Что заставляет
человека путешествовать? Передвигаться
не в комфортабельном авто или самолете,
а на своих двоих, крутя педали
велосипеда или стараясь остановить
попутную машину; испытывая голод, рискуя
здоровьем и жизнью… Для таких людей
важно преодоление, скольжение по острию
ножа, свобода, новые люди и впечатления.
Федор Конюхов, Владимир Шанин… Сегодня
мы хотим познакомить вас с еще одним
таким путешественником, скитающимся по
свету аж с марта 2002 года.
Это Владимир
Иванов. Передвигается
он, главным образом, автостопом.
Позади у него Казахстан, Китай, Лаос,
Таиланд, Австралия и Новая Зеландия, а
сегодня он, возможно, уже в США. Владимир
планирует объехать Америку, а
затем Африку с Европой и только после этого
вернуться в Москву.
Владимир Иванов
то выныривает из миров, где скитается, то
пропадает вновь, так что мало кто знает,
где он сейчас. Выныривает он, как правило,
когда возникает необходимость в
получении очередной визы в очередную
страну. Тогда наша редакция помогает ему
с документами, чтобы визу эту ему дали, и
Владимир снова «уходит в глубину» на
неопределенное время. Недавно он,
собираясь предпринять бросок
из Новой Зеландии в США и Канаду,
получил передышку и решил описать
начало своего
путешествия.
«Присылаю вам то, что смог и
успел написать. Конечно, материал сырой,
но это мой первый шаг в изложении своих
заметок. Сначала я хотел рассказать все
более подробно, но понял, что быстро с
этим не справлюсь.
После, думаю, удастся изобразить её
более ярко и серьезно …».
КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
АВТОСТОПОМ
«Новая Зеландия,
Окленд, 20 июня 2006 года.
Вот уже 1566 дней и
ночей прошло с того времени, когда
Николай Лагускер и Сергей Чугунов
увезли меня далеко за черту города
Москвы, где и пошел отсчет моему
кругосветному путешествию. Было 6 марта
2002 года. Но для меня все началось гораздо
раньше …
В
1990 году, когда уже можно было свободно
ездить за границу, мне удалось получить
приглашение из Франции. Тогда еще не
было Шенгенского соглашения, и для
каждой европейской страны необходимо
было делать отдельную визу. Получение
загранпаспорта, виз, обмен денег - все
это отнимало так много сил и времени, что
сама поездка, какой бы сложной она ни
была, не казалась тяжелой. За две недели
проехал всего семь европейских стран, но
и это мне очень понравилось. Так и пошло -
весь год работаю, строю планы
предстоящей поездки, а после, за месяц, «отрываюсь».
В 1995 году за месяц
объехал вокруг Средиземного моря,
посетив 16 стран.
В 1996 году
замахнулся на Азию. Купил авиабилет «Москва-Коломбо»
и проехал через Шри-Ланку, Индию, Непал,
Бангладеш, Таиланд, Малайзию и Сингапур.
Месячной поездки
явно было мало, так как не удавалось
посетить многие интересные места. Как
говорится, «несчастье помогло»:
несколько месяцев не платили на работе
зарплату, и в 1998 году пришлось уволиться.
Сразу же
спланировал поездку на американский
континент. В Аргентине, через 5 месяцев
после начала поездки, меня ограбили,
отобрав не только вещи, но и документы. Только через 4 месяца
мне удалось заработать денег и
вернуться домой.
Но, видимо, я уже
сильно «заболел» путешествиями, так что
в том же году (в декабре 1999 года)
отправился в очередное кругосветное
путешествие в группе
из семи участников во главе с
Валерой Шаниным. И снова убедился, как
нелегко путешествовать с российским
загранпаспортом - почти в каждую страну
нужна виза. И в некоторые страны
получить въездные документы очень
тяжело. Я долго и безуспешно искал
возможности получить
австралийскую визу, 2 месяца просидел в
Малайзии, 5 месяцев - в Таиланде, но все
было напрасно! Мне пришлось
возвращаться в Москву. Так сорвалась
вторая попытка кругосветного
путешествия. Кстати, пока это у меня
единственный случай неудачи с визой.
Получить
новозеландскую визу оказалось делом
нелегким (хотя на тот момент я
уже побывал в 69 странах, сделал не
один десяток различных виз), но она, в
свою очередь, помогла мне, наконец-то,
получить австралийскую визу. Сделал еще
и лаосскую визу, собрал
110 американских тугриков плюс 100
российских денег, и сразу же предпринял
новую попытку кругосветного
путешествия.
Через 4 дня я
въехал в Казахстан.
Казахстан
Пока добирался до
Астаны, чуть было не замерз. «Стопя» на
дороге, попал в страшную пургу. Ночевал в
полуразвалившемся сарае, где было,
наверное, только на пару градусов теплее,
чем снаружи. Еле-еле дотянул до
утреннего солнышка. В Астане
предполагалось сделать китайскую визу,
но там китайское консульство еще не
полностью функционировало - пришлось
ехать в Алма-Ату. Приехал утром – и бегом
до китайского консульства, у которого
толпилась нехилая кучка людей. Половина
из них пыталась получить китайскую визу,
а другая половина усиленно продавала им
китайские приглашения и другие «ценные»
бумажки, необходимые для получения визы.
Еле-еле удалось отбиться от них и с
большим трудом просочиться в
консульство. Мои бумаги - кстати, не
особенно и серьезные - большой пользы не
принесли, но благодаря
вовремя сделанной лаосской визе я
получил транзитную китайскую на 15 дней.
Стоила она столько же, как и полноценная
месячная, и пришлось доплатить за
срочность (обещали, что после обеда уже
будет готова) – в итоге на 60 долларов я
стал полегче.
Оставшаяся часть
дня ушла у меня на беглый осмотр города.
Утром следующего дня на местной
электричке добрался до приграничного с
Китаем городка Достык (станция «Дружба»).
Как я был наивен,
думая, что казахские приключения
закончились! Они только начинались.
Понятно, что Китай - это Восток, а Восток -
дело тонкое, но в Китае иногда «тоньше не
бывает».
До этого мне
дважды приходилось проехать по Китаю, и
страна мне нравилась, но у
неорганизованного туриста-путешественника
большие трудности вызывает
«самоходное» пересечение китайской
границы – это можно сделать только на
общественном транспорте. Вечером через
станцию должен был пройти скорый поезд
до Урумчи. Нагло ездить зайцем -
не мой стиль, поэтому пошел
объясняться с проводницей.
«Ну, хорошо, я
возьму тебя без билета, но нужно будет
немного заплатить», - сказала проводница
и назвала полную стоимость билета.
Ничего не
оставалось делать, как идти к начальнику
поезда. Мои невнятные объяснения не
убедили его в необходимости моего
безбилетного проезда. Он посадил меня в
купе с китайцами (дедуля и два внука) и
сказал, что с кем-то поговорит. Прошел
паспортный контроль и таможенный
досмотр - и всем приходилось
рассказывать о своей ситуации. Когда,
казалось, поезд должен был тронуться, ко
мне подошли двое казахов и сняли с рейса.
Поезд, на прощанье покачав мне тамбуром
последнего вагона, растаял в темноте…
Меня несколько
часов водили по различным кабинетам, где
я написал кучу объяснительных. Не
отпустили даже на
ночь – один из тех, кто снял меня с
поезда, привел ночевать к себе домой. Я
так и не понял, в крепкие руки какой
организации так неосторожно угодил, но
мне повезло: утром к ним приехал некто из
руководства. Он был русских кровей и,
поговорив со мной, дал команду, чтобы
меня отпустили.
На следующий день
начальник станции должен был ехать на
китайскую сторону и пообещал, что
возьмет меня в служебный автобус.
Автомашина начальника станции вышла
намного раньше автобуса, но так
получилось, что на китайской территории,
в зале, где проставляют китайские
въездные штампы, встретились начальник
станции «Дружба» и начальник службы
китайского паспортного контроля, и меня
туда не кстати занесло. «Не кстати» -
потому что начальник станции, увидев
меня, похвалился перед китайским
коллегой, что дал
мне 100 юаней. Сказал - и ушел по своим
делам. А китаец тут же стал требовать у
меня заплатить именно 100 юаней за проход
на китайскую территорию. Так я и не узнал,
должен ли был на
самом деле платить. Выяснять было
некогда, так как водитель автобуса уже
оформил у пограничников свои документы
и собирался ехать дальше, в населенный
пункт, путь до которого был не близким.
Пожалев о столь коротком знакомстве со
стоюаневой купюрой (всего пару часов!), я
побежал к автобусу.
Китай
Началась
китайская эпопея. Денег нет, времени в
обрез (китайская виза на 15 дней, а до
Лаоса путь не близкий - весь Тибет нужно
объезжать). Решил двигаться на поездах. На
железнодорожной станции блеснула удача
- снова встретился с начальником станции,
и он опять дал
мне деньги на поезд, потратив на меня еще
одну купюру в сто юаней.
Китайцы в большинстве
своем уважительно относятся к
иностранцам. Преступления по отношению
к ним случаются редко, в основном в
крупных городах, где
вас могут ограбить. Но стащат то, что
плохо лежит. А в провинции
и это редкость.
Первый крупный
китайский город, в котором я провел день,
был Урумчи. Потом был Ланьчжоу, откуда
целых 3 дня добирался до Чэнду.
Оставалось совсем немного: до Куньмина,
а от него до Лаоса. За неделю
проехал много, но расслабляться было
нельзя: от Куньмина по горной дороге
быстрый туристический автобус идет
ровно сутки, а автостопом придется
добираться дольше. У меня оставалась
всего неделя действия китайской визы, но
мне опять-таки повезло -
доброжелательная китаянка сжалилась
над русским путешественником и купила
билет на автобус до китайской границы.
Этот переход был одним из немногих, где
еще не брали денег за пересечение
границы.
Таким образом, на
проезд через Китай я потратил десять
дней.
Лаос
Тихая,
спокойная и зеленая страна; добродушные
и приветливые люди; своеобразная
культура, богатая традициями и обычаями
- это Лаос. Беднейшая страна, Лаос живет
за счет туристов, но люди всегда готовы
помочь другим.
В Лаос въезжаю уже
третий раз. В 2000 году в одной деревне
случайно попал на местный конкурс
красоты. Там и увидел традиционный для
здешних мест красивый парный танец - под
мелодичную музыку сходятся два ручейка:
юноши и девушки. Очень пластично танцуют
вместе и снова расходятся.
В Лаосе отличный
автостоп, но в горных районах от границы
с Китаем транспорт ходит редко - только
битком набитые автобусы и немного
грузовиков. Поэтому я решил проехать до
ближайшего крупного города
Луангпхабанга на автобусе, благо там он
достаточно дешевый. Два дня ушло, чтобы
добраться до столицы страны - Вьентьяна.
В самом городе есть на что посмотреть –
один королевский дворец чего стоит; а
еще и буддийские храмы. Но меня
интересовало тайское консульство, куда
я чуть не опоздал подать документы на
визу. Она делается за один день и стоит
меньше 10 долларов, поэтому
уже на следующий день я направился в
сторону Таиланда. Таиланд находится по
другую сторону реки Меконг, через
которую переброшен огромный мост,
названный «Дружбой» (его строили жители
нескольких стран).
По этому мосту нельзя ходить пешком,
можно ездить только на специальных
автобусах, которые соединяют лаосский
пограничный пост и аналогичный тайский.
Автобусы ходят по несколько раз в час и всегда набиты битком.
Итак, я стал еще ближе к Австралии…»
На
этом записки Володи Иванова обрываются.
Можно было подождать от него
продолжения рассказа, но, возможно, оно
последует через несколько месяцев… Или
через год… Поэтому заинтригуем вас,
читатели, и пожелаем Володе Иванову
удачи и хорошего автостопа.
«Психологическая
газета: Мы и Мир» (№9[121]2006)
|