Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

 

ПОЧЕМУ ДО СИХ ПОР БОЯТСЯ АЛЕКСАНДРА ЗИНОВЬЕВА?


29 октября 2012 года исполнилось 90 лет со дня рождения русского мыслителя Александра Зиновьева. Как творческий человек, он жил интенсивной внутренней жизнью, находившей свое выражение в выдающихся трудах по логике, социологии, в художественных произведениях. Поэтому внешнюю канву его жизни обозначим лишь несколькими штрихами, хотя в ней Зиновьев был не менее активен, чем в своем интеллектуальном мире.

Александр Зиновьев родился в Костромской области в деревне Пахтино, после школы поступил в ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории), откуда был исключен за антисталинские выступления. Был арестован, но бежал из-под ареста, ушел в армию в 1940 году. Во время войны был летчиком штурмовой авиации. После войны закончил философский факультет Московского университета, более двадцати лет работал в Институте философии Академии Наук. В 1960 году защитил докторскую диссертацию, вскоре после этого стал профессором и заведующим кафедрой логики в МГУ.

В 1978 году за публикацию на Западе книги «Зияющие высоты» был исключен из партии, изгнан с работы, лишен гражданства, военных наград, научных степеней и званий и выслан из страны.  Записанный в антисоветчики, Зиновьев, однако, не был в их среде своим человеком. В силу особенностей своего характера он всегда подвергал общество, в котором находился,  критическому анализу, не предполагающему компромиссов. Таким был его способ существования, самореализации. Может быть, в нонконформизме  Александра Зиновьева – одна из причин его трагической непонятости. В Мюнхене он продолжал заниматься научным и художественным творчеством. Здесь вышла его книга «Коммунизм как реальность», за которую  он получил самую авторитетную в мире социологии премию Алексиса де Токвиля. 

Возвратился в Москву Зиновьев только в 1999 году. Главным направлением его научной работы стали исследования по русскому коммунизму, который Зиновьев считал вершиной развития русской цивилизации, а также исследования современной социальной организации стран Запада  («западнизм») и глобализации.

10 мая 2006 года Зиновьев скончался.

Александр Зиновьев – автор более 40 книг. Он охватил своей мыслью не только логику и социологию, но и онтологию, и этику – завершив, таким образом, создание своей целостной научной системы.

Его острые словечки, точно определяющие суть вещей, сразу же входили в речевой оборот. Это и «зияющие высоты», и «катастройка», и «глобальный человейник», и «колониальная демократия», и знаменитая фраза: «Целились в коммунизм, а попали в Россию».

26 октября 2012 года в РИА «Новости» состоялась пресс-конференция, посвященная 90-летию Александра Зиновьева. Собравшиеся политологи, ученые и писатели отказались от благостного перечисления заслуг мыслителя. Они обсуждали вопрос, почему до сих пор имя Александра Зиновьева подвергается остракизму.

Вопрос вполне закономерный. Когда Зиновьев жил в эмиграции, а в СССР набирала темпы «перестройка», о нем увлеченно писала отечественная пресса. С энтузиазмом журналисты восприняли также возвращение Зиновьева в Россию, внимая каждому сказанному им слову. Несколько интервью с Александром Зиновьевым было опубликовано в нашей газете. Однако научное сообщество и власти отнеслись к его приезду на родину достаточно прохладно, сопротивляясь тому, чтобы он занял соответствующее его мировому статусу положение в научной среде и смог влиять на российскую политическую жизнь. Его не приняли, его фигуру маргинализировали. В результате он не смог сделать на родине того, что хотел и что было ему по силам. К моменту его возвращения в России уже сложилась ситуация «параллельной жизни» населения и элит, когда тех, кто определяет политику, не интересует общественное мнение, даже мнение представителей отечественной науки и культуры. Все решается в узком кругу приближенных лиц с оглядкой на мнение воротил глобального мира.

На пресс-конференции вдова философа Ольга ЗИНОВЬЕВА выступила с рядом резких заявлений. Утверждая, что «государственная машина убивала Александра Зиновьева», она предъявила общественности «Список Зиновьева», в который включила фамилии людей, персонально ответственных за вычеркивание Зиновьева из новейшей русской истории. И первой в списке стоит семья Ельцина, «который лично мстил за телеграмму, посланную Александром Зиновьевым из Мюнхена 19 августа 1991 года, с требованием немедленной изоляции. Ельцин, впоследствии ставший могильщиком великой страны, причиной бедствия и смерти миллионов граждан СССР,  приблизил и сделал возможной крупнейшую геополитическую катастрофу XX века – крах великого русского проекта. Именно по указке Ельцина не постеснялись возбудить уголовное дело против Зиновьева в 1994 году», – отметила Ольга Зиновьева. Она считает, что в средствах массовой информации в России сегодня существует цензура. Как иначе можно объяснить запрет на показ уже снятых документальных фильмов об Александре Зиновьеве? «Одним из первых актов вновь назначенного министра культуры Мединского стало распоряжение аннулировать выигранный тендер питерским режиссером Максимом Катушкиным, которому Госкино заказало специальный фильм к 90-летию Александра Зиновьева. Если раньше фильмы о Зиновьеве снимали и клали на полку, то сегодня даже не дали снять»…

Отказано в получении грантов для изучения наследия философа, отказано в создании мультимедийного музея Зиновьева – Зинотеки, тормозится вопрос о создании государственного музея в Костроме, на родине философа, который обещали открыть к его 90-летнему юбилею. «В сентябре этого года я обратилась персонально к 18 российским бизнесменам (Михаилу Прохорову, Роману Абрамовичу, Петру Авену, Вагиту Алекперову, Виктору Вексельбергу, Олегу Дерипаске, Владимиру Дмитриеву, Владимиру Евтушенкову, Сергею Кириенко, Владимиру Лисину, Алексею Миллеру, Алексею Мордашову, Владимиру Потанину, Алишеру Усманову, Михаилу Фридману, Сергею Чемезову,  Анатолию Чубайсу, Владимиру Якунину) и ко всему деловому сообществу с призывом поддержать интеллектуальное наследие Александра Зиновьева – национальное достояние России. Я не получила ни одного ответа», – продолжала Ольга Зиновьева. Она сообщила о том, что вынуждена принять чрезвычайные меры: «К 2014 году я полностью вывожу из России все интеллектуальное наследие Александра Зиновьева: его художественные работы, личные архивы, труды, рукописи, видео-, аудио- и фотоархивы… Это единственная мера по защите того наследия, которое я охраняю от бездарных и безразличных – врагов всего талантливого, всего яркого, всего русского».

Вдова мыслителя полагает, что «Западу более свойственна толерантность: книги Зиновьева там читают. Даже если на Западе не принимают мировоззрения Зиновьева, там существует традиция исследования инакомыслия. Запад по-прежнему изучает Россию».

Кроме чиновников, врагами философа Ольга Зиновьева считает тех, кого принято называть   «шестидесятниками». Некоторые из них, в брежневские времена диссидентствовавшие на кухнях, писали доносы на Александра Зиновьева, а потом сдали страну без боя. По их наущению в 1991 году в КГБ было ликвидировано 35 томов «дела Зиновьева» с их доносами. Они претендуют на «главенствующую роль в российской мысли, в российской культуре и в российской духовности. Руководство России, подпитывающее и поддерживающее диссидентов, которые наплевали на все национальные и гражданские ценности России, на честь и достоинство Родины, получают миллионы финансовой поддержки за счет самого народа», – считает О. Зиновьева.

Вдова философа приходит к неутешительным выводам: «России не дадут возродиться, не дадут открыть второе дыхание и, осуществив прорыв, показать миру “русское чудо”. Паразитирующая масса чиновников и исполнителей ввергают мою страну в новую дикость и сбрасывают ее на разграбление новой Золотой Орде».

Российской наукой творчество Зиновьева практически не востребовано. Директор Института философии РАН Абдусалам ГУСЕЙНОВ считает, что причина этого – в теории советского общества, советского коммунизма, созданной Зиновьевым. В общественном сознании эта эпоха сегодня представлена двумя полярными точками зрения. На одном полюсе – советский социализм как время кромешного ада; на другом – как вдохновенный проект, не полностью или не совсем правильно осуществленный. Но представлять советский строй как тоталитарный – это идеологизированный, интеллектуально убогий подход. Не видеть его недостатков – также неверно. «Зиновьев считал, что советское общество представляет одну из важнейших линий развития человечества в современную эпоху. Он создал специальный социологический аппарат для теоретического размышления о социализме». И его труд не востребован. Читая в постсоветской России курс «Идеология партии будущего», Зиновьев поражался тому, что власть имущих совершенно не интересует, что представляло собой общество, в котором мы жили. Советскую эпоху превратили в темное пятно, но вытравить память о советской цивилизации из сознания людей не удалось. В обществе возник ценностный раскол, который привел к пропасти, разделяющей кучку миллиардеров от нищенствующего большинства.

Поэт Максим ЛАВРЕНТЬЕВ считает, что сегодня идет борьба с русской культурой. Дело не в одном Зиновьеве. Игнорируется поэт Велимир Хлебников. Два года назад незаметно прошел его юбилей. И Хлебников, и Зиновьев говорили об одном: о независимом человеке, человеке-государстве, которому должно принадлежать столько земли, сколько есть в объеме Земного шара. «Наблюдая такое давление на русскую культуру, я пришел к пониманию, что за Зиновьевым стоит настоящая культура, настоящая русская оппозиция, – считает поэт. – А пока у нас в обществе есть только искусственно созданная оппозиция и искусственно созданная угроза власти. Из нас делают послушных людей, зомбированных патриотов или либералов».

Алексей ПИЛЬКО, доцент факультета мировой политики МГУ, согласился с тем, что политическую элиту пугает научный анализ советского коммунизма. Но Зиновьева боятся и по иной причине: пугает его отношение к ельцинизму – ведь табу наложено не только на исследования социализма, но и той эпохи, которая пришла ему на смену. Повторяется ошибка, которую совершили в СССР: мы отказываемся от анализа собственного исторического опыта.

Прежде чем куда-то идти, нужно задуматься. Эту мысль А. Зиновьева напомнила присутствующим его вдова. Философ не раз говорил, что в жизни нужно следовать такому алгоритму: «Живите, думайте, читайте, действуйте».

Юрий СОЛОДУХИН, действительный государственный советник 1 класса, считает, что неприятие  Зиновьева элитами связано с его оценкой строя, который сложился в настоящее время в Европе и Америке. Философ охарактеризовал его как «западнизм». Заслуга Зиновьева в том, что он, в частности, предсказал, что глобализация станет инструментом распространения «западнизма» на весь мир, навязывания всем странам западной иерархической системы. Это не принесет миру улучшения. Сегодня человечество оказалось на развилке дорог. Западнизм себя дискредитировал. Новых идей нет. Полагают, что придет новый технологический уклад, который сменит существующий, и все станет хорошо. Но не в новом укладе дело, а в том, как он будет использован. Какими будут параметры новой общественно-политической системы.

Валентин ТОЛСТЫХ, главный научный сотрудник Института философии РАН, обратил внимание на то, что А. Зиновьев выделил два кризиса современной эпохи: не только крах коммунизма в его советском виде, но и крах либерального проекта, а об этом часто забывают.

Совершенно очевидно, что наступивший момент требует анализа того общества, в котором мы жили в 20 веке. Полное отрицание советского прошлого и восстановление духовных, интеллектуальных связей только с дореволюционной Россией – ущербная позиция. Два поколения создавали в СССР интеллектуальный и материальный продукт. Делать вид, что этих поколений не было, словно жизнь их прошла впустую и не имеет значения для поколений их внуков и правнуков – недальновидно и глупо. Кроме того, тотальное охаивание прошлого раскалывает общество и снова ведет к тому же печальному результату, который констатировал в свое время Юрий Андропов: «К сожалению, мы не знаем общество, в котором живем». Продолжение анализа советского наследия, который уже сделан Александром Зиновьевым («Коммунизм как реальность», «Фактор понимания» и другие работы) и Сергеем Кара-Мурзой («Советская цивилизация»), и восстановление связей с советской и дореволюционной историей – станет тем фундаментом, опираясь на который, можно выстроить крепкий новый дом. И сделать это необходимо в самое ближайшее время.

Ольга Жигарькова

 

 «Психологическая газета: Мы и Мир» (№11[195]2012)

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design – Григорий Жигарьков

Rambler's Top100

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.