В какой день в году мы ждем чуда? Конечно же, под Новый
год!
В детстве в канун этого праздника нас окружала атмосфера
необъяснимого, радостного ожидания. Постоянные сумерки – мороз – белый
мерцающий снег – освещенные окна – запах мандаринов и аромат шоколадных
конфет – благоухание хвои... Всюду перемигиваются огни на новогодних
елках. В витринах магазинов в коробках лежат, переливаясь,
фантастические – такие нездешние, непрактичные и прекрасные – новогодние
игрушки...
Хотя отмечать Новый год с елкой начали лет сто пятьдесят
назад в богатых домах, но чудо этого праздника было обращено к другим –
к бедным, мало знающим радость исполнения желаний.
Все началось со святителя Николая,
который помог обнищавшему человеку выдать замуж трех своих дочерей.
Денег на приданое в семье не было. И оставаться бы девушкам старыми
девами, если бы не решили они, что одна из них пойдет на невольничий
рынок и продаст себя в рабство. Тогда другие сестры на вырученные деньги
смогут сделать себе приданое. Осталось решить только, кому пожертвовать
собой. То ли во время этого разговора мимо окон дома проходил иерей
Николай и случайно услышал их беседу, то ли узнал о бедственном
положении семьи от других людей, но, как бы то ни было, решил помочь
семье, придав своему дару образ чуда. Он пришел среди зимней ночи к дому
бедняка и бросил кошель с золотыми монетами ему в окно. Так старшая
сестра смогла сделать себе приданое и вышла замуж. Через год Николай
снова тайком принес бедняку кошель с золотыми. В этот раз замуж вышла
средняя сестра. На третий год на улице стояли сильные морозы, и в доме
бедняка были закрыты все окна. Николай бросил третий мешочек с деньгами
в печную трубу. А младшая сестрица вечером выстирала свои чулки и
повесила их сушиться у теплой печки, и кошель упал прямо в один из них.
Благодеяние, оказанное бедным людям, всегда было делом
редким, поэтому эту историю стали рассказывать во всем мире для того,
чтобы в сердце каждого человека могла теплиться вера в возможность чуда
– безымянного добра от других людей. Постепенно по всеобщему негласному
соглашению каждый взялся исполнять роль доброго волшебника в зимние
праздники – в день Святителя Николая, на Рождество или Новый год.
Чудо – это не просто исполнение желаний. У богатого и его
семьи желания легко воплощаются в жизнь за счет имеющихся денег. У
бизнесмена желания реализуются постепенно в соответствии с принятым
бизнес-планом. Небогатые люди ради исполнения желаний долго копят деньги,
откладывая их понемногу на грядущую покупку. Только бедным остается
надежда на чудо.
Не может быть чуда у сытого человека. У него может быть
бешенство утробы, бешенство желаний, о которых кричат все органы чувств.
Но удовлетворение желаний и потребностей не приносит счастья, за
радостью быстро наступает пресыщение и скука. Сытый думает тогда, что
услада оказалась слишком малой и пресной, и ищет другую – поострее,
подороже, поизысканнее, экстравагантнее. Он взнуздывает свои чувства,
хлещет их кнутом, ставит на дыбы – но со временем скука и пресыщение
растет, а круг возможностей удовлетворить внутренний голод сужается.
А много ли человеку надо для радости? Помню, в детстве мы
любили мастерить «секреты» – выроешь в земле ямку, положишь туда мятую
конфетную фольгу, фантики, закроешь бутылочным стеклышком, присыплешь
сверху землей... А потом начинается чудо. Тихонько разгребаешь в месте
«секрета» землю, нащупав стекло, пальцем стираешь с него пыль – и на
тебя, как сквозь иллюминатор, смотрит что-то невероятно красивое, словно
ты открыл в земле окно в другой мир – может быть, в другое царство, где
живет неведомый, прекрасный народ… И мерцание этой фольги под стеклом
вызывало восторг более сильный, чем мерцание дорогих бриллиантов,
которыми женщины украшают свою шею и руки.
Человек не должен иметь возможность удовлетворять любые
свои потребности. Человеку должно в жизни многого не хватать. Он не
устроен природой так, чтобы справляться с избытком. Он устроен так,
чтобы справляться с недостатком. Тогда он имеет цель. На ее достижение
он направляет свою волю и помыслы, надежды и мечты, он побеждает и
празднует на дивном пиру победителей. И снова ставит цель, и снова
преодолевает невзгоды, попутно протягивая руку помощи другим, которые
тоже помогают ему, подставляя свое плечо.
Человек слаб перед искушениями. Поэтому в обществе
потребления так много толстяков, поэтому никакая воля не в состоянии
наложить на наши желания нерушимые запреты. Бешенство желаний заставляет
человека рвать все оковы, все цепи, все поводки. В обществе голодных оно
приводит к творчеству, радости и победе; в обществе сытых – к
извращениям и дегенеративному образу жизни.
Сказки разных народов описывают поведение богача
одинаково. Видимо, существует типаж с особой психологией. Сколько
сказочных историй есть о богаче, у которого было все, и о бедняке, у
которого оставалось немногое – жена, дочь, дом, красивый кувшин или
выносливый конь. Богач всегда завидует тому, чего у него еще нет, даже
если это последняя услада бедняка. Сказки рассказывают о том, как богач
отнимает у бедняка его ценность, потому что не приучен смирять свои
желания и стесняться в средствах. Он жаден, завистлив, коварен,
безжалостен и скуп. Ради своей услады и выгоды он обманывает, грабит,
убивает. Он не сожалеет ни о чем – наверное, умеет находить оправдания
своим поступкам. Он злораден – любит посмеяться на проигравшим. Он
считает, что «каждому – свое». По сути, у него только один изначальный
дефект: он воспринимает других людей как предметы, которые обслуживают
его желания.
Если вдруг случается аномалия, и появляется сытый,
который этого дефекта лишен, то его действия предсказуемы. Он раздает
свои деньги бедным и уходит из своих палат. За всю историю человечества
было несколько таких людей, имена их известны наперечет.
Поэтому в Евангелии сказано: «Легче верблюду пролезть в
игольное ушко, чем богатому попасть в Царство Небесное».
Психолог за чашечкой кофе
«Психологическая
газета: Мы и Мир» (№12[186]2011)
|