Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

И.В.Шаповаленко д.п.н., профессор

ТРУДНО БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ


Когда человек развивается? Вряд ли вы затруднитесь с ответом: в детстве и в юности, конечно! Ну, а взрослый человек – личность сформированная, он реализует знания и опыт, полученные в молодые годы.

Долгое время ученые тоже думали, что взрослость – это «психическая окаменелость». «Существовала теория “гипсового слепка”, которая фиксировала представление, что только в детстве человеческая психика обладает гибкостью, пластичностью, а к моменту достижения физиологической зрелости “гипс застывает”:  личность уже сложилась, так что человека можно скорее сломать, чем трансформировать, – рассказывает профессор Московского государственного психолого-педагогического университета И.В. ШАПОВАЛЕНКО. – Поэтому психологические теории развития 1920 – 30-х годов ограничивали свои исследования изучением детского и подростково-юношеского периодов. С точки зрения психоанализа, например, становление человека происходит в детстве: к 5-6 годам образуются основные компоненты личности. Дальше он живет со сложившимися моделями поведения, с полученными душевными травмами, которые или изживает, или адаптируется к ним, и этим его развитие ограничивается.  И только к середине 20 века стали появляться представления, что возможности людей к преобразованиям в зрелом возрасте недооценены».

Что изменилось сегодня в понимании психологии взрослого человека? Об этом мы поговорили со специалистом по возрастной психологии Ириной Владимировной Шаповаленко. В рамках газетного интервью невозможно изобразить во всех красках психологический портрет взрослого человека, рассказать обо всех психологических открытиях в этой области, однако попробуем набросать эскиз зрелости, как он представляется современным психологам.

 

– В послевоенное время в мире усилились миграционные процессы, многим взрослым приходилось адаптироваться к жизни в других странах, приспосабливаться к чужим культурам. В это же время изменились требования к профессиональному росту: одни профессии исчезали, другие возникали, происходили изменения и внутри самих специальностей. Возникла потребность в дополнительном образовании взрослых. Пришло понимание, что взрослый человек может вновь становиться учеником, осваивать новые области знания.

Появились психологические концепции, которые ставили в центр своего рассмотрения процессы развития взрослых людей. Внимание так называемой гуманистической психологии сосредоточилось на представлении о самореализации, самоактуализации взрослой личности. Если в психоанализе считалось, что человек, желая в себе что-то изменить, должен прибегать к помощи консультанта-психоаналитика, который сопровождает его в процессе «глубоких раскопок» в своем прошлом, то гуманистический подход исходил из того, что потребность в изменении – неотъемлемая черта человеческой личности. Человек имеет внутреннюю потребность в самосовершенствовании, он может ставить перед собой новые цели и их достигать.

 

Периодизация жизненного пути взрослого человека

– Сам период взрослости перестал восприниматься как однородное целое. В нем начали выделять стадии: раннюю, среднюю и позднюю взрослость.

Хронологические рамки этих стадий достаточно условны и зависят от времени завершения юности и начала старения, а они у разных людей по срокам не совпадают.

Вхождение во взрослость (молодость или ранняя взрослость) охватывает возраст от 20-ти до 30-лет.

Средняя взрослость продолжается примерно от 30 до 55-60 лет.

Время поздней взрослости длится от 55-60 лет до конца жизни.

Каждая стадия жизни имеет свои возрастные задачи, которые человек должен в это время решить.

 

Что такое взрослая личность?

– Кого же можно считать взрослым человеком? Что в его психологии меняется, а что остается постоянным? Признаков взрослости выделяется много, хотя существуют попытки найти один  самый главный  признак.

Полагают, что критерий взрослости – это умение расплачиваться по счетам, принимать ответственность за свои жизненно важные решения.

Иногда главным признаком наступления взрослости называют сформированную идентичность – сложившееся представление о себе, о своей принадлежности к той или иной группе. Если же идентичность еще не сформировалась, представление о своем «Я» размыто, человеку трудно решать жизненно важные задачи, опираясь на свой собственный ресурс.

Многие психологи согласны с мнением, что взрослость начинается тогда, когда человеком решены задачи юности.

Юность перекидывает мостик от детства к взрослости: нужно определиться с профессией, найти свою траекторию развития в социуме, свои круги общения.

В юности происходит принятие своего физического облика, своей взрослой телесности. В это время девушки и юноши близко к сердцу принимают изменения, которые происходят с их телом. Подчас они испытывают недовольство собой, сейчас особенно часто возникают проблемы, связанные с желанием похудеть. Они могут принимать болезненные формы, вплоть до анорексии.

Еще одна задача юности – эмоциональное отделение от родительской семьи, чтобы в дальнейшем опираться на собственные силы, получить финансовую самостоятельность. Должны быть решены и  другие задачи.

Относительно взрослого возраста в психологии существуют и более радикальные представления. По мнению американского психолога Р. Гоулда, взросление – длительный процесс постепенного преодоления зависимости от родителей, который завершается только годам к сорока. Чтобы почувствовать себя самостоятельным, человеку нужно добиться успехов в жизни. Для него важен опыт, связанный со старением родителей, когда уже нельзя больше рассчитывать на их поддержку – это заставляет его опираться на собственные силы. Только пройдя такой путь, человек и становится взрослым. 

 

Большая перемена

– Психолог Дэниел Левинсон изучал развитие личности взрослых мужчин, проводя с ними продолжительные биографические интервью. Анализируя содержание этих текстов, он выстроил картину жизни взрослого человека.

Ранняя взрослость – «период начинаний». По мнению Д. Левинсона, молодые взрослые мужчины должны в это время решить четыре главные задачи.

Первая из них – соотнесение мечты и реальности. Личностному росту не может способствовать ни беспочвенная игра воображения, ни полное отсутствие мечты. Человек строит жизненные планы и приходит к пониманию, как их реализовать, на что он может опереться. Хорошо, когда мечта трудная, она заставляет прилагать значительные усилия для ее достижения.

Почему подчас жители провинций, приезжая в столицу, достигают больших успехов, чем москвичи? Потому что они ставят перед собой амбициозные цели. Их труднее достичь, и нужно преодолевать большое сопротивление среды. В таких обстоятельствах формируется активная личность, способная трезво оценивать и успешно действовать в новых обстоятельствах.

Вторая задача, которую должен решить человек в молодости, это построение карьеры.

Третьей задачей Левинсон считал нахождение наставника. Если прежде для юноши главными учителями  были родители, школьные преподаватели, то теперь он должен выстраивать отношения в мире взрослых сверстников. И наставник – это важная фигура при переходе к новому типу отношений, отношений партнеров. Наставник – старший партнер, который выполняет функцию протежирования, социальной поддержки. Он и поможет, и объяснит, и продвинет. Наличие наставника, умение выстроить такие отношения – хороший прогностический признак для решения задач молодого возраста.

И последняя важная задача, которую молодому человеку необходимо решить, – построение личных отношений, нахождение «особенной женщины», как ее называл Д. Левинсон. Она поможет вступить во взрослый мир, утвердиться в нем. Мужчина еще не уверен в себе, ему нужна эмоциональная поддержка, и особенная женщина оказывает ее, поощряет его надежды, верит в него. Жаль, что судьба этой женщины часто бывает не особенно завидной – она может уйти в прошлое, когда мужчина приобретет уверенность себе и не захочет продолжать общение с той, кто помнит его слабым и зависимым.

Много примеров влияния «особенной женщины» на дальнейшую судьбу можно найти в биографиях западных селебрити,  чья жизнь протекает у всех на виду. Популярный в свое время певец Ив Монтан встретил Эдит Пиаф, когда ему было всего 23 года. Она помогла ему не только сформировать репертуар, но и получить известность, выступая с ней вместе на эстраде.

Позже и сам Левинсон, и его ученики проводили исследования развития личности взрослой женщины. Оказалось, что молодые женщины решают в современном мире приблизительно те же задачи, что и мужчины. Однако имеются и различия: мечта молодой взрослой женщины носит более сложный, расщепленный характер.

Молодая женщина ориентирована, с одной стороны, на традиционную женскую роль, связанную с семьей, а с другой стороны, на профессиональную и личностную реализацию. Это создает для женщины более сложную жизненную ситуацию.

Часто в роли наставника и в роли «особенного мужчины» для нее выступает один и тот же человек. И это закономерно: любимый мужчина может помочь женщине начать карьеру, построить модель ее будущей жизни.

В течение каждого возрастного периода, считает Д. Левинсон, человек по-новому выстраивает структуру своей жизни, реализует ее, пока не исчерпывает все задачи и не переходит на следующий этап. Когда предыдущие задачи решены, а новые появляются, но способ их решения еще не найден, человек испытывает стресс, недовольство собой, переживает  то, что Д. Левинсон называет «нормативным кризисом взрослости». Эти кризисы служат переходом к новому возрастному периоду.

Ученица Левинсона Гейл Шихи проводила исследование, как мужчины и женщины решают кризисные задачи в супружеских парах.  Ее выводы во многом подтвердили данные Левинсона.

В конце молодости наступает нормативный кризис  тридцатилетия, который ощущается как трудное время: человек подводит промежуточные итоги, пытается проанализировать, чего он хотел в жизни добиться и что получил в данный момент.

Почему кризис происходит в таком возрасте? Это может быть связано с так называемым «возрастным расписанием жизни», или «возрастными часами» (мы хорошо их чувствуем, поэтому говорим «Тебе еще рано» или «Тебе уже поздно этим заниматься»). В разных культурах «возрастные часы» различаются.

В нашей традиции к 30 годам человеку нужно создать семью, родить ребенка. Биологический возраст подталкивает его сделать это. Кроме того, есть социальные требования, включающие возрастные нормативы. К примеру, у нас работает жилищная программа «Молодая семья», при которой некоторые дотации на жилье получают только люди определенного возраста; или существует конкурс молодых ученых, для участников которого имеются возрастные ограничения. То есть общество, государство связывает свои ожидания с  молодыми людьми вполне определенной возрастной группы.

Во время этого кризисного периода человек либо пытается, осмыслив пройденный путь, его принять («Выбор сделан, и я буду пожинать его плоды, даже если это меня не очень устраивает»), либо изменить: приобрести новую профессию, создать новую семью. Делаются попытки спланировать дальнейшую жизнь, поставить новые цели, найти новые смыслы.

Гейл Шихи считает, что эти периоды правильнее называть «возрастными переходами», а не кризисами, поскольку они не обязательно сопровождаются негативными явлениями. Их суть – в  переходе к новой устойчивости.

Любой возрастной переход является экзистенциальным, он эмоционально окрашен, связан с трудностями планирования, формулировки дальнейших целей. В это время меняется поведение человека. Кто-то погружается в суету, не желая думать о том, что его беспокоит, а кто-то стремится вырваться из повседневной рутины, получить встряску через переживание опасности, острых ощущений: занимается экстремальными видами спорта, принимает участие в рискованных путешествиях – уезжает в Арктику, отправляется в джунгли, в горы, в пустыни.

Наше время открывает широкие возможности для желающих почувствовать, как адреналин бушует в крови. Существуют экзотические способы «эмоциональной встряски».

Например, прошла информация о том, что в Австралии на уровне соцсетей образовалось сообщество, члены которого собираются вместе для коллективных заплывов в море, причем каждый раз кто-то из участников должен был поранить себя, чтобы запах крови привлекал акул.

Экзистенциальный кризис всегда связан с сомнениями или с потерей  смысла жизни, поэтому люди хотят почувствовать себя живыми, пережить страх смерти, чтобы потом принять важные для своей дальнейшей судьбы решения. Некоторые компании предлагают им пройти тренинг – имитацию  собственного погребения. Участник тренинга вырывает себе могилу, делает воздуховод. Когда он спускается в яму, над ним сверху натягивают брезент или пленку и засыпают песком. Через три часа подают звуковой сигнал, и он может покинуть могилу, если захочет это сделать, но может остаться и полежать еще. Считается, что, вернувшись, человек способен снова ощутить прелесть жизни.

 

Взрослые среднего возраста

– После 30 лет наступает время полного расцвета сил, время свершений в разных областях – в физической, профессиональной, нравственной, интеллектуальной. Как говорил психолог Эрик Эриксон, это возраст, когда человек становится тождественным самому себе.

Главное в зрелом возрасте – созидательность и неуспокоенность. Человек старается быть хорошим родителем, опорой своим близким, стремится стать профессионалом высокого уровня, неравнодушным гражданином страны.

Социум все жестче предъявляет к нему свои требования в расчете, что он оправдает надежды и создаст социально значимый продукт, иначе общество обратит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

По завершении этого периода наступает так называемый «кризис середины жизни», кризис сорокалетия. Это по-настоящему экзистенциальный кризис, он наиболее беспощаден к человеку. Его усугубляют происходящие физические изменения, связанные с процессом старения организма, с проблемой убывающих сил и привлекательности, что наносит чувствительный удар по самооценке, сложившимся жизненным ценностям и заставляет задуматься об ограниченности времени жизни.

Люди начинают понимать, что жизнь не бесконечна, как это казалось им в юности, и пытаются представить себе, сколько времени остается прожить. Иногда это приобретает очень наглядные формы, когда они задаются вопросом: «Сколько пар обуви я успею сносить?», «Сколько машин  еще смогу купить?». Люди соотносят задачи с временными ресурсами и выбирают те из них, на которые могут потратить оставшееся время.

Кризис середины жизни одним из первых описал Карл Густав Юнг. Он считал, что после периода интенсивной социализации, когда какие-то важные черты личности были отринуты, а интересы на время отложены, в 40 лет начинается новый этап: человек обращает взгляд внутрь себя, пытается понять, в чем заключается его «Я», его сущность. Это время саморазвития, когда нужно интегрировать разные стороны своей личности и воссоздать собственную цельность.

В этом возрасте, по мнению Юнга, человек может обрести гармонию между собой и окружающим миром, достичь высочайшего уровня развития своей личности, опираясь на символический и религиозный опыт. Однако пройти такой путь способно лишь ограниченное число людей.

В это время человек либо находит новые интересы, новую мотивацию к жизни, либо  опускает руки: «Ну что ж делать, доработаю как-нибудь до пенсии...»

Когда он пытается не думать о происходящих в его жизни изменениях и не намечает новых жизненных задач, кризис может стать хроническим. Особенно часто это случается, если в молодости и в среднем возрасте все складывалось хорошо. В этом случае человек пытается жить по-прежнему, не принимая во внимание реальное изменение своего физического состояния, с головой погружается в работу, превращаясь в трудоголика.

 

Время поздней взрослости

– Следует ли выделять старость в отдельный период? На мой взгляд, делать этого не стоит, поскольку некоторые люди в течение долгих лет жизни сохраняют характеристики зрелого возраста. И в 80 лет они имеют продуктивные интересы и проявляют активность. Они могут быть не очень здоровыми, но сохранять потенциал развития. Но существуют и такие варианты жизни, при которых психологическая старость наступает рано: сужается круг интересов, человек сосредотачивается на себе, на состоянии своего здоровья.

Так что психологический и хронологический возраст не всегда совпадают.

Как сохранить в пожилом возрасте потенциал развития? Ведь в период старения увеличивается число трудностей, связанных с состоянием здоровья, с понесенными утратами. Что человек может этому противопоставить? К числу таких факторов относится позитивная установка – по отношению к жизни, к самому себе.

В рамках одного из современных психологических направлений – позитивной психологии – было проведено такое исследование: ученые проанализировали жизненные истории монахинь одного из монастырей, в архиве которого сохранились сочинения и заявления, написанные молодыми девушками при поступлении. Одни жаловались на трудную ситуацию, вынуждающую их покинуть дом и семью; другие, находясь примерно в таких же обстоятельствах, видели в них светлые, положительные стороны. Те девушки, которые с оптимизмом смотрели на свое будущее, оказались среди наиболее долго живущих женщин. Другие, которые не видели положительных сторон своего пребывания в монастыре, жили гораздо меньше, многие из них умерли еще до момента исследования. Позитивная установка оказалась фактором долголетия.

Занятия творчеством, любимым делом позволяют позитивно воспринимать жизнь. Как говорила известный психолог Л.Ф. Обухова, занятия психологией и психологическим творчеством целебны. Поэтому большинство знаменитых психологов: З. Фрейд, Э. Эриксон, Б. Скиннер – были долгожителями.

В течение жизни человек накапливает способы преодоления проблем, навыки совладания с ними. Они «работают» на него в пожилом возрасте – помогая превозмогать трудности и сохранять способность ставить новые цели, искать способы решения новых задач.

В позднем возрасте можно занимать разные жизненные позиции, но, как правило, это жизненная позиция, сложившаяся гораздо раньше.

Некоторые пожилые люди склонны к активному жизненному совладанию. Они опираются на свои силы и способны принимать помощь от других; они открыты к сотрудничеству в решении своих задач.

Есть и другая, зависимая жизненная позиция: человек не привык решать свои проблемы самостоятельно, он всегда делал это с оглядкой на других, более сильных, более компетентных людей. Эта привычка сохраняется у него и в пожилом возрасте.

Может быть агрессивная позиция. Она заключается в приписывании окружению  – своим  родственникам, государству – вины  за то, что с ним происходит.

Психолог Альфред Адлер считал, что  стиль жизни, или обобщенная установка к решению проблем,   складывается в довольно раннем взрослом возрасте. Она может быть активной или пассивной, позитивной или пессимистической («мир против меня, вряд ли я совладаю с задачами»). Стиль жизни – это устойчивое образование, он определяет характер дальнейшей жизни человека.

Люди по-разному строят свой жизненный путь. Поэтому в пожилом возрасте ресурс совладания у  них будет различным.

Переход к поздней взрослости, старению, старости – продолжительный период с не вполне определенными границами, он длится примерно от 55 до 65 лет. Это время тоже отмечено кризисом. С одной стороны, он приурочен к наступлению пенсионного возраста. Даже если человек не выходит на пенсию, он вынужден идентифицировать себя с группой пенсионеров. Это будит в его душе страхи, рождает переживания, заставляя соотносить свою прежнюю идентичность с новой реальностью.

А когда он выходит на пенсию, ему нужно приспособиться к новым условиям. Материальные обстоятельства жизни пенсионера ухудшаются, круг его общения изменяется коренным образом,  он больше времени проводит дома и должен найти, чем заполнить свой день.

В период поздней взрослости человек должен решить новую личностную задачу: как быть старым?

Некоторые люди успешно справляются с ней. Известно, что Микеланджело приступил к работе над знаменитым «Страшным судом» в Сикстинской капелле в 61 год. Путешественник Федор Конюхов совершил рекордный кругосветный полет на воздушном шаре, имея за плечами 65 лет, и сейчас готовится к новым рискованным стартам. Архитектор Фрэнк Райт начал строить знаменитый Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке в 76 лет, и работа продолжалась 16 лет.

 

Новый вызов для человечества

– Если средняя продолжительность жизни человека в бронзовом веке составляла всего 18-20 лет, то  сейчас возросла до 70, а некоторых странах приближается и к 80 годам.

Постарение населения порождает новые, в том числе и психологические, проблемы. Старость  стала массовым явлением; вполне реально прожить 15 – 20 лет после выхода на пенсию, а ведь это  составляет приблизительно четверть жизни.

Чем наполнить свою жизнь в пенсионный период? Как выстраивать отношения со своими взрослыми детьми?

Сейчас общество предлагает каждому человеку решать эту проблему самостоятельно; возможные модели жизни в таком возрасте только начинают складываться. Появляются формы образования для пожилых, варианты организованного досуга.  Для них разрабатываются линии модной одежды. В Интернете открываются сайты по поиску работы для пенсионеров, организуется взаимный обмен услугами между ними. Возник, например, интересный социальный проект журналиста Владимира Яковлева «Возраст счастья», который показывает, что в новой взрослости таится много возможностей для самореализации.

Конечно, это только ростки, а решения проблем и новые модели жизни пожилых людей – дело будущего.

 

Беседовала Ольга ЖИГАРЬКОВА

 

 «Психологическая газета: Мы и Мир» (№3[247]2017)

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design – Григорий Жигарьков

Rambler's Top100

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.