Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

 

САМОРАЗРУШАЮЩИЕ СТРАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ


«Человек разумный» – уникальное творение природы и своей истории. Необыкновенно пластичный, он может стать любым. Выдающийся психиатр начала XX века Э. Блейлер полагал, что самые различные желания могут существовать в человеке наряду друг с другом, независимо от того, противоречат ли они друг другу, отвергаются ли они сознанием или нет.

 При таких колоссальных возможностях, заложенных в человеке природой, его жизненный путь во многом определяется личным выбором. И суть дела «не в самом выборе между добром и злом, а в доброй воле, в желании выбрать, чем само собой закладывается основание и добру и злу», – писал философ Серен Кьеркегор.

Конечно, человек прислушивается к ценностям эпохи. Он знает, чем руководствуются в своих поступках его современники. Он видит перед собой пример выбора жизненных приоритетов своими родителями. Он думает сам. Его выбор жизненного пути могут ограничить эпоха и его социальное положение. Но пусть и ограниченная, но все же свобода выбирать – у него есть всегда.

«Каждый человек, выстраивая в себе личность, подходит к пониманию необходимости перехода от воспитания к самовоспитанию, от образования к самообразованию, – считает доктор психологических наук Валерия Сергеевна МУХИНА, профессор, заведующая кафедрой психологии развития Московского педагогического государственного университета. – Для успешного самовоспитания человек должен научить себя ориентироваться в моральных и аморальных ценностях. Ф.М. Достоевский писал, что “сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека”. Выделаться – то есть приобрести путем многотрудных усилий желаемые качества».

А это непростой процесс, и длится он всю жизнь. Существуют тонкие закономерности психического устройства человека; в его поведении много бессознательных импульсов, много эмоций, много страстей. В силу гибкости ума люди не только осознают свои поступки, но и объясняют любые из них, находят себе оправдание. Поэтому В.С. Мухина говорит о необходимости «духовной зоркости человека».

В.М. Мухина и А.А. Хвостов – авторы книги «Отчуждение от себя: о саморазрушающих страстях человеческих». Мы попросили Валерию Сергеевну рассказать о непростом пути становления самосознания человека, о «ловушках» страстей, возникающих на этом пути.

 

 Двойственность природы человека – это и его бремя, и его свобода. Он ответственен перед Богом и людьми за то, как распорядится своей жизнью, какой выбор сделает.

– Чарльз Дарвин писал: человек отличается от животных тем, что знает, что такое долг. Создав реалии социально-нормативного пространства – обязанности и права, человек попал в узы долга. Но при этом он часто ищет свободы от любых уз. В этом проявляется амбивалентная суть человека, – говорит В.С. Мухина.

– Не бывает эпохи, благоприятной для всех людей. Всегда есть определенные условия, к которым человек должен приспособиться. При этом он должен выстраивать, «выделать» себя. 

 

Великое идеополе общественного самосознания

– Человечество – не только общность, которая существует в настоящее время. Мы живем, используя исторический опыт наших предков, их знания, созданные ими образы и идеи. Так  формируется культура, так порождается Великое идеополе общественного самосознания, – считает Валерия Сергеевна. – В этом поле хранятся все знания, которые создает человечество, – в частности, в форме произведений искусства, сказок и мифов. Если человек сензитивен, чувствителен к тому, что происходит в мире, то он может взять себе очень многое из этого опыта.

Все богатство Великого идеополя, конечно,  непостижимо для одного человека; он не может его охватить. Мы выбираем конкретные виды деятельности, в которых хотим развиваться, а остальные оставляем в стороне. Но существуют такие отрасли знания, которые могут влиять на развитие каждой личности. Это история, социология, психология и педагогика – все науки, которые заинтересованы в человеке. А еще есть искусство, которое отражает наш мир в образах. Чем талантливее ученый, поэт, писатель, художник, композитор, тем больше он вбирает в себя из Великого идеополя и привносит в него новое. Это новое открывает современникам глаза, они начинают видеть и чувствовать то, что предыдущие поколения не видели, не чувствовали. Тем самым талантливый человек преумножает наши знания, а также развивает наши способности, наш интеллект. Постоянно происходит преемственность образов и идей от предыдущих поколений к последующим. Таким образом развивается человеческая культура.

Парадокс, но общество, с одной стороны, защищая своих граждан, требует от них подчинения, дисциплины, конформных реакций – потому что так легче ими управлять. А с другой стороны, общество нуждается в том, чтобы человек был свободным, творил и даровал новые откровения этому самому обществу. Таким путем человечество расширяет сферы Великого идеополя общественного самосознания.

 

Страсти человеческие

– Сегодня многие значимые для личности идеи, вросшие в Великое идеополе, должны быть открыты заново каждому, – говорит психолог. – В том числе и знания о человеческой сущности: о высоком в человеке и его темных сторонах – в частности, о страстях.

Страсти давным-давно тревожили людей и осознавались ими как зло. Всегда было стремление победить их в себе. Мы, люди, слабо меняемся в духовном отношении: сегодня нас терзают те же страсти, что и наших предков.

Если мы обратимся к философии, то о страстях судили уже Платон и Аристотель. Древнегреческий философ-киник Максим Тирский считал, что человек, влекомый страстью, похож на того, кто сел на бешеного коня: «конь подхватил его и помчал, а человек этот уже не мог сойти с коня во время скачки. И вот кто-то, встретив его, спросил, куда он мчится. “Куда ему заблагорассудится”, –  ответил тот, указав на коня. Так и вы: если бы кто-нибудь спросил вас: “Куда вы несетесь” – и если бы вы пожелали ответить правду, то сказали бы – “куда угодно нашим страстям”… Но пока вы не свалитесь, до тех пор не понимаете, что вас ожидает падение».

Страсти порабощают и разрушают человека: порождают леность мысли, опустошают нравственное чувство и разъедают душу. Речь идет об акцентуациях на страстях, когда они начинают довлеть над человеком.

Эти страсти являются продуктом развития человечества – пороком культуры – и одновременно пороком каждого отдельного человека, если он допустил возможность овладеть собой этим страстям.

В III-IV веках была создана знаменитая греческая антология творений Святых Отцов «Филокалия» (в русском переводе – «Добротолюбие»), в которой можно найти глубокие и психологически тонкие размышления о грешных страстях человеческих и их развитии. Православные Отцы, обеспокоенные падением нравов христиан, назвали восемь таких страстей – чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость.

 

Чревоугодие и блуд

 …Пирожки, поджаристые такие, в масле, в Андерлехте под Брюсселем их делают. Они поют на сковороде, такие сочные, хрустящие, и пить хотят, пить, пить. Яичницу с ветчиной мне или ветчину с яичницей, ну, уж объяденье!.. А где вы, небесные кусочки рагу – такие гордые мясные великаны среди всяких почек, петушьих гребешков, телячьих желез, бычьих хвостиков, бараньих ножек; и приправа: лучок, перчик, мускат, гвоздика и три кружки белого вина для соуса... О, дождусь ли я тебя, божественная свиная колбаса, такая мягкая, что ты слова не вымолвишь, когда тебя пожирают!

Шарль де Костер. «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях отважных, забавных и достославных во Фландрии и иных странах»

 

– В течение многих тысячелетий люди умирали от недоедания и хронического голода. Когда возникло сельское хозяйство, у людей появилась возможность запасать продукты, а с этим появился достаток и возможность обильно поесть. Пища могла стать  объектом возжеланий, знаком защищенности и благополучия.

Сформировались культурные традиции еды. В разных странах, в разные эпохи возникли ритуалы праздничного застолья и запретов на вкушение определенной пищи (постов).

Культура ведения стола включает в себя много прекрасных традиций. Это и красиво сервированный стол – цветы, нарядная посуда, приятно звенящие бокалы; и нарядно одетые люди за столом, и беседы о приятных вещах, и музыка; не повседневные, а необычные и вкусные блюда, и многое другое. Можно вкушать пищу, но нужно знать меру, уметь обуздать свое желание. Становясь предметом безрассудного поклонения, любовь к еде порождает такой недостаток, как чревоугодие. Страсть чревоугодия приводит к болезни, когда люди не могут насытиться, превращаясь в единое чрево – живот, который постоянно желает поглощать, поглощать, поглощать.

Иногда люди едят пищу, которую не надо употреблять. Это особый тип пищи, фастфуд, разные картошечки подсоленные, соусы, напитки сладкие, которые провоцируют  желание снова и снова поглощать их.

Общество потребления ведет к тому, что многие совращаются достатком. Что-то из съестного особенно привлекает и хочется вкусить еще совсем немного. Это уже начало порока. Человеку нужен контроль за собой, и в этом – культура отношения к себе, уважение к себе.

Принимая пищу, человек не должен вдаваться в пресыщение. Ибо жизнь сытая в довольстве «погружает ум в глубокое усыпление» (Нил Синайский). Чревоугодие подавляет активность ума и тела. Занимаясь обжорством, человек отчуждается от себя, теряет свою духовную сущность.

Другим телесным грехом считается блуд. Святые Отцы порицали сластолюбие, блудные помыслы, невоздержанный ум. Во всех случаях греховной страсти речь может идти об отсутствии душевной теплоты между мужчиной и женщиной: блуд происходит в отсутствии любви. Беспорядочные интимные сношения калечат психику человека, ориентируют на поиск фальшивых ценностей.

Опасными являются отношения, которые называются «любовью с условием»: «Я буду любить тебя, если будешь меня ценить, если ты имеешь успех и влияние». Движущим мотивом такой страсти является наше «я». Оно жадно преследует свои эгоистические цели и остро нуждается в самовосхвалении. Настоящая любовь – это любовь «несмотря на…», без всяких условий.

Н. Бердяев, давая трактовку творчества Ф. Достоевского, разводил понятия «сладострастие» и «разврат»: «Настоящая любовь есть всегда любовь к другому, разврат же есть любовь к себе. Разврат есть самоутверждение. И самоутверждение это ведет к самоистреблению… Это с изумительной силой показано Достоевским. В Свидригайлове показано органическое перерождение человеческой личности, гибель личности от безудержного сладострастия, перешедшего в безудержный разврат... Но начинается… всегда со своеволия, с ложного самоутверждения, с замыкания в себе и нежелания знать другого».

Любопытство к блуду – тоже грех. Подростки, подсматривая за интимными отношениями взрослых, грешат тем, что преступают черту.

Помимо телесного блудодейства существует вербальное блудодействие – «черное слово», с помощью которого выражаются страсти. Греховная страсть к срамным словам, словоблудие, которое мы позволяем себе в гневе, – тоже нравственный недостаток. Произнесенное слово – знак, отражающий наш внутренний мир.

Чревоугодие и блуд можно рассматривать как варианты аддиктивного поведения, для которого характерна зависимость от пагубных привычек, низкое влечение к чему-либо.

Почему возникают такие зависимости? Потому что человек безрассудно позволяет себе эти влечения. Сотворенные людьми предметный, образно-знаковый и нормативный миры создают условия, провоцируют возникновение страстей. Однако трезвомыслящий и нравственный человек может приучить себя ограничиваться в потребностях. Когда он может контролировать себя, возникает позитивная привычка, которая становится культурной особенностью человека.

 

Развитие страстей

…Очень распространенное заблуждение у христиан, приходящих на исповедь, состоит в том, что тот или иной грех «как-то», «вдруг», «откуда-то», «ни с того ни с сего» овладел волей грешника и заставил его совершить этот именно дурной поступок…  грех сам собой не является в душе человека. Греховный поступок или отрицательный феномен духовной жизни давным-давно уже проник под тем или иным влиянием в наше сердце, незаметно там укрепился и свил свое гнездо, превратившись в «лукавый помысел» или страсть. Данный поступок есть только поросль, порождение этой страсти, против коей и надлежит вести духовную брань.

Архимандрит Киприан (Керн).  «Православное пастырское служение»

 

– Психология – молодая наука. Она мало еще знает о развитии человеческих страстей. А в духовной литературе и практике существует огромный опыт борьбы со  страстями и определения этих страстей, их развития. Я скажу лишь о зарождении страсти, о «прилогах», с которых могут начаться несчастья человека. Прилоги (христианский термин) – некие образы, которые нас манят, возникая в сознании спонтанно.

Как психолог я много лет работаю с приговоренными к пожизненному заключению. И вот однажды в тюрьме, во время разговора с убийцей я впервые услышала от него о прилогах (он стал в заключении верующим человеком).

Человек осознанно планирует в обыденной жизни свои дела – на день, на год, на ближайшую и отдаленную перспективу. При этом его мозг творит поток ассоциаций, рождая спонтанные образы и побуждения.

И этот убийца вспоминал, как сидел со своими товарищами за столом и выпивал, и во время пития у него возникла идея: «А что если мы пойдем к богатым родственникам, у них все отнимем, их убьем и сами станем богатыми?» Потом и он, и его сотоварищи пришли в ужас от таких мыслей, подавили в сознании вдруг возникший прилог, который затем перешел в грешный помысел. Потому что если прилог – это образ, то помысел – формулировка того, что человек в этом образе отловил.

Прилог в Православии не несет в себе негативной оценки. А помысел может быть позитивным или негативным. Мы сейчас говорим о негативных, злых помыслах. Вот этот человек хочет убить, ограбить. Он пугается и тормозит свой помысел. В следующий раз он опять садится с товарищами за стол, и они опять пьют горькую… Прилог возвращается, опять появляется помысел, и они снова его пугаются. Так рождается провокация, и, в конце концов, помысел подвигает этих людей к решению пойти и совершить проступок, совершить преступление.

Поэтому человеку следует лучше контролировать свои прилоги, пугаться их – и не допускать до помыслов.

 

Сребролюбие

Люди гонялись за наслаждениями и терпели бедствия, стремясь к богатству; они всегда считали то, чем владели, хуже того, чего им недоставало, а то, что приобрели, ценили меньше того, что надеялись захватить. Они боялись нужды, а насытиться никак не могли…

 Максим Тирский

 

– Для большинства человеков типична амбивалентная оценка денег: с одной стороны, деньги важны, поскольку символизируют власть и безопасность, но они же олицетворяют конкуренцию и агрессию, – рассказывает В.С. Мухина. – Кто ищет в деньгах безопасности, нуждается в постоянном росте богатства, как наркоман – в увеличении дозы.

Сребролюбие – это не только страсть к деньгам, но и вещелюбие. Деньги и имущество (как знаки положения человека среди людей) ведут к гордыне.

Американские криминологи С. Месснер и Р. Розенфельд уверены в том, что именно деньги как мерило успеха становятся причиной многих преступлений. Жажда обогащения разрушает человека. Сребролюбие и алчность, расточительность и мотовство нередко переходят друг в друга.

 

Что делать, если человек несовершенен?

– Конечно, люди не могут постоянно держать планку на должной высоте. У нас много соблазнов. При этом люди часто совращаются, когда есть возможность совратиться.

В этой связи я процитирую одну притчу, которая мне очень нравится.

«Брат сказал авве (священнику) Сисою: авва! что делать мне? я пал. Старец отвечал: встань. Брат сказал: я встал, и опять пал. Старец отвечал: снова встань. Брат: доколе же мне вставать и падать? Старец: до кончины твоей».

Каяться и вставать вновь нравственный человек обязательно должен. Только в этом случае он может контролировать свое бытие в мире.

Появился на свет – учись тормозить страсти в самом себе. Это то, что ты можешь сделать для себя и других.

 

Гнев, уныние и печаль

Не предавайся печали душою твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца – жизнь человека, и радость мужа –  долгоденствие; люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет.

Библия [Сир. 30, 22-25].

 

– Гнев не позволяет человеку правильно различать добро и зло, неуклонно держаться правды и воспринимать истинный духовный свет.

С гневом мы извергаем пагубные мысли и чувства, «и человек ярый впадает в беды». Гневливый человек может быть настолько яростным, что покончит с жизнью другого человека. Гнев –  опасная эмоция.

Другая грешная страсть – печаль. Если человек часто расстраивается и печалится от разных причин, то со временем это превращается в привычку, и он становится унылым. Дух уныния человека от дел отбивает и праздности научает.

Во время войны я была печальным ребенком: папа погиб на фронте, мама находилась в больнице. Мне очень хотелось есть – время было голодное. Бабушка говорила мне: «Ты не должна быть унылой, это грех».

– Мне плохо, как я могу радоваться? – оправдывалась я.

 – Это грех, – настаивала моя бабушка.

Мне в ту пору были непонятны наставления бабушки. Позже я сама поняла: печаль и уныние разрушают меня. Уныние непродуктивно. Человек должен брать себя в руки и стараться жить, преодолевая душевные трудности. Да и другим тяжело находиться рядом с печальным и унылым человеком. Спасибо моей мудрой бабушке, которая в мои младые лета указала мне на греховность печали и уныния.

 

Гордость и тщеславие

…гордый выше всего ценит свои способности и преимущества, и, таким образом, они для него есть идол; а тщеславный желает, чтобы и другие чтили этого идола. Гордость и тщеславие наглядным образом проявились в Вавилонском царе Навуходоносоре, который поставил сам себе золотого идола и велел всем поклоняться ему (см. Дан, гл. 3).

«Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви» [Сост. свт. Филарет (Дроздов)]

– Откуда берутся гордость и тщеславие? В социуме есть реалии ценностно-нормативных отношений. Ребенок появляется на свет, ему говорят: «Делай так, это хорошо». «Так не делай, это плохо». У ребенка, который следует наставлениям родителей, появляется потребность быть признанным. И это притязание на признание нормально, оно его развивает. Ребенку говорят: «Делай как все, потому что они это делать умеют, а ты не умеешь». А потом говорят: «Будь лучше других, потому что каждый в чем-то превосходит другого».

Человек по природе своей тщеславен, потому что он социален, в нем формируется потребность быть признанным. Ф. Ницше говорил: «Не путайте меня с другими». Даже монаха, который ест тощую пищу, пребывает постоянно в молении, живет в холоде в пещере наедине с Богом, посещает мысль: «Какой я молодец. Какой я сильный. Я смог это сделать!» Быть довольным собой – это внутреннее тщеславие. Так категорично рассуждали духовные наставники этих монахов.

Очень важно для человека не тщеславиться, но дерзать. Отважиться на доброе, победить, не поддаваться тщеславию.

Тщеславие, обратившееся в страсть, побуждает к зависти, ненависти и ожесточает людей.

Тщеславие неразрывно соединено с гордостью. «Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех», – писал преподобный Амвросий.

Гордость – не только чувство собственного достоинства, но и высокое мнение о себе и пренебрежение к другим, высокомерие. Тщеславный и гордый капсулируется в замкнутом пространстве себялюбия, которое, сжимаясь, как шагреневая кожа, все больше и больше побуждает человека к отчуждению от своей духовной сущности.

Сребролюбец, тщеславец и гордец, притязая на признание, подчас ищет неправедных путей для реализации своих амбиций – путей, уничижающих нравственное чувство личности.

 

Должен ли человек все испытать, все попробовать в жизни?

–  Человеку, преступившему запретную границу, такой шаг не останется без последствий.  Поэтому  важно себя постоянно контролировать.

Человек, совершивший нечто низменное, ужасное, становится другим.

Ничто не проходит для нас бесследно.

 

Отвечай за себя, не за весь мир

– Все страсти могут привести человека к дезорганизации личности, аддиктивному поведению и нравственной дезориентации, – отмечает психолог.

– Быть личностью – значит уметь противостоять разрушающим нас страстям, нацелиться на самовоспитание, быть духовно стойким.

Аристотель полагал, что мудрец не свободен от страстей, а умерен в страстях. И Платон, и Аристотель считали, что человек должен держаться середины в нравственных чувствах и в страстях, избегать крайностей.

А.С. Пушкин талантливо предложил правильное слово: «умеренность», которой мы должны следовать.

По мысли философа Серена Кьеркегора, человек, сделав выбор между добром и злом, стремится примирить совесть с совершенными деяниями. При этом необходимым условием является раскаяние. Реальное раскаяние не допускает абсолютного зла.

Святые Отцы постоянно говорили о важности покаяния: страсть непреложно подлежит покаянию, соразмерному с виной человека. «Итак, подобает каяться и молиться об избавлении от всякой страсти; ибо всякая страсть подлежит муке не за то, что подвергались брани от нее, но за нераскаянность» (архимандрит Киприан).

Каждый человек имеет возможность обладать развитой рефлексией, способностью к самооценке и к свободе выбора, стремиться противостоять страстям, которые уничижают в нем духовное начало. Каждый имеет возможность быть личностью, – сказала в заключение беседы В.С. Мухина.

 

Интервью взяла Ольга ЖИГАРЬКОВА

 

"Психологическая газета: Мы и Мир" №12(208) 2013г.

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design – Григорий Жигарьков

Rambler's Top100

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.