Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

Королев С.И., д.и.н., профессор

ЛИТЕРАТУРНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Письмо первое


Русская литература разных периодов истории имела довольно четко обозначенные психологические установки. Такие установки имеют воздействие на среднестатистическую литературу, на формирование ее стилей, ведущей тематики и определяются степенью одаренности вовлеченных литераторов.

Надо отметить, что как и во всей мировой литературе, в русской литературе масса «произведений некстати» разбавляется «произведениями кстати». Одна из литературных психологических установок в России определена Александром Ивановичем Герценом.

«Вы знаете, что, вообще, в России и роман, и комедия, и даже басня, …со средины восемнадцатого века  носили ярко выраженный характер горькой насмешки и язвительной критики, сдерживаемых лишь цензурою. …У нас никогда не было периода сентиментализма, если не считать времен юности Карамзина», – писал А.И. Герцен.

Антиох Кантемир, неофициальный родоначальник русской светской художественной литературы, был талантливым приверженцем этой психологической установки. Внутри литературы течение «язвительной критики и доносов» развивалось в продолжении девятнадцатого столетия и достигло завершающей зрелости в двадцать первом веке.

Если отбросить историю русской национальной классики, печатного слова с иными психологическими установками, а ограничиться только европеизированной, не романтической и не сентиментальной литературой, «литераторов кстати» можно назвать немного, а остальные забыты. В далеком прошлом это был А. Радищев, в двадцатом веке – это диссиденты разного толка: А. Солженицын, Г. Климов, в настоящее время таких вот «кстати» стало много. Однако среди них больше не русских, а русскоязычных авторов, или переводных литераторов с той же установкой.

Герцен хорошо описал период становления «отрицающей» литературной психологии:

«Русская литература, т. е. современная светская литература, развивалась в среде дворянского меньшинства, отторгнутого от народа революцией Петра I.

Существование этого класса народа было странным – существование чужестранцев среди своих же одноплеменников. Родину им заменяло государство; они трудились ради его могущества, его славы, попирая естественную основу, на которой покоилось все здание. Конечно, этот порядок вещей был создан силой исторической необходимости, – и это было даже относительным прогрессом, – но сейчас не о том речь.

Мне хочется обратить ваше внимание на то, что это неизбежно порождало неясность во всех общественных отношениях, печальные и смешные коллизии, которые должны были возникать на каждом шагу.

Патриархальность и бюрократия, византинизм и германизм, варварская, монгольская казарменная грубость и философия XVIII века, огромное государство, где не существовало другой личности, кроме личности государя; между образованным классом и народом – полный разрыв; иная одежда, иной язык, иные мысли, словом, две разных России..; община и дворянство, более ста лет противостоявшие друг другу и друг друга не понимавшие.

Одна Россия – утонченная, придворная, военная, тяготеющая к центру – окружает трон, презирая и эксплуатируя другую. Другая, земледельческая, разобщенная, деревенская, крестьянская, находится вне закона.

Между этими двумя Россиями вскоре образуется связь, или, вернее, посредник в лице чиновника, меньшего хищника, чем помещик, но большего грабителя – самый отвратительный тип, какой только можно себе представить. Это чернильное дворянство…».

«Чернильное дворянство» включало процветающих литераторов, публицистов, историков, социологов, экономистов, для которых «не существует другой личности, кроме личности государя». Как и прежде, работает психологическая установка отрицания. Надо отметить, что психология отрицания, рожденная двумя-тремя поколениями ранее, традиционно становится «психологией кстати», с каждой новой переменой в общественном состоянии.

Повторю, что разговор идет не о настоящей литературе, которая сохранила бы собственную значимость не только для историков литературы, но и для читателей. Речь идет о психологической установке, которая связана не столько с литературой как таковой, сколько с политической этикой народа и государства, в той трактовке, которая пришлась ко времени. Аввакум – великий проповедник и первый славянофил, отрицал собственное время совсем не в пользу отжившего прошлого. Он защищал русские идеалы от латинства.

Многие не знают, что русское православие отличалось от католицизма и протестантизма многими психологическими установками. В православии светская власть всегда была выше духовной власти, а у католиков папа римский имел власть над королями. Ко времени Аввакума, патриарх Никон замахнулся на изменение канона.

Но и это не все! В русском православии культ Иисуса-Спасителя и Пречистой Девы строился преимущественно на том, что они страдали за грехи человеческие. В католицизме, и особенно в протестантизме, Христос представал как воплощение торжества Воскресения Господня. Это не означало, что русские не почитали Воскресение, но оно было вторичным по отношению к перенесенным страданиям за человечество. Отсюда такое почитание страдальцев – Бориса и Глеба,  митрополита Макария.

Стало быть, у отрицания Аввакума было не только основание, но и позитивная мотивация, которая заключалась в стремлении сохранить русскую духовную традицию, русскую политическую этику.

Литературные отрицатели из «чернильного дворянства» не предлагали ничего позитивного. Поэтому русская старообрядческая церковь имеет много больше, чем «никонианская», оснований в русской богословской традиции. Хотя «никонианство» – современная официальная вера православия.

В двадцатом столетии в такой же роли можно представить В. Высоцкого, в отличие от официально восхваляемых за подвиги  поэтов-шестидесятников.

Шестидесятники отечественного производства подражали молодежи западных стран, которые в это время выступали против коммерческого империализма, но их движение было подавлено. Наши шестидесятники и Солженицын  стали прямыми последователями той психологической установки, которую описал Герцен. Она сейчас оказалась «кстати».

Высоцкий не придерживался такой установки, в его творчестве была положительная интонация и светлые идеалы иных психологических установок, которые требуют отдельного описания.

Двадцать первый век Россия встретила как психологическая колония Соединенных Штатов Америки. «Чернильное дворянство» отказалось от национального лица в пользу демократической лояльности колониального периода. Национальность была отменена при реставрации капитализма. Слово «реставрация» нужно понимать чисто условно. Психологическая установка, указанная Герценом («Патриархальность и бюрократия, византинизм и германизм, варварская... грубость и философия.., огромное государство, где не существовало другой личности, кроме личности государя»), сохраняет все элементы приводимой характеристики, включая склонность к философии далекого прошлого, а также астрологии, хиромантии и прочему.

И снова, как сто лет назад, «между образованным классом и народом – полный разрыв; иная одежда, иной язык, иные мысли, словом, две разных России», только нет образованного класса – классы отменены  с перепугу, вместе с марксизмом и империализмом. Сохранено только «чернильное дворянство» и его публицистика.

Психологические литературные установки более четко распределены между русской, русскоязычной и переводной литературой. Социалистический реализм был постепенно вытеснен криминальным реализмом и натурализмом. Русская политическая этика подвергнута жесткой цензуре. Возник профессиональный патриотизм и патриотическое сектантство. Почти такое же, как в бывшей российской «зоне оседлости». Очень обидно в гуще человеческой толпы – в метро или автобусе – слышать своеобразное охаивание православия: патриарха теперь называют – «Святейший Олигарх Всея Руси». Но в таких выражениях люди определяют «существование чужестранцев среди своих же одноплеменников», которые «попирают естественную основу, на которой покоилось все здание». Если раньше это делалось во славу государства, то теперь – во славу «личности». А может, и просто из коммерческих соображений.

Литература с психологической установкой на отрицание продолжает развитие, со своими историческими оправданиями. Но она имеет и ряд существенных отличий, которые требуют самостоятельного описания.

Выше изложенное назову «Введением в тему». А подробности – в следующем письме.

 

С.И. КОРОЛЁВ, доктор исторических наук, профессор

 

 «Психологическая газета: Мы и Мир» (№8[168]2010)

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design – Григорий Жигарьков

Rambler's Top100

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.