2-5 июля 2019 в столице России впервые состоялся
Европейский психологический конгресс. Проводимый ЕФПА – содружеством
европейских психологических сообществ, форум проходил в этом году в
шестнадцатый раз. Москва встречала гостей из 94 стран мира, в нашу
столицу приехали более 3 тысяч человек – не только ученые и
психологи-практики, но и врачи, социальные работники, заинтересованные в
получении новейших психологических данных и в участии в дискуссиях на
волнующие их темы.
Такие встречи чрезвычайно важны для специалистов,
поскольку позволяют обмениваться знаниями и опытом, не замыкаясь в
границах своих университетов и стран, а также дают представление о
состоянии психологической науки и практики на всем Европейском
континенте. Конгресс пользуется большой популярностью, на него приезжают
также психологи из стран Америки, Азии и Африки.
Три дня ученые и практики обсуждали проблемы психологии в
целом, а также знакомились с исследованиями, которые организаторы
Конгресса условно разделили по следующим направлениям: психология и
общество, психология и здоровье, психология и образование, психология и
цифровое будущее, психология и безопасность, психология и другие науки.
В Шуваловском корпусе Московского университета прошло
более 60 симпозиумов, ведущие психологи Европы прочитали около 30
обзорных лекций по ведущим направлениям исследований. Чем же заняты
сегодня ученые? Профессор социальной и организационной психологии Наоми
Эллемерс (Naomi
Ellemers)
(Нидерланды) рассказала, например, о результатах многолетней
исследовательской программы, направленной на понимание механизмов
взаимодействия отдельного человека и групп. Тема очень важна, поскольку
группой можно считать и семью, и коллектив, в котором работает человек,
и армейское подразделение, где он проходит службу, и все общество, в
котором протекает его жизнь. Психологи исследуют разные ситуации:
отношение человека к группе (когда он ощущает себя членом группы, желает
или, наоборот, не хочет быть в нее включенным), а также отношение самой
группы к человеку – принимает она его или нет? Что меняется в
зависимости от этого в поведении человека и группы? Профессор, опираясь
на результаты исследований, отметила, что в организации важна
психологическая сопричастность сотрудников к работе всей команды.
Сотрудничество возможно, когда лидер способен создать мотивацию и
привлечь каждого работника к решению интересных задач, важных для
движения к общей цели. Изучались проблемы текучести кадров – почему
некоторым людям не удается влиться в свой коллектив? Оказалось, что для
успешной адаптации в организации даже при одинаковом уровне образования
люди не должны быть очень разными. Именно ярко выраженными культурными
различиями вызваны многие проблемы мигрантов, в том числе высокий
уровень безработицы среди них. Кроме того, по словам Наоми Эллемерс,
«если вы прячете свою идентичность на работе, чувствуете себя менее
уверенно и менее успешны в социальных достижениях, ваше психическое и
физическое здоровье ухудшается». Важно не только чтобы группа принимала
тебя, но и чтобы ты мог оставаться в ней самим собой. Выявлено также,
что люди более чувствительны и внимательны к мнению членов своей группы,
чем других групп. Психологи также ищут ответ на вопрос, как люди
сочетают в своей жизни роли родителя и работника, в каких случаях эти
роли взаимно дополняют друг друга и как сделать, чтобы они не вступали
между собою в конфликт. Очевидно, что во взаимодействии людей важную
роль играют ценности, и если у человека и группы есть общие ценности, о
которых они договорились, то взаимодействие будет успешным.
Профессор Университета Портсмута (Великобритания) Олдерт Фрай (Aldert
Vrij), занимающийся исследованиями в области прикладной социальной
психологии, разрабатывает тему обмана: как обнаружить, лжет собеседник
или говорит правду – в том числе, если проводится допрос подозреваемого
в преступлении. Психолог объяснил, как можно вывести на чистую воду
лгуна благодаря анализу его речи. Лжец всегда рассказывает более простую
историю, чем говорящий правду, поскольку боится запутаться в выдуманных
деталях и должен скрывать часть информации. Ученый рассказал о
разработанных им методиках, помогающих разоблачить самого изощренного
лжеца.
Любому человеку знакомы чувства страха и тревоги. Они
возникают, когда мы замечаем угрозу или попадаем в потенциально опасную
ситуацию. Изучением таких эмоциональных состояний занимается профессор
Грайфсвальдского университета Германии Альфонс Хамм (Alfons
O. Hamm).
Опасность этих эмоций заключается в том, что они могут вызвать
психическое расстройство. Что можно сделать в такой ситуации? Главный
способ противодействия был описан еще немецким мыслителем Иоганном
Вольфгангом Гете, автором знаменитого «Фауста». Писатель страдал от
страха высоты и считал, что излечиться возможно, если заставлять себя
регулярно встречаться со своим страхом. Но часто на пике страха человек
теряет самообладание и спасается бегством из травмирующей его ситуации.
Хотя это дает некоторое облегчение, сама тревога в результате только
усиливается. А. Хамм предлагает научиться совладать со страхом с помощью
когнитивно-бихевиоральной терапии под руководством опытного
психотерапевта. Психолог рассказал о том, как организуется подобная
терапия, и утверждал, что эффективность этого метода очень высока.
В психологии сегодня широко используется понятие
когнитивных функций. Речь идет об умственных процессах,
благодаря которым человек получает возможность воспринимать, передавать,
анализировать и запоминать различную информацию.
Проблемам когнитивного здоровья была посвящена лекция профессора
Женевского университета, директора Женевского центра по изучению
пожилого возраста Матиаса Клигеля (Matthias
Kliegel).
Профессор М. Клигель изучает «проспективную
память». Проспективная память
подразумевает способность планировать и помнить о
необходимости осуществить некоторые действия в будущем:
отправить электронное письмо, не забыв прикрепить к нему файл; в
определенный день произвести оплату счета;
вовремя принять лекарство. Практически, проспективная память позволяет
человеку организовать свою ежедневную жизнь. Особое внимание М.
Клигель уделяет изучению особенностей
этого вида памяти в престарелом возрасте,
когда болезни могут привести к ее нарушению.
Любопытно, что в реальной жизни пожилые люди
некоторые задания на
проспективную память
выполняют лучше молодых. Это так называемый феномен «возрастного
парадокса проспективной памяти».
Пожилые люди справляются с делами лучше в том случае,
если задачи
являются для них важными: они могут перераспределять свои ресурсы для
выполнения таких задач. Социальная значимость задачи тоже увеличивает
продуктивность деятельности пожилых людей. Пожилые лучше, чем молодые,
справляются с заданиями в стрессовой ситуации – возможно, они
эффективнее регулируют свои эмоции, полагает ученый.
Специалист в области возрастной психологии Лука Суриан (Luca
Surian),
профессор Университета Тренто (Италия), занимается
изучением «просоциального
поведения», или добровольного поведения, призванного приносить пользу
другому человеку или обществу в целом.
Когда и как оно формируется? Как мы можем изучать основы социального
восприятия у маленьких детей? Трудность заключается в том, что маленькие
дети еще не могут объяснить причины своего выбора с помощью речи.
Поставив перед собой задачу изучить детское понимание и моральную оценку
преднамеренных действий, профессор Л. Суриан и его коллеги поставили ряд
оригинальных экспериментов с детьми довольно-таки раннего возраста –
например, 20-ти, 30 месяцев, 3 лет. Ребенок наблюдал ситуации
справедливого и нечестного распределения ресурсов (игрушек, сладостей,
фруктов). Например, плюшевым мишкам для их воображаемой игры раздавали
мячики – в одном случае рядом с каждым положили по мячику, во втором
случае какому-то мишутке доставалось два, а другому – ни одного мяча.
Ученые выяснили, что маленькие дети оказывают предпочтение добрым
намерениям, справедливым людям перед людьми, несправедливо или нечестно
распределяющими вещи или использующими грубую силу. Случайное нанесение
вреда воспринимается лучше, чем намеренное – даже трехлетними детьми.
Дети удивляются, если награда или похвала достается тем, кто
распределяет ресурсы несправедливо. Конечно, маленькие дети не знают,
что значит «хороший человек». Но когда их просят выбрать такого
человека, они останавливают свой выбор на справедливо распределяющем.
«Возможно, существует какой-то механизм, который позволяет определять,
какой человек является хорошим», – полагает профессор.
«Что я думаю и знаю о своих способностях и
компетентности, но, возможно, другим виднее?» Так обозначил тему своего
доклада профессор дифференциальной психологии Университета Граца
Алеша Ньюбауэр (Aljoscha
C. Neubauer).
Профессор из Австрии считает, что
молодым людям нужно спросить себя не только о том, чем им
интересно заниматься, но и есть ли у них способности быть успешными в
этом виде деятельности. А могут ли они сами это оценить? И могут ли наши
способности оценить другие? Был проведен ряд
экспериментов. Исследовалась, в том числе, склонность к изучению языков,
математический интеллект, межличностная компетентность, креативное
мышление. Способности оценивал сам человек и окружающие его люди. На
основе полученных данных была создана модель, которая показала, что об
одних своих способностях мы осведомлены лучше, чем окружающие, а об иных
судить точнее могут именно другие люди. Например, свои математические
способности правильно оценивает и сам человек, и его окружение. А
человек, имеющий низкий уровень способностей в отношении изучения
языков, склонен себя переоценивать.
Профессор психологии Университета Овьедо Хосе Мунис
(Josй
Muсiz),
один из самых известных испанских психологов, посвятил
свой доклад новейшим тенденциям в сфере создания и использования тестов,
в том числе онлайн-тестированию, безопасности тестов, сетевому анализу.
Новые информационные технологии предлагают интересные решения и
открывают новые подходы к исследованиям, но они также порождают массу
вопросов и проблем.
О достижениях и проблемах, к которым приводит Четвертая
промышленная революция, которая сегодня идет уже полным ходом, говорил
также президент Норвежской психологической ассоциации Тор Левин Хофгаард
(Tor
Levin Hofgaard).
Со временем технологии коренным образом изменят нашу жизнь. В новом мире
пациентам, в частности, будут доступны все данные о состоянии их
здоровья, а управлять этими данными будет искусственный интеллект. Что
останется в новом мире делать профессионалам – в том числе и психологам?
Сопровождать людей в процессе их выздоровления? Пришла пора психологам
обсудить судьбу своей науки и будущее своей профессии, считает Т.
Хофгаард.
К необходимости понять, в чем заключается
профессиональная идентичность психолога, призывал и Мигель Рику (Miguel
Ricou),
доктор психологических наук в области клинической психологии, доцент по
биоэтике и паллиативной помощи медицинского факультета Университета
Порту (Португалия). Проблемы у психологов, о которых рассказывал М. Рику,
в разных странах оказались общие, о чем свидетельствовала горячая
поддержка его выступления и дискуссия, развернувшаяся после его доклада.
Психология становится все более популярной, психологические знания
используются все более широко. Но обществу не хватает понимания
принципов и целей работы психолога, поэтому необходимо активнее
информировать людей об этом. Порой у клиентов складываются
нереалистичные представления о том, что должен делать психолог: от него
ждут решения своих проблем, ждут готовых рецептов, которые помогут
выздороветь. «Каждый человек должен сам найти себе подходящий образ
жизни, сделать свой выбор, а мы должны ему в этом помочь. Мы должны
помочь человеку лучше справиться со своими проблемами, лучше
адаптироваться к жизни», – в этом видит смысл работы психологов М. Рику.
Сегодня множество психологов говорят о необходимости иметь универсальные
принципы и стандарты своей работы. Однако, как ни странно, не удается ни
сформулировать общую цель для всех видов психологической практики, ни
дать определение психологии, способное объединить разнообразные
психологические направления в единое целое. А сделать это в быстро
меняющемся мире, где постоянно растет число специальностей и
специализаций, необходимо, иначе психология растворится в массе других
наук и практик.
Профессор Даиниус Пурас (Dainius
Puras),
руководитель Центра детской психиатрии и социальной педиатрии в
Университете Вильнюса, выступил с полемическим докладом, утверждая, что
в области психического здоровья населения происходит повсеместное
нарушение прав человека: принуждение, дискриминация, злоупотребление
приемами фармакологического вмешательства в жизнь людей. Поэтому важно
разрабатывать и шире использовать эффективные практики психотерапии,
глубже внедрять этические стандарты профессии и принципы, касающиеся
прав человека.
Помимо лекций и симпозиумов, в рамках Конгресса 30 июня –
1 июля для студентов, аспирантов и молодых ученых из разных стран
прошла Международная летняя школа «Исследования развития человека».
Российские психологи также познакомили коллег со своей работой. Были
организованы образовательные экскурсии для гостей Конгресса в
психологические службы различных организаций Москвы, в том числе в Центр
экстренной психологической помощи МЧС России, в Шуваловскую школу №1448,
на факультет психологии МГУ.
В день открытия Конгресса состоялось награждение
выдающихся психологов, внесших значимый вклад в психологическую науку и
практику. Премию имени Аристотеля получила профессор Утрехтского
университета (Нидерланды) Наоми Эллемерс. Наградой имени Вильгельма
Вундта и Уильяма Джеймса отмечены работы профессора Нью-Йоркского
университета (США) Питера Гольвитцера (Peter
M. Gollwitzer).
Впервые была вручена премия имени выдающегося отечественного психолога
Л.С. Выготского. Премию присудили профессору
Университета Осло (Норвегия)
Франсиско Понсу (Francisco
Pons).
«Российское психологическое общество выступило с инициативой учредить
международную премию, направленную на признание заслуг психологов в
области изучения современного детства, популяризации научных знаний о
детстве на благо воспитания подрастающего поколения»,
– заявил при вручении награды
президент Российского психологического общества Юрий Петрович Зинченко.
Конгресс продемонстрировал высокий уровень
психологических исследований в Европе. Прорывных открытий нет, как нет и
новых оригинальных психологических теорий, но достижения в отдельных
областях психологии несомненны.
Конгресс завершился заседанием Генеральной
ассамблеи ЕФПА, на которой впервые в состав исполнительного комитета был
выбран представитель России –
Анна Лейбина, сотрудник Московского государственного университета.
Ольга ЖИГАРЬКОВА
«Психологическая
газета: Мы и Мир»
|