Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

С.Ф. Литвиненко

 

 

БЕЗБРЕЖНОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ПОЛЕ


 50-летию студенческих строительных отрядов посвящается

В этом году очень много говорят о сорокалетней годовщине «красного мая» в Париже, когда молодежь, охваченная романтическим протестом, строила баррикады и требовала свобод. Как писал Жан Бертолино, «эти ужасные дети, требовавшие главным образом "сексуальной свободы", "права на лень" и своим громким бунтом показывающие кукиш морали, в этом, как и с баррикадами, опоздали на век».

А как же наша молодежь – что ей вспомнить из своих 50-70-х? У нее не было стычек с полицией на улице и развороченных мостовых. Но было нечто покруче, и звалось оно - студенческие строительные отряды.

Французские анархисты, американские хиппи, китайские хунвэйбины, латиноамериканские революционеры, советские стройотрядовцы – отчего в середине столетия весь мир заколебался под напором вашей молодой энергии, желания реализовать свой потенциал?

Молодежь хотела улучшить существующий мир. Одни сделали революцию на острове под горячим солнцем, другие завоевали право быть «нехорошими мальчиками и девочками», а энтузиазм нашей молодежи вылился в свой позитивный социальный проект. Студенты создали, как пелось в стройотрядовской песне, «студенческую планету», которая жила по собственным законам. 14 миллионов человек прошло через ССО за 30 лет! На своей планете студенты трудились и взрослели, получая бесценный социальный и экономический опыт.

О том, что инициатива движения исходила «снизу», свидетельствует хронология стройотрядовского движения. Организованно стройотряды работают с 1959 года, а первое постановление о них принято только в 1962-ом. Летом 1967 года ССО Московского университета впервые выехал на реставрационные работы Соловецкого музея-заповедника. А власти только в 1969-ом одобрили и рекомендовали использовать их опыт.

Это была не минутная вспышка энтузиазма, а внутреннее горение, особое состояние души. Наверное, каждый идентифицировал себя с великой страной и чувствовал себя соразмерным ей. В большой стране молодым хватало места для приложения своих сил. Они были ее ХОЗЯЕВАМИ и могли сделать ее лучше. Социологические опросы свидетельствовали, что одним из мотивов поездок на летние стройки было желание принести пользу обществу и посмотреть на страну.

А сколько их руки успели построить! Одной из ярких страниц стало участие молодежи в строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. А еще были Красноярская ГЭС, Саяно-Шушенская ГЭС, Братская ГЭС, Усть-Илимская ГЭС, КАТЭК, Экибазтуз, Норильский горно-обогатительный комбинат, Усть-Илимский лесопромышленный комплекс, Волгодонский завод «Атоммаш», Оскольский электрометаллургический комбинат, Братский алюминиевый завод, Братский лесоперерабатывающий комбинат, Волжский и Камский автозаводы, газопровод Север-Центр... Всего не счесть, не перечислить!

Постепенно стройотрядовское движение стало умирать. То ли, как говорят, сыграли свою роль заорганизованность и принудиловка, то ли пропало очарование страны, ради которой хотелось свернуть горы...

А что думают сегодня о ССО их непосредственные участники? Высказать свою точку зрения мы попросили организатора и командира первого в стране студенческого строительного отряда, командира первого Всесоюзного отряда, руководителя Целинного штаба студенческих строительных отрядов Сергея Филипповича ЛИТВИНЕНКО.

Но перед этим – небольшая преамбула. Идея создания строительного отряда родилась среди студентов физического факультета МГУ летом 1958 года. Тогда они убирали урожай в совхозе «Булаевский» Северо-Казахстанской области и по просьбе администрации участвовали в строительстве и ремонте производственных помещений.

В 1959 году 339 студентов-физиков опять приехали в Северный Казахстан и возвели первые 16 объектов в трех совхозах области. А потом в «Комсомольской правде» был опубликован их призыв к молодежи страны развивать движение ССО. И летом 1960 года только в совхозе «Булаевский» работали уже 520 студентов МГУ — физиков, химиков, биологов, журналистов, философов. Они построили первую улицу, которую назвали «Университетской».

ОТ РЕДАКЦИИ

 

- Сергей Филиппович, чем для Вас, прошедшему «огонь и воду»  студенческих строительных отрядов, является это молодежное движение?

 

- Студенческие строительные отряды были особым социальным явлением, чье значение далеко выходит за рамки строительства коровников в Казахстане. На мой взгляд, движение ССО - это пассионарное явление.

Лев Гумилев, который впервые сформулировал понятие пассионарности, задавался вопросом: откуда она берется? По его словам, на этот вопрос каждый человек отвечает сам. За кадром стоит то ли Космос, то ли Случай, то ли Бог… И, тем не менее, он отмечал, что пассионарные явления рождались на евразийском континенте.

Давайте посмотрим с этой позиции на движение студенческих отрядов. Во-первых, отметим его объемность. С 1959 года по сегодняшний день через него прошли десятки миллионов человек. Значит, это не единичная частная инициатива, а огромное социальное явление.

Второе, что бросается в глаза, - устойчивость этого движения. Меняется один строй на другой, проходит 50 лет, а студенческие строительные отряды остаются.

И, наконец, посмотрите, какова протяженность этого явления! Оно охватило более десяти тысяч километров с запада на восток и несколько тысяч километров с севера на юг! Стройотряды работали на огромной территории в двух частях света – в Европе и Азии.

Движение такой продолжительности, такой устойчивости не может происходить «просто так». Здесь я вижу элементы пассионарности.

Более того, не случайно, что очень многие пассионарные личности прошли через студенческие отряды. Например, премьер-министр В. Путин дважды был в стройотрядах, работали в отрядах министр сельского хозяйства А. Гордеев, полномочный представитель Президента в Центральном округе Г. Полтавченко. Многие крепкие профессионалы, чьими делами гордится Россия, имеют за плечами опыт работы в ССО.

Более того, мне думается, что в тех позитивных ключевых изменениях, которые произошли в Советском Союзе в 90-е годы, большую роль сыграли бывшие студенты, прошедшие школу студенческих отрядов. Потому что к 1990-му году они стали командирами среднего производственного звена, без которого ничего не могло произойти, и количество их исчислялось к тому времени сотнями тысяч человек.

 

- В чем Вы видите специфику школы студенческих строительных отрядов?

 

- Как командир первого Всесоюзного отряда, я могу ответственно сказать о том, что студентам удалось создать независимое движение. У нас не было жестких обязательств по отношению к партийным органам или Министерству высшего образования. Часто движение развивалось вопреки им. Студенты взяли на себя командование отрядами во всех звеньях трудовой деятельности.

Мы изменили отношение к вопросу управления отрядами. В каждом отряде был строительный руководитель, свой прораб - студент строительного института.

В каждом совхозе у нас была создана своя медицинская служба, в каждом отряде был врач, студент медицинского института. Конечно, кто-то может сказать, что студенту нельзя доверять лечить людей, но вообще без докторов, пусть и начинающих, в стройотрядах было бы гораздо хуже.

Мы имели свои автоколонны, где за рулем сидели, в частности, студенты Ленинградского автомеханического института. Один из таких студентов потом возглавил ГАИ Советского Союза.

Время показало, что студенты смогли создать самоорганизующуюся структуру. Это тоже свидетельствует о том, что ростки пассионарности взошли.

Почему именно в студенческом, молодежном движении выразилась пассионарная мощь, я не берусь объяснить. Почему именно таким путем пошло развитие?

Но для меня очевидно: студенты проявили себя как социальная сила и сила сопротивления. Мы знаем, что в советском строе было очень много положительных черт. Это бесплатное образование и медицинское обслуживание, это отсутствие безработицы и равенство в материальном обеспечении. Но, как мне кажется, советский строй не давал свободу мысли. Марксистско-ленинская идеология была уздой. А студенческие отряды на деле учили свободным решениям, и юные командиры на деле показали, что можно гораздо лучше строить, серьезнее и мудрее управлять. Они взяли под свой контроль финансирование. Всей экономикой строительных отрядов распоряжались штабы. Молодым людям доверяли миллионы рублей, предназначенных на строительство; доверяли сотни тысяч тонн строительных материалов, которые не пропадали и не шли на строительство личных дач. Быстро взрослевшие студенты на деле увидели, что можно честно зарабатывать очень хорошие деньги и гораздо лучше организовывать процесс производства. Но для этого нужна была свобода, не только свобода высказываний, но и свобода выбора решений, свобода действий.

 

- Как возникла сама идея студенческих отрядов?

 

- Идея возникла во время уборочной на целине. Если вспомнить наш первый стройотряд 1958 года – это был ужас! 300 студентов в совхозе – и полнейшая безработица в ожидании, когда начнется уборка хлеба. А если год неурожайный, так безработица и потом могла продолжаться. Поэтому нужен был новый подход.

Следующий 1959 год как раз и выдался неурожайным. Поэтому никакого решения правительства о том, чтобы мы ехали на целину помогать убирать урожай, не было. И организация работы стройотряда в совхозе была инициативой «снизу», была патриотической в самом хорошем смысле этого слова.

 

- Вы говорите, что была необходимость в новой системе управления, новой организации труда. Каким требованиям она должна была соответствовать?

 

- Во-первых, мы решили, что каждый студент физического факультета Московского университета, который хочет стать бойцом стройотряда, должен в течение учебного года пройти строительные курсы в профессионально-техническом училище по специальности штукатура, каменщика, плотника. Когда мы впервые пришли в ПТУ и попросили заключить с нами договор, над нами смеялись - как это, физики, которые ракеты делают, вдруг пришли в ПТУ учиться! Но такой у нас был закон - каждый обязан овладеть строительной специальностью.

Потом мы поставили вопрос о том, что должны полностью взять на себя строительство объекта. Для нас было важным, чтобы все управление было сосредоточено в одном центре. Ты сам планируешь, добываешь и распределяешь ресурсы - стройматериалы, технику, силы. Часто нам предлагали поучаствовать малыми группами в уже созданных коллективах, но в таком случае утрачивалась сама идея студенческого отряда, работа превращалась в обыкновенный наемный труд. Ну и, конечно, для нас было важно, что в своем коллективе мы могли избежать влияния, иногда очевидно ошибочного, на процесс принятия управленческого решения. Мы сами проводили всю работу от начала и до конца, от проекта до сдачи объекта, отвечая за каждый этап. Оценивая прошедший опыт, могу сказать, что в этих ситуациях оформлялись своеобразные границы именно студенческого трудового объединения, подчеркивалась значимость отряда.

Наши первые строительные объекты не были такими сложными, какими станут заводы, возводимые студентами потом, в 70-е. Да, сначала мы строили птичник, жилой дом, общежитие, зерносклад. Но строительство всех объектов, за которые взялись студенты, было завершено в срок. И в этом заключался самый потрясающий результат первых отрядов 1959 года.

Мы заявили о себе как о самостоятельной строительной организации. А ведь кто в нее входил? Первокурсники физфака МГУ, ребята, прошедшие весьма специфический отбор при поступлении - по знаниям, по медалям, полученным в школе, и все. Насколько отважными были эти студенты, судите сами: среди нас практически не было людей, имевших за плечами производственный опыт.

Наиболее остро в стройотряде сразу встала проблема управления. Потребовались новые подходы, новые, как говорят сейчас, технологии управления. Первый штаб принял решение сократить численность университетского отряда, чтобы добиться его управляемости.

Мы всегда интересовались теорией управления. И в ней есть такой принцип, что нельзя выводить на одного человека более десяти. Поэтому отряд мы разделили на бригады. В бригадах состояло и по пять, и по двенадцать человек, но не более пятнадцати, чтобы все бойцы оставались в поле зрения штаба и всегда был прямой и непосредственный доступ к каждому.

Дальше штаб поставил вопрос, чтобы нам передали право самостоятельно распоряжаться  стройматериалами.

 

- Как было воспринято ваше требование?

 

- Конечно, сначала требование автономного управления было встречено несколько настороженно, но тут надо отдать должное руководителям совхозов: они поверили в нашу честность. Да и понимали, что в степи доски некуда утащить. И мы доказали директорам, что нам можно доверять в таком серьезном деле, что мы бережно относимся к материалам, успешно ими распоряжаемся. Практика показала, что появился совершенно новый опыт профессионального поведения, который не свойственен приезжим наемным работникам.

В то время был очень высокий спрос на рабочую силу, причем непьющую, высокоорганизованную, молодую, веселую, культурную и, в общем-то, неплохо подготовленную и управляемую; и вот появились мы – мобильные, активные, информированные студенческие команды. Любой совхоз проявлял заинтересованность в сотрудничестве с нами.

 

- Как вы подбирали управленческую команду?

 

- В основном полагались на свою интуицию и на отношение коллектива к конкретному человеку. Если руководитель не справлялся с управлением, то создавалась другая команда. Приходилось смещать командиров и комиссаров, которых ребята не признавали. Люди всегда очень четко чувствуют, кто достоин доверия.

 

- Как выстраивалась система управления?

 

- Создавался штаб, руководивший работой, как правило, трех совхозов, в него входили командир и комиссар, был штаб и в каждом совхозе. Но в том-то и состоит преимущество мобильных управленческих команд, что мы легко могли собрать расширенное заседание, куда приглашались в соответствии с задачей и бригадиры, и специалисты, и представители совхозных штабов.

Общение происходило постоянно. Ответственность за «деловую коммуникацию» в основном была возложена на командира совхозного отряда. Но что значит постоянно взаимодействовать в степи, когда совхозы удалены друг от друга на 30-50 километров, когда нет другого транспорта, кроме лошади! Это была драматическая часть всего процесса. Проскачи-ка тридцать километров верхом! Не каждому это под силу.

 

- Случались ли у вас экстремальные ситуации? Как вы их разрешали?

 

- Как правило, их удавалось избегать. Был один случай в 1967 году, когда штаб ленинградского отряда взял да и разбросал бригады маленькими группками по 20-30 человек по всей Кокчетавской области. Ну и не удержали управление. Вот там начались трудности. Пришлось освободить от работы весь штаб в полном составе и назначить другой.

Но когда отряд представлял собой крепкое целое, совхозы жили нормальной жизнью.

Мы брали максимальные планы. В штабе знали, кто каменщик, кто плотник. Если строили объект из самана, посылали каменщиков; если не хватало леса, создавали две бригады и отправляли в леспромхоз далеко от целины валить лес. Можете себе представить - первокурсники, совсем мальчишки - настоящий лес валили.

 

- Какую роль в отряде играл комиссар?

 

- Комиссар был, как правило, душой отряда. А нашего комиссара Толю Широкова ребята называли «совестью отряда». Можно сказать, что в деле и в нагрузках разницы между командиром и комиссаром не было. Решения принимались коллегиально, но некоторые различия все же имелись. Я бы назвал командира «тягловой лошадью». На нем было все: и ответственность, и «решение вопросов» с руководителями совхозов и другими инстанциями. Комиссар большей частью решал задачи непосредственной жизни коллектива и каждого бойца.

В начале стройотрядовского движения некоторые комиссары начали проповедовать так называемую коммуну, уравниловку, в отношении зарплаты в том числе. У меня была другая точка зрения. Я возражал против уравниловки, потому что понимал, что для студентов заработок имеет не последнее значение. Убирать такой фактор в угоду чьим-то амбициям было нельзя. Отряд мог потерять производительность, потерять привлекательность для многих ребят, которые поехали осознанно трудиться и зарабатывать, которые составляли основу бригад. Все-таки наша позиция оказалась более убедительной. Уравниловка больше не применялась.

 

- Какова была роль Устава в деятельности отрядов?

 

- Первый Устав студенческих отрядов был принят в 1959 году. В нем были прописаны правила, по которым строились отношения в отряде, порядок отношений между командиром и бойцами. Устав был действующим законом, продуманным самими студентами и проверенным жизнью. Потом Устав корректировался и совершенствовался в соответствии с новыми условиями работы, участием студентов других специальностей. Однако суть и дух этого студенческого закона оставался неизменным – работа, уважение к другому, ответственность за свое дело, безопасность личная и общественная.

 

- Как вы наказывали нарушителей дисциплины?

 

- Выгоняли из отряда неукоснительно. Никто не церемонился. Выпил один раз – все, своим ходом пошел домой, к маме! Вот где был культ сухого закона! Дни рождения отмечали компотом. Люди учились снимать стресс, решать проблемы, проводить досуг без обращения к спиртному. И, кстати, проведение сухого закона дало своего рода рычаг управления в руки командира отряда.

 

- Как Вы полагаете, насколько была оправдана практика, при которой студенты во время учебного года вместо занятий физикой  осваивали строительные специальности?

 

- Это серьезный вопрос, но давайте подумаем, сколько времени теряет студент на то, чтобы заработать себе на жизнь? Студент всегда вынужден подрабатывать. Он был - впрочем, как и всегда, - нищ. И он подрабатывал в течение года, разгружая вагоны - по крайней мере, в МГУ такая практика была широко распространена. Там, где сейчас построена прекрасная университетская библиотека, была огромная база, куда приходили вагоны с цементом, саженцами, метлахской плиткой. И все это разгружали студенты. Уверен, что теряли они на этом деле гораздо больше времени и сил, чем во время работы на целине, где можно было за довольно короткий срок заработать годовую стипендию. Я знаю многих ребят, которые пришли в университет из армии и до третьего курса ходили на занятия в гимнастерках, а потом поехали в стройотряд и заработали себе на костюмы. Как-то журналисты задали вопрос Путину о первых заработанных им деньгах. И Путин ответил, что свою первую зарплату он получил в студенческом отряде. И тут же его спросили: «А как Вы ее потратили?» И я впервые увидел Путина, который потупил глаза и сказал: «Неправильно».

Для становления личности молодых людей опыт студенческих строительных отрядов тоже не проходил даром. Человек мужал, крепла его самооценка, он учился отстаивать собственные цели и мировоззрение.

 

- Как возникали новые традиции в отрядах?

 

- Существует «небитая» традиция студенческих походов – костер, и, надо сказать, в некоторых строительных отрядах костер горел, не потухая, в течение всего срока работы.

Конечно же, рождались и новые традиции. Одним из условий жизни стройотрядов была работа с людьми, которые нас окружали, маленькими и большими. В совхозах, где мы работали, летом, в страду, дети были предоставлены сами себе. И вот студенты стали организовывать при ССО лагеря-спутники. Ведь подняться до создания собственного пионерского лагеря далеко не все совхозы были в состоянии, а мы это делали. Руководство совхозов, да и просто жители с радостью откликались на нашу инициативу. Такие проходили футбольные, волейбольные баталии! И всем было весело.

У нас существовал закон – не запирать двери. Пацаны могли прийти к нам в любое время дня и ночи, взять мяч, сетку. И ни разу у студентов не пропало ни одной вещи! И еще: мы учили местных ребят студенческим песням. Думаю, что многие из них живут в целинных краях до сих пор. Много занимались культмассовой работой. Хочешь - не хочешь, а давай хороший концерт. Даже те, кто не умел петь, пели с удовольствием.

Когда пошли студенты-медики, то они оказывали огромную помощь по обследованию населения совхозов, потому что врачей там тоже не хватало.

А в отряде Университета Патриса Лумумбы, который работал на БАМе, родилась своя, несколько рискованная традиция. В середине срока работы в этом отряде тайно готовилось «восстание». И некая инициативная группа, тем более что горячих голов из Южной Америки там хватало, поднимала «бунт» против командира, комиссара и завхоза, которых связывали и сажали в «темную».

Это была игра, но самое интересное, чем она заканчивалась. После того, как «заключенных» извлекали на свет, над ними проходил «суд». На заседании было представлено обвинение, защитники, весь процесс тщательно протоколировался. Выступали свидетели... Штабная команда подвергалась такой критической проработке, какая не снилась ни одному профсоюзному собранию. Несколько часов вспоминались все прегрешения. И в 12 часов все останавливалось. Хотя были и смешные случаи: однажды командир с комиссаром совершили контрпереворот, пытались захватить радиоузел.

 

- В 60-70 годы Европа была охвачена массовыми молодежными движениями. Работа на целине – это советский ответ Западу?

 

- Я начал с понятия «пассионарности». В Европе, в Америке и в Китае в 60-х годах (причем не всегда на фоне экономического благополучия) происходил молодежный социальный выплеск. Молодежь выступала за право решать свою судьбу. Конечно, все эти движения отличались по задачам, средствам, были особенными в каждой стране: соответствовали менталитету своего народа, историческим традициям государства, преобладающей идеологии. Во Франции молодежный протест нашел выход в конфронтации с преподавателями высших учебных заведений. Через некоторое время этот бунт сам собой улегся. У нас студенческие отряды тоже были формой борьбы за самостоятельность передовой части молодежи - студентов. Но борьба протекала не внутри вуза, не на улицах городов, а на просторах нашей необъятной страны.

Это же было невероятно красиво, помимо всего прочего. Представьте себе: огромная луна, ковыль волнуется, как море. И он, отличничек из Москвы, вдруг уезжает в эти далекие степи. Ему, вчерашнему десятикласснику, доверяют командовать отрядом, строить, вершить настоящие дела...

Одна из черт пассионарности – невероятная социальная отзывчивость. Не было ни одной большой стройки в стране, которая оставалась без студентов. Когда потом в Сибири начались огромные, важные стройки, студент знакомился воочию с колоссальной страной, гражданином которой он был, но которую не знал. И оказывался в самой гуще жизни этой страны.

А как здесь проверялась воля! Ведь нужно было преодолеть все, особенно себя. Первые три дня на студента наваливалась жуткая усталость. Но никому не расскажешь, что тяжело вставать, работать, быть настоящим мужчиной... Ведь нет над тобой ни мамы с папой, ни декана с преподавателями. Поэтому это был, конечно, замечательный опыт…

Советские студенты (в этом движении участвовали все республики страны) нашли, мне кажется, благороднейшее решение, когда борьба за собственную самостоятельность могла быть выражена так мощно, патриотично, принести всестороннюю пользу нашему государству и лично товарищу студенту, без отрыва от основного вида его деятельности.

Не могу не сказать о том, что в эти годы был разработан особый пласт культуры, где были свои великолепные песни, традиции, праздники. Поверите, мы и сегодня, по прошествии десятков лет, интересны друг другу. Наша дружба, которая была заложена и проверена в те стремительные годы, со временем только окрепла.

 

- Как Вы полагаете, нужно ли использовать этот колоссальный опыт сегодняшним студентам?

 

- Безусловно, необходимо, и этот опыт, конечно, используется. Сейчас появились новые формы деятельности молодежи – по месту жительства. Студенты благоустроили московские дворики, делают попытки работать в юриспруденции, на железной дороге, в реставрации. Если стройки, то уже современные и специализированные. Студенты МГУ, например, сами построили и оборудовали прекрасное интернет-кафе.

Наступила другая эпоха, появились другие задачи, но я уверен, что опыт нашего поколения будет востребован сегодняшней образованной, активной молодежью.

 

- Завершая нашу беседу, разрешите поздравить Вас и Ваших сподвижников с полувековым юбилеем студенческих строительных отрядов, от всей души пожелать здоровья и счастья!

 

Интервью провела Олеся МАНОЛОВА

 

 «Психологическая газета: Мы и Мир» (№7[143]2008)

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design - Григорий Жигарьков

Rambler's Top100

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.