Одним
из символов нашего смутного времени стал настоящий культ астрологов,
хиромантов, колдунов, экстрасенсов, которых в современной России
насчитывается около трехсот тысяч. Для сравнения: профессиональных ученых
в стране - около четырехсот тысяч, причем ученых становится все меньше, а
колдунов и прочей подобной публики - все больше. Сочетание подобных
тенденций с провозглашенным у нас курсом на построение инновационной
экономики заставляет вспомнить высказывание Николая Бердяева о том, что «антиномичность
проходит через всю российскую жизнь».
Эта
антиномичность, сочетание несочетаемого, наблюдается повсеместно. Так,
наших детей учат в школах, что средневековая инквизиция сжигала на кострах
совершенно невинных людей - в качестве ведьм и колдунов, которых на самом
деле не существует. А придя домой и включив телевизор, они видят
личностей, которых им преподносят в качестве … ведьм и колдунов.
Да и
вообще налицо явное противоречие между содержанием нашего образования и
тем, какую картину мира выстраивают СМИ, даже наиболее респектабельные.
Например, если почитать одну из наших лучших газет – «Аргументы и факты»,
то создается впечатление, что наука вообще не нужна, достаточно отправить
в Гималаи или на Кипр экспедицию так называемого «профессора Мулдашева», и
он найдет там снежного человека, инопланетян, путь к бессмертию и вообще
все то, что не удается науке.
Не
многим отстает и телевидение: зачем нужны футурология, форсайты и другие
виды научного прогнозирования, если на голубых экранах астрологи и
астропсихологи (появилась и такая профессия) в считанные секунды
предсказывают будущее всем желающим? Зачем нужна наука как сложный и
дорогостоящий механизм познания мира и воздействия на него, когда есть
экстрасенсы и колдуны, которые делают это намного более простыми
способами? Вовсю патентуются такие «изобретения», как «Симптоматическое
лечение заболеваний с помощью осиновой палочки в момент новолуния для
восстановления целостности энергетической оболочки организма человека»
(патент 2083239), «Установление факта смерти пропавшего без вести человека
по ранее принадлежавшей ему вещи» (патент 2157091), и тому подобные. А
наши газеты переполнены объявлениями, вроде «сниму порчу», «приворожу»,
«верну мужа за полчаса», что куда нужнее и понятнее обывателю, чем сложные
рассуждения ученых.
Все это
– не бытовые поделки в жанре «фэнтези», вроде фильмов об эльфах, гномах и
гоблинах, а мощнейшая индустрия, подкрепленная финансами, которые ученым и
не снились, и поддержкой сильных мира сего. И эта индустрия приносит
весомые плоды. Опросы показывают, что до 80 процентов наших
соотечественников, получивших вполне материалистическое образование, верят
во всякую чертовщину (при этом большинство из них в Бога не верят!). И
стоит ли удивляться огромному количеству жертв различных сект, а также
тому, что наши сограждане зарываются под землю и ждут там конца Света?
Удивляет другое. Современные последователи средневековых астрологов и
колдунов, пропагандируя всевозможную эзотерику, в быту очень даже
материалистичны. Экстрасенсы общаются не посредством передачи мысли на
расстоянии, а с помощью мобильных телефонов и Интернета, специалисты по
перемещению душ сами перемещаются на самолетах и дорогих автомобилях, а
взывающие к очищению от всего мирского прекрасно умеют считать деньги и
вымогать их мошенническими способами. Паразитирование эзотериков на
традиционной науке, которой они себя противопоставляют, выражается и в
том, что они копируют организацию научного сообщества, присваивая себе
«ученые степени» докторов парапсихологических наук, магистров белой и
черной магии, создают «научные» академии, вроде многочисленных Академий
оккультных наук, вовсю используют такие понятия, как энергия, информация,
поле и другие термины, позаимствованные у науки, и вообще всячески
стараются выглядеть «учеными». Удивляет и неразборчивость наших СМИ,
которые крайне сомнительных личностей представляют докторами одновременно
биологических, технических, философских, парапсихологических и прочих
(существующих и не существующих) наук, сообщают о таких «открытиях», как
клонирование, которым занимались... атланты, и представляют описанную в
сказках различных народов нечисть - кикимор, гарпий, вампиров, оборотней –
как побочный продукт их неудачных экспериментов.
Так
какое же мы общество – древнее, живущее в джунглях, поклоняющееся шаманам
и решающее материальные проблемы с помощью колдунов, или современное,
использующее научные технологии для строительства инновационной экономики?
Похоже, нечто среднее, хотя история вроде бы учит, что сочетание того и
другого невозможно. На языке психологической науки это – ни что иное, как
шизофреническое раздвоение сознания, причем не отдельной личности, а
целого социума. В общем, если вспомнить Михаила Булгакова, «шизофрения,
как и было сказано».
Сложилась ситуация, когда уместно обратить свои ожидания ко власти, тем
более, что в отличие от первого Президента России, полагавшегося не на
советы ученых, а на рекомендации астрологов, В. В. Путин на Общем собрании
РАН 2007 года жестко отозвался о мракобесии, культивируемом нашими СМИ.
Логически (но только логически!) есть две возможности. Либо и в самом деле
ведьмы и колдуны существуют, можно насылать и снимать порчу,
воздействовать на людей силой мысли, ясновидеть будущее и прошлое. Тогда
наши сограждане остро нуждаются в защите от колдовского беспредела, в
силовых структурах пора создавать Отделы «оборонной магии» (вспомним роман
братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»), а Госдуме следует
принять закон «О защите населения от насылания порчи и привораживания».
Либо
все это чушь, люди, которые претендуют на умение насылать и снимать порчу
и привораживать – попросту шарлатаны и мошенники, а их действия подпадают
под соответствующие статьи Уголовного кодекса, которые необходимо
применить ни к одному лишь Г. Грабовому, а и к его многочисленным
«коллегам».
Но не
делается ни то, ни другое, и эзотерическая индустрия образует одну из
многочисленных «темных» сфер нашей жизни, в которую власть предпочитает не
вмешиваться. Пока это так, провозглашенный ею курс на экономику знаний на
деле выглядит как создание «экономики эзотерических знаний», а
присутствующий в литературной классике диагноз «шизофрения, как и было
сказано», может быть поставлен всему нашему обществу.
«Психологическая
газета: Мы и Мир» (№2[150]2009 |