Рождественские
чтения давно превратились в важнейшее
событие общественной жизни России.
Священники и миряне ежегодно в конце
января съезжаются в Москву, чтобы
принять участие в конференциях, секциях
и круглых столах, совместно обсудить
острые проблемы и обменяться опытом
работы. Как восстановить образование на
принципах преемственности культурно-исторических
традиций? Как скоординировать усилия
церковных, государственных и
общественных структур в деле воспитания
и образования? Эти вопросы обсуждались в
этом году на Чтениях, тема которых
звучала так: «Вера и образование:
общество, школа, семья в XXI веке».
Чтения
стали привлекать и психологическую
общественность. На семинаре «Психолого-педагогические
аспекты духовно-нравственного
воспитания» было решено разработать
понятийный словарь по духовно-нравственному
воспитанию; провести под эгидой РАО
Всероссийскую конференцию по этой теме.
В
последнее время растет число
исследований в рамках христианской
психологии. Православно
ориентированные психологи на
прошлогодних Рождественских чтениях
организовали рабочую группу, чтобы
составить представление о положении дел
в движении христианских психологов в
нашей стране. И вот спустя год секция
православной психологии в течение двух
дней проводила свои заседания. Кто же
присутствовал на этом мероприятии? Это
были ученые – преподаватели психологии
ф-тов психологии Московского
Государственного университета им. М.В.
Ломоносова и Российского Православного
университета им. св. Иоанна Богослова.
Это были психологи-практики – духовные
лица и светские, работающие в рамках
церковных и светских организаций и
общественных служб.
И
тут нельзя не вернуться к самому
феномену Рождественских чтений и к
причинам их возникновения.
Вглядываясь
в наше недавнее прошлое, ощущаешь его
как тяжелую болезнь, которая дала
серьезные осложнения и все еще может
привести к смертельному исходу. Больной,
конечно, скорее жив, чем мертв, но
поскольку лечить его никто не
собирается, должен восстанавливать
здоровье своими силами. Наше
государство, принявшись строить
капитализм, с 90-х годов негласно
следовало западной идеологии
индивидуализма. Искушение обогащением
вызвало к жизни соблазн достигать его
любыми средствами, в том числе
криминальными. Богом стал золотой телец,
в жертву ему стали приносить слабых –
стариков, инвалидов, детей, честных,
пассивных, простодушных. Пока одни
обогащались, делили недра и заводы,
созданные всеобщим трудом, Россия
ветшала и дичала.
Неудивительно,
что многие, нуждающиеся в опоре,
стихийно обратились к традиционной вере
и церкви. На Рождественских чтениях
прозвучала статистика, согласно которой
сегодня средний возраст верующих
равняется 44-45 годам, тогда как еще в
середине 80-х годов к вере обращались в
основном люди пожилые, которым было за 60.
По словам предстоятеля Русской
Православной Церкви, сегодня во многих
регионах более 90% детей крещено в
православии.
Сейчас
уже трудно замалчивать тот факт, что
Церковь многие годы ведет социальную
работу, от которой отказалось
государство, что уже многие годы при
монастырях и приходах действуют не
только церковно-приходские воскресные
школы, но и православные духовно-просветительские
центры, приюты и клубы. К
церковнослужителям обращаются родители
наркоманов, алкоголиков и игроманов с
просьбами помочь их детям.
Таким
же стихийным было обращение – не
властных, а интеллектуальных элит
страны – к авторитету Церкви в
стремлении спастись и спасти народ.
Рождественские чтения стали диалогом
Церкви и общества, когда у обеих сторон
возникла потребность его вести. В этом
году здесь был поставлен вопрос о школе,
потому что именно школа призвана стать
связующим звеном между обществом и
семьей. Об этом говорили многие
участники Чтений, начиная со Святейшего
Патриарха. «Встаёт вопрос, а для чего
нужно учить? – сказал он. - Отвечая на
него, святитель Василий Великий
свидетельствует: “Учить не затем, чтобы
только знали, но наипаче для того, чтобы
и жили сообразно с учением”. Отсюда
главная задача образования — научить
каждого человека следовать указаниям
совести. Это даёт возможность укрепить в
обществе духовно-нравственные нормы.
Вот почему Церковь стремится к тому,
чтобы и образовательный, и
воспитательный процессы основывались
на тех вечных идеалах и ценностях,
которые давали бы импульс к
созидательной, творческой деятельности.
К сожалению, современное образование… порой становится товаром с
соответствующей ценой и перспективой
дальнейшего умножения инвестиций, а
воспитание, нравственное формирование
человеческой личности часто считается
делом, весьма отдаленно относящимся к
школе. При этом молчаливо
предполагается, что воспитание
принадлежит исключительно сфере
семейной. Но может ли современная семья
в полной мере справиться с этой задачей?
Думаем, что нет. Ибо современная семья
практически утратила своё главное
христианское предназначение — малой
церкви, в которой муж и жена неразрывно
связаны друг с другом, подобно союзу
Христа и Церкви, взаимной любовью».
В
рамках Рождественских чтений
состоялось заседание секции «Христианство
и наука», на которой кандидат физико-математических
наук, протоиерей Александр Геронимус
призвал «не объединять науку с религией,
а различать эти две области как
несовместимые до конца». Преподаватель
Свято-Филаретовского православно-христианского
института Г.Б. Гутнер отрицал, что наука
– это только теории и мировоззренческие
проблемы: это «люди и их общение, в
котором существуют нормы и ценности,
являющиеся трансформацией более
глубоких, личностных и коммуникативных
норм, связанных с христианской этикой».
Перед
христианской психологией так же остро
стоит вопрос, как соединить в ней
классическую университетскую
психологию с христианской
антропологией и святоотеческим
наследием. Ведь если сегодня
наблюдается рост практического
использования традиционных верований в
консультационной практике, социальной
защите и реабилитации, значит, надо
разрабатывать теоретическую базу этой
новой, пожелавшей быть нравственной,
психологии.
На
семинаре православных психологов с
докладом о деятельности рабочей группы
за год выступил
доктор психологических наук, профессор
МГУ Б.С. Братусь. Ученый говорил о том,
что в стране уже существуют центры,
развивающие христианскую психологию.
Они возникли не только в Москве, но и в С.-Петербурге,
Кургане, Череповце, Екатеринбурге,
Новосибирске и других городах России.
Можно говорить о целом движении, контуры
которого еще четко не определены.
Московское общество психологов,
разрабатывающих христианскую
психологию, существует уже 16 лет,
библиография опубликованных работ
перевалила за сотню, среди изданных книг
- этапный труд о. Бориса Нечипорова «Введение
в христианскую психологию». Занимаясь
духовной реальностью, нельзя
нивелировать другие реальности, в
которых существует человек, - психологические и
физиологические. «Нужно устанавливать
отношения между психологией и
богословием, но делать это не директивно»
- отметил Б.С. Братусь. Очевидно, что
такая работа требует времени. Сейчас
очень важно само «движение к
христианской психологии», заключил
профессор.
Со
сложностями, которые будут возникать на
этом пути, участники столкнулись
непосредственно на семинаре. Священники
и ученые МГУ два дня бились над
согласованием святоотеческого и
научного определения понятия
самооценки. А ведь это только один, и не
самый важный вопрос, который требует
своего толкования. Трудность
заключается в том, чтобы «корректно
дотянуться до уровня богословских
понятий», - сказал по этому поводу Б.С.
Братусь.
В
дискуссии, которая завершала работу
семинара, прозвучало немало дельных
предложений. Например, чтобы
христианские психологи на местах
юридически оформляли свои небольшие
общества. Тогда со временем станет
возможным создание ассоциации обществ
православных психологов. Очень важно
продолжать издательскую деятельность.
На нехватку
специальной литературы жаловались
психологи-практики из регионов. Было
предложено составить хрестоматию и
учебное пособие, а также
библиографический справочник
публикаций по христианской психологии.
В
результате собравшиеся решили также
организовать информационный центр и
открыть сайт по проблемам христианской
психологии для того, чтобы
сотрудничество православно
ориентированных психологов стало более
интенсивным.
Ну,
а Московскому объединению христианской
психологии к следующим Чтениям поручено
подготовить конференцию по проблемам
христианской православной психологии и
проект будущей Всероссийской
конференции, посвященной 20-летию
движения христианской психологии в
России.
Рождественские
чтения подчас ругают за неисполнение
принятых решений и рекомендаций. Но
общественный организм сложен и
многогранен, его деятельность
направляема из разных центров и
управляема разными идеями, и
христианская идея – лишь одна из них.
Рождественские чтения – путеводная
звезда в работе православных мирян и
психологов. Обращаясь к ним, митрополит
Ювеналий подчеркнул, что «задача
состоит в том, чтобы соединить поколения
и скрепить разобщенный социум, помочь
детям и родителям обрести счастье и
единство в семье, гражданам дать
осознать смысл соборного труда на благо
любимого Отечества, всем людям помочь
понять, что главный источник жизни – в
Боге».
Ольга
Жигарькова
«Психологическая
газета: Мы и Мир» (№2[126]2007)
|