4-5 октября в Армавире состоялась
Международная научно-практическая конференция «Практическая психология в
российском образовании», посвященная 90-летию со дня рождения профессора
В. А. Крутецкого.
Конференция была
организована Министерством образования и науки РФ, Федерацией психологов
образования России, администрацией г. Армавира, Армавирским
государственным педагогическим университетом, Армавирским
социально-психологическим институтом, Северо-Кавказским социальным
институтом.
Развитие
практических психологических служб в последние годы приобретает в России
важное социальное значение. Актуальность психологического обеспечения
образования повышается в связи с новыми социальными требованиями к системе
образования, которые были определены в Концепции модернизации образования.
Психологическими службами Кубани накоплен большой, и во многом уникальный
опыт работы. Краснодарский край - один из первых во многих начинаниях в
области психологической практики, и, соответственно, не случайно выбран
местом проведения столь представительной конференции.
Конференции
предшествовали конкурсы на лучший кабинет психолога и лучший пакет
психодиагностических и коррекционных материалов, конкурс «Психолог года
2007», межвузовская студенческая олимпиада по возрастной и педагогической
психологии «Психология педагогических способностей», переиздание книги
В.А. Крутецкого «Педагогическая психология: интеграция теории и практики».
Конференция
проходила в два этапа. Первый этап состоялся в феврале и проходил в форме
Интернет-конференции. Наряду с маститыми учёными, признанными авторитетами
в педагогике и психологии такими, как д.псх.н., профессор И.В. Дубровина,
д. псх. н., профессор В.А. Сластёнин, д. псх. н., профессор Е.Н. Шиянов,
д. псх. н., профессор С.В.Недбаева, на конференции заявили о себе их
молодые коллеги и ученики. Активизировал работу Интернет-форума
объявленный конкурс школьных учебников психологии, вузовских учебных
программ, глав учебников и методических материалов по основным
психологическим дисциплинам. Многие работы, присланные из г.г. Армавира,
Ставрополя, Калуги, Москвы, Нижнего Новгорода, отличались
содержательностью, оригинальностью, практической направленностью и
лёгкостью изложения материала. Призёрами конкурса стали:
Громова О.Е.(Москва), Соломатина Г.Н.(Ставрополь), Эпоева
К.В.(Армавир).
В
работе второго этапа конференции приняли участие корифеи отечественной и
зарубежной практической педагогики и психологии, ученые с мировыми
именами.
На
конференции с лекциями выступили ведущие ученые и практики в области
практической психологии образования: д. псх н., профессор Дубровина И.В.,
д пед.н., профессор Сластенин В.А., д. псх. н. профессор Талызина Н.Ф., д.
псх. н., профессор Регуш Л.А., д. псх. н., профессорЧернышев А.С., д. псх.
н., профессор Мелик-Пашаев А.А., д. псх.н. профессор Недбаева С.В., д.
пед. н., профессор Шиянов Е.Н. Д. псх. н. профессор И.В.Дубровина
(Москва) охарактеризовала психологические службы как один из компонентов
целостной системы образования страны, основная задача деятельности
которых - обеспечение психологического здоровья детей. Д.псх.н.,
профессор Н.И.Исаева (Белгород) обратилась к проблеме психологической
культуры. Выступление д.соц.н., профессора В.В.Попова (Москва) было
посвящено этническим проблемам, которые серьёзно обострились со времени
распада Советского Союза.
О
возможностях практической психологии в социальной области рассказали в
своих выступлениях руководящие работники социальной сферы города: д. пед.н
Гатиева, А.М., Лаврикова Г.Г., Лаптева И.Н., Черновол Т.С.
На конференции
работало 5 симпозиумов, в которых приняли участие педагоги, психологи,
социальные работники, работники здравоохранения, аспиранты и студенты. На
симпозиумах обсуждались проблемы воспитания в отечественной психологии (
д. псх. н., профессор Л.Н.Кулешова, Москва, И.В.Саванович, Москва),
трудности социально-психологической реабилитации детей в условиях центра
социальной помощи (В.А.Тимофеева, Армавир), особенности психологической
работы с аддиктами в условиях психологического центра (М.Бродский,
Берлин), новые задачи педагогических вузов в подготовке учителей
(А.А.Панарин, Армавир), рассказывали о здоровьесберегающих технологиях
(Д.Н.Сомов, Москва), тенденциях профильного обучения (И.И.Кобзарева,
Ставрополь), о динамике креативности педагогического мышления
(А.И.Воронин, Кривой Рог), о инновационной деятельности учителей
(Л.С.Подымова, Москва).
С большим
успехом прошли творческие мастерские «Диалог с подростком»
(к. псх. н.,
доцент И.В.Арцимович), «Психология математических способностей» (д.пед.н.,
профессор С.Г.Манвелов, Армавир, к.псх.н. Н.Г.Дендебери, Армавир), был
продемонстрирован мастер-класс «Психологическая служба вуза» (к.псх.н.,
В.В.Жидкова, Армавир; к.псх.н. С.В.Хребина, Пятигорск; к.псх.н.
Н.Г.Щербанева, Армавир).
Возможности
«Использования информационных технологий в психологической практике
образования» на обучающем семинаре показали к.тех. н., профессор В.С.
Глухов (Армавир), к. тех. н., доцент В.Е. Бельченко (Армавир).
Тренинг
«Технологии создания команд и управления ими» провели к.псх.н.,
бизнес-тренер Г.Н.Сартан (Москва), к.псх.н., бизнес-тренер Ж.А.Сорокина
(Краснодар), психолог-консультант Д.А.Пащенко (Армавир).
Неподдельный
интерес вызвала работа круглого стола, посвященного развитию этнической
толерантности в условиях многонационального образования. По вопросам
восприятия иностранных языков и культур выступила д.филол.н., профессор
Т.Н.Ломтева, проблематика взаимодействия этносов прозвучала в
выступлениях д.ист.н., профессора В.В.Попова (Москва), к.псх.н.
О.В.Булавкиной (Армавир).
Свидетельством
заинтересованности общественности в практической психологии стал
психологический брифинг «Состояние, проблемы и перспективы развития служб
практической психологии образования». На вопросы о преподавании психологии
в школе, о проблемах развития системы психологического обеспечения
образования, о нормативно-правовой и социальной защищенности
педагогов-психологов отвечали д псх. н., профессор И.В. Дубровина, д. псх.
н., профессор Г.Б. Горская, д. псх. н., профессор И.Б. Котова, д. псх.
н., профессор С.В. Недбаева, первые психологи города С.И. Андрющенко, М.Л.
Вандина и др.
В рамках
конференции прошла выставка научно-творческих достижений «Психологические
практики образования – 2007», посвященная проблемам преподавания
психологии в школе и вузе.
Особое место
в форуме было отведено осмыслению творческого наследия замечательного
психолога и педагога В.А. Крутецкого. Центральным событием в работе
конференции стало мемориальное заседание «В.А.Крутецкий и реализация его
идей в психологической практике образования России». Его открыла
председатель оргкомитета конференции д.псх.н., профессор С.В.Недбаева
(Армавир). В ходе мемориального заседания прозвучали воспоминания о
В.А.Крутецком родственников ученого (Е.В. Левченко-Крутецкой, О.Левченко),
сокурсников (Г.Г. Сабуровой, Н.Ф. Талызиной), коллег (В.А. Сластенина,
Э.А. Фарапоновой, Н.И. Чуприковой, Т.Н. Овчинниковой, И.Т Ночевник),
учеников (Е.Г. Балбасовой, И.В. Дубровиной, С.В. Недбаевой, В.П.
Абдурасуловой, Г.А. Сартан, А.А. Мелик-Пашаева, Л.С. Подымовой, Е.Н.
Шиянова и др.). Состоялась презентация его книги «Основы педагогической
психологии». В издании 2007 года «Педагогическая психология: интеграция
теории и практики» помимо книги самого В.А. Крутецкого собраны статьи,
отражающие наиболее актуальные на сегодняшний день вопросы психологической
науки и педагогической практики.
Активная
работа делегатов конференции нашла своё реальное воплощение в итоговом
документе. В нем содержатся конкретные предложения по психологическому
обеспечению системы образования и формированию психологической культуры
населения в адрес Министерства образования и науки РФ, органов управления
образованием субъектов РФ, президиума Федерации психологического
сообщества России.
Актуальными
являются рекомендация создавать психолого-консультационные центры для
разных категорий населения, школы развития личности, другие
психологические центры, предложение внести изменения в стандарты
подготовки практических психологов и др.
Хочется
надеяться, что, помимо обогащения научной теории, конференция принесла
практическую пользу психологам, работающим в образовательных учреждениях
различного типа и вида.
Получить более
подробную информацию о работе конференции можно на сайте
www.aspi.armavir.info
«Психологическая
газета: Мы и Мир» (№10[134]2007)
|