Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

Михаил Яновский

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ О ПЬЯНСТВЕ


   Одна из «эзотерических» идей русской ментальности – идея о существовании «псевдодеятельности», особой форме активности человека. Психолог М. Яновский ставит вопрос: не является ли воспеваемое одними и проклинаемое другими пьянство – такой «псевдодеятельностью»?

Если это так, то что из себя представляет человек, который отдает питию всю свою жизненную энергию и время?

 

Русский человек может иногда оценивать дело, совершаемое с серьезностью и важностью, как пустое и бессмысленное. (Благо, что сама российская жизнь дает материал для таких оценок!) Например, как псевдодеятельность квалифицировалась Л.Н. Толстым бóльшая часть работы государственного аппарата. Н.В. Гоголь усматривал псевдодеятельностный характер в предприимчивости определенного типа чиновников и деловых людей. И т.д.

Псевдодеятельность, будучи имитацией реальной деятельности, лишь на первый взгляд «никакая». В действительности, у нее есть своя логика и свои механизмы (как есть своя логика и механизмы, к примеру, у сна).

Проведем анализ традиционной русской (но не только русской) проблемы – пьянства, рассматривая его как форму псевдодеятельности.

Очевидно, что пьянство не есть нечто подлинное. Заставляя человека растрачивать массу активности и энергии, оно ничего не производит и поэтому является имитационным процессом. У него нет никакого реального продукта, кроме эмоций. Но даже те переживания эйфории, подъема, «братских чувств ко всем людям», которые возникают при опьянении, на поверку оказываются иллюзией, которая рассеивается под действием «скучной», трезвой и суровой реальности. Поэтому и алкоголическая эмоциональность, очевидно, имеет имитационный, псевдодеятельностный характер.

Что же имитирует пьяница своим пьянством?

Принято считать, что пьяный человек становится более открытым, проявляет свое истинное лицо. На самом деле, он проявляет наиболее доступную часть своего внутреннего мира, которая не требует напряжения и тонуса сознания. В этом смысле пьяный человек в большей или меньшей степени деградирует по сравнению со своим обычным состоянием. Это означает, что при опьянении человек в социальном плане становится более примитивным (хотя иногда говорят – «более простым»). Следовательно, можно сказать, что пьяница – это человек, который ввел себя в состояние, и, соответственно, имитирует … хама.

Но что значит быть хамом? Кто такой хам?

             История Хама и его братьев

Хам – имя библейского персонажа из книги «Бытие». Его имя стало нарицательным, и Хам стал «хамом» благодаря пережитому им эмоциональному потрясению и поведению, вызванному этим потрясением. Хам – сын известного Ноя, который спасся во время всемирного потопа на ковчеге. После потопа Ной стал «возделывать землю и насадил виноградник». Однажды он напился вина и лежал пьяным в непристойном виде. Таким его случайно и увидел Хам.

Можно представить чувства, которые испытывает сын, когда отец вдруг «падает» с пьедестала и предстает в позорном виде. Сын, идентифицирующий себя с отцом, измеряющий себя образом отца, переживает это как личный позор.

По-человечески понятным кажется последующее поведение его в этой ситуации. «Оскорбленный», Хам пошел и рассказал об опозорившемся отце своим братьям, Симу и Иафету. Ответная реакция братьев показала, что переживание этой ситуации Хамом и его последующее поведение не были предопределены и были личным выбором Хама. Братья повели себя иначе: «взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» [Бытие; 9, 23].

Поведение Хама выказывает его отношение к чужой «слабинке», чужому позору. Когда чья-то слабость – повод не для сочувствия, но для прохладного, жесткого, может быть, даже насмешливого отношения, - то на этой почве хамство и взрастает (хамы, между прочим, обычно наблюдательны и жестки к недостаткам окружающих людей).

Но, заметим, чтобы позор действительно впечатлил человека, последний должен быть честолюбивым. В этом все и дело. Хам, по-видимому, - честолюбец.

В некотором роде поступок Хама даже более логичен, чем поступок его братьев: Хам разоблачает и тем самым как бы «наказывает» отца, а братья ведут себя так, будто они отца одобряют и поощряют. А поскольку позор Ноя - не только физический, но и моральный, то получается, что они поощряют моральный изъян другого человека! Однако представляться таким образом ситуация может лишь «плоскому», неглубокому сознанию. Братья как бы делят позор со своим отцом, давая возможность отцу (а не «запрещая» ему) сохранить свою логику и возможность самому за себя решить, что и как ему делать. Хам же не разделяет позор отца (т.е. не берет на себя часть его ответственности за этот случай), сохраняет свое видение и переживание ситуации однозначным. При этом он «запрещает» отцу его поведение, пытается внести в него как бы «разрыв». Эта попытка насильственного разрыва, вносимая Хамом в чужую деятельность, собственно, и есть хамство ab ovo.

Отметим, что привнесение разрыва («ущерба») в чужую деятельность, совершаемое при хамстве, есть результат некой внутренней «неделимости», своего рода простоты и цельности хама. Что-то вроде эгоцентричности, морально оправданной для себя.

И такая позиция эгоцентрически уверенной в себе правоты есть ни что иное, как честолюбие.

  Велика ли дистанция между честолюбием и эгоцентризмом?

Но с честолюбцами часто происходит по закону: «И какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» [Евангелие от Матфея; 7, 2]. И в Библии одной из главных причин пьянства называется гордость: «Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило оно. Печь испытывает крепость лезвия закалкою; так вино испытывает сердца гордых пьянством» [Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова; 31, 29-31]. Действительно, когда начинаешь перебирать знаменитых или просто знакомых пьяниц, с удивлением открываешь, что многие среди них действительно горды и честолюбивы: В. Высоцкий, О. Даль… Возникает впечатление, что впадение честолюбцев в пьянство – явление очень характерное и не похожее на случайность.

Действительно, честолюбие – это состояние, при котором происходит уплощение человеческой личности: духовное «Я» человека как бы «слипается» с социальным «Я», и при этом социальное «Я» приобретает некоторые черты и статус духовного. Возможно, точнее было бы сказать, что социальное «притворяется» духовным, имитирует духовное «Я». «Я» честолюбца становится «слипшимся» и поэтому неделимым. Такое состояние лишает человека свободы действий. «Невольник чести» впадает в одну из наиболее труднопреодолимых зависимостей – зависимость от самого себя, от своего «Я».

Но ведь пьянство в терминологии современной психотерапии – это форма зависимости. Поэтому честолюбие, приучая человека к классической форме зависимости, создает благодатную почву для развития иных зависимостей, в том числе и от алкоголя.

Происхождение неделимости как некой личностной «парадигмы» самоощущения честолюбца, в общем-то, простое. На наш взгляд, это проявление задержки человека в состоянии детского эгоцентризма. Неумение выйти за рамки своего персонального «Я» и посмотреть на себя со стороны, глазами другого человека. Неумение видеть себя как другого, как «его». В терминологии Ж. Пиаже, это есть «неразвитость децентрации» (т.е. умения формировать множественность «Я»).

Все это приводит к отказу от самоконтроля хоть на уровне действий, хоть на уровне состояний. Отсюда и возникает хамство и его «родственник» – пьянство.

Таким образом, пьянство – это имитация хамства. Но хамство, будучи производной от честолюбия, в свою очередь является имитацией социального самоутверждения.

Только имитацией, поскольку для реального самоутверждения необходимо умение отличать свое реальное место в социуме от призраков своей социальной значимости. Для этого и нужно избавиться от эгоцентризма.

Социальная самореализация, между прочим, невозможна без умения принимать границы времени («сроки») как важнейшее условие продуктивной социальной деятельности. Алкоголь же «растворяет» время, делает его неопределенным, размытым, поэтому и скрадывает бóльшую часть возможного социального самоутверждения.

  И напоследок раскроем еще одну «тайну» алкоголизма

Пьянство – своего рода временное сознательное повреждение ума (ведь пьют, желая на время «сойти с ума»). Для чего? Чтобы заменить ум чувствами и раскрепостить свои эмоции. Но алкоголические эмоции искусственны, имитационны. А повреждение ума действительно. И вот почему. В нормальном состоянии чувства дают возможность человеку почувствовать реальность. У пьяницы же эмоции – это своего рода «чувственные галлюцинации». Они изолируют человека от реальности, и его ум становится не способным к познанию – главной своей функции. Ум пьяницы замыкается на себе.

Человек сходит с ума, не замечая этого, думая, что он прикасается к какому-то новому, небывалому миру (можно вспомнить знаменитое произведение В. Ерофеева «Москва-Петушки»).

При этом, снова-таки, замкнутый в себе ум как нельзя лучше гармонирует с честолюбием!

 «Психологическая газета: Мы и Мир» (№1[125]2007)

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design - Григорий Жигарьков

Rambler's Top100

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.