Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

Евгений Михеев

 

 

И БУДУЩИХ КАДРОВ БОЛЕЗНЬ...


  Евгений Александрович Михеев – курсант 5 курса Военного университета

Подготовка кадров в государственных институтах - сегодня процесс многогранный. Воспитывают и обучают везде по-разному. И ни для кого не секрет, что военные ВУЗы по своему распорядку дня, регламентируемому многочисленными документами, мало похожи на гражданских собратьев. Различаются они и по морально-психологическому состоянию обучаемых. На первый взгляд, все просто: столкнулся студент или курсант с экстремальной ситуацией (или воспринял ее таковой) - и ком в горле застрял. Сердце в пятки ушло. Появляется состояние тревоги. Эмоциональное возбуждение подрастает и мешает учебе, службе. Деятельность дезорганизуется: увеличивается время выполнения отдельных действий, нарушается процесс планирования и оценки работы. Повышается раздражительность, добавляется беспокойство, появляется неуверенность в своих силах, снижается самооценка. И в таком состоянии стремительно, как грибы после дождя, начинают расти ошибки и дефекты в работе, а на физиологическом уровне развиваются психосоматические заболевания – чаще всего возникают болезни желудка или кожи. Казалось бы, выход простой – избегай экстремальных ситуаций, и все будет отлично. Но сделать это в реальной жизни невозможно. А вот минимизировать влияние или сократить число стрессовых факторов попытаться стоит.

Мы исследовали эту проблему, проведя анонимное анкетирование курсантов одного из ведущих ВУЗов России, Военного университета МО РФ, и студентов Московского городского педагогического университета.

Примечательно, что традиционное представление о стрессе не дает окончательного ответа на вопрос, что, собственно, стресс собой представляет. Дело в том, что даже лабораторные крысы, а уж тем более люди по-разному реагируют на воздействие одного и того же стрессора. При этом имеет значение не только сила и длительность стрессового воздействия. Очень важно, КАК человек реагирует на стресс - активно или пассивно. Характер реагирования в не меньшей степени определяет общую устойчивость организма к стрессу.

 

Немного теории

Мы использовали в своем исследовании понятие «стрессоустойчивости», имея в виду способность человека адекватно выходить из стресса и отсутствие у него склонности к психосоматическим заболеваниям.

Оказалось, что стрессоустойчивость значительно выше у группы опрошенных курсантов Военного университета, чем у студентов Педагогического университета.

В теории советских медиков Л.М. Гаркави, М.А. Уколовой и Е.Б. Квакиной отмечено, что стресс имеет, прибегая к языку физики, квантовую природу: реакция организма на внешние воздействия имеет дискретный характер (такое открытие было сделано в 1975 г.).

В соответствии с теорией этих ученых, при увеличении силы внешнего воздействия организм человека последовательно проходит четыре основные состояния: тренировку, слабую активацию, затем сильную активацию, и, наконец, наступает стресс (или дистресс).

При дальнейшем увеличении силы воздействия организм человека снова последовательно проходит через те же четыре состояния. Каждому циклу из четырех состояний соответствует свой адаптационный уровень. Поэтому при постепенном повышении силы стрессора организм последовательно переходит с низшего адаптационного уровня на все более и более высокие – подобно квантовой системе с дискретными уровнями энергии при увеличении внешнего воздействия.

 

Вчера еще школьник, а сегодня уже курсант военного ВУЗа

Вполне логично, что при переходе из одного социального института в другой молодой человек ощущает значительное повышение уровня стресс-факторов.

Когда курсант проходит курс молодого бойца, он постепенно втягивается в новые условия существования. Поэтому у него начинается тренировка организма и переход на стадию слабой активации, которая при возрастании физических и психоэмоциональных нагрузок, вызванных повышением требовательности начальников к подчиненному, в дальнейшем перерастает в сильную активацию. Переход на последнюю стадию цикла, вероятнее всего, происходит в условиях постановки новой цели.

Порой курсант в такой ситуации не может найти себе следующую цель. По этому поводу часто описываются «болезни достижения», или «синдром Мартина Идена» (героя одноименного романа Джека Лондона). Он появляется обычно после того, как человек достигает желанной цели, но вслед за этим новая «сверхцель» у него не возникает.

Применительно к ситуации с нашим курсантом, можно сказать, что сначала его целью было поступление и окончание курса первоначальной военной подготовки. Экспериментальные и клинические наблюдения показывают, что лучше испытывать неприятные переживания, стимулирующие к поиску выхода из затруднительного положения, чем находиться в расслабленном состоянии пассивного удовлетворения собой и миром («синдром Обломова»). Распорядок дня, приказы командования, ограничивающие свободу действий, создают невидимую цель, достижение которой становится главной задачей, втягивающей в процесс борьбы. Схватка с будущим, порой сопровождающаяся эпизодическими неудачами, как правило, не только не приводит к истощению, но, наоборот, способствует укреплению психического и телесного здоровья курсанта.

Канадский ученый, основоположник теории о стрессе Ганс Селье еще в начале своих исследований замечал, что небольшой стресс полезен для организма. Более того, он приводит к активации его защитных систем. При чрезмерной интенсивности стресса или неадекватной реакции на него возникает дистресс, сопровождающийся ухудшением протекания болезней и возникновением психосоматических нарушений. Иногда дистресс наблюдается и при низких интенсивностях воздействия стрессоров.

Состояния тренировки на адаптационных уровнях возникают при воздействии относительно слабого раздражителя. При действии среднего по силе стрессора этого уровня появляются состояния спокойной и повышенной активации. Если же происходит воздействие относительно сильного стрессора – у человека возникает стресс.

 

Какие стрессоры «мешают жить» курсантам и студентам?

У будущих офицеров, как выяснилось, много стрессоров. И на первом месте среди них стоит нерегулярное питание, на втором – жизнь вдали от родителей, на третьем – страх перед будущим, на четвертом – проблемы в личной жизни.

У студентов мы наблюдаем другую ситуацию: самым сильным стрессогенным фактором для них является большая учебная нагрузка, на втором месте оказались строгие преподаватели, на третьем – нежелание учиться, разочарование в профессии, на четвертом – проблемы в личной жизни.

 

Что у курсантов не в порядке с питанием?

Опрос курсантов проводился на старших курсах, когда они начинают питаться самостоятельно. На решение этой задачи каждому из них выделяются денежные средства в размере 600 рублей.

Никто не спорит с тем, что это – недостаточная сумма. Но важно также, чтобы каждый получал свои калории своевременно. Курсанты привыкли, что на младших курсах часы приема пищи жестко регламентированы. Теперь они должны решать этот вопрос сами. Он становится самым сильным раздражителем. Меньшие по значению раздражители (учебная нагрузка, выполнение служебных обязанностей) отходят на второй план и сглаживаются.

Несмотря на то, что у курсантов стрессоустойчивость значительно выше, чем у студентов, это не значит, что стресс отсутствует вообще. Поэтому было бы неплохо принять решение об увеличении времени, которое отводится курсантам на прием пищи.

 

Что можно поделать с другими стрессорами?

Трудно что-то сделать с эмоционально-чувствительным фактором, тем более если это - жизнь вдали от дома. Может быть, курсантам надо больше заботиться о том, чтобы в коллективе была создана дружелюбная атмосфера, чтобы каждый ощущал взаимную поддержку товарищей? Тогда станет легче справляться со своими личными проблемами.

Третьим обозначен фактор страха перед будущим. Конечно, никто не может предсказать, упадет ли вам завтра кирпич на голову или «синяя птица счастья» в руки попадет. Однако качественно и своевременно информировать о дальнейшем курсанта необходимо.

На последнем месте у обеих групп находится фактор отсутствия личной жизни. Можно, конечно, предположить, что умом не вышли или красотой, вот и не везет. Да только на практике одной из причин оказывается недостаток наличных средств. А можно ли без них отправиться к девушке на свидание? Вот и получается, что у тех молодых людей, кто постарше, денег не хватает, а кто помладше – еще только задумываются о самостоятельном заработке.

 

 «Психологическая газета: Мы и Мир» (№10[134]2007)

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design - Григорий Жигарьков

Rambler's Top100

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.