Александр Матвеевич
Кантор - кандидат исторических наук, преподаватель Международного
университета (в Москве), клинический психолог Реабилитационного центра
социальной медицины. Член Европейской ассоциации
университетских преподавателей психоанализа (EAUTP, London).
E-mails:<
sa_cantor@inbox.ru>,<khano_kantor@rambler.ru>.
Кто хочет власти, придут на него сласти, а потом страсти, да в том ему
будет пропáсти.
Древнерусская
мудрость
Власть отвратительна, как руки брадобрея…
О. Мандельштам
Категория власти занимает в русском языке немалое место; по мнению
специалистов, власть описывается, оценивается и характеризуется более чем
пятью тысячами понятий и категорий.
Показательна связь русской категории власти с первичной символизацией
жизненных начал, установлением порядка и т.п. Носитель и представитель
власти - «начальник» - фигура, относимая к «началу» (основе) общества.
«Начальник» в культурной традиции России также «правитель» (управитель),
дословно - действующий по правде (истине).
И другое определение властителя -
«кормчий» (от слова «кормить»; аппарат власти - «кормило») явно
указывает на весьма раннюю, психоаналитически – доэдипальную (т.е.
неконкурентную, возможно, симбиотическую) семантику глубокой преданности
ребенка матери.
В
XVI
столетии возведение царя Ивана
IV
(Грозного) на престол именовалось «венчанием» - буквально
«бракосочетанием» царя с «землей» (страной). Семейная номенклатура власти
существовала (и существует) в разных культурах, но, видимо, в нашем
отечестве она оказалась более устойчивой и симбиотической:
«матушка» и «батюшка» есть имена также духовных лиц.
Неудивительно, что отношение к власти связано со страхами сепарации
от жизненных основ; может быть, точнее говорить об экзистенциальных
страхах, т.е., по сути, тревогах существования. Отсюда огромная роль
ритуалов в российской (русской) власти, ее театрализация и т.п. Особое
место занимают ритуалы, символизирующие жертвенную гибель во имя спасения
«отчизны» (земли отцов) или «матери-родины» (материнской земли),
кровную зависимость от них и верность им, горечь утраты и ужас чужбины.
Тема глубинной связи человека и власти (Родины) встречается также в более
поздних периодах российской истории. В качестве примера приведу широко
распространенного в СССР «Марша авиаторов», исполнявшегося
повсеместно (даже до наших дней) и
бывшего длительное время
общепринятой метафорой русско-советской идентичности. «Мы рождены,
чтобы сказку сделать былью, / преодолеть пространство и простор. / Нам
разум дал стальные руки-крылья, / а
вместо сердца - пламенный мотор. /Все выше и выше, и выше / стремим мы
полет наших птиц, /и в
каждом пропеллере дышит / спокойствие наших границ».
Очевиден инфантильный характер фантазий («сказку сделать былью»),
регрессия к «океаническому чувству»
всемогущества («преодолеть пространство...»), растворяющее личное «я» в
космическом континууме. Символический ряд - стальная птица - самолет -
человек, динамически устремленный ввысь - символ не просто полового акта,
а, скорее, инцестуозного насилия: овладение во имя слияния с породившей
тебя Родиной.
Фигура власти в России нередко ассоциируется с материнским образом
природных стихий. Наиболее популярной была модификация
«Матери-сырой земли», т.е. постоянно плодоносящей почвы, связанная
с семантикой покоя и смерти, всепоглощающего целого (космоса, страны,
коллектива и т.п.). В последнем значении часто выступала идея
милитарно-мазохистского характера периодов Первой и Второй мировых войн:
«Родина-мать зовет!» или «умереть за
Родину-мать».
Особой
властно-материнской фигурой в России
XX
столетия долгое
время являлась коммунистическая партия. Именно она претендовала на роль
тотального объекта, даже в сфере межличностных отношений, поощряла
вмешательство коллектива в личную и семейную жизнь граждан. Достаточно
вспомнить ироническую советскую пословицу «Русская женщина сильна
парторганизацией», стереотипные выражения типа «это дала вам партия» и,
наконец, фривольную частушку:
«недоволен наш народ - / мало партия дает, / наша партия не ...лядь, /
чтобы каждому давать».
Вообще, в советский период в русском языке были весьма распространены
глаголы: «дать», «брать», «отпустить» (дают - вместо продают - товары,
берут - вместо покупают - что-либо, отпускают - вместо предоставляют -
что-нибудь); что есть одно из свидетельств архаизации социальных отношений
как
результата властвования, а именно, превращения граждан в «детские»,
зависимые фигуры.
По
сути дела, материнская фигура власти в России имеет черты фаллической,
т.е. гиперопекающей, принуждающей, агрессивной (мужеподобной) матери.
Исследователи деспотических форм власти отмечают, что мощная система
контроля извне возобновляла в человеке детские взгляды и чувства. Только в
детстве другие люди – родители - обладают подобным могуществом ввергать
нас в безнадежные внутренние конфликты, если наши желания расходятся с их
собственными (Б. Бетельхейм).
Весьма существенна в отечественной традиции власти - власть
коллектива, именовавшегося в России «миром»; его семантика нередко
пафосна и танатологична: «Что мир порядил, то Бог рассудил» «На
миру и смерть красна», «Мирская молва - что морская волна», «Мир заревет -
лес клонится», «С волками жить -
no-волчьи
выть», и др.
Власть коллектива отождествлялась также и с защитой от страха отделения.
Историко-культурные факты свидетельствуют и о глубоко оральном (ребенок –
материнская грудь) уровне связей власти «мира» и человека в культурном
российском наследии.
Важнейшая из «оральных» традиций: коллективное застолье - «пир на весь
мир». Даже беднейший член общины (рода или др. группового образования)
считал за честь в нем участвовать, ставя на «кон»
(основу) лучшее, что имел; в этом
случае он мог рассчитывать на поддержку «мира». Недаром такие пиры назывались
«братчинами» (т.е. единством братьев - членов мирской семьи).
Специфическим обычаем такого рода застолий нередко является
соревнование в употреблении спиртных напитков, порождавшее подлинно
бессознательную форму связи. В данном отношении показателен вопрос пьющих
друг ко другу: «Ты меня уважаешь?» – как устремленность к
эмоциональной близости. Стремление к сохранению трезвости на пирах (равно
как и выпивка в одиночку) традиционно осуждалась
как проявление индивидуализма и неприятия «своих». Потеря сознательного
«Я» означала наиболее полную идентификацию с властью коллектива и
чувство всемогущества: «Когда христианин (или крестьянин – А.К.)
пьян, то сам себе пан»; что до сей поры актуально для российской культуры
(«Ну о чём с тобою говорить? / Всё равно ты порешь ахинею. / Лучше я пойду
к ребятам пить, / у ребят есть мысли поважнее. / У ребят серьёзный
разговор: / например, о том, кто пьёт
сильнее, / у ребят широкий кругозор - / от ларька до самой бакалеи... /
Разговор у нас и прост, и груб, / все вопросы мы решаем глоткой...»
(В. Высоцкий).
Итак, власть порождает, наказывает, спасает, опьяняет…Словом, то, что в
психоанализе называют «сном наяву», «исполнением желаний» и «фантазмами».
И в наши дни носители отечественной власти прибегают к специфически
устрашающей лексике. Приведу отрывок из интервью, данного мною
«Независимой газете» («НГ» от 11 ноября 2003 г.).
-
Александр Матвеевич, журналисты, политологи, имиджмейкеры уже давно
обратили внимание на очень эмоциональную манеру выражаться президента
России Владимира Путина. "Мочить в сортире", "замучаетесь пыль глотать",
"сопли жевать", совсем недавнее образное высказывание Владимира Путина в
беседе с итальянскими журналистами - "законы надо выполнять всегда, а не
только когда за одно место схватят"… Эти фразы уже прочно ассоциируются с
образом нашего президента. Что бы вы, как психоаналитик, сказали по
данному поводу?
-
Добавил бы известную фразу президента относительно "обрезания, после
которого ничего не вырастет". Вообще подобная лексика в политике не нова.
Еще недавно к "туалетной" лексике, даже с криминальным оттенком, прибегал
генерал Александр Лебедь, например, с выражением: "Ваше место у параши".
Пользовались ею Ленин, разумеется, Сталин и Хрущев, именовавшие своих
оппонентов "говнюками" и "засранцами". Это имело место также в практике
американских президентов, из более современных - у Никсона, например.
Правда, чаще это звучало в неофициальной обстановке. Данная лексика имеет
символический смысл, относимый психоаналитиками к анальной и фаллической
стадиям психосексуального развития. Зигмунд Фрейд связывал анальные
фиксации с упрямством, жестокостью, вязкостью негативных эмоций, и даже с
"инстинктом власти". Фаллические - с соревновательными устремлениями по
отношению к отцовской фигуре (ею может быть та же политическая власть) за
обладание матерью (в переносном смысле - любовью, например, "народа",
публики и т.д.) и страхом кастрации, то есть поражения в этой борьбе ("эдипов
комплекс"). Путин очень хочет это показать: настоящий мужик-то – это он!
Как в песне Высоцкого: "Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков"...
продолжение в следующем
номере.
«Психологическая газета: Мы и Мир»(№5[105]2005)
|