Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

Павлова Р.А.

 

 

МОНОЛОГ РАССЕРЖЕННОГО УЧИТЕЛЯ


В редакцию пришло письмо от школьного учителя. В нем снова нам пишут о несогласии с  реформой образования и культурной ситуацией в стране. Еще один крик вопиющего в пустыне… Сколько таких писем, статей, выступлений уже было? Сколько ожиданий, надежды на то, что те, кто сидит наверху, проникнется, наконец, тревогами огромного числа людей и изменит ход реформ, уничтожающих  систему образования. Но не слышат. Или не слушают? Наверное, дело не в пустыне – вокруг многолюдно, просто власти не хотят ничего слышать – именно от нас. Наше мнение им неинтересно. Мы для них – не партнеры для диалога. Просто консерваторы, не понимающие счастья, которое несут перемены.

Начался новый учебный год, вступил в силу новый закон об образовании. Стало ли меньше людей, недовольных проводимой реформой? Скорее, стало больше смирившихся. Ведь, несмотря на всеобщие жаркие дискуссии и протесты, власти продолжают гнуть свою линию. Всем совершенно понятно, что их главная цель – сломать хребет отечественной системе образования и построить новое здание, по аналогии с имеющимся у соседей. Мир-то стал единым, значит, все должно в нем быть одинаковым.

Именно это вызывает протест соотечественников. В нашей стране много великолепных наработок в области образования, которые показали свою эффективность и отнюдь не устарели, как нас пытаются в этом уверить. Почему нельзя менять систему, сохраняя все ценное, что накоплено нашими предшественниками? Это, конечно, работа сложная, ювелирная, требующая терпения и мастерства. Но их-то как раз и нет у людей, реформирующих   систему образования, как нет и понимания ценности наследия, которое им досталось. Проще все сломать, а потом пытаться восстановить кое-что из утраченного, если возникнет в этом потребность. Только вернуть его в прежнем качестве не получится: обрушена система организации работы, ушли нужные люди, да и немалые средства придется вложить для возрождения уничтоженного.

Конечно, раньше образование и воспитание было в руках коллективного целого, государства. Оно выстроило крепкую систему, в которой на эти цели работало все – и средства массовой информации, и кино, и телевидение, и радио, и эстрада, и семья, и школа. Пришли другие времена, государство не считает образование и воспитание народа зоной своей ответственности, передоверяя эти задачи семье. А ведь можно идти нетипичными  путями, не следовать слепо советам неолиберальных наставников. Можно обобщить претензии общественности, сесть за стол переговоров и выработать нестандартные способы решения проблем, ведь и страна у нас нестандартная, с большим багажом наследия в области образования.

Только будут ли власти работать совместно с общественностью? Складывается впечатление, что они столь надменно и презрительно относятся к нам, что прислушиваться к нашему голосу не намерены…

 

Вспоминается прошлогодний торжественный вечер, посвященный Дню учителя, который проходил у нас в округе. На него были приглашены ветераны педагогического труда. Наш префект Владимир Борисович Зотов говорил о том, что День учителя – праздник всенародный, он дорог и близок каждому человеку. Ибо мы все в своем роде – ученики. Он подчеркнул, что педагогика – дело нелегкое. Здесь не готовых формул, какими пользуются инженеры, или рецептов, на которых держится медицина. Труд учителя – сложное уравнение со многими неизвестными, его можно решить лишь с помощью титанических усилий, педагогического мастерства и авторитета.

«Это вы, учителя, воспитали в нас такие профессиональные качества, как исполнительность, добросовестность, упорство в достижении цели, без которых немыслим сегодня ни один современный высококвалифицированный руководитель».

Все это было приятно слышать, но что-то мешает от души радоваться празднику. Наверное, беспокоит происходящее в нашем образовании за последние двадцать лет. Мне и моим коллегам, проработавшим в образовании по 30 – 40 лет, логика реформаторов  непонятна. Мне кажется, что Министерство образования занимается имитацией бурной деятельности. За время перестройки уже столько инноваций ввели, что скоро от образования (когда-то лучшего в мире) в России ничего не останется – одни инновации.

На мой взгляд, самих чиновников необходимо разделить на две категории: прожектеры и фарисеи. Они не ведают ни сути, ни существа дела, к коему приставлены. У нас накопилось немало проблем. Сегодня Россия дрейфует в сторону американской системы образования. Но ведь за образец берутся отнюдь не самые сильные ее стороны. Подумать только, кому из американцев, англичан, немцев пришло бы в голову исключить родной язык из предметов для обязательного изучения? А у нас – пожалуйста! А сокращение программы по своей родной истории? Сейчас идет упрощение программы, разрушение накопленного опыта и наработанной методики преподавания. Уверена, что мы поспешили с  введением ЕГЭ в качестве инструмента  общенационального тестирования состояния школьного образования. Конечно, он нужен и важен, поскольку иного пока нет. Но ведь сами-то американцы уже давно отошли от ЕГЭ. Почему мы берем то, от чего другие уже отказались?

Встает вопрос: кому это выгодно? Новых веяний в последнее время немало – ЕГЭ, подушевое финансирование, проект «Новая школа». Меня очень настораживает, что, согласно ему, учителями смогут быть «все желающие без педагогической подготовки». Директоров заменят опытные менеджеры.

Закрыли малокомплектные школы – сэкономили средства, а на поверку их нужно еще больше. Почему-то никто не учел состояние наших российских дорог, дороговизну горючего, нехватку опытных водителей, транспорта. Не от хорошей жизни стали открывать при школах интернаты или, как их назвали, «гостиницы». Можно перечислять такие благоглупости и дальше.

Сейчас становится модным сокращать часы «коммерчески невыгодных» дисциплин: литературы, биологии, истории. Кто же тогда будет воспитывать уважение к минувшему? Я не думаю, что информатика, Интернет и компьютеры несут в себе какие-то нравственные составляющие. Да, сейчас практически все школы обзавелись компьютерами. Но в них уже не преподают по-настоящему гуманитарные предметы, дающие простор для разговора о том, что такое хорошо и что такое плохо, что есть добро и зло.

Мы с помощью ЕГЭ выпускаем людей, лишенных каких-либо нравственных устоев. Мы хотим воспитать патриотов? Но патриотизм воспитывается любовью к отечественной истории, к родной природе. Патриотизм воспитывается благодаря отечественной поэзии, музыке, песням. Это все начисто вычеркнуто из программы школьного воспитания, не говоря о системе высшего образования. Об этом надо думать и говорить!

Я уверена, что в основе политики нашего государства должна лежать разумность, а для разума очевидна необходимость общественной морали, справедливости, воспитания в гражданах доброты. Я понимаю молодых педагогов, которые говорят, что сейчас остро ощущается дефицит моральных авторитетов в обществе. Сегодня практически не осталось тех, кого принято называть «совестью нации».

А какой пример подает нам кино и телевизионные сериалы? Разве нам показывают умных, талантливых ученых, сталеваров, фермеров (которые еще где-то и  что-то выращивают) или хороших учителей, врачей, инженеров? Нам показывают бандитов, проституток, стилистов и  следователей. И никогда не рассказывают про нас, про жизнь, про ежедневные проблемы и радости большинства нормальных людей (которые не бандиты, не их обслуга и не те, кто с ними якобы борется)! В результате у народа, а главное – у молодежи возникает представление, что жизнь якобы крутится вокруг преступлений, что именно таким гнилостным воздухом дышит наша страна...

И какой уж тут выбор! А при искаженном образе страны и жизни в Отечестве нам не выиграть никакую войну за смыслы, потому что кино и телевидение формируют целостное представление о времени, о структуре мира, о повестке дня.

Мы все оглядываемся на Америку. Но она уже сформировала своих дебилов, у которых мозг усваивает только шустрый, рваный кинокадр – в одном флаконе с попкорном. Вот и мы получили новое поколение «Иванов, не помнящих родства», которому последние двадцать лет просто крутили американские фильмы.

Мне представляется, что наше Отечество нуждается больше в людях любящих – тех, кто способен ради блага России на дела, не завязанные на личной выгоде.

Я не могу как историк представить Суворова, Ермака или Ломоносова в образе купца, озадаченного прибылью. Другого полета люди! Они действительно были элитой общества. Ломоносов неустанно стремился к тому, чтобы знания, полученные в России, служили «приращению общей пользы», «для пользы и славы Отечества».

И мне очень бы хотелось, чтобы традиция духовного наставничества, коим веками обременяли себя российские писатели, ученые, философы, в нынешнее время стала более ощутимой.

Р.А. ПАВЛОВА

 «Психологическая газета: Мы и Мир» (№9[205]2013)

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design - Григорий Жигарьков

Rambler's Top100 хостинг от azz.ru

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.