных причин. Причин, кажется, нет, а изменения психологических состояний все-таки имеют место. Это важная форма предваряющих психологических состояний имеет диагностическое значение для оценки развития целостного состояния общества.

Высочайшая сложность оценивания и учета психологического состояния в управлении обществом нередко приводит к тому, что этот феномен просто игнорируется. Однако психологические факторы затем очень больно дают о себе знать, в чем наше общество за последние двадцать лет убеждалось неоднократно.

 

–  В состоянии ли психологическая наука создать сегодня психологическую модель  социальных, культурно-исторических групп людей?

 

– Поставлен важнейший вопрос, а фактически, научная задача для исследования, достойным результатом которого может быть разработанная социально-психологическая модель. Однако психологическая наука в полной мере пока не научилась это делать. Мы находимся на пути к такому решению, хотя сейчас сложно оценить, какая часть пути уже пройдена.

Но и по этому вопросу психологам есть что сказать. Очень важно, что за последние двадцать лет мы изучали психологические характеристики новых социальных групп российского общества и добились в этом неплохих результатов. Приведу некоторые примеры. В Институте психологии РАН профессор В.П. Позняков совместно со своими учениками изучает психологические характеристики отечественных предпринимателей, накопив двадцатилетний опыт исследований. В результате современные российские предприниматели как социальная группа описана им достаточно тщательно. Профессор А.Н. Демин в Кубанском госуниверситете изучает психологические особенности российских безработных, возможности их адаптации в современном обществе, стратегии преодоления безработицы. Галина Турецкая в Институте психологии РАН выполнила интересную работу по психологии новой социальной группы – деловых российских женщин. В настоящее время Андрей Моисеев под руководством А.Б. Купрейченко завершает работу над социально-психологическим портретом городского среднего класса, и делается это на примере московского региона. Н.А. Журавлева с 1994 года ведет исследование динамики ценностных ориентаций учащейся молодежи на примере двух социальных групп: старших школьников и студентов. Следовательно, такие работы за последние годы стали важным направлением научных исследований. Однако в них есть некоторые ограничения, не позволяющие в целом положительно ответить на поставленный вопрос. Психологи изучают конкретные (и это хорошо), но частные социальные группы российского общества, они не столь обобщены, как те, о которых Вы спрашиваете. Кроме того, совокупности психологических характеристик, которые возможно охватить в конкретной работе, ограничены. Думаю, что в ближайшем будущем задачи, которые Вы формулируете в своем вопросе, могут быть поставлены и решены. Сейчас же главное состоит в том, что к этому есть движение, и это радует.

 

–  Как свидетельствуют ученые, демографические проблемы последнего времени в большей степени коснулись русских, украинцев и белорусов, чем, например, узбеков и таджиков, хотя все эти народы проживали прежде в СССР. Проводятся ли учеными кросскультурные исследования, которые помогут найти  источник таких различий? Проводятся ли исследования по сравнению психологических особенностей народов разных регионов мира?

 

– Кросскультурные исследования народов бывшего Советского Союза и других регионов мира, конечно, проводятся. Например, в Институте этнологии и антропологии РАН, исследования которого являются, по сути, комплексными, включающими в том числе  изучение психологических особенностей народов. Мы такого рода вопросами также занимаемся. Кросскультурные сравнения и психологические различия разных этносов интересуют наш институт  главным образом в сравнении русского этноса с другими этносами, тоже проживающими в России. В последние годы выполняется крупное комплексное исследование русского этноса на примере жителей Костромской области. Эту работу возглавляет профессор Е.Н. Резников, который сотрудничает с кафедрой психологии под руководством профессора Н.П. Фетискина в Костромском госуниверситете. В данной работе изучаются разные уровни психического: от характеристик темперамента и психомоторики до системы ценностей типичных представителей русского народа. На будущий год планируется завершение работы над крупной монографией, посвященной результатам этого исследования. Уверен, что ее практическая полезность будет очевидной.

Выполнен также целый ряд более частных, но не менее интересных исследований по психологии русского этноса. Например, исследование нравственных идеалов русского народа (профессор М.И. Воловикова), социальных представлений русских о счастье (И.А. Джидарьян), кросскультурное исследование коллективной исторической памяти на примере российского и французского общества (профессор Т.П. Емельянова).

Объединяет эти работы представление их авторов о причинах кросскультурных различий, которые, прежде всего, таятся в истории и традициях конкретного народа, в его географическом расположении, миграциях, особенностях хозяйственной деятельности, складывавшихся в далеком прошлом. До нас доходит многое из архетипического, что составляет устойчивые компоненты менталитета того или иного современного народа. Объяснение причин различий в психологических особенностях народов – трудная задача для ученого. Однако количество таких исследований будет только нарастать, потому что они чрезвычайно востребованы современным обществом.

 

–  Разрабатывает ли отечественная психологическая наука методы влияния на состояние общества?

 

– Чтобы разработать научно-обоснованные методы, должны реально существовать и развиваться отрасли психологической науки, которые можно было бы объединить в единую отрасль и назвать ее, к примеру, «психологией общества», или «макропсихологией». В настоящее время активно формируется научное направление подобных исследований, которое имеет большие перспективы.

Чтобы разработать методы влияния на состояние общества, необходимо понимать механизмы формирования психологических явлений в обществе. Необходимо также  построить модели, проверить их на достоверность и только после этого разработать конкретные методы воздействия. Это долгий и трудоемкий путь, но он вполне реален. Пока же психология идет по другому пути (и прежде всего, практическая психология): изучает и накапливает опыт управления состояниями больших социальных групп и общества в целом, объединяясь при этом со специалистами смежных наук о человеке и обществе. Имеются ввиду следующие направления воздействия: правовое регулирование общества через задание норм и правил поведения человека и его групп; влияние политических лидеров, политических партий и политических программ; управление через многообразные средства массовой информации; включение в зону управления общественными состояниями представителей широких слоев населения; воздействие через систему образования и воспитания на молодое поколение – будущее страны.  При разработке любых методов воздействия на общество – экономических, политических, правовых, организационных, педагогических и других – должны использоваться знания о психологии людей, прогнозироваться психологические последствия воздействия, включая отсроченные. В целом, это одно из самых перспективных направлений развития современной практической психологии.

 

–  Телевидение – мощный фактор влияния на психологическое самочувствие людей. Может ли психология построить вектор реального и желаемого влияния телевизионных передач на состояние общества?

 

– Вокруг воздействия телепередач на психологические состояния различных групп российского населения, особенно молодежи, детей и подростков, идут острые дискуссии. И важно, что проводятся они с участием психологов. Хотя далеко не всегда такое участие гарантировано. Имеются в виду официальные дискуссии, для участия в которых нужны официальные приглашения, а они-то не всегда направляются психологам.

Здесь есть очень крупные, но принципиально разные научно-практические задачи, которые кратко можно сформулировать следующим образом. Первая – при каких условиях можно достичь желаемого влияния, а вторая – при каких условиях возможно не допустить нежелательного влияния, и вот в решении второй задачи больше ясности для специалистов, чем первой. Понятно, например, что важно не допускать навязывания людям негативных жизненных стратегий. Недопустимо прививать стереотипы нездорового образа жизни, включающие курение и пьянство, принятие наркотиков и проституцию, воровство и обман, иждивенчество и стяжательство, агрессию и криминальное поведение. Ясно также, что нельзя допускать доминирования на телевидении таких передач, которые культивируют образ жизни, направленный на развлечение, а не на труд как основной вид занятий человека. В этом согласно большинство специалистов.

Обнадеживает то, что российское телевидение тоже меняется, и многие начинают понимать необходимость контролировать содержание программ, исключать вседозволенность, приходить хотя бы к балансу негативных и позитивных эмоций и чувств у зрителей, культивировать позитивные ценности и идеалы.

В плане же конкретных исследований отечественная наука шагнула вперед, изучая психологические особенности деятельности различных средств массовой информации и коммуникации. Сформировалась психология рекламы как прикладная отрасль психологии. Кстати, работы профессора А.Н. Лебедева в Институте психологии РАН сыграли в этом большую роль. В настоящее время формируется психология маркетинговых коммуникаций, исследуется взаимодействие людей в Интернете. Конечно, этого явно недостаточно, чтобы построить вектор желаемого влияния телевизионных передач на психологическое состояние общества. Многое еще предстоит сделать, в том числе, кропотливо накапливая данные о влиянии телепередач. Я по-прежнему говорю о необходимости проведения крупных научных исследований, естественно, требующих больших финансовых вложений.

 

–  Сегодня принимается множество новых законов, некоторые из которых порождают бурные дискуссии в обществе. Может ли психология оценить их с научной точки зрения? Какова роль психологов в разработке законодательных норм, регулирующих жизнь общества?

 

– Психологическая наука не только может, но и реально оценивает законы Российской Федерации. Наиболее значительное из того, что делалось в последнее время, связано с участием психологов в обсуждении Закона РФ «О полиции». В частности, в нашем институте работает научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология», на специальном заседании которого обсуждались психологические последствия принятия этого закона. В обсуждении – а фактически, в научной экспертизе – приняли участие известные российские специалисты. Познакомиться с содержанием  дискуссии можно будет в ближайшее время в «Психологическом журнале» РАН, а также на страницах научных журналов, ориентированных на юристов и юридических психологов.

Психологи активно участвуют в обсуждении еще не принятого закона об образовании. От нашего института в комиссию по подготовке проекта закона были переданы предложения доктора психологических наук профессора М.А. Холодной.

Другое дело, что пока не существует официального канала обращения государственных структур к психологам за получением научной экспертизы того или иного закона.

Сейчас хорошо известны две основные формы участия психологов в подготовке законов. Это эпизодические приглашения к участию в чтениях Комитета по законодательству Государственной Думы по обсуждению готовящегося закона.

Вторая форма подразумевает добровольное участие в обсуждении, по усмотрению самих психологов. Это становится их общественной функцией, а не обязательной работой высокой степени важности. Такую ситуацию необходимо менять. Нужно широкое общественное понимание значимости психологической экспертизы. Психологам нужно верить в то, что ситуация изменится, и не только в сфере законотворчества.

 Ответственным работникам, широкому кругу профессионалов, государственным чиновникам очень важно понять, что психологи нужны не только тогда, когда пришла беда и  остро необходима психологическая помощь, но и в повседневной жизни людей. Наступление такого понимания приведет к радикальным изменениям в развитии трех основных составляющих целостной системы психологии: науки, образования и психологической практики.

Беседовал Александр ЖИГАРЬКОВ

 

 

 «Психологическая газета: Мы и Мир» (№9[181]2011)

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design - Григорий Жигарьков

Rambler's Top100 хостинг от azz.ru

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.