Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

Е. А. Мущерякова, О. А. Жигарькова

СУЩЕСТВОВАНИЕ ЭКСТРАСЕНСОВ ДОКАЗАНО?


Страницы газет пересыщены объявлениями об услугах «адептов магии», «потомственных ясновидящих и яснознающих», «чудотвориц», «наследников уникального дара старинного рода целителей», колдунов и ведунов. С фотографий на читателя исподлобья смотрит то крепкая женщина в платочке, то сердитый мужчина с пронзительным взглядом. Полумрак, свечка, «излечу», «отыщу», «верну», «приворожу»...

Лет двадцать назад казалось невероятным, что возникнет такой обширный рынок коммерческих экстрасенсорных услуг. В традиционную народную медицину и целительство – да, верили, хотели их признания, но чтобы столько магов и ясновидящих взросло как на дрожжах... Что случилось? Мы открыли для себя мир, отрицаемый советской властью? Или регрессировали от рационального научного мышления к тревожному, зыбкому миру суеверий и страхов?

Мы перестали надеяться в возможность достойной жизни? Что ж, тогда остается верить в чудо.

А может ли быть чудо? Может ли человек совершать чудо целенаправленным, сознательным усилием?

Если судить по тому информационному винегрету, который несут нам СМИ и поп-литература, сомнений быть не должно: великие маги и экстрасенсы существуют, в глухих деревнях исцеляют колдуны и бабки, в городах творят свои заклятья страшные маги и работают психологи, которые способны управлять человеком, как куклой. Включите телевизор. Жестокий, страшный мир кишит злобными иррациональными существами. Но вот по воздуху летят спасители, загадочные китайские мастера кун-фу. Обиженный жестокой судьбой мальчик Гарри Поттер движением волшебной палочки побеждает страшного волшебника; голливудские герои, обладая немыслимой силой, штабелями заваливают врагов ради спасения своих близких, страны и человечества... Люди создают истории, в которые хотят верить.

Так существуют ли экстрасенсорные способности на самом деле?

На этот вопрос не однажды пытались ответить ученые. Одно из серьезных исследований проводилось в Москве на базе Всероссийского научно-исследовательского центра традиционной народной медицины «Эниом» в 1990-1995 годах. В научную группу входили врачи, психолог, этнолог, инженер, физик.

Мы попросили поделиться воспоминаниями об этой работе участницу экспериментов, Елену Александровну МЕЩЕРЯКОВУ, психолога, научного сотрудника Федерального научного клинико-экспериментального центра традиционных методов диагностики и лечения МЗ РФ.

- Руководил нашей командой Дмитрий Георгиевич Мирза, психиатр по базовому образованию, - говорит Елена Александровна. - Он, к сожалению, уже ушел из жизни, но в свое время это был мэтр в исследовании людей с паранормальными способностями. Дмитрий Георгиевич начал заниматься экстрасенсами уже в 1950-е годы. В 60-е у него была собственная лаборатория, которая имела неограниченное государственное финансирование.

Кроме него, в нашу группу входили несколько врачей, главным образом терапевтов. Позже к нам присоединился Михаил Филиппович Меркулов, доктор медицинских наук, онколог.

 

- Его интересовала возможность экстрасенсов воздействовать на опухоль?

 

- Да. В группу входила также Валентина Ивановна Харитонова из Института этнографии и антропологии Академии наук, которая занималась народными целителями. Я принимала участие в исследовании как психолог.

У меня остались прекрасные воспоминания об этой работе как интересной, хорошо сделанной. Четыре года мы только собирали информацию, потом я десять лет ее обрабатывала.

В нашем исследовании приняли участие 1272 человека. Все эти люди профессионально занимались целительством: бросили свою прежнюю работу и начали лечить больных. Имейте в виду, это были 90-е годы, когда целителей вокруг было – «хоть косой коси», казалось, что их больше, чем остальных людей. К одним выстраивались очереди со всей страны, другие лечили только своих домашних. Кроме того, не только они сами, но их родственники, соседи, коллеги по работе были твердо убеждены в наличии у этих людей уникальных способностей. Некоторые из них в разное время работали консультантами народной медицины в «Эниоме», а остальные приезжали в Центр, чтобы продлить срок действия сертификата на право заниматься целительством.

 

- То есть все эти люди добивались определенных успехов в лечении, но ваша задача состояла в том, чтобы выяснить, обладают ли они экстрасенсорными способностями?

 

- Именно так. Первоначально мы отсеяли тех людей, у которых экстрасенсорных способностей совершенно не было – для этого существуют достаточно простые тесты. Берешь листочек бумажки, комкаешь, кидаешь на стол и говоришь: «Сдвиньте». Ничего не могут сделать! А утверждают, что двигают корабли, самолеты, подводные лодки. Просишь взять кости и выкинуть две шестерки. Не получается. Или, например, когда к нам приходил человек и говорил: «Я могу сказать, чем болен пассажир пролетающего над нами самолета, который сидит в среднем ряду справа», мы просили его просто определить, кто стоит за дверью моего кабинета: мужчина или женщина.

 

- Сколько же людей отсеялось уже на первом этапе?

 

- Из 1.272 осталось человек 150, с которыми мы работали дальше. После первого отбора у нас начались другие, более серьезные эксперименты. Мы пытались выяснить, есть ли у оставшихся людей экстрасенсорные и биоэнергетические способности.

 

- Это разные способности? В чем они заключаются?

 

- Оказалось, что некоторые участники эксперимента очень хорошо ставили диагноз, а другие хорошо исцеляли. Иногда биоэнерготерапевты даже работали в паре: один диагностировал болезнь, а другой ее лечил. Большинство, конечно, пытались совмещать то и другое, но гораздо лучше у них получалось заниматься чем-то одним.

Людей, которые в равной мере хорошо определяют болезнь и лечат ее, чрезвычайно мало. Но о них я расскажу позже.

Мы назвали «экстрасенсами» тех людей, которые способны диагностировать болезнь на расстоянии, без зрительного и словесного контакта с больными. Экстрасенсы обладают сверхчувственными способностями видеть прошлое (ретроскопия), будущее (проскопия) и видеть на расстоянии в настоящее время (дальновидение).

 

- Как вы определяли, может ли человек делать это?

 

- Мы решили не ограничиваться диагностикой болезней. Если «экстрасенс» может видеть на расстоянии, то он способен проводить диагностику не только на людях, но и на простейших биологических объектах. Поэтому мы ставили эксперименты с болгарской молочнокислой палочкой. Просили определить, в каких пробирках есть эта палочка, а в каких ее нет.

Что же касается «биоэнергетических возможностей», то наличие их означает, что человек может исцелять других людей, воздействовать на биологические объекты, лишенные сознания (в нашем исследовании – на болгарскую молочную палочку). Изменил состояние этих палочек, сделал их более активными или пассивными – значит, имеешь биоэнергетические способности.

Что же касается лечения, то мы проверяли, стало человеку объективно лучше, выздоровел ли он после общения с целителем или нет. Наши врачи смотрели пациентов до и после лечения. Ответы самих больных не учитывали. Ведь с человеком возятся, он вроде при деле, пьет какие-то лекарства, над ним совершают какие-то пассы руками – и ему кажется, что он чувствует себя лучше. Это могло быть результатом самовнушения.

Интересно, что в результате нашего исследования оказалось, что биоэнергетиков среди целителей больше, чем диагностов.

С биоэнергетиками мы ездили в Дубну к академику Владилену Сергеевичу Барашенкову в Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ). Там проводились эксперименты по способности вращать флюгер в вакууме. Флюгер находился под колпаком, откуда выкачивали воздух, чтобы исключить тепловое воздействие на флюгер, и нужно было заставить его вращаться.

 

- Какую задачу ставили в исследовании перед психологом?

 

- Я занималась составлением психологического портрета целителей. Почему это важно? Считалось, что установление типичных характерологических особенностей целителей поможет разгадать данный феномен. А еще для того, чтобы определить, может ли «сенс» (так мы называли между собой участников эксперимента) заниматься лечением, какова будет эффективность его работы. Ведь если целитель - человек беспринципный, то он, что называется, «посадит» своего клиента на деньги, привяжет его к себе, и станет клиент ему всю жизнь платить, невзирая на то, болен он или нет.

Передо мной также стояла задача определить, имеется ли у «сенса» профессиональная деформация личности и психики, привнесенная его деятельностью.

Ведь каждый целитель формирует свою «легенду» - взгляд на себя, свое настоящее, будущее и, главное, прошлое. Со временем он начинает перекраивать свою историю. Возникает легенда о том, как состоялся его дебют в качестве целителя – как к нему пришло осознание его особых способностей. Я наблюдала некоторых «сенсов» в течение нескольких лет и могла видеть, что легенда у них постепенно менялась, выстраивалась особая «сказка-рассказка».

Порой человек начинал говорить, что он потомок волхвов, реинкарнация какого-то великого целителя прошлого, что он общается с летающей тарелкой, что у него на посылках исключительно высшие иерархи космоса, то есть Бог-отец, Сын или Дух святой, а то и все вместе. Подавляющее большинство «сенсов» очень любит ссылаться на покровительство Богородицы, Николая Угодника, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Пантелеймона Целителя.

Среди лекарей оказалось немало таких, которые обладали экстрасенсорными способностями, но были психически неустойчивыми людьми.

 

- Встречались ли вам шарлатаны, откровенные жулики?

 

- Это действительно большая проблема. Были люди, которые приезжали в Институт для участия в нашем исследовании и пытались обмануть нас, занимаясь откровенным жульничеством. Один из них утверждал, что видит сквозь стены, и пытался тайком просверлить под розеткой дырочку складным буром.

В «Эниоме» еще в 1993 году было проведено исследование, результаты которого оказались чрезвычайно показательными. Группа психологов под управлением О. Жданова и И. Замалетдинова провели исследования 400 лиц, обучающихся на курсах народных целителей. Оказалось, что 32 процента будущих целителей обуреваемы исключительно меркантильными соображениями! У них нет желания помочь людям, они не обладают никакими экстрасенсорными способностями и знают об этом, но собираются заниматься лечением, потому что это – выгодный бизнес.

Кстати, это же исследование обнаружило психические отклонения у 42 процентов будущих целителей, причем 18 процентов обладали грубыми нарушениями психики.

 

- Так к какому же выводу пришла ваша исследовательская группа – существуют ли экстрасенсорные способности вообще?

 

- Уже много лет спустя после того, как эксперименты завершились, когда я все пересчитала, выяснилось, что только 9 человек из 1272-х показали одновременно и явно выраженные экстрасенсорные, и биоэнергетические способности. При этом они были психически здоровыми людьми и обладали положительно направленной мотивацией на исцеление людей. Они также не обнаружили заметной профессиональной деформации личности.

Таких людей, повторяю, было всего лишь 9 человек, что составляет 0,7% от всего количества обследованных. Меньше одного процента! Исчезающе малая величина. Таких «сенсов» оказалось так мало, что их действительно можно считать «сокровищем нации».

 

- Какова дальнейшая судьба этих неординарных людей?

 

- Сейчас их уже не найти, потому что тогда еще существовал Советский Союз, и к нам приезжали люди издалека, изо всех уголков страны. Многие из этих экстрасенсов были из тех мест, что называют сейчас «ближним Зарубежьем».

 

- Как они представляли себе болезнь человека?

 

- В виде образов. Но у каждого имелась своя трактовка. Были среди них совершенно необразованные люди. В частности, одна женщина приехала в Москву из сибирской глубинки и даже не знала никаких анатомических названий. Она называла пищеварительный тракт – «едальный потрох», женские органы – «женский потрох», то есть использовала совершенно примитивные выражения. Когда она хотела сказать, что у человека не все в порядке с головой, то говорила: «В голове у тебя солома». Хотя были и другие - тонкие, умные, интеллигентные люди. Например, одна дама имела техническое образование и достаточно технически представляла себе картину мироздания. Она говорила, что видит людей как компьютерную сеть. Задача сети - нормально функционировать, выдавать положительный сигнал. На вход идет положительный – на выходе тоже нужно выдавать положительный, идет отрицательный – надо выдавать отрицательный, то есть не искажать исходный сигнал. А когда возникает болезнь, человек начинает искажать сигнал, и если он сильно искажает, то его просто выключают из сети – и все, он умирает. Несмотря на столь техническое представление о работе человеческого организма, она, естественно, рассуждала и о подсознании, и об интуиции, и о других психологически материях.

Один из этих девяти экстрасенсов представлял себе, что организм чем-то засорен: «Я даже не знаю, что это такое, но если я вижу, что оно засоряет, я это убираю», - такие были объяснения.

Так что на вопрос: существуют люди с экстрасенсорными способностями или их нет - мы ответили: да, они есть. Но если сейчас ко мне обращаются знакомые с просьбой помочь им найти целителя, я отвечаю: «Идите в поликлинику». Там больше вероятность, что вам помогут.

 

- С чем же были связаны положительные результаты лечения пациентов у остальных целителей?

 

- Смею предположить, что это связано не столько с лекарем, сколько с самим пациентом. То есть секрет этих странных выздоровлений объяснялся психотерапевтическим эффектом и самоисцелением. Не исключено, что в этом процессе запускаются механизмы саморегуляции, осуществляющие нормализацию функционального состояния мозга. Это, возможно, может вести к ликвидации расстройств организма. Человека убедили, что он здоров, и он, думая, что здоров, так мобилизовал защитные силы организма, что действительно излечился. Такие случаи есть, они зафиксированы, и врачи это знают.

 

- Так называемые экстрасенсы могут оказаться на деле просто хорошими психотерапевтами...

 

- Собственно говоря, это так. Психотерапия, фитотерапия, гомеопатия – все идет в дело. Они лечат нетрадиционными способами. Но пользуются ли так называемой биоэнергетикой, это неизвестно.

 

- А вред от целителей может быть?

 

- Вред бывает. Болезнь развивается, а человек думает, что у него все в порядке и не предпринимает никаких мер. Когда он пришел к целителю, у него еще был рак операбельный, а потом, когда спохватился, оперировать стало поздно.

С другой стороны, в Австрии, например, есть группа онкологических больных, которая занимается медитацией. И люди, которым, по подсчетам врачей, оставалось жить 4 месяца, живут уже 7 лет! Невозможно, чтобы такая болезнь, как рак, взяла и «заморозилась», но, тем не менее, у некоторых из них это произошло.

Что-то в таких удивительных историях есть, их надо изучать. Но изучать нужно по государственной программе, а не в коммерческих учреждениях. Причем в исследовании должны участвовать специалисты разного профиля. Нужен комплексный подход к проблеме.

 

- Трудно надеяться, что государство сегодня выделит деньги на ее изучение. Как же обществу относиться к целителям?

 

- Вы знаете, тогда, в 90-е годы, люди надеялись на государство, а сейчас не надеются, понимают, что никому не нужны, брошены на произвол судьбы и каждый выплывай как хочешь. И чем дальше, тем больше люди разочаровывается в медицине. А если спасение утопающих - дело рук самих утопающих, то вакуум заполняют другие, нетрадиционная медицина в том числе. Как к этому должно относиться общество? Более чем терпимо. А предпринимать репрессивные меры – зачем? Альтернативы-то нет.

 

- Так могут ли в 21 веке существовать чудеса, которые вселяют надежду, что не все резервы человеческого организма познаны, что каждый из нас при определенном усилии может вырваться из круга обыденности?

Ведь именно такое желание заставляет людей обращаться к различным религиозным практикам. Что Вы думаете, например, о хамбо ламе Итигилове, который, по убеждению буддистов, в 1927 году ушел в медитацию и пребывает в ней до сих пор? Как известно, через 75 лет его тело было извлечено из земли нетленным. Разве это не современное чудо?

 

- Даши-Доржо Итигилов был очень известный человек в свое время. Для того чтобы стать ламой, не обязательно быть богатым. Он оказался активным, предприимчивым, очень умным человеком и поэтому стал Верховным главой всех буддийских дацанов Восточной Сибири. Мало того, оказывается, он в 1913 году приезжал на празднование 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербург и открывал там буддийский храм! Это документально зафиксированная историческая личность.

Умер хамбо лама в 1927 году, когда ему исполнилось 75 лет. Как настоящий буддийский практик, перед смертью он дал последние наставления своим ученикам и попросил их начать чтение для него специальной молитвы – «благопожелание для умершего». Ученики не осмелились произнести ее в присутствии живого учителя. Надо сказать, у бурят очень трепетное отношение к смерти, они не любят об этом говорить, не любят бывать на кладбищах, навещать могилы своих родных и знакомых, и по живому человеку читать молитву у них просто противоестественно. Тогда хамбо лама стал сам читать по себе эту молитву, которую постепенно подхватили его ученики, поняв, что он всерьез собирается что-то сделать. Читая «благопожелание» и находясь в состоянии медитации, он ушел из этой жизни. Перед этим завещал своим ученикам похоронить его в коробе, сидящим в позе лотоса, а через 75 лет этот короб выкопать. Но время от времени проверять, нет ли признаков тления на его теле. Если они будут – просил его похоронить, как положено по обычаю, если нет – то опять короб зарыть. И в 1953 и 1973 годах последователи Итигилова тайно раскапывали его могилу, чтобы удостовериться в сохранности тела. И каждый раз короб опять закапывали в землю. Наконец, в 2002 году, как завещал хамбо лама, короб был извлечен. При этом присутствовала общественность и представители судебно-медицинской экспертизы. Я слышала рассказ доктора исторических наук, профессора Российского государственного гуманитарного университета Галины Ершовой, которая участвовала в исследовании образцов, взятых с его тела после вскрытия могилы (это было несколько волос, которые упали с головы хамбо ламы, частицы отшелушившейся кожи и обрезок ногтя с пальца ноги).

Она сказала, что, действительно, состояние его тела было незнакомо нам. У него была упругая кожа, гибкие члены, сохранилась подкожно-жировая клетчатка. Когда доставали его тело, то кожу поцарапали немножко, и вышла гелеобразная бурая жидкость, похожая на кровь. Такая консистенция крови возможна в том случае, если организм пересыщен углекислым газом. Дальше она сказала следующее. Его тело, находившееся в позе лотоса, поместили под стеклянный колпак в Иволгинском дацане. И однажды обратили внимание, что саркофаг стал запотевать. Это продолжалось какое-то время, затем прекратилось. За время этого «потения» - не тела, а стенок саркофага – хамбо лама потерял 16 килограмм веса. После чего тело стало мумифицироваться. Поэтому можно сказать точно одно: сейчас Итигилов не живой. Это мумифицирующееся тело. Почему его не захоронят? Потому что к нему едут, к нему прикасаются, ему молятся.

На Востоке не такая уж редкость, чтобы люди, даже отнюдь не святые, уходили таким образом из жизни. Подобные случае известны в Китае, в монастырях Тибета. Во Вьетнаме, во дворе храма Дау недалеко от Ханоя, вот уже триста лет в позе лотоса сохраняется мумия настоятеля монастыря By Кхак Миня.

У восточных народов существуют разные методики ввода и вывода человека из подобного состояния – буддийские, ламаистские, индуистские. Известно достаточно много таких случаев, когда человек погружается в такое состояние и выходит из него, продолжая дальше жить нормальной жизнью. Единственный нюанс – вывести человека из этого состояния можно только в течение сорока дней. После этого срока оживление ни разу не удавалось. Человек еще может начать двигаться, мотать головой и даже мычать, но потом все равно умирает. Видимо, сорок дней все-таки является критическим порогом.

 

- «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам...». Елена Александровна, так должны ли продолжаться исследования экстрасенсорных способностей?

 

- Лекари всего мира накопили огромные знания о естественном здоровье человека. Они умело используют адаптационные возможности и резервные способности организма, применяя физкультуру и лечебную гимнастику, контактный и бесконтактный массаж, диеты, мануальную терапию. А как великолепно развито то, что сейчас относится к области психотерапии, в том числе использование внушения и гипноза, заговоров и молитв!

Исследовательский интерес к целительству подогревается еще и тем, что не определена природа действующего фактора, о котором известно только то, что главной, а может быть, и единственной движущей силой воздействия является мысль, слово или желание целителя. Этим целительство резко отличается от всех методов, применяемых в ортодоксальной медицине, хотя внешне по многим параметрам оно близко к психотерапии. В связи с этим официальная медицина отказывает ему в самостоятельном существовании. Однако имеются факты, показывающие, что сведение лечебных эффектов к психотерапии было бы сужением проблемы.

Так что исследования должны продолжаться обязательно.

 Беседовала Ольга Жигарькова

 «Психологическая газета: Мы и Мир»(№10[146]2008)

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design - Григорий Жигарьков

Rambler's Top100

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.