Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

С.И. Королев, доктор исторических наук, профессор

 

 

О ЧЕМ НЕ ПИШУТ УЧЕБНИКИ? 


Кардинал Ришелье - значимая фигура во французской жизни до середины семнадцатого века, но, тем не менее, интерес к его историческим заслугам у широкой аудитории был незначительным до тех пор, пока Александр Дюма не сделал его персонажем своего знаменитого романа о мушкетерах. Таким образом в исторической памяти французов - да и всей Европы - сохранился даже английский герцог Бекингэмский.

Но мало кто знает, что в России в то же время существовал кружок «ревнителей благочестия» во главе с наследным принцем Алексеем Михайловичем. Только принцы у нас назывались «царевичами», а герцоги – «великими князьями». Среди «ревнителей благочестия» были и те, кто стали потом врагами: будущий патриарх и будущий протопоп старого обряда.

Алексей, Никон и Аввакум – это не только знаковые имена семнадцатого века, подобные Ришелье и Бекингэму. Это живые, страстные люди и активные деятели. Но – что поделаешь, не нашлось на них своего Александра Дюма! Сообщает о «блюстителях благочестия» (или «боголюбцах») переохлажденный и очень посторонний летописец, из своих же, из «наших», а потому, сообщая, как бы извиняется за то, что в России была своя история.

Бог с ними, с веками! Литераторы сделали нашими современниками людей разных эпох, но все они, по большей части, европейцы. Этим смущены и сами жители Европы. Они давно начали задумываться, почему все важные события в истории человечества рассматриваются столь европоцентрично.

Другой взгляд на всемирную историю полнее других выразил в своих теориях Джузеппе Феррари (1811—1876). Он создал модель истории, которая выявляла ее «общечеловеческую сущность», обнаруживала структурное и ритмическое единство «ноосферы» (область непосредственного действия человеческого сознания) и позволяла видеть в любой эпохе непреходящие черты. История, по мнению Феррари, движется циклически, в каждом цикле проходит четыре этапа, соответствующие деятельности четырех поколений: «предшественников», «революционеров», «реакционеров» и «уравновешивающих».

Но он не умел писать о своей теории так же красочно, как Дюма.

Этого ученого в Италии считают выдающимся мыслителем, но совершенно не знают даже во Франции, хотя он и прожил там двадцать лет.

Феррари опубликовал в Париже на французском языке две книги, сегодня почти совершенно забытые: «История государственных интересов», где интуитивно подошел к идее синхронности мировых процессов, и «Китай и Европа» (1867), где эта мысль получила дальнейшее развитие.

«Трактат о взаимосвязи основополагающих идей в науках и истории» был написан французом Карно под влиянием Феррари. Он толкует о необходимости сравнительного изучения истории, приводя в качестве аргументов «странные аналогии» и «совпадения», имеющиеся в китайской и европейской истории. Действительно, как объяснить, что теорема Пифагора почти одновременно была доказана и в Китае, и в Греции?

При этом среди моих знакомых нет ни одного человека, который хотя бы слышал об этих трудах или идеях Феррари и Карно!

Жюль Мишле, французский «историк-пророк», к 1825-26 годам понял и рассказал другим, что история мира - это система, и нужно изучать то, что в тот или иной период происходит с человечеством в целом. Иными словами, Мишле пришел к идее создания «подлинной всеобщей истории» на базе изучения всемирных синхронных срезов. Разве не написал он в 1864 году в «Библии человечества», что всеобщая история должна дать людям «ощущение общего прошлого», убедить их, что «человек во все времена мыслил, чувствовал и любил одинаково»?

В XX в. идеи Феррари встречаются в самых разных произведениях: в 1927 году в «Рождающемся мире» немецкий философ Герман Кайзерлинг изобразил современников как «взаимодополняющие частицы высшего единства»; в «Жизни Вивекананды» Ромен Роллан рассматривал отдельные истории как «ветви одного дерева, которые одинаково реагируют на смену времен года». Тем же духом пропитаны некоторые творения Герберта Уэллса. Даже его беседа с В.И. Лениным.

Нигде в российских учебниках вы не найдете имени Феррари. История разложена по годам и странам, как гаечные ключи в мастерской разложены по порядку, чтобы удобно было откручивать нужные детали.

Если отложить учебники истории и взяться за естественные науки и философию, ничто не изменится.

Есть книга на английском языке «Определения культуры». В ней две тысячи определений! Это означает, что общепринятого представления о культуре не существует. Нет всеобщего определения и таких важных понятий, как «пространство», «время», «число», «сознание».

В Европе нет, а в Китае и Индии есть.

Почему про Китай и Индию знают только индологи и синологи, а про Европу все - от школьников до сапожников? Почему приключения мушкетеров захватили умы, слегка потеснившись перед самураями, но не сдают своих позиций ни стрельцам, ни хунвейбинам?

Последователей у Джузеппе Феррари было довольно много, имена некоторых из них все еще «на слуху». Все слышали про Альберта Швейцера, который обосновался в Африке, в селении Ламбарене в Габоне, чтобы лечить местных жителей и разрабатывать свою философию «благоговения перед жизнью». Он исходил из всеобщности человеческой судьбы.

Меньше известен француз Рене Генон, который принял ислам и избрал Каир местом жительства, чтобы окончательно слиться с «оплотом традиционализма». На Востоке он принял арабское имя Абд-эль Вахед Яхья («Служитель Единого»).

«Традиционной цивилизацией, - пишет Генон, - мы называем цивилизацию, основанную на принципах в прямом смысле этого слова, то есть такую, в которой духовный порядок господствует над всеми остальными, где все прямо или косвенно от него зависит, где как наука, так и общественные институты являются лишь преходящим, второстепенным, не имеющим самостоятельного значения приложением чисто духовных идей».

Как ни странно, но такие же идеи владели умами членов кружка «ревнителей благочестия» - царя Алексея Тишайшего и «бурного» Аввакума.

Генон часто задавал непривычные вопросы.

Их список мы можем продолжить сами. Почему, например, четыре философских категории (сознание – пространство – время – число), которые у китайцев обозначены как «четыре пустоты», известны синологам, но не известны физикам?

Зачем вообще нужно востоковедение, если кроме востоковедов, о нем никто не знает?

Наверное, стоит об этом подумать на досуге.

 

 «Психологическая газета: Мы и Мир» (№4[140]2008)

P.S. Уважаемый читатель! Если Вы хотите получать информацию из всех рубрик газеты, подпишитесь на "бумажную" версию "Психологической газеты: МЫ и МИР" по одному из следующих каталогов:

1. Выгодная подписка по каталогу "ПОЧТА РОССИИ". Индекс: 24638.
2. Каталог агентства "Роспечать" (трехцветный). Индекс: 32842.
3. Каталог "Пресса России". Индекс 83087.

4. Если Вы опоздали с подпиской, можете подписаться с любого месяца текущего года через Агентства: "Коммерсант-курьер"(Казань), «Артос-ГАЛ»(Москва), "Интер-почта".

 

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design - Григорий Жигарьков

Rambler's Top100

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.