Принято считать, что после распятия и воскрешения Иисус
Христос покинул Землю, вознесшись на Небо до Второго Пришествия. Однако
логический анализ текстов Евангелий обнаруживает обилие фактов,
опровергающих приведенное мнение. Вместо одного вознесения евангелисты
четко описывают три, причем два из них представлены одним и тем же
свидетелем – евангелистом Лукой. Соответственно между вознесениями
обнаруживаются два пришествия с Неба на Землю, тоже
засвидетельствованные апостолами.
Распятие произошло на горе Голгофа, примерно в километре
к западу от старого Иерусалима. Дух Христа отделился от тела и вознесся
к Отцу. «На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в
котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса…» [И, 19:41-42]. В
наше время здесь находится Храм Гроба Господня.
Первое вознесение Христа
На третий день от распятия, в воскресение утром, дух
Иисуса спустился с Неба на Голгофу и соединился с мертвым телом. Оживший
Христос сразу явился Марии Магдалине. Но прикасаться к себе Христос пока
не разрешал: «Иисус говорит ей: не прикасайся ко мне, ибо я еще не
восшел к Отцу Моему; а иди к братьям моим и скажи им: восхожу к Отцу
моему и Отцу вашему, и к Богу моему и Богу вашему» [И,20:17-18]. Слово
«восхожу» означает не желание действовать в будущем, а текущий процесс,
продолжающийся в момент разговора. Следовательно, первое вознесение
Христа как Богочеловека в единстве духа и тела совершилось с горы
Голгофа. И произошло это в день воскрешения, а не через сорок дней.
Данный факт почему-то остается вне вдумчивого осмысления
христианами, как будто его не было. А ведь на Христову Пасху произошло
великое по содержанию и эмоциональному накалу событие – первая личная
встреча Сына в единстве своего тела и духа с Отцом.
Затем Христос тут же совершает пришествие на Землю и
появляется перед женщинами, среди которых была и Мария Магдалина: «То
были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иоакова, и другие с ними
…» [Л, 24:10]. Они бежали с радостной вестью к Его братьям. Теперь к
Нему можно прикасаться, ибо Он уже посетил Отца. Поэтому женщины
обнимают ноги Иисуса, и Он не запрещает им.
Это схождение Иисуса Христа в единстве тела и духа с Неба
на Землю после двух дней отсутствия является Его вторым, с момента
рождения, пришествием. Но почему-то данное событие тоже остается вне
празднования верующими.
Второе вознесение Христа
В тот же воскресный день Он сопровождал двух учеников по
дороге в селение, «…отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима,
называемое Эммаус», ведя с ними разговор [Л, 24:13-16]. После длительной
дороги спутники пригласили Христа заночевать к себе домой: «…останься с
нами. Потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с
ними» [Л, 24:29-30], продолжая беседу. «И когда Он возлежал с ними, то,
взяв хлеб, преломил и подал им» [Л, 24:29-30]. И тогда они узнали Его
[Л,24:31].
С радостью, встав в тот же час, ученики пошли назад в
Иерусалим к апостолам, нашли их вместе и еще людей, бывших с ними
[Л,24:33]. Учитывая длительность обратной дороги, снова двадцать верст,
это был уже поздний вечер, если не ночь. Когда они рассказывали о
встрече с Иисусом, сам Иисус вдруг появился, «…стал посреди них и сказал:
мир вам» [Л, 24:36]. Иисус попросил еды. «Они подали Ему часть печеной
рыбы и сотового меда. И, взяв, ел перед ними» [Л,24:42-43].
Потом, фактически уже ночью, Господь «…вывел их вон из
города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда
благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» [Л,
24:50-51]. «Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати…» [И,
11:18]. Стадий – единица измерения длины, равная двум минутам спокойной
ходьбы, или в вавилонской системе мер 194 метра. Здесь «…жили Мария и
Марфа, сестра ее» [И, 11:1] .
Это второе вознесение, зафиксированное в Евангелии от
Луки, случилось в тот же день, когда Христос ожил. Факт вознесения
именно в день воскрешения четко отмечается и другим евангелистом,
Марком. Он пишет, что, вернувшись из Эммауса после прогулки с двумя
учениками, Христос предстал перед апостолами, ведя с ними разговор.
Затем «…Господь после беседования с ними вознесся на небо и воссел
одесную Бога» [Мк, 16:19].
Тем самым Пасха предстает четверным праздничным днем,
включающим важнейшие для христианства события: 1) воскрешение Христа, 2)
вознесение Его на Небо, 3) пришествие на Землю, 4) снова вознесение на
Небо.
Пришествие на восьмой день
На восьмой день Он снова совершает пришествие на Землю,
уже третье, включая рождение, и встречается с апостолами, в том числе
Фомой. «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними …
Говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою
и вложи в ребра Мои…» [И, 20:26-27].
В последующие дни сведений о пребывании Христа на Земле
нет. Едва ли Он скрывался тайно у родственников, вероятнее всего, Иисус
находился на Небе. Затем Он снова встречается с учениками на берегу
Тивериадского моря. Здесь они ловили ночью рыбу и ничего не поймали.
Утром появился Иисус, помог поймать много рыбы, приготовил им еду, и они
вместе трапезничали [И, 21:1-14].
Третье вознесение Христа
А на сороковой день произошло уже третье зафиксированное
апостолами вознесение, которое Лука описал в «Деяниях апостолов»
короткой фразой: «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло
Его из вида их...» [Деяния, 1:9].
Добросовестный автор Лука не мог допустить грубую ошибку
несовпадения в Евангелии и в Деяниях мест и дат вознесения Христа.
Значит, в своих повествованиях он рассказывал о разных вознесениях. Одно
случилось у Вифании на Пасху, а другое – на сороковой день с вершины
горы Елеон. Елеонская (или Масличная) гора состоит из трех вершин, и
самая большая – северная, с которой возносился Христос. Хотя она
расположена недалеко от города, но имела высоту более 800 метров над
уровнем моря, из-за чего Лука оценил дистанцию до вершины «…в расстоянии
субботнего пути» [Деяния, 1:12]. Здесь позднее построили небольшую
часовню, в которой до настоящего времени хранится камень, с которого
взошел Христос, и имеется отпечаток Его ноги. По времени суток Господь
возносился из Вифании поздно вечером или ночью, а с Масличной горы –
днем, поскольку взобраться быстро в темноте на гору высотой «в три
полета стрелы» апостолы не смогли бы, и они видели облако, взявшее Его.
Важно подчеркнуть, что и сороковым днем не заканчиваются
вознесения и пришествия Спасителя. Когда в последний раз на Элеонской
горе апостолы «…смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг
предстали им два мужа в белой одежде». То были ангелы, которые сказали:
«мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус,
вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его
восходящим на небо» [Деяния, 1:9-11]. Тем самым ангелы как бы
успокаивают мужей, поскольку Христос будет к ним приходить.
Обнаружение загадок Пасхи и их объяснение меняет
представление о жизни Христа после распятия и воскрешения. Спаситель не
завершил земное служение на сороковой день и не покинул человечество,
как принято считать, а приступил к новой форме взаимодействия с людьми.
Со дня воскрешения началось Его Второе Пришествие, о чем Он ранее
говорил неоднократно.
В чем предназначение Второго Пришествия?
С какой целью свершилось Второе Пришествие, ведь главные
задачи, казалось, были решены: проповедовано Евангелие, прощены
человечеству грехи, верующие увидели, что Он воскрес? Но не это
оказалось главным. Способностью воскрешения обладали и многие святые. У
Бога был другой замысел, понять который помогает изучение появившихся у
Христа новых качеств, переданных Ему при первом вознесении к Отцу:
– Всевышний дал Иисусу возможность наделять от Себя людей
Святым Духом. «…Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это,
дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» [И,20:21-22];
– появилось умение мгновенно перемещаться по воздуху,
преодолевать огромные расстояния. В воскресение Он возносится на Небо и
тут же возвращается на Землю. Внезапно возникает среди людей при нужном
разговоре: «Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и
сказал им: мир вам» [Л,24:36];
– проникать через стены и закрытые двери: «В тот же
первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики
Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и
говорит им: мир вам» [И, 20:19]. «После восьми дней опять были в доме
ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал
посреди них…» [И, 20:26];
– изменять внешний вид и внушать людям, что это не Он, а
кто-то другой. При море Тивериадском, «…когда уже настало утро, Иисус
стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус». Никто из них «…не
смел спросить Его: кто Ты?», но по совершенным чудесам догадались, «что
это Господь» [И, 21:1-12]. По дороге в селение Эммаус Он шел с
учениками, глаза которых «…были удержаны, так что они не узнали Его». А
позже «…открылись у них глаза, и они узнали Его» [Л,24:16,31];
– появилась способность быть невидимым, как, например,
среди апостолов в определенный момент «…Он стал невидим для них»
[Л,24:31].
Важно подчеркнуть, что чудесные свойства появились и у
тела Спасителя, которое стало возноситься на Небо и спускаться на Землю,
мгновенно перемещаться по земле на любые расстояния, становиться
невидимым, проникать через препятствия. Такому преображению телесной
оболочки трудно было поверить даже апостолам, и Христу потребовалось
доказывать материальность Своего тела, вложив персты Фомы в рану, «…ибо
дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» [Л, 24:39].
Перечисленные качества не нужны Иисусу на Небе в сидении
«одесную Бога». Не требовались они и для сорока дней пребывания на
Земле. Тем более не нужны они для финального пришествия в величии славы.
Их предназначение – для незаметного наблюдения за повседневным
поведением людей, коррекции их действий, наказания, поощрения,
незаметной помощи в строительстве Царства Божия на Земле.
Земную локализацию своего Царства Иисус подтверждает
многократно. «…Но царствие Отца распространяется по земле…» [Фома, 117].
Сутью второго пришествия Христа является помощь землянам в строительстве
Его Царства. Такую «тренерскую» функцию Всевышний выполнить не мог,
здесь требовалась помощь Сына, которого Он наделил соответствующими
способностями.
Это открытие позволяет утверждать: глубоко ошибается тот,
кто считает, что Иисус не выполнил своего обещания о Втором Пришествии
при жизни апостолов. Господь не обманул и вернулся к верующим, но как
незаметно пестующий их Наставник, невидимо присутствующий на Земле.
Евангелист Марк прямо указывает на Его дальнейшее участие в земной жизни
апостолов и учеников, что пошли они по миру с проповедями «…при
Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» [Мк,
16:20].
Вся жизнь человека – это непрерывное обучение через
телесное, душевное и духовное совершенствование себя и своего окружения.
В таком трудном деле Христос действует как постоянно находящийся рядом
Учитель. Используя педагогическую технологию имитации критических
ситуаций, Христос предстает в разных лицах, проверяя праведность
поведения людей. Так, в Судный День Он станет благодарить праведных, по
правую руку от Него, за оказанную Ему помощь, «…ибо алкал Я и вы дали
мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили меня; в темнице был,
и вы пришли ко Мне» [Мф, 25: 35-37]. Праведники изумятся, поскольку не
видели в этих людях Христа [Мф, 25:34-40]. Но Он был в преображенном
виде. А неправедным, по левую руку, Он скажет: «Идите от Меня,
проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал
Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником,
и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не
посетили Меня». Не оказавшие помощь в перечисленных ситуациях
неправедные тоже удивятся, ибо и они не узнали Его [Мф, 25:41-45]. Но Он
был в образах страждущих.
Распространено мнение, что Царство Божие должно прийти
сразу по всей планете. В действительности же Христос избрал другую
тактику – постепенного наращивания территории «не от мира сего». Первый
зафиксированный на Земле божественный «островок» – создание локального
Христова царства среди двенадцати апостолов: «Не бойся, малое племя! Ибо
Отец ваш благоволил дать вам Царство» [Л, 12:31-32].
О втором «островке» говорит евангелист Лука в Деяниях
апостолов, описывая появление в Иерусалиме через их миссионерские
действия христианских общин, где все «…верующие были вместе и имели все
общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем,
смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и,
преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, и
хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно
прилагал спасаемых к церкви» [Деяния, 2:47].
«Островки» Царства Божия непрерывно появляются среди
людей, развиваются, сливаются, некоторые гибнут, другие снова возникают.
Увеличение суммарной площади землян, стремящихся жить по Божеским
законам, происходит с разных точек планеты, с многочисленных плацдармов
разной величины. Подобным образом заживает обожженная кожа человеческого
тела с островков здоровой ткани. Возможность локального здоровья в
больном организме многократно научно обоснована.
Как распространяется Царство Божие на земле?
Распространение Царства Божия может осуществляться двумя
способами: добровольным и насильственным. В первом случае воля
Всевышнего реализуется творческими усилиями живущих людей. Осуществление
социального прогресса реализуется под контролем Учителя, незримо
присутствующего в гуще событий, помогающего в решении трудных задач. «Истинно
также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о
всяком деле, …будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое
собраны во имя Мое, там Я посреди них» [Мф, 18:19-20].
Об этом Он говорит многократно. «Не оставлю вас сиротами;
приду к вам» [И, 14:18]. «Я с вами во все дни до скончания века» [Мф,
28:20]. «Вы слышали, что я сказал вам: «иду от вас и приду к вам» [И,
14:28]. Священник П. Воздвиженский написал об этом в «Детской Библии»:
«Не подумайте, однако, что если Христос вознесся на Небо, то Его нет
больше у нас на земле. Нет, Он в одно и то же время может быть и на
Небе, и на земле. Он…вездесущ… Он и здесь, и везде присутствует невидимо
…» Значит, обращаясь к Нему в молитве, взгляд надо направлять не только
вверх, но и вокруг. Он – рядом, являясь единственным представителем на
Земле триединой ипостаси Бога. Если тебе трудно, обратись за советом – и
Господь подскажет: «Тот, кто ищет, найдет, и тот, кто стучит, ему
откроют» [Фома, 98].
В результате Евангелие Царства распространится «…по всей
вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» [Мф,
24:14. Мк, 13:10]. Придет конец мира зла, и начнется мир добра: «Ибо в
месте, где начало, там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в
начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти» [Фома,19]. Христос
однозначно заявляет: «…Я пришел … спасти мир» [И, 12:47].
Этим закончится второй этап становления Царства Божия, и
свершится «…суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон»
[И,12:31]; произойдет полная победа добра над злом. «Тогда увидят Сына
Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда
пошлет Он Ангелов своих и соберет избранных своих от четырех ветров, от
края земли до края неба…» [Мк, 13:26-27].
Если же эволюционный путь не приведет к успеху, то приход
Царства Божия осуществится насильственным способом, с массовыми
репрессиями, которые затронут половину человечества. «…Посему как
собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего;
пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все
соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет
плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве
Отца…» [Мф, 13:37-43].
Потребность репрессивных мер возникнет в том случае, если
численность сторонников сатаны превысит половину населения земного шара,
которых придется уничтожить.
Необходимость жестоких действий появится и тогда, когда
наступит мерзость запустения святого места. Сын Человеческий придет
внезапно, как молния, чтобы учинить суд на земле [Мф, 13:40-43].
Насильственный вариант менее желателен, ибо уничтожение
половины человечества не обеспечит радикального решения проблемы. Ведь
от оставшихся живыми праведных родятся новые поколения, среди которых
обязательно окажутся неправедные, так как первородный грех испортил
природу людей. Человек – существо, в котором вечно борется добро и зло.
Поэтому снова начнут накапливаться грехи, и через некоторое время опять
потребуется насильственный суд с жестокими репрессиями, и так до
бесконечности.
Для профилактики избытка дьявольских слуг Бог создал на
Земле демографический механизм выбраковки неправедных через смертные
грехи. Те, кто живут с тоской, злобой, амбициями, в блуде, обжорстве,
сребролюбии, значительно чаще умирают от инфаркта, инсульта, рака,
убийств, самоубийств. В мертвящей атмосфере люди сами себя уничтожают.
Тем самым строительство Царства Божия на Земле
реализуется в три этапа. Первый этап начался с появления апостолов и
продолжался до распятия Христа. Его цель – проповедование Евангелия
Царства, организация партии сторонников нового строя «не от мира сего»,
создание его первого острова среди апостолов, прощение человечеству всех
грехов. Второй этап – от воскрешения Спасителя до полной победы Царства
Божия, когда дьявол будет изгнан с Земли. Христос на этом этапе невидим,
Он совершает многочисленные перемещения между Небом и Землей,
контактируя в разных образах с людьми. Третий этап начнется с полной
победы Царства Божия и появления Иисуса Христа перед людьми в великой
славе, чтобы открыто править во Вселенной.
Тогда зачем в Евангелиях рисуются страшные картины
Второго Пришествия? Чтобы люди не бездействовали. Шанс Страшного Суда
невелик, но он есть. И от воли землян зависит, что случится с планетой.
Сделать сознательный выбор необходимо самим. В Царство Небесное души
умерших приходят на все готовое, а Царство Божие люди должны построить
сами.
Игорь ГУНДАРОВ,
доктор медицинских наук, кандидат философских наук,
руководитель лаборатории Государственного -исследовательского центра
профилактической медицины Минздрава РФ
|