Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

С.А.Михеев, генеральный директор Центра политической коньюнктуры

РУССКИМ ЗДЕСЬ НЕ МЕСТО?


Любопытные итоги были получены в результате опроса, проведенного Левада-центром в июле этого года. Социологи пытались выяснить, что думают жители России о демократии, правах и свободах человека. В частности, спрашивали, какая демократия нужна России: такая, как в развитых странах Европы и Америки, такая, как в Советском Союзе или совершенно особая, соответствующая национальным традициям и специфике России?

Ответы свидетельствуют о большом разброде мнений. 38 процентов опрошенных хотят видеть государство одновременно и демократическим, и национально ориентированным, 20 процентов мечтают вернуть демократию по-советски, а 27 процентов желают иметь у себя дома демократию по образцу западной. При этом социологи отмечают, что количество людей –  приверженцев западного устройства жизни – с годами растет, а число тех, кто хочет сберечь и развивать национальные традиции – сокращается.

Азиатские страны, такие как Япония и Южная Корея, сделали скачок вперед в своем экономическом развитии, опираясь как на опыт западных стран, так и на свои традиции. Советский Союз, осуществляя модернизацию экономики в 1930-х годах на базе новейших западных технологий, сумел сплотить страну, опираясь на идеологию, русскую культуру и дружбу народов, проживающих в СССР. Опора на историю народа, его традиции, ценности, его, говоря современным языком, ментальность помогла превратить Советский Союз в сверхдержаву.

Почему же сегодня так много людей, начиная от тех, кто стоит у рычагов власти, и кончая рядовыми гражданами, не гордятся и не знают свою культуру и прошлое? Откуда такое неверие в свои силы, неприятие и даже презрение к себе? Можно ли построить в стране что-либо путное при таком психологическом настрое населения?

Советские люди со школьной скамьи усваивали представление о системе ценностей русской культуры, узнавали правила, в соответствии с которыми следует строить жизнь.

Теперь прежняя система образования сломана, а новая не способствует восприятию русской культуры. Она даже не гарантирует прочтение произведений русской классики, поскольку для сдачи ЕГЭ достаточно ознакомиться с пособием или цитатником на нужную тему.

Новый федеральный образовательный стандарт для старшей школы, объединивший «русский язык» и «литературу» в один предмет, также ведет к деградации уровня гуманитарного образования молодых людей, вступающих в жизнь.

Ну, а в жизни и в информационном поле провозглашаются совсем другие принципы и ценности, нежели в русской культуре.

Лозунг о свободе личного выбора обесценивает понятие общих ценностей и правил поведения, освобождает от необходимости их соблюдать. Так разрушается представление о культурном единстве страны, скрепы, соединяющие людей в целостное общество. А если у нас нет ничего общего, то зачем мы вместе?

Информационное поле ориентировано на низкое, сиюминутное и развлекательное – попсу, сенсации, краткие, не утомительные сводки новостей. Эмоции, чувства, мысли потребителя информации нестойкие и неглубокие, они быстро вспыхивают, но и быстро гаснут, не получая развития, тонут в море фантазий о комфортной жизни, развлечениях и наслаждениях. Получается, что личность в моральном плане не только не развивается, но и деградирует.

Прежнее информационное поле было аскетичным. Существование в нем возвышало, воспитывало человека, он имел представление о границах, которые в своем поведении не должен переходить, знал, что такое хорошо и плохо. Он ощущал свою принадлежность к русской культуре.

Гражданин СССР мог жить в России, Узбекистане, в Белоруссии, в Латвии, на Кавказе и в Якутии, и эта принадлежность к большому миру великой культуры не мешала ему оставаться узбеком, белорусом или латышом, но позволяла быть кем-то большим – представителем русской цивилизации, которая всех объединяла и наполняла духовным содержанием СССР.

Иногда говорят, что Советского Союза больше нет и нечего с ним сравнивать. Но ведь успех советской системы во многом определялся наличием единого культурного пространства, сплачивающего всех граждан страны. Сила народного духа при этом была такова, что удалось совершить немыслимое: за 20 лет поднять страну из нищеты и разрухи, победить врага в Великой Отечественной и создать могучее государство. Разве этот опыт не стоит того, чтобы его использовать?

А что мы видим сегодня? Мы видим сплошные расколы в сознании людей, порой умышленно насаждаемые, которые дробят культурное и духовное поле страны, ослабляют государство. Приведу только несколько примеров таких расколов: раскол «личность – общество»; раскол «дореволюционная Россия – Советская Россия»; раскол «русские – жители кавказских республик и стран Центральной Азии»; «элиты – народ», «традиционные ценности – глобальные ценности»… Надо ли говорить, как это опасно для существования страны?

Имеется значительное идеологическое давление извне, получающее мощнейшую информационную поддержку внутри страны. Назову лишь одно проявление этого давления, унижающее людей, лишающее их уверенности в себе: навешивание негативных ярлыков на позитивные понятия («русский» – значит пьяница, раб, фашист; «народ» – совок, быдло; «патриотизм» – последнее прибежище негодяев; «Россия» – страна без будущего, из нее надо валить, и так далее).

Дискредитируется сам институт государства. К нему тоже приклеивается негативный коннотат: коррумпированное, воровское, немощное.

Судя по информационному полю, у нас все неправильное: страна, народ и религия. Они должны исчезнуть, уступив место «правильному», то бишь западному. Или нас надо изменить в такой степени, чтобы мы ничем не отличались от жителей западных стран.

А пока это не случилось, происходит маргинализация русского населения, которое составляет свыше 80 процентов жителей страны, вытеснение его из экономической, культурной и  политической жизни. Очевидно, что если четыре пятых населения – маргиналы, а основные работы выполняют мигранты, то государство представляет собой неустойчивую конструкцию, которая может рухнуть при серьезном испытании.

 

 

Почему традиции и ценности русского народа в России больше не доминируют? Почему русский уже не «корневой народ», как говорят англичане, не «старший брат», на котором держится государство и дружба между народами? Прежде русские преобладали среди научно-технической интеллигенции, в системе образования, оборонно-промышленном комплексе, армии и милиции, в сельском хозяйстве. Однако в ситуации, когда в России стали главенствовать торговля, финансы и масс-медиа, потенциал русского народа оказался невостребованным. Что нужно сделать, чтобы изменить сложившееся положение вещей?

 

Сергей Александрович МИХЕЕВ, генеральный директор Центра политической конъюнктуры, убежден, что русский народ может вернуть себе прежнюю роль в стране, только обратившись к собственным внутренним ресурсам, возрождению морали и нравственности.

 

Моральное состояние общества

– Проблема русских сегодня – в их слабости, – говорит он.

– Наш народ всегда делегировал государству функцию своего самосохранения. Но сейчас государство в лице своих элит не может делать это или не хочет. Если государство не обеспечивает сбережение народа, он должен заниматься этим сам – в рамках семьи, различных общественных и некоммерческих организаций. Надо понять, что никто не придет и не спасет нас. Свои проблемы мы должны решать сами, опираясь только на собственные силы.

А проблем сейчас у русских много. Происходит моральная деградация, жизни уносит алкоголизм. Всем выгодно, чтобы русские оставались в свинском состоянии и не вылезали из грязи. Нас только похваливают: пей, кури – это твоя личная свобода.

Но не стоит все списывать на происки врагов. Враг есть, он атакует, но он силен ровно настолько, насколько ему позволяет противник.

Я много езжу по странам СНГ и республикам России и могу сказать, что такой разнузданной жизни, как у нас, сейчас нет нигде. Сами русские забыли о своих традиционных ценностях и правилах поведения. Это результат внутреннего кризиса, кризиса идентификации, который русский народ сегодня переживает.

Огромное количество людей в стране не хотят работать. Они лучше пойдут в охранники, чем приложат свои руки к настоящему делу. Налицо моральный кризис русского человека.

Русские должны вспомнить, что они ответственны за Россию как за государственно-цивилизационный проект. Если они этого не сделают, России не будет.

Конечно, есть масса претензий к власти и ко всему нынешнему устройству общества. Но я убежден в правильности поговорки о том, что каждый народ имеет ту власть, которую заслуживает.

К сожалению, сегодняшняя власть является концентрированным отражением жизни всего общества. Например, мы все возмущаемся поведением на дорогах машин с мигалками. Но если посмотреть на статистику ДТП, то, конечно, не мигалки там «делают погоду». Огромное количество совершенно простых вроде бы людей ведут себя на дороге абсолютно преступно и по-хамски. Они безо всяких мигалок, почем зря давят и калечат других людей. А представьте, если эти «простые люди» вдруг пришли бы во власть и еще получили бы мигалку на крышу. Они бы просто ездили по трупам. Вот и все. Поэтому корень проблем, на мой взгляд, все же кроется во внутреннем выборе каждого человека. Свалить все на власть и найти себе в этом оправдание – проще всего. Но какая бы власть ни была, она не может силком заставить вас пить, давить людей или бросить семью, если вы этого сами не хотите и внутренне к этому не готовы. Жизнь именно такая, каковы мы сами, и никак иначе. Как говорится, кто не хочет, тот ищет причины, а кто хочет – ищет средства.

Мой личный взгляд на вещи – все от того, что Бога в душе у людей нет. Точнее, они сами его туда не пускают: ведь тогда придется менять привычный стиль жизни, да и на самого себя взглянуть с критической точки зрения. А это сложно и неприятно для большинства. Приятнее и проще убеждать себя в собственной правоте, а все недостатки списывать на внешние обстоятельства: все воруют – и я ворую, все пьют – и я пью.

 

Кризис идентичности русских

– К сожалению, русское общество сегодня расколото, оно находится в состоянии внутреннего конфликта с самим собой, и если часть его осознает необходимость жить в соответствии с морально-нравственными ценностями своих предков, то другая часть зациклена на материальной выгоде, замкнута в скорлупе своих собственных эгоистических интересов, – считает С.А. Михеев. –  Готовы ли они разделять традиционные для России ценности? Нет. Призыв повернуть обратно, к отечественным традициям, не вызовет у них радости и энтузиазма – наоборот, он приведет к жесткому, зверскому сопротивлению.

Идеал потребления работает на этих людей. Ведь звание «русский» ко многому обязывает. Удобно жить как нерусские, удовлетворяя свои плотские потребности.

К сожалению, такой кризис идентификации у русских происходит уже не в первый раз. В результате государство разрушается их собственными руками. Так и Российскую империю развалили, опираясь на русских. Вспомним «Собачье сердце» Михаила Булгакова, сцену, когда к профессору Преображенскому приходит группа «ниспровергателей». Среди них главный – Швондер, но рядом с ним товарищ Вяземская, которая ему поверила, и еще Пеструхин и Жаровкин, обеспечивающие представительство от народа.

Сталин пытался страну возродить, вернуть уважение к национальной культуре. Но уже при Хрущеве главный интерес общества переместился в сторону материального потребления, который в 80-е годы перерос в тотальную погоню за материальными благами. Это естественным образом подготовило моральный распад советского общества.

И снова развалили свою страну, Советский Союз, без какого-либо серьезного сопротивления со стороны народа. Потому что позднесоветский человек жаждал той жизни, которая наступила. Он считал, что эта жизнь стоит того, чтобы ради нее отказаться от своего государства. Мы хотели жить, как на Западе, поэтому легитимизировали события начала 1990-х.

Но разрушить страну можно за одно мгновение, а построить что-то достойное за мгновение невозможно.

 

Болезни нашего общества

– Нашему обществу сегодня свойственны две болезни: западничество, ненависть к себе, которая, возникнув среди элит, проникла уже до самых общественных низов, и криминальная психология, антисоциальная модель поведения, культивируемая в масс-медиа. Люди хотят жить «по понятиям» – «работать им западло», «быть честным западло». Они хотят попробовать все дерьмо, какое есть на свете, погрязнуть в пьянстве, безделье, разврате.

Ведь самое тяжелое в этой жизни – быть хорошим, нормальным человеком. Надо осознать, что тот, кто этого не хочет – тот враг русского народа.

 

Атака на Православную Церковь

– На мой взгляд, атака на Церковь в последние месяцы – это упреждающий удар по институту, из которого могут исходить ценностные ориентиры для русских. Откуда может начаться их духовное возрождение. Я считаю, что сегодня морально-этическое целеполагание исходит только из Церкви. И если ее уничтожить как государственный институт, то русскому человеку будет уже невозможно оставаться самим собой. В Германии один западник сказал мне: «Ваше Православие хуже коммунизма». И для них это действительно так. У себя дома они Церковь уже уничтожили, теперь хотят сделать то же самое у нас.

 

Россия и глобальный мир

– Я считаю, что глобализм ничего хорошего нам не несет. Если бы глобализм подразумевал создание в мире равных возможностей для всех, такое развитие событий можно было бы только приветствовать. Но лидеры глобализации ведут нечестную игру. Как бы они ни лукавили, что бы ни говорили, они исходят из того, что западная цивилизация есть центр принятия решений, а весь остальной мир должен их исполнять. Ситуация еще более цинична, поскольку, прикрываясь красивыми словами, они отводят исполнителям своей воли полурабскую роль.

Процесс глобализации по отношению к интересам России губителен. В 90-е годы наша страна пыталась занять определенную нишу в рамках мировой системы распределения труда. К сожалению, мы были интересны глобальному сообществу только как поставщики сырья. И до сих пор в экономическом плане глобализм закрепляет за Россией роль сырьевого придатка. Выйти из этой ниши для нас – значит вступить в борьбу с глобальным сообществом.

С точки зрения территориальной целостности, процесс глобализации тоже вступает в противоречие с интересами страны, подрывает ее суверенитет и провоцирует процессы сепаратизма.

Мир выстраивается по логике доминирующих центров силы таким образом, как это удобно для глобального рынка. В соответствии с его логикой, смысла в существовании России как целостного государства нет. Ведь с точки зрения экономики ничего не связывает, к примеру, современный Калининград и Владивосток. Чем больше приток капитала, тем меньше будет связи между регионами. Это объективный процесс. Так логика свободного рынка угрожает территориальной целостности России.

С точки зрения мировоззрения, глобализация, на мой взгляд, несет смерть всем традиционным культурам.

В настоящее время глобализация – это идеология либерализма, в первую очередь, в ее американской ипостаси. Это неглубокая экономическая философия, ориентированная на потребление и эксплуатацию низменных человеческих страстей. С моей точки зрения, следование по такому пути ведет к разложению личности, института семьи, традиционной культуры, к разложению государства. Население превращается в толпы потребителей. Культурные стандарты опускаются ниже плинтуса. Люди поглощают низкопробный развлекательный продукт. Это распад и гибель, с точки зрения традиционной культуры.

Обычно возражают, что у каждого человека есть свое представление о ценностях.

Конечно, если людям нужна только жратва, им лучше жить в глобальной деревне. Для них Родина там, где лучше кормят.

Что же касается ценностей глобализации в ее западном варианте, то почему-то все ее положительные стороны мы отодвигаем на задний план, а самые невыигрышные выпячиваем, берем себе. Это, на мой взгляд, связано с глубинными русскими архетипами.

 

Русские глубины

– Есть, например, у русских пословица: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет». Если решит русский человек стать «ковбоем с овощной базы», то в лепешку разобьется, чтобы переплюнуть американских ковбоев. Если решит стать европейцем или китайцем, то приложит все усилия, чтобы превзойти их всех – быть европеистее европейцев, китаистее самих китайцев.

Про эту особенность русского характера подражать чужим примерам и доходить в этом до крайности еще Ф.М. Достоевский писал. Как говорил князь Мышкин, когда русские пытаются отказаться от себя, то всех превосходят в обезьянничанье. К чему эта особенность национального характера ведет?

1.           К потере себя.

2.           К потере своих традиционных преимуществ.

3.           К саморазрушению.

Комплекс внутренней неполноценности, как известно, активно культивируется в России со времен Петра I. Сначала он был уделом элиты, но постепенно распространился во все слои общества. Так что это не только проблема сегодняшнего дня. Теперь она просто достигла особой концентрации, проникла буквально всюду – люди тотально больны недовольством, раздражительностью и буквально ненавистью к своей собственной стране.

Но в итоге-то и сам Достоевский четко отвечал на вопрос о причинах этого явления: он видел их в кризисе духовности, религиозности, в подмене истинных идеалов ложными.

Точнее, происходит отчаянный поиск этих ложных идеалов в ситуации отказа от истинных, так как совсем без идеалов человеку жить сложно. Тут-то ему ложные и подсовывают. Те, кто подсовывают, конечно, несут свою долю ответственности. Но ответственность лежит и на другой стороне, которая эти ложные идеалы с готовностью принимает. Конечно, можно отчасти оправдаться тем, что в нынешней ситуации люди подвергаются серьезному внешнему давлению. Но и здесь проблема, на мой взгляд, религиозная. Отсутствие веры в душе ослабляет способность человека к сопротивлению, мешает ему сделать правильный выбор. Именно поэтому мы оказываемся не в состоянии противостоять этому давлению, и многие предпочитают сдаваться, а не бороться хотя бы за самого себя, за собственную душу. Ведь на самом деле выживанием в прямом смысле слова вынуждены заниматься очень немногие. И на амбразуру нас тоже никто кидаться не заставляет. Большинство все же страдает не от необходимости выживать, а от постоянного и мучительного стремления жить лучше в материальном плане и невозможности это стремление удовлетворить, так как оно все время отдаляется, как линия горизонта. А еще от неверного представления о том, что же на самом деле лучше, а что хуже.

Этот процесс сопровождается самоуничижением, охаиванием своей истории, неверием в свои силы. Но ведь есть факты, которые невозможно опровергнуть. И самый главный – тот большой исторический успех, который достигнут русскими в создании огромного государства, раскинувшегося от Балтийского моря до Тихого океана. Более того, это государство не только было создано, но и развивалось в течение нескольких веков. А ведь многие народы никогда такого успеха не достигали и никогда не смогут создать свою собственную цивилизацию.

 

В чем состоит уникальность русской цивилизации?

– Русская цивилизация имеет ряд уникальных конкурентных преимуществ.

И первое, что я хотел бы назвать, – терпение. Эта черта не является недостатком, как иногда пытаются представить. А.В. Суворов говорил: «Терпение в бою – это победа». Когда у других не хватает терпения и опускаются руки, русские борьбу продолжают. Так мы покорили Сибирь, присоединили многие территории на юге страны, так мы победили в Великой Отечественной войне.

Второе – это самопожертвование. Способность ради принципов и идеалов отодвинуть на задний план личный интерес.

Третье – идентификация с государством. Это тоже цивилизационное преимущество, которое позволило нам не исчезнуть с исторического поля.

Сейчас, к сожалению, мы пытаемся забыть все, что имели ранее, ради того, чтобы походить на рекламные картинки из глянцевых журналов.

 

Безответственность отечественных средств массовой информации

– Конечно, информационная политика государства в этом деле крайне важна, и на сегодняшний день она по большей части безответственная, а значит, разрушительная. Но еще раз повторю – личной ответственности каждого это не отменяет. Ведь мы живем не в ситуации полного отсутствия выбора. Выбор есть, и довольно широкий. К примеру, на одном канале идет какой-нибудь старый советский фильм на историческую тему, а на другом – концерт юмористов с шутками ниже пояса или шоу какой-нибудь очередной примадонны со своими фаворитами. Статистика показывает, что в большинстве случаев средний обыватель совершенно добровольно выбирает концерт юмористов или шоу. Только ли власть в этом виновата? Или, может быть, надо и себе задавать иногда критические вопросы?

 

Возможно ли в России «русское экономическое чудо»?

– За последние полвека «экономическое чудо» проявилось в тех странах, где народы сохранили свою национальную идентичность, а национальные элиты создавали условия для раскрытия потенциала своего народа.

Конечно, можно было бы сохранить традиционные основы жизни и модернизировать экономику и в России. Но сегодня в обществе снова имеется внутренний конфликт – между тем, что нужно делать, чтобы развивать государство как цивилизационный проект, и тем, что хочется делать и диктует логика прибыли и рынка. Мы по-прежнему стоим на распутье. И если большая часть общества приходит к осознанию необходимости своего собственного исторического пути, то другая часть при этом отдаляется от такого понимания. Это космополитически ориентированная часть. И в этом заключается проблема.

К сожалению, в 90-е годы в экспертном поле командные высоты у нас заняли ориентированные на Запад люди. Эти эксперты задают соответственный тон и в области мировоззрения и информационной политики. Они утверждают, что традиционная русская цивилизация порочна. От устоев этой цивилизации необходимо отказаться и слушать, чему учат другие развитые страны. Они утверждают, что критерии успеха – личная свобода и экономический достаток. Сейчас люди, которые возглавляли перестройку во времена Горбачева, снова вышли на сцену, и мы становимся свидетелями «перестройки номер два». Появились и новые, более молодые лица, идеологические преемники первых перестройщиков. Они дословно повторяют суждения своих учителей. На их стороне немало преподавателей вузов, особенно гуманитарных, много пишущих в Интернете. Эти лоббисты сами по себе неплохие люди, они искренне верят в то, о чем говорят, активно борются за умы молодежи. И искренне ненавидят Россию.

 

Что же делать?

– Русским нужно взять себя в руки, протрезветь и работать. Работать над окружающим миром и над собой. Православная вера дает ориентиры, как жить и созидать вокруг себя что-то позитивное.

Русские жалуются: время сейчас трудное. А когда оно было другим? Во время Великой Отечественной войны разве было легче? Однако наши деды нашли в себе силы побороть противника. А Гражданская война, а Смута, а времена монголо-татарского нашествия? Разве тогда было легче?

История всегда – жестокая арена битвы.

Сейчас многие жалуются на вымирание русских. Рожайте детей – если русских мало. По статистике, у нас ежегодно делается 1 миллион 200 тысяч абортов. Если так будет продолжаться, мы все равно будем исчезать. Надо ставить вопрос ребром: хочешь быть русским? Роди трех-четырех детей и воспитай их в русском духе.

Жалуются: алкоголь уносит жизни! Уносит – не пей! Преодолей безволие.

Шанс возродиться есть, – уверен С.А. Михеев. – Но надо настраиваться на то, что это будет долгий процесс. Ведь внутри власти тоже идет борьба. И неизвестно, на чью сторону склоняются весы. Мы все еще находимся в шатком равновесии, на этапе борьбы за выживание. Надо давить на государство и убеждать правящую элиту в том, что традиционная Россия есть залог нашего успеха, что надо сочетать традиционные исторические ценности с модернизацией, работать с молодежью. Нужна повседневная, нудная, кропотливая работа каждого из нас.    

Интервью провела Ольга ЖИГАРЬКОВА

 

 «Психологическая газета: Мы и Мир» (№9[193]2012)

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design – Григорий Жигарьков

Rambler's Top100

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.