Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

Н.Д. Линде

 

 

ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕРАПИЯ БЕЗ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКИ


  Сколько вокруг нас людей, страдающих от телесных недомоганий, которые не могут вылечить врачи! Люди глотают бесполезные таблетки, предполагая у себя самые невероятные болезни. К сожалению, мы часто не знаем, что от телесных недугов могут помочь… психологи.

Никого не удивляет, что болит сердце, когда испытываешь душевные страдания. Но такие же таинственные нити связывают эмоциональные переживания с головной болью, болью в животе или позвоночнике. Эти сложные болевые комплексы называются психосоматическими заболеваниями. От некоторых из них помогает избавиться Николай Дмитриевич Линде – кандидат психологических наук, профессор Московского Гуманитарного университета, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги. Делает он это с помощью своего авторского метода - эмоционально-образной терапии (ЭОТ).

 

- Николай Дмитриевич, как вы пришли к занятиям психотерапией?

- Если бы в советское время психологам было дозволено заниматься психотерапией, я бы тогда еще выбрал этот путь. Но поскольку возможности реализовать свой интерес к личности человека не было, то я занялся экспериментальной психологией, защитил кандидатскую диссертацию по психофизике. Однако эта работа меня внутренне не удовлетворяла, я был несколько разочарован. Параллельно интенсивно занимался йогой, причем мне казалось, что в этом больше правды, чем в официальной психологии.

Потом в страну стали приезжать западные психотерапевты. Мой друг, Борис Новодержкин, пригласил немецких гештальттерапевтов, и они проводили с нами тренинги. И вдруг я почувствовал в их теории и практике что-то такое, что было близко мне и интересно еще с тех времен, когда я увлекался восточной философией и йоговской практикой.

Но я все-таки пошел своим путем. Сначала экспериментировал на самом себе, придумывал разные способы самопознания через медитацию. Например, пробовал слушать, как звучат органы моего тела - рука, нога, голова, нос. И был поражен, какие интересные вещи мне открылись. Звучание органов стало сопровождаться зрительными ощущениями, я чувствовал прилив энергии, радости. Ну, а потом решил заниматься медитацией с другими. Это было в начале 90-х годов, тогда множество людей интересовалось психотерапией. У нас образовалось любительское общество то ли гуманистической, то ли гуманитарной психологии, и я вел кружок «медитативной психотерапии», как я это назвал. Выполняя медитативные упражнения, люди чувствовали себя по-разному, представляли совершенно различные звуки. Стали разбираться, почему это происходит. Оказалось, что психологические проблемы человека откликаются на такие медитации и отражаются на особенностях воображаемого звука.

Например, вроде бы соматическая проблема – головная боль. Иногда боль звучит как железные, ржавые прутья, которые трутся друг о друга, иногда как рой пчел. А дальше выяснилось, что если внимательно слушать этот противный звук, то он начинает постепенно меняться – становится лучше, а боль проходит. Фантастика! Причем проходит быстро, за 2-3 минуты.

Или другое открытие, которое сделал на себе, а потом проверил на других. Можно снять сердечную боль, если нюхать… запах сердечной боли.

История про ванильную головную боль

Приведу в пример одну давнюю ситуацию. Иду по институту, подхожу к гардеробу, а гардеробщица жалуется, что таблеток у нее с собой нет, а сердце болит. Я ей говорю: «Послушайте меня. Как пахнет запах вашей боли? Понюхайте свою головную боль». – «Ванилином почему-то пахнет». – «Понюхайте ее». Она нюхает-нюхает: «Все меньше, меньше пахнет». – «А боль?» - «Боль прошла. Спасибо, уже все в порядке».

Я неоднократно помогал совершенно неопытным людям в таких критических ситуациях. Это действенный, безошибочный прием. Не знаю, почему им медики не интересуются. Может быть, до них я еще не достучался.

- Как вам кажется, что является причиной таких явлений?

- Я считаю, что эти боли в сердце, прежде всего, связаны с какими-то подавленными эмоциями, негативными чувствами.

- То есть боли носят психосоматический характер?

- Да, и мы переводим язык боли на язык запаха. А нервные окончания обонятельных анализаторов находятся в так называемом «древнем мозге», который связан также и с эмоциями, поэтому мы получаем через запах прямой контакт с собственными эмоциями. Таким образом, включается процесс саморегуляции.

Так у меня появилась возможность подкорректировать психосоматическое состояние людей, и это меня вдохновило. Но потом я понял, что гораздо важнее, что образ можно подвергнуть анализу и разобраться, какие проблемы вызвали телесное неблагополучие. Например, человеку можно предложить подумать, о чем ему сообщает этот запах, звук, образ. Конечно, удобнее работать со зрительным образом. Сначала мне казалось, что поскольку зрительный образ возникает в теле, там с ним и надо работать. Однако потом я понял, что важнее, если этот образ будет вынесен за пределы тела человека, например, на стул перед

ним. Тогда происходит отделение человека от его проблемы, и он с ней может общаться, наблюдая свои чувства как бы со стороны.

И, наконец, где-то в 1993 году в основном сформировалась моя методика, схема и этапы работы. Я опубликовал маленькую книжку «Медитативная психотерапия», но потом решил, что «медитативная психотерапия» – неудобное и неправильное название, и назвал терапию «эмоционально-образной» (ЭОТ). По мере развития метода, расширялась и сфера ее применения. Оказалось, что она позволяет очень быстро и надежно избавлять людей от фобий, тревог, навязчивостей, эмоциональных зависимостей, гнева, горя, последствий насилия, разнообразных психосоматических проблем (например, от различных типов боли, избыточного веса, даже аллергии и астмы).

И вот уже седьмой год я повожу в Московском Гуманитарном университете мастер-классы по ЭОТ, тематические семинары по коррекции фобий, эмоциональных зависимостей, депрессий, психосоматических проблем и так далее.

- Николай Дмитриевич, расскажите, пожалуйста, как вы работаете с проблемой эмоциональной зависимости личности.

- Сложные проблемы – горе потери или несчастная любовь, например. Нам удается решать их очень быстро. Однажды на занятиях по групповой терапии одна девушка пожаловалась, что два года не может забыть молодого человека, страдает, каждый день думает о нем. «Мне говорят – посмотри, сколько вокруг молодых людей ходит. А мне они неинтересны, никого из них я не могу полюбить. И к психоаналитику ходила, и сама разбиралась, ничего не получается». Я помог ей в течение часа.

История о синем шаре

Я сказал: «Представь молодого человека. Что ты чувствуешь?» – «Все тело, вся душа рвется к нему». – «На что похожи чувства, которые влекут к нему? – «Ярко-синий шар почему-то представляется». – «Это твой шар?» – «Да, мой». – «А ты не хочешь взять его себе?» – «Нет, наоборот, я бы хотела от него отделаться, но чувствую, что если окончательно его отпущу, то умру». Тогда я привлек к решению ситуации всех участников группы. Попросил их встать за спиной у девушки и высказать свое мнение как бы от ее имени – выкинуть ей шар или оставить. Мнения в группе разделились. Интересно, что мужчины были за то, чтобы выбросить шар, а практически все женщины за то, чтобы оставить. Девушка опять не приняла решения. Я еще больше обострил ситуацию: «Пусть мужчины встанут по одну сторону от нее, женщины по другую, тянут ее к себе и уговаривают присоединиться к своему мнению». В этой ситуации девушка моментально приняла решение. Она буквально возопила: «Ни за что не отдам!» – и бросилась в группу женщин. Я спросил ее: «Как ты себя чувствуешь?» – «Странно, но мне так хорошо». – «А где сейчас синий шар?» – «А сейчас он здесь, в моем сердце».

И я ей объяснил: «Понимаешь, синий шар и есть твое сердце. Ты его выбрасывала, чтобы не страдать от несчастной любви, а без сердца жить нельзя. А теперь ты можешь отпустить этого молодого человека?» – «Я чувствую к нему нежность, но не страдаю и могу пожелать ему счастья жить без меня». Через неделю прихожу на занятия в группу – она встречает меня румяная, веселая: «Впервые прожила неделю счастливо. Я вспоминала наши отношения как радость, не страдала и могу хорошо себя чувствовать».

Это был один из первых случаев, когда я применил свой терапевтический метод. Потом я понял, что человек, который зависит от другого, вкладывает в него чувства и даже часть своей личности, поэтому эмоционально зависим от него. Надо эти чувства себе вернуть. И тогда можно будет освободиться от другого человека. Более того, то, что представляется негативным, в итоге оказывается искаженной частью личности самого клиента, которая содержит в себе важнейшие ресурсы. Поэтому опытный терапевт «читает» образы и понимает, какая психологическая реальность за ними скрыта.

Не нужно, как иногда советуют, это чувство пинками гнать, рвать, сжигать или прощание с ним проводить – все это не даст результата, пока ты зависим. Это ведет лишь к подавлению или вытеснению исходной проблемы с помощью образов и не приводит к ее решению.

- Нужно разорвать с человеком эмоциональную зависимость?

- Разорвать не получается, можно вернуть те части своей личности, которые вложены в другого человека. Тело – то место, где человек идентифицируется сам с собой. Соответственно, если мы возвращаем части нашей души, они должны войти в наше тело, раствориться в нем.

- В чем вы видите причину страданий человека?

- Я понял, что ключом к решению проблем является эмоция. Мысли и поведение довольно легко можно поменять, а эмоция очень консервативна. Именно эмоция, которая буквально «застряла» в теле человека, определяет ход его мыслей, выбор способов поведения. И я решил, что надо регулировать эмоциональное состояние человека. Как это сделать? Через образы. Установить биологическую обратную связь между образами и эмоциональным состоянием и, корректируя образ, изменять в позитивную сторону эмоции человека.

Я обнаружил, что спонтанно создаваемый образ рассказывает невероятно много о человеке и его проблеме. Покажу это на примере из своей практики.

История о страхе ездить в лифте и о детском одиночестве

Не так давно на психотерапевтическом конгрессе ко мне подошла девушка и пожаловалась, что много лет страдает клаустрофобией - боится ездить в лифте. Она и в психологи пошла, чтобы справиться с этой проблемой, но все безрезультатно. Я говорю: «Вспомни себя в лифте. Что ты чувствуешь?» – «Мне плохо! Сердце стучит, испытываю панику». – «На что это похоже?» – «Я представляю себе существо, которое стоит спокойно и смотрит большими глазами выжидающе».

Так! Интересное дело! С одной стороны, паника – а с другой стороны, образ спокойного человека. Потом она говорит: «Мне хочется его прогнать». Я отвечаю ей: «А вот этого делать не надо. Только скажи образу: “Дорогой мой, я тебя принимаю от всей души. И не буду никогда прогонять!”». Она меня послушалась.

Я уже понял, что облик существа, который нарисовала девушка, это ее Внутренний Ребенок, о котором говорил Эрик Берн. Ее Внутренний Ребенок страдает, что его недостаточно любили, и чувствует себя одиноким. А теперь посмотрим, что будет, если девушка примет этого ребенка. Она говорит: «Он уменьшается, уменьшается, мне легче становится, и, наконец, он превратился в запеленатую куклу». – «Ага! Грудной ребенок получается? Еще разочек ему скажи, что принимаешь его». – «А теперь он вообще вошел мне в грудь и растворился во мне». То есть она приняла его полностью. Тогда я ей говорю: «А теперь представь себя снова в закрытом помещении – в лифте, например». Она смотрит на меня недоуменно и не понимает, что происходит: «Страха нет. Есть ожидание страха, а страха нет!» Я ей объяснил: «Понимаешь, на самом деле это был твой страх перед одиночеством». И тут она начала плакать, вспоминая детские переживания: «Да-да, я всегда ждала маму, и если хоть кто-нибудь был со мной в комнате, мне было не так страшно». Она искренне приняла саму себя. Вся работа длилась не более 10 минут! Потом я уехал, а спустя время она мне перезвонила, и я узнал, что у нее все в порядке.

- Николай Дмитриевич, вы работаете по определенному плану?

- Самое, пожалуй, основное – анализ образа. Потом происходит воздействие на образ. Наша цель – привести к позитивному изменению образа. Человек работает с ним сам, но по моему наущению. При этом, как вы видите на примере, образ ведет себя как живое существо и меняется в зависимости от мысленных действий клиента и выражаемых им чувств. Образ, а также связанное с ним патогенное чувство трансформируются, становятся позитивными. Затем результаты трансформации проверяются и закрепляются. Наша система состоит из 10 процедур, но иногда они пролетают в одно мгновение, некоторые процедуры опускаются. Система содержит примерно 30 разных приемов коррекции образа, направленных на то, чтобы освободить человека от эмоциональной зависимости и решить его проблему.

- Судя по примерам, эффект от эмоционально-образной терапии наступает быстро, можно сказать, «здесь и сейчас»?

- Да, действительно, это очень эффективный метод. Если анализ и примененный прием правильны, то исцеление происходит сразу. Очень важно наше понимание механизма образования проблемы. У девушки, страдающей клаустрофобией, проблема образовалась в детстве. Ребенком она чувствовала себя одинокой, за это себя не любила, и у нее возникло некое отчуждение от самой себя. И постепенно, когда она попадала в закрытое помещение, у нее стало возникать ощущение, что она снова, как в детстве, одна.

Терапевт должен вскрыть смысл образа, чтобы понять суть проблемы, которая стоит за ним. Если имеется негативная эмоция, от которой человек страдает, то существует и проблема, которую человек не может решить, а это и есть фиксация негативной эмоции.

Идея, что энергия фиксируется на некотором объекте, и что для решения проблемы надо убрать эту фиксацию, играет важную роль в ЭОТ. Это представление перекликается с идеями Зигмунда Фрейда. Чтобы устранить фиксацию на проблеме, Фрейд помогал человеку ее осознать. В эмоционально-образной терапии придумано для этого еще много специальных методов.

- Эти приемы являются авторскими?

- Большинство методов являются авторскими, но часть мы взяли из других систем и переделали для своей терапии. Есть, например, прием парадоксальной интенции, который я взял у В. Франкла, но видоизменил для работы с образами.

- В чем заключается метод парадоксальной интенции?

- Франкл считал, что многие проблемы организованы по принципу кольца. Действительно, часть фобий организована именно так. Вспомним девушку, которая боялась ездить в лифте. Когда она ощутила удушье в застрявшем лифте, то испугалась. Ее страх только усилил удушье, что, в свою очередь, увеличило приступ страха, и так происходило до тех пор, пока у нее не развилась паника. После этого страх начинал возникать, когда она только думала о том, что входит в лифт. После этого ездить на лифте девушка уже не могла.

Метод парадоксальной интенции заключается в том, чтобы делать все наоборот – не избегать, а пожелать того, чего ты боишься: «Вот войду в лифт и задохнусь». И когда заходит человек в лифт, пытается задохнуться, а у него это не получается. И страх быстро проходит.

- Как вы определяете, что нашли главную причину, которая вызвала букет проблем и расстройств?

- Иногда это очевидно. Поясню на примере.

История про паука на спине

На семинаре девушка жалуется на боли в спине: «Не знаю, на каком боку спать, ходила к врачам, никто не может помочь». – «Расскажите про боль, как вы ее чувствуете. На что похожа ваша боль?» – «Как будто огромный паук сидит на моей спине». – «Ну, раз паук, значит, скорее всего, у вас есть проблемы во взаимоотношениях с мужчинами». (Мужчины часто представляются женщинам в виде пауков или ежиков). Но главное, что паук сидит у девушки на спине. Согласно идеям В. Райха о блокировании эмоций с помощью мышечных напряжений, на спине человек тащит чувство долга. И вот она говорит: «Да, должна признаться, у меня есть друг, он наркоман. Я его все пытаюсь спасти, но не получается. Тогда думаю, надо его бросить, а бросить не могу». Я ей предлагаю представить, что паук сидит на другом стуле, а потом пересесть на это место самой и превратиться в паука. Это один из наших приемов, «Идентификация с образом». – «Стань этим пауком и ответь на некоторые вопросы. Самый главный вопрос состоит в следующем: “А тебе надо, паук, туда, куда тащит тебя эта девушка?”». И тут она сказала, что он не собирается туда, куда она его тащит. И он ничего у нее не просил и не хотел. И как только она это осознала, как паук с ее спины исчез. И самое интересное, что спина в ту же секунду перестала болеть.

- Почему?

- Потому что долг она перед ним теперь не несет, соответственно, мышцы ее спины расслабились. Вот и весь секрет. Но самое интересное было дальше. В тот же вечер она окончательно порвала отношения с этим наркоманом. Через некоторое время встретила другого мужчину, вышла замуж, родила ребенка и до сих пор счастлива. Мы встретились с ней через несколько лет, и она сказала мне, что все эти годы спина у нее не болела ни разу. Так что исправилась не только психосоматика, но и жизнь человека. А вся работа заняла 20 минут.

- С помощью слов, на вербальном уровне очень трудно убедить человека.

- Именно поэтому мы помогаем людям общаться со своим подсознанием, с глубинными слоями личности. Вербальные сигналы не доходят туда, и человеку очень трудно превратить свои глубинные тенденции в слова – он их не видит. И когда ему предлагают создать образ, он сначала удивляется, а потом образ сам как бы «выпрыгивает» из него. Потому что это обеспечивается работой бессознательного, так же как и образы в сновидениях, которые создаются бессознательно. И закономерности в нашей практике наблюдаются такие же, как в сновидениях.

- Все ли люди способны создавать образы, которые отражают их переживания?

- Все способны, только некоторые зажаты, поэтому сразу у них это не получается. Им нужно помочь расслабиться или можно задавать наводящие вопросы: «Потрогайте мысленно руками этот образ, будто он здесь перед вами на стуле сидит. Какой он, большой или маленький, колючий или гладкий, холодный или горячий?» Большинство начинает чувствовать. – «Да, пожалуй, он холодный... Да, он железный». – «А какой, матовый, блестящий?» – «Блестящий». Уже видит. Мысленным взором ощупывает его.

Мы всегда наводим человека на то, чтобы он, рассказывая о проблемах, описывал свои чувства. - «Как еще бы вы мне объяснили свои переживания?» Это провокация – трудно же объяснить свои чувства. И тогда человек придумывает: «Будто гвоздь раскаленный в сердце». Или: «Словно я стою перед стеной и не могу ее прошибить». Это уже образ.

На самом деле люди очень часто употребляют образы, чтобы объяснить другим людям свои чувства. А сами говорят, что образов не видят.

- В эмоционально-образной терапии важную роль играют идеи Эрика Берна. Расскажите об этом подробнее.

- Чаще всего мы используем понятие «Родительского предписания» и образ Внутреннего Ребенка.

- Что значит в вашей терапии понятие Внутреннего Ребенка?

- Человек в каждый момент времени находится в состоянии Родителя, Взрослого или Ребенка и так проявляет себя по отношению к другим людям. Внутренний Ребенок счастлив или несчастлив в зависимости от того, как к нему относится сама личность, и как он относится к личности и к самому себе. Состояние Внутреннего Ребенка определяет основной эмоциональный тон личности, будет это ощущение счастья или, наоборот, депрессии; уверенности в себе или собственной никчемности. Это состояние определяется тем, как в детстве к ребенку относились родители, какие «предписания» он получил от них, как их понял и какие решения на их основании принял. Внутренний Ребенок сохраняет способы адаптации, избранные человеком в детстве. Образ, символизирующий Внутреннего Ребенка, проявляет черты характера, поведение и эмоции, свойственные детям. Обычно он излучает энергию и непосредственные переживания. Он может страдать от каких-то сил, подавляющих его энергию (обычно родительские фигуры). Для терапии Внутренний Ребенок - очень важное понятие. Практически половина проблем человека тянется из его детства. Расскажу очень колоритную историю про Внутреннего Ребенка.

История про дракона - Ледяное сердце

Приходит ко мне мужчина, которому за сорок. Он считает, что на него навели порчу. Обежал половину экстрасенсов Москвы, истратил на них невероятное количество денег, но никто ему не помог.

Я спрашиваю его: «Как вы чувствуете свою порчу?» - «Она мне всю грудь изнутри истерзала». – «Представьте, что она на стуле перед вами. И первое, что приходит вам в голову: на что это похоже?» – «Это жуткий дракон вот с такими зубищами, с такими когтями, с крыльями, и он мне все в груди рвет, он просто измучил меня, истерзал». Я говорю: «Послушайтесь меня, пожалуйста. Я вам сейчас объяснять не буду, только сделайте то, что я вам говорю, и это важно. Мысленно положите руку на лоб дракону, погладьте его и скажите: “Я знаю, ты хороший”».

Он это сделал и говорит: «Странно, дракон почему-то заплакал». Тут я понял, что прав в своих предположениях. И говорю ему: «Продолжайте делать то же самое, делайте еще и еще раз, до полного успеха». Этот прием повтора, кстати, характерен для ЭОТ, его нет в других техниках, и он очень важен. Мужчина все гладит дракона и гладит, и дракон все тает, становится добрее, потом превращается в плачущего мальчика. Я спрашиваю: «Почему мальчик плачет?» – «Потому что его мама не любит». И тут выяснилось, что мама никогда этого мужчину не любила, и он недавно даже прямо спросил ее об этом. Мама ответила ему: «Знаешь, сынок, меня тоже в детстве не любили. У меня образовалось ледяное сердце, я не могу тебя любить».

Я научил его, как он сам должен любить этого Ребенка, стать самому себе Родителем, и «порчи» его как ни бывало.

Случай с Родительским предписанием

Я вел кружок со студентами-третьекурсниками, и мы продолжили занятия, когда они перешли на четвертый курс. И вдруг одна девушка, которая уже год активно занималась, сообщает, что собирается бросить вуз. А вуз был платный, она уже три года деньги платила за обучение в нем. «Что-то меня выталкивает отсюда, придумываю разные предлоги, чтобы не ходить на занятия. Спасайте, потому что на самом деле я хочу учиться».

Странная ситуация. Я говорю: «Представь свое чувство, которое тебя отсюда выталкивает. Что этот образ тебе говорит?» – А он ей говорит: «Подумаешь, высшее образование! Сколько людей живет без высшего образования!» – «Может быть, твои родители так считают?» (Явно чужой голос слышится). – «Нет, родители были за высшее образование». – «Подумай еще что-нибудь». – «Вообще-то у нас есть бабушка»... Оказалось, что бабушка в молодости бросила учебу в институте, и все время повторяет: «Кому нужно высшее образование, я прожила без высшего образования, и ничего…». А у бабушки было трое детей, двое учились в институте – и бросили. А третий и вовсе не учился. Авторитетная бабушка, и, главное, ее предписания очень действенные. По моей просьбе девушка представила свою бабушку и сказала ей: «Бабушка, я кончила вуз, я прекрасный специалист и очень этим горжусь». - «Ой, я вижу, бабушка так злится!» – «А ты что по этому поводу чувствуешь?» (Ведь главное не то, что с образом происходит, а что человек по этому поводу переживает). – «Я чувствую вину перед бабушкой». – «А как ты чувствуешь свою вину?» - «Вот здесь вина сидит, в солнечном сплетении, и давит, не дает мне дышать. Боже мой, да это же моя астма!» Девушка и прежде говорила, что у нее астма, хотя на самом деле у нее была не астма, просто дыхательный спазм. Я ей говорю: «Тебе нужна эта вина перед бабушкой?» – «Нет, не нужна». (Чувство вины – это злость на самого себя, по Райху). – «Раз вина тебе не нужна, давай избавимся от нее. Представь себе звук, который из солнечного сплетения уносит чувство вины в космос – куда угодно. И оно растворяется». Она медитирует сосредоточенно пару минут – и вдруг начинает дышать полной грудью. И говорит: «Я дышу, как никогда в жизни не дышала! Какое наслаждение – дышать!»

Она уже забыла о первом запросе относительно учебы. Я подождал и говорю, чтобы она еще раз представила бабушку и сказала ей: «Бабушка, я прекрасный специалист, я этим горжусь». – «Вы знаете, Николай Дмитриевич, она все равно злится!» – «А ты что теперь чувствуешь?» – «А мне теперь все равно! Это ее дело – пусть злится, если хочет».

Девушка закончила вуз, и больше ни вопрос об учебе, ни вопрос о затрудненном дыхании не поднимался.

По Эрику Берну, это случай Родительского предписания «Не достигай успеха». Бабушка ей запретила превосходить себя. И девушка стала чувствовать вину, когда перешла на четвертый курс (бабушка бросила институт именно на четвертом курсе). Девушка не осознавала эти связи. А мы помогли осознать и избавиться от этой проблемы.

- Какова роль эмоций в возникновении психологических проблем у человека?

- Эмоции обеспечивают взаимодействие с окружающей средой. Наши эмоции – это горючее, это энергия, которая побуждает нас к действию. Разные эмоции – разные типы энергии. Может быть разрушительная, негативная эмоция, а может быть добрая, нежная эмоция. И каждая из них позволяет человеку извлекать из своего репертуара те или иные формы поведения. И обобщая свой практический опыт, скажу, что большинство нарушений – это результат негативной эмоции, злости на самого себя или на других: она разрушительно действует на человека. Поэтому надо найти эту эмоцию.

- В чем вы видите цель работы терапевта?

- Прежде всего, надо помочь человеку решить его психологическую проблему и избавить от тех страданий, которые он испытывает. Если человек переживает депрессию, страхи или эмоциональную зависимость, он многое не может делать в жизни из того, что доступно другим людям. Мы избавляем его от страхов – и все, дорога перед ним открыта. Как говорил Милтон Эриксон: «Уберите препятствие, пробейте брешь в плотине. Вода остальное размоет». Не надо переделывать человека. Достаточно освободить пути к его личностному росту.

Наши технологии эффективны, потому что они простые и действуют быстро. В каком-то смысле ЭОТ – прецедент в создании новой отечественной формы психотерапии, которая не уступает западным образцам.

Я считаю, что эмоционально-образную терапию могут освоить тысячи специалистов и помочь с ее помощью тысячам людей.

Интервью провела Ольга Жигарькова

 «Психологическая газета: Мы и Мир» (№9[133]2007)

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design - Григорий Жигарьков

Rambler's Top100

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.