В
стабильные времена люди уверены в своем будущем, они открыты миру и готовы
его принять. Сегодня мы видим обратное: когда вокруг беспорядок, человек
не верит и не уверен; его крепость – только семья и вера его предков.
Может, именно такое положение вещей кому-то и выгодно: чтобы человеку не
весь мир был нужен, не огромные пространства его страны, не величие ее
истории, а только отведенный ему шесток.
Отношение
к семье и вере за последние двадцать лет, конечно, менялось. В 90-е годы
бурный интерес к религии был связан с возрождением возможности открыто
заявлять о своей вере, отправлять обряды, строить церкви.
Сегодня
эйфория первых лет свободы вероисповедания отошла в прошлое. К сожалению,
приходится сталкиваться с проявлением нетерпимости к другим верам, страхом
и неприязнью к иноверцам. Причем речь идет не о сектах, а о традиционных
для нашей страны религиях. Но если мы хотим мира и стабильности, важно
жить в дружном соседстве, чтобы каждый мог отправлять обряды своего
культа, не тесня, не обижая старшего или младших братьев. Очень важно
сохранить полифоничность звучания всех молитв, возносимых к небу.
Много ли
мы знаем о друг о друге? Ведь именно незнание порождает страх. Что такое,
к примеру, шаманизм? Многие ли знают о нем? А ведь шаманские традиции
сохраняются на Чукотке, Алтае, в Якутии, Бурятии на территории нашей
страны, а еще в Индонезии, Африке и Мексике, Перу и Мадагаскаре...
Джонатан
Хорвиц, известный исследователь шаманизма, объясняет, что «шаман
определяется тем, как он работает. С помощью ритмичных ударов бубна, танца
и пения шаман осуществляет сдвиг своего сознания, который и позволяет его
душе путешествовать в миры, традиционно именуемые Миром духов. По
завершению миссии шаман возвращается обратно, дабы использовать полученные
силу и мудрость, помогая себе или другим».
Звучит
непривычно для уха – «духи», «путешествие», «сила»... Слова, которых нет в
лексиконе рационального мыслящего человека.
Давайте
спросим о шаманизме женщину, которая получила классическое психологическое
образование в Московском Государственном университете и знает, что такое
научное мышление. При этом психолог В.Л. САЖИНА более десяти лет является
тувинским шаманом...
Не буду
подвергать услышанное мною во время беседы критическому анализу: чтобы он
был серьезным, нужно многие годы изучать шаманские практики. Не вызывает
сомнений также искренность Веры Сажиной.
Поэтому
давайте оставим свои предубеждения и войдем в мир шамана, удивляясь, как
многое на свете еще неясно нашим мудрецам...
- В наше время
существует возможность заниматься всем, к чему лежит душа, но Ваш выбор
все равно кажется необычным. Видимо, интерес к искусству – музыке,
живописи, танцу, а затем получение психологического образования – шаги на
этом пути?
-
Путь шамана не выбирают. Древняя традиция
говорит, что на шамана нельзя выучиться. Видимо, у меня были какие-то
способности, и обстоятельства сложились так, что я, претерпев жизненные
трудности, попала в Республику Тува и встретила там замечательного старого
кожунного шамана, который выбрал меня и сказал, что мой путь – это путь
шамана.
Я и раньше
интересовалась культурами народов, сохранивших связь с природой, связь с
племенными культами, семейными обычаями и связь с животными. Мне довелось
побывать у американских индейцев, участвовать в некоторых священных
церемониях в Америке. Поэтому Тува мне была интересна с точки зрения
шаманских традиций. И когда мои друзья пригласили меня поехать туда вместе
с ними, я согласилась. Шел 1993 год, в Туве началось возрождение шаманизма
после долгих лет, когда он был под запретом. В
Кызыле, столице республики, появился Научный центр для изучения шаманизма
и лечебный центр, где шаманы могли регулярно практиковать лечение.
Уже существовала первая организация шаманов «Дунгур» («Шаманский
бубен»). Возрождению шаманизма в республике способствовал
М.Б. Кенин-Лопсан - ученый с мировым именем,
доктор наук, закончивший Ленинградский университет, автор книг по
шаманизму. И шаман, который стал моим учителем, тоже был одним из
создателей организации «Дунгур».
-
Почему он выбрал именно Вас среди всех?
- Видимо,
шаманские духи сами бегут впереди шамана. У шамана развита интуиция,
развито знание, шаман видит будущее вперед и назад. Шаман может предвидеть
события, может их предсказывать. Наверное, такая судьба была, чтобы мы
встретились. Шаман – человек знания, он знает. Поэтому шаман провел
обряд, благословил меня, передал мне свой бубен. А через несколько лет я
снова отправилась в Республику Тува, потому что семья моего учителя мне
сообщила, что он ушел из земной жизни, или, как тувинцы говорят, «ушел за
красной солью».
Это была не моя воля –
стать шаманом. Родственники шамана спросили,
хочу ли я перенять его атрибуты (у каждого шамана есть «предметы силы» -
пальто, шапка, в которых он проводит культовые обряды, предметы для
лечения людей), я приехала и забрала их.
- Сколько лет Вы
шаман?
- Постоянно я веду прием
именно в тувинской традиции с 1998 года. Сначала я работала в обществе «Дунгур»,
потом в другой шаманской организации - «Тос дээр» («Девять небес») в
Кызыле. В 2000 году по просьбе других шаманов и духов я создала общество
«Уш моорук» в честь своего учителя К.Х. Хуурака. Я купила дом, землю в
Улуг-Хемском районе Тувы («Улуг Хем» – «Большая Река», так тувинцы
называют Енисей). В обществе я работаю вместе с семьей своего
учителя-шамана. Он ушел, его жена осталась, она мне помогает, еще
несколько людей, друзей помогают.
- Вам
не было страшно начать заниматься шаманизмом – все-таки это совершенно
новая, необычная область применения Ваших способностей и сил?
-
Некоторые люди испытывают страх перед шаманами, какой-то мистический ужас
даже, а другие люди любят шаманов.
Я,
например, люблю шаманов. Мне эстетически приятно смотреть, как одеты
шаманы.
Мне
нравятся шаманские истории: они пишут специальные гимны – алгыши –
песнопения, в которых прославляют природу, родной край,
прославляют свои Путешествия,
свой полет к небесам, рассказывают о причинах болезни и процессе ее
устранения. Алгыши – это своего рода заклинательный фольклор, очень
красивые песни.
У шаманов
замечательные культовые обряды. Они проводят их на природе, около огня.
Для меня
этот мир притягателен и не теряет своей красоты. Шаманский обряд помогает
вылечить людей, и мне интересно простое, но очень могущественное
воздействие его на больных.
- Шаман может
излечить любую болезнь?
- Шаман может лечить
многие заболевания. Часто при неизлечимой болезни шаман помогает человеку
обрести поддержку, чуть продлить жизнь.
В случае тяжелого недуга
выздоровление человека зависит от того, насколько его собственное
физическое тело сильное. Насколько он верит врачу, верит шаману. Насколько
он сам хочет жить. Если у него есть тайная подсознательная тяга к смерти,
его лечить труднее. Если он живет ради других, больше вероятности, что он
выживет. Ради детей, ради родственников, ради какой-то работы, еще не
сделанной. Если никакого смысла жизни нет, надо его найти.
У некоторых людей легкая
болезнь долго не вылечивается. Это может быть вызвано порчей или тем, что
человек повторно совершает одни и те же ошибки.
Иногда он нарушает
культовые взаимоотношения с природой. Например, считается, что если люди
оскверняют священный родник, у них может возникнуть болезнь почек.
Отношения с духом воды у них будут испорчены. Чтобы вылечиться, им надо к
воде относиться с большим почтением – и к морю, и к родникам. Прежде чем
воду пить, эти люди должны сначала молитву читать.
Природа – драгоценный,
необыкновенный для нас дар, надо с уважением к ней относиться. Земля,
вода, огонь могут лечебное воздействие оказывать на человека, если
правильно с ними обращаться.
Вода – это священная
часть нашей жизни. Вода из родника обладает целебными свойствами. У нас в
Улуг-Хемском районе есть родник, где после паралича люди принимают очень
холодный аржаан (источник). Под струей
источника, подставив спину, сидят по пять минут три раза в день, и так
несколько дней подряд. Некоторые пьют воду из родника. Так они
обретают здоровье. И специально молятся хозяевам этого источника. Вода
дает людям большую силу здоровья.
Во время культового
обряда шаман зажигает огонь и молит силу огня создать хорошие условия для
жизни человека, счастье в семье. Он использует созидательную силу огня.
Хотя у огня есть и разрушительная сила – чтобы убрать плохое.
Люди надеются что-то
получить от природы. Есть места, где человек может почувствовать большую
силу земли, которая дает энергию, удачу, лечит бесплодие. Эти места
известны людям, знание о них по традиции передается из поколения в
поколение.
Деревья обладают особой
лечебной силой. Есть особые деревья в Туве, связанные напрямую с
духами и с древними предками. Деревья,
через которые идет связь времен, связь поколений. Около такого дерева
находясь, можно впасть в состояние блаженства.
- Как происходит
взаимодействие с другим человеком во время культового обряда? Шаман
путешествует, а что в это время происходит с больным?
- Больной
человек путешествует вместе с шаманом. Это взаимонастроенное действие.
Иногда шаман рассказывает больному о том, что он видит во время
путешествия. Это вариант адаптированного шаманизма, он упрощен для
понимания западными людьми.
Традиционный шаман находится в особом состоянии, на особой энергетической
волне, и пациента в это состояние вводит. И если я вдруг получаю
информацию о человеке, он в тот же момент видит, что это так и есть. И он
может зарыдать, он может закричать. И он будет мгновенно изменяться.
Мгновенно – словно мы космической волной переносимся с ним куда-то – и
становимся другими.
Как это
происходит с точки зрения науки, я не знаю. Это чудо, потому что шаманская
энергия – это сам по себе чудесный дар свыше. Это особая энергия, которая
сама приходит, если она нужна, и потом сама уходит. Шаман только помогает
ее отправить.
Постоянно
в таком состоянии шаман пребывать не может, потому что он словно находится
на вулкане, в состоянии трансформации Земли. Как будто вся Земля пронизана
космическим вихрем, и она подобна пульсирующей звезде.
А для
лечения больных шаман просто входит в это состояние, и оно само по себе
дает лечение. Также шаман применяет особые предметы – «ээрени». Это
вместилища духов шамана.
-
Помимо излечения больных, Вы проводите другие обряды?
- Шаман
проводит не только лечение, но и очистительные обряды, когда человек
что-то неправильное совершил или находился в какой-то ситуации неприятной
– то, что психологи называют стрессом. Шаман проводит очистительный обряд
и устраняет духов – плохую энергию, так можно сказать.
Я провожаю
умерших. Не все шаманы это делают. По православному обычаю, поминки
справляют на 9 дней и 40 дней. Как Вы понимаете, обычаи разных народов в
мелочах разнятся, а общий смысл у них, конечно, один. Потому что одна
человеческая жизнь на земле, одно небо над нами. В Туве отмечают 7 дней и
49 дней, а также год и три года со дня смерти человека. Наиболее важный
обряд проходит на 49-й день, когда приглашают шамана, чтобы он проводил
душу умершего в другой мир, чтобы она нашла путь к своим усопшим
родственникам и предкам.
Важно,
чтобы душа умершего человека не оставалась среди живых
– это будет
причинять им неприятности, порождать чувство потери, печаль, раздражение,
злость даже. Обряд помогает их успокоить, придать им силы, мужество и
одновременно защитить от злых духов, потому что когда происходит смерть,
граница между мирами открывается. Эту границу шаман обязан увидеть и потом
закрыть. Особенно опасно, если произошла насильственная смерть – люди
погибли в аварии или, не дай бог, совершили самоубийство. Бывает, что
умерший уносит за собой других. Чтобы прекратить несчастье, проводится
такой обряд.
Еще шаман
проводит обряд благословения. Он может дать благословение на учебу, на
рождение детей, на начало работы.
Но шаман – не только
врач, он еще и учитель. Его так и называют – «башкы», «учитель». Шаман
воспитывает людей: он говорит им, что одни черты характера развивать в
себе хорошо, а другие – не надо. Мы же сами себя формируем. Шаман не
только собрал своих духов, он и себя собрал как определенный характер.
Разные типы шаманских
характеров есть. Причем, опираясь на свои наблюдения за шаманами в разных
культурах, я могу сказать, что шаманские характеры везде похожи. Есть
шаманы очень властные, есть шаманы, наоборот, очень деликатные, есть
шаманы шутливые. Они все время пляшут, шутят, подкалывают людей. Есть
шаманы, у которых все построено на личном обаянии, на харизме. Есть такие,
которые просто тщательно ритуалы соблюдают. Они тоже помогают людям. Есть
экстатические шаманы, они быстро в транс входят. И, конечно, в зависимости
от сложившегося характера, они будут лечить только определенные болезни.
Одни духи шаману поддаются, а другие нет. Кто-то из них
хорошо детские заболевания лечит, а кто-то
болезни животных, скота. Одни способны многие болезни исцелять, а другие –
только малую их часть.
- Кто для Вас шаман?
- На мой взгляд, это
человек, вдохновленный духами.
- Расскажите немного
о мирах, в которых Вы путешествуете... Они представляются Вам цветными или
черно-белыми?
- Есть очень много
разных миров, очень много разных пространств, как на земле мест. В других
пространствах тоже есть разнообразные миры, разнообразные состояния. В
одних мирах очень быстро летает шаман, в иных он еле бредет. Какие-то миры
- черно-белые, не самые радостные, я думаю. Есть черный мир вообще.
У шаманов есть
разделение на Верхний, Нижний и Средний мир, иногда они этим делением
пользуются, иногда нет. Весь наш видимый мир – это Средний мир. Нижний мир
– это злые силы, иногда души умерших, трудные энергии. А из Верхнего мира
приходят необычайные явления – радуга, молния, звезды.
- Можно ли сказать,
что Верхний мир – это небо, Средний мир – наша земля, Нижний мир находится
под поверхностью земли?
- Нет, это не так. Небес
очень много, и некоторые располагаются даже ниже нашего роста. Верхнее
небо, конечно, находится очень высоко. Эти миры друг в друга проникают, и
четкую топографию выстроить очень трудно.
Мир шамана устроен не
вертикально. Внутри круга, внутри бубна шамана могут все миры
сосредоточиться одновременно... Миры можно по-разному разделить, но для
шамана самое важное, что есть два мира: Наш и Другой мир. Если этого не
видеть, то уже не сможешь лечить больного. Если в Нашем мире душа человека
находится – хорошо, если в Другой мир душа ушла, то он может заболеть или
умереть. Надо вернуть душу в Наш мир, вернуть ее больному. Тогда он будет
здоров.
- Путешествие похоже
на состояние во время медитации?
- Если сравнивать с
медитацией, то шаманское путешествие – разновидность активной медитации.
Шаман направляет свой полет, свое движение. Он подобен всаднику, скачущему
на волшебном скакуне: он может движение этого скакуна направлять.
- Считаете ли Вы, что
все сущее обладает душой? Как взаимодействует душа человека и его вещей?
- У каждого предмета
есть душа, так говорят. Традиционно понимается, что душа мужчины находится
в мужских предметах – молотке, конских принадлежностях, ножике, огниве. А
у женщин – в иголке, наперстке.
Сейчас люди очень много
вещей имеют, вещи легко меняют. Но все равно есть какие-то любимые
предметы. Если их подарил родственник или добрый
друг, они обладают хорошей энергией, у них даже может быть своя
душа.
У каждого из нас в семье
есть вещи, у которых есть душа. Какая-то старая мебель, посуда, одежда
может обладать своим характером, своей душой. Шаман иногда людям для
поддержки талисманы дает, для здоровья, для удачи.
Некоторые вещи могут
доброй душой обладать, некоторые – злой душой.
Вещи, которые удачу
приносят, человек должен беречь, другим людям их нельзя отдавать, нельзя
их терять, продавать.
- Зачем
шаману духи - источники силы?
- Шаман –
это тот, который общается с духами. Духи – невидимые силы, живые силы
природы, живые силы предков... Благодаря им шаман обладает особой силой.
Он говорит: «Не я, а мои духи».
- Духи
вам представляются в виде образов?
- Можно
духов видеть по-разному. Может быть голос, или какое-то движение мысли,
или картина, а может быть ощущение изменения. Когда шаман начинает обряд
на природе, духи могут появляться, подобно ветерку. Изменение настроения
возможно, когда духи появились. Шаман может чуть раздраженным стать, чуть
убыстряется его речь. Наоборот, может заснуть шаман, и больной вместе с
ним заснуть может... Если заснул, важно проснуться.
- Духи
всегда бывают в Другой реальности, они не попадают в Наш мир?
- Духи
живут во всех мирах, и в Наш мир они проникают. Духи могут быть хорошие.
Иногда они мирно сосуществуют с людьми много лет, являясь
духами-защитниками, духами-хранителями какого-нибудь исторического места,
природного места. Там люди гуляют и энергию чувствуют, здоровье чувствуют.
Дух может
быть счастливым – дух квартиры, где люди живут. Дух места может быть
несчастным – все, кто туда попадают, плачут. Это нехорошие места, где
погибли люди, например. В переходе у метро Пушкинская, где был взрыв,
сколько ни проходишь, всегда самые тяжелые мысли вспоминаются.
В таких
местах, в соответствии с религией, строятся храмы. А в шаманизме строятся
каменные «оваа». Это алтари, которые из камней складывают шаманы. Там
молятся, чтобы души всех, кто ушел, не переживали, чтобы те, кто остался,
оставались живыми и здоровыми. Создается защитный молитвенный барьер.
А бывают
духи, которые случайно проникли в Наш мир. Шаман должен их отправить в
Другой мир. Раньше он делал фигурки специальные, чтобы вселить в них таких
духов и унести их от места жилья. Звук колокольчика тоже помогает
отправить некоторых духов.
- Духи
боятся этих звуков?
- Они
могут испугаться или, наоборот, развеселиться, и тогда отправятся, куда
шаман им покажет. Ну, а шаман покажет, чтобы они ушли. Не обязательно
шаман должен все время духов избивать плеткой «кымчи». Наоборот, он
находится с духами в миролюбивых отношениях.
- А
духи из Верхнего мира какими шаману представляются?
- Духи
представляются как птицы. У шаманов очень много птиц есть. Кукушка,
лебедь, орел, сокол, сова, ворон.
- Они
все положительные?
- Нет, не
обязательно. Если духи –
помощники шамана, то они для него положительные,
а для обычного человека не всегда.
- Как
Вы подбирали себе духов-помощников, когда начинали свой шаманский путь?
- Я как
потомственный шаман их от своего учителя по наследству получила. Есть не
потомственные шаманы –
от духов земли, от духов воды. Постепенно они
находят своих духов, узнают, кто им помогает, кто не помогает, как с
духами установить контакт. Каждый шаман постепенно обретает свою силу как
бы через воспоминания.
-
Как психолог, нагруженный научными
представлениями, Вы пытались анализировать свой шаманский опыт?
Психологические понятия «бессознательного», «подсознания», «архетипов» –
Вы можете увязать со своей практикой шамана?
- Мне нравится мое
образование, я очень люблю людей, которые закончили университет. В них
есть интеллигентность, доброжелательность, интерес к людям. Я училась на
кафедре патопсихологии, писала дипломную работу по
маскированной депрессии. Потом я
занималась психокоррекционной работой, вела группы общения.
Но в своей
шаманской практике я не пользуюсь психологическими терминами. Когда нас
учили в университете, мы должны были мыслить в парадигме психологического
знания достаточно жестко. Причем это очень удобный понятийный аппарат,
очень хороший для психологической практики.
Практика
таких современных направлений, как трансперсональная психология, ближе к
шаманским состояниям, хотя тоже не может подменить их собой.
-
Получается, что те миры, которые описываются в трансперсональной
психологии, и миры шаманов – разные?
- Все эти
миры взаимопроницаемы, все эти миры дружны.
- Можно
ли сказать, что существуют разные способы описания одной и той же
реальности?
- Нет,
реальность разная, понятийные инструменты разные, но человек один. Человек
может прийти на прием к шаману или к хорошему психологу. Все равно будет
смысл один – он пройдет через процесс внутреннего преобразования,
освобождения и одновременно осознания себя, развития. Советы опытного,
доброжелательного шамана и психолога будут похожи. Мы не говорим с
человеком о фантастических мирах: все мы живем в этом мире и хотим в нем
иметь возможность хорошо работать, развиваться, иметь хорошую семью и
детей. Как этого достичь, будут помогать хоть психолог, хоть шаман. Пути
разные, но цель одна...
Шаманская практика кажется нам непривычной, странной. Но если она пережила
века, значит, ее существование оправдывает себя. «Сколько было шаманов –
они сквозь века проросли, как деревья, - говорит Вера Сажина.
– О них разные
истории рассказывают, мифы передают из поколения в поколение. Остались их
продолжатели, их силы, их чудеса». В Туве шаманов очень уважают. В
кызыльском национальном музее есть большой отдел, посвященный шаманизму -
коллекция и научный центр. А гимны шаманов еще и очень поэтичны, и лучшие
из них составляют сокровищницу тувинской литературы. Прочитайте шаманские
алгыши, обращенные к человеку, чья душа исчезла. Их сообщил Сотпа Сат
известному исследователю тувинского фольклора М.Б. Кенин-Лопсану, который
опубликовал их в книге «Тувинские шаманы» (последнее издание - 2009 год).
Когда наступает ночь, ты
видишь плохой сон.
Ты тревожишься и спешишь, смеясь и плача во сне.
Когда небо смотрит вниз, где звезды горят,
И тогда ты намочишь подушку слезами.
Когда
восходит заря в положенный миг,
И ты
встаешь, подавленный и рассеянный.
Кажется,
что у тебя совсем кончилась сила,
И потому
ты шагаешь слабо, чуть не падая.
Куда же
ушел твой серый конь, освященный конь?
Ведь ты,
как хозяин, на нем совершал дальний путь.
Ты никому
не отдавал своего коня даже на краткое время,
Однако ты
его уже кому-то отдал и зачем так поступил?..
Вижу, в
самом деле твоя душа очень далеко ушла,
Знаю, ты стал слаб оттого, что покинут своей душой.
Если сюда вернуть твою душу, ведя камлание,
Сердце твое будет стучать напевом вдохновения.
Под
мелодичный звук бубна, когда он дивно гремит,
К тебе
снова вернется твоя душа, которая удалилась.
И ты,
потерявший свою душу, переживший усталость,
Снова
станешь сильным и удалым молодцом.
Беседовала Ольга ЖИГАРЬКОВА