Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

 О.А. Жигарькова

ТИРАНИЯ КОМФОРТА ПОРОЖДАЕТ ВЛАСТЬ СЕРОСТИ


В нашей стране за короткий период времени произошел небывалый в истории слом политической системы, когда люди из социализма шагнули прямо в капитализм. Причем капитализм, которому свойственно чрезвычайное экономическое расслоение: согласно исследованию аналитиков швейцарского банка «Кредит суиз», имущественное неравенство в России – самое высокое в мире: 96 российских миллиардеров контролируют треть всех совокупных активов населения  страны.

На глазах одного поколения произошла трансформация небольшой части населения в  миллионеры, а большинства – в бедняков. Ощущение несправедливости распределения собственности усугубляется психологическим фактором: вчера люди сидели за одной партой, жили в одном доме, учились в одном институте, а сегодня один из них имеет виллу на Канарах, а другой бьется, чтобы дожить на зарплату до конца месяца.

При этом недоброжелательность, а то и ненависть испытывают не только массы к так называемым «элитам», к своим обогатившимся однокашникам. Успешные элитарии тоже недолюбливают, презирают, а порой и ненавидят своих оппонентов. Чтобы раздразнить или унизить противника, они любят задавать  провокационный вопрос: «Почему ты такой бедный, если ты такой умный?»

А действительно, почему? Почему в результате естественного эксперимента в России деньги перешли не к самым умным, не к отличникам, а к троечникам и к людям, которые порой даже среднего образования не имеют?

Мы не будем обсуждать криминальные способы ведения бизнеса в стране, не будем обсуждать, каким был социальный статус родителей богачей современной России. Хотя понятно, что эти факторы сыграли важную роль в их успешности.

Но поставим вопрос более узко: способствует ли вообще высокий интеллект адаптации и успешности в обществе? Что по этому поводу думают ученые?

Известный психолог Жан Пиаже считал, что интеллект помогает человеку адаптироваться.

Но тогда получается, что наши богачи обладают высочайшим интеллектом, ведь они приспособились к ситуации грандиозного слома государственной системы максимально быстро и удачно. Однако Пиаже работал в 1960-е годы, и с тех пор психологи пришли к выводу, что его представления об адаптации необходимо уточнять и дополнить.

 Адаптация – это результат взаимодействия личности со средой, и в этом взаимодействии отнюдь не все определяется интеллектом. Отечественные психологи С.С. Белова, Е.А. Валуева, Д.В. Ушаков считают, что «человеческая адаптация к различным аспектам окружающего мира оказывается связанной с разными механизмами, для некоторых из которых интеллект является первостепенно важным положительным фактором, а для других – тормозом».

Давайте разберемся, что мы подразумеваем, когда говорим об успешности адаптации? Успешность – это что? В школе, понятно, успешность – это хорошие отметки, победы на олимпиадах и конкурсах. А потом, когда аттестаты и дипломы получены? Богатство, самореализация, здоровые отношения с окружающими людьми?  А может, главный признак успешной адаптации – это ощущение счастья, удовлетворенности своей жизнью, вне зависимости от достигнутого в социуме?

Может быть, успешная адаптация определяется не интеллектом, а личностью человека, его жизненными ценностями? Если он успешен в той деятельности, на которой сфокусировал все силы своего интеллекта?

Успешен ли в жизни Григорий Перельман, самостоятельно, в одиночку доказавший теорему Пуанкаре? Человек, отказавшийся от материальных подтверждений своей успешности – от медали и премии Филдса, от премии в миллион долларов Математического института Клэя? Он  живет в небольшом городке под Санкт-Петербургом в одной в квартире с матерью, а мог бы наслаждаться жизнью в имении на берегу теплых морей…

Вот сейчас отнимают детей у родителей, у которых в холодильнике нет апельсинов и колбасы, да и денег в кошельке маловато: не сумели создать для семьи «потребительский рай»! В то же время  оставляют детей родителям, которые украли из госказны миллионы и миллиарды. Видимо, жулики воспитают детей, адаптированных к современному миру?

Но не безумен ли такой подход к оценке жизни человека, как по-мещански безумна сама «идеология потребления»? Вернер Зомбарт метко назвал ее «комфортизмом», ценностной установкой тех, кто готов за комфорт положить свою жизнь. Так  раньше мечтали попасть в рай. А теперь, видимо, в комфорт…

Что же касается интеллекта, то вот, казалось бы, совсем простой вопрос: как соотносятся интеллект и образование? Вроде бы ясно, что умный должен хорошо учиться. И действительно, связь между интеллектом и успешностью в образовании подтверждается исследованиями. Однако уровень интеллекта только частично объясняет эту успешность. Интеллект – необходимое, но не достаточное условие высоких достижений.  Ученые считают, что на успешность в учебе сильно влияет мотивация к обучению, качества личности человека, поддержка со стороны родителей, особенности взаимодействий с педагогами и общий уровень самой школы, в которой учится ребенок.

Отечественный психолог Т.Н. Тихомирова искала ответ на вопрос, можно ли предсказать дальнейшие успехи ребенка в обучении, опираясь на показатели его интеллектуального развития в начальной школе? Оказалось, что успеваемость в начальной школе зависит от такой характеристики, как «способность к обучению». Она у детей разная. Способный к обучению ребенок хорошо обучается и математике, и русскому языку, и  литературному чтению. Однако более поздняя школьная успеваемость начинает зависеть также от скорости приобретения специальных навыков и знаний, необходимых для решения тестовых задач. Ряд российских психологов с не меньшей осторожностью относится к возможности прогнозировать потенциал ребенка по тестированию интеллекта в начальной школе. М.А. Холодная считает, что «диагноз и прогноз реальных интеллектуальных ресурсов человека (ребенка и взрослого) невозможен».

«Интеллект, действительно, недостаточное условие для достижений, – отмечает Т.Н. Тихомирова. – Но и "троечник" не означает "глупый". Связь между интеллектом и успешностью не так однозначна, как казалось прежде».

Психологи считают, что обучение различным профессиям и успешность на рабочем месте также зависят от интеллекта. Не только для профессий, связанных с умственным, но и с ручным, достаточно сложным трудом. Стать хорошим автомехаником, программистом, бизнесменом и ученым можно только при высоких показателях теста по интеллекту.

Однако в общении с людьми, в жизни в социуме влияние интеллекта проявляется в минимальной степени.

Среди исследователей существует точка зрения, что зависимость между интеллектом и  адаптацией  не  является  линейной. То есть неверно думать, что чем выше у человека показатель «Ай-кью», тем лучше он адаптирован. Ученые даже пытаются найти такой уровень интеллекта, который наилучшим образом определяет успешность человека в жизни. Согласно теории «оптимума интеллекта» Д. Саймонтона, повышение интеллектуального показателя до  определенного уровня способствует адаптации, а после превышения этого уровня (125 – 155 баллов по «Ай-кью») у человека начинаются личностные проблемы и нарушаются контакты с  другими  людьми.

Однако не все психологи разделяют эту точку зрения. Они отрицают, что уровень психологических проблем связан с повышением роста  интеллекта. 

Очень тонкое исследование, проведенное Т.И. Семеновой в Институте психологии Российской Академии наук, показало, что группы студентов с наиболее низким и наиболее высоким интеллектом хуже адаптированы, чем группа молодых людей со средним интеллектом. Это связано с особенностями их психологической защиты. По мнению психологов, механизмы психологической защиты помогают человеку адаптироваться, уменьшать внутреннюю тревогу и решать проблемы. Так вот, исследование Т.И. Семеновой выявило, что показатель интеллекта в крайних группах связан с одним и тем же механизмом защиты, который называется  «интеллектуализацией». Люди с низкими интеллектуальными показателями используют этот механизм для поддержания «собственной самооценки, поскольку использование  формальных  интеллектуальных  операций позволяет, как  им  кажется,  выглядеть  более “умно”», – считает психолог. А для людей с высоким интеллектом «логические рассуждения, лежащие в основе интеллектуализации, являются привычным, хорошо отработанным инструментом, обусловленным высокими аналитическими способностями», – объясняет ученый. Использование такого механизма защиты нехорошо тем, что приводит к эмоциональным проблемам и трудностям в общении с другими людьми (Мадди, 2002). Такие люди кажутся окружающим «рассудочными», холодными, не способными к сопереживанию.

Аналогичное соотношение между интеллектом и успешностью было выявлено и американскими психологами, изучавшими политических лидеров США. Оказалось, что при слишком низком интеллекте политик недостаточно ориентируется в ситуации, а при слишком высоком становится непонятным избирателям. Оптимальным оказывается уровень выше среднего для той группы, с которой работает лидер.

Исследования, проведенные социальными психологами в США, подтвердили, что оптимальным для адаптации в любой группе является  уровень интеллекта, несколько превышающий средний по этой группе. А очень высокий интеллект создает дисбаланс при взаимодействии с большинством членов группы.

Возможно, следствием всех этих исследований стала политика вытеснения в США с должностей людей, которых называют «сверхквалифицированными». Как правило, это люди с очень высоким интеллектуальным потенциалом, с несколькими дипломами, имеющие научные работы. В интервью нашей газете в 1999 году русский ученый Александр Зиновьев рассказывал об аналогичной политике, проводимой в Германии. «В Германии открыто говорят, что если человек обладает высокими способностями, выделяется в этом отношении из коллектива, то он считается не соответствующим коллективу. Одну немку уволили из гимназии, поскольку она обладала выдающимися математическими способностями (имела печатные работы), знала несколько языков», – говорил Зиновьев. В Германии для таких людей тоже нашли свой термин –  «сверхобразованные».

Получается, что пытаясь строить демократическое общество, мы приходим к тирании тех, кого либеральные идеологи называют сегодня «квалифицированными индивидуумами». К тирании глобального среднего класса, любителей «комфортизма».

У известного американского социолога Кристофера Лэша имеется работа  «Восстание элит». Лэш  считает, что современные экономические и политические власти демонстрируют полное отсутствие элитарных качеств. Они не обладают ни волей, ни умом, ни талантом. У них средние вкусы, среднее понимание искусства, средние человеческие качества. Тем не менее, они достигли высших позиций в обществе и выполняют функции элиты.

Правда, здесь речь идет уже о социально-психологических проблемах человечества.

Окружающий мир столь сложен, что требуются совершенно разные механизмы для того, чтобы приспособиться к нему. В разных ситуациях, в разные периоды истории массово востребованы разные способности, разный уровень интеллекта. Сила человечества – в многообразии генотипов людей. Множество способностей имеет каждый человек. Если одному времени нужны талантливые строители и художники, другому финансисты, третьему воины, четвертому –  музыканты, писатели, ученые, эти способности проявят те, у кого они есть. Родился человек не в свое время – талант его, не будучи востребованным, не сможет раскрыться. Хотя у каждого обязательно есть другие способности, которые помогут найти свое место в жизни. Разумеется, если речь идет об обществе с более-менее равными возможностями их реализовать.

Предположу, что в период глобализации нужны именно такие общества, в которых на первый план выдвигаются люди со средним интеллектом. Однако в истории были востребованы и другие общества, организованные на иных идеологических началах, имеющие совершенно иную структуру. В СССР добивались максимальных результатов в экономике, политике и культуре, давая зеленый свет людям именно с высоким интеллектом.

В Советском Союзе великолепно функционировала система образования, благодаря которой выпускники любой школы страны – городской или сельской – получали фундаментальное общее среднее образование. Грамотность речи и письма, знание отечественной литературы, свободная ориентировка в географических и политических картах, знание основ математики, физики, биологии и химии – о таком образовании современные школьники могут только мечтать. Ранняя профориентация была возможна благодаря разнообразным кружкам, клубам и секциям, за которые, к тому же, родители не платили. А благодаря созданной в 1960-е годы системе спецшкол появилась возможность отбирать яркую, талантливую молодежь, которая потом уходила в науку и промышленность, создавая костяк высокообразованных инженерных кадров. В СССР была налажена система поиска талантов: проводились профильные олимпиады для школьников, в поисках способных ребят в регионах работали выездные комиссии от спецшкол и творческих вузов. Не будем забывать о всеобщем бесплатном высшем образовании и дешевом транспорте, способствовавшем высокой мобильности населения. Поехать из глубинки учиться в Москву – было хоть трудно, но можно. В промышленно развитой стране не стояла проблема безработицы. Образованный народ мог везде найти себе дело по душе. Все это были преимущества системно организованного государства с конкретной идеологией, направленной на благо населения своей страны.

Советский Союз обвиняли в наличии разветвленной сети не всегда эффективно работающих научных институтов, многочисленных организаций творческих работников. Конечно, особо одаренных людей в любое время родится мало. Однако Петр Леонидович Капица, например, считал, что «для того, чтобы в стране успешно развивались наука и искусство, должно быть много научных работ и произведений искусства: из них отбирается та небольшая часть, что только и движет науку и развивает художественную культуру». А остальные создают культурную и  научно-просветительскую среду, которой нам так недостает сегодня. Так что многообразие не бывает напрасным.

Каждый имел возможность проявить свою природную сметку, творческий подход к делу. Росло изобретательство и число рационализаторских предложений. К концу 1980-х наша страна опережала США на 20-30 тысяч патентов в год. В СССР работал Госкомитет по делам изобретений и открытий, бюро по рационализации, изобретательству и патентованию, дома научно-технической пропаганды, множество журналов, помогающих новаторам реализовать свой высокий интеллектуальный потенциал.

Россия стала родиной единственного в истории государства, в  котором попытались создать равные возможности для реализации способностей каждого.

Людям нужно, конечно, адаптироваться к существующему миру. Но они должны создавать и новые миры, в которых человек возвысится, реализует все лучшее, что в нем было заложено природой. Новые миры, в которых у людей будут высокие мечты и желание их осуществить. И конечно, этой мечтой не будет «комфортизм».

 

Ольга ЖИГАРЬКОВА

  «Психологическая газета: Мы и Мир» (№3[199]2013)

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design – Григорий Жигарьков

Rambler's Top100

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.