Сразу два российских
судна вернулись в Санкт-Петербург из
длительных кругосветных путешествий.
Это четырехмачтовый парусник «Крузенштерн»
и океанская яхта «Апостол Андрей».
«Апостол
Андрей» за время третьего
кругосветного плавания
установил мировой рекорд - парусник
первым из яхт этого класса обогнул по
всему периметру Антарктиду.
Свое
историческое плавание моряки
посвятили 185-летию открытия нашими
соотечественниками Антарктиды и 50-летию
начала изучения континента Российской
Антарктической экспедицией.
Сейчас яхта находится в Санкт-Петербургском
речном яхт-клубе.
Уже
были открыты основные материки и
острова, но ученые предполагали, что и на
южной «макушке» планеты должна быть
твердь. Ее именовали «Неизвестной южной
землей». Английский капитан Джеймс Кук
на своем фрегате в 1774 году подошел к
кромке льда. Дальше путь паруснику был
закрыт, и Кук
хвастливо заявил, что здесь нет и не
может быть никакой земли.
Эту
ошибку исправила русская экспедиция
Беллинсгаузена – Лазарева. В 1820 году
отважные моряки на парусных кораблях «Восток»
и «Мирный» ринулись в трудное плавание
на край света, обошли ледовые поля и
многочисленные айсберги и увидели землю,
закованную вечным льдом. Благодаря их
беспримерному подвигу мир узнал о
существовании шестого континента.
Теперь любой школьник может показать
его на карте и кое-что поведать о нем, но
далеко не все. До сих пор - более 50 лет -
там посменно работают специалисты
Арктического и Антарктического научно-исследовательского
института, узнавая много нового, вплоть
до залежей полезных ископаемых в этих
краях. Интерес к району
проявляют моряки, плававшие
на научных и китобойных судах, а ныне
– на яхтах. Речь идет об экипаже
яхты «Апостол Андрей»,
принадлежащей московскому Клубу «Приключение».
Эта
стальная крейсерская яхта создана на
Тверском вагоностроительном заводе,
модернизирована на кронштадтском
Морском заводе и петербургской «Северной
верфи». Она рассчитана на плавание в
любых условиях, в том числе и во льдах.
Длина судна составляет 16,2 м, ширина -
почти 5 м, водоизмещение 22 т. На борту
имеются современные навигационные
системы, радиостанция, спутниковый
телефон и компьютер, на который
поступают сводки и прогнозы погоды.
Наши читатели знают,
что яхта под водительством бессменного
капитана Николая Литау уже осуществила
две уникальные кругосветки: вокруг
Восточного и вокруг Западного полушарий,
установив ряд мировых рекордов. А
ныне «Апостол Андрей» завершил
третью оригинальную кругосветку. При
этом яхта полностью обогнула Антарктиду,
этот ледовый материк, по площади в два
раза превышающий Австралию!
Программа
смелого и рискованного вояжа родилась в
Клубе «Приключение». Бывая в этом
гостеприимном клубе, я видел, как
Николай Андреевич Литау,
обложившись картами и лоциями,
тщательно разрабатывал маршрут
плавания. Он решил обогнуть континент,
не выходя севернее 60-й южной параллели,
которая, согласно Международному
договору по Антарктиде, является
границей данного региона.
Плавание «Апостола
Андрея» началось от петербургской
Набережной лейтенанта Шмидта. Не без
приключений моряки прошли знакомыми
широтами Атлантического океана. На 49-й
параллели, последнем градусе «ревущих»
сороковых, почувствовали холодное
дыхание Антарктиды, увидели айсберги. «На
экране радиолокатора их насчитали до
полутора десятков! – отметил капитан в
нашей беседе с ним. - Всю ночь продолжали
опасный слалом между ледяными островами,
а плотный туман и моросящий дождь
ограничивали видимость. Утром стало
легче. Зашли на остров Южная Георгия, в
единственный населенный пункт
Грютвикен. В музее китобойцев увидели
экспонат, рассказывающий об экспедиции
Ф. Беллинсгаузена. Покинув остров, пошли
навстречу антарктическому шторму,
который… прервал наш вояж». Прервал, но
не погубил.
Мощные
волны разбивались о стальной корпус,
однако руль не выдержал какого-то «девятого
вала»! Капитан не растерялся, для
управления судном приспособил
деревянную дверь кубрика, но в таком
состоянии было нереально продолжать
намеченный маршрут в суровых
антарктических условиях. Пришлось
повернуть к ближайшим берегам – к Новой
Зеландии. В пути аварийная яхта
выдержала свирепый ураган, когда
скорость ветра превышала 30 метров в
секунду! И получила… необходимость в
дополнительном ремонте. В Веллингтоне устранили
основные неполадки, а попытать
антарктическое счастье было решено в
следующую навигацию. Яхта направилась в
ближайший родной
порт Владивосток - почти через весь
Тихий океан. По пути возникли новые
научно-познавательные
цели – посетить ряд островов
Полинезии и Микронезии, в том числе те,
которые были открыты русскими
мореплавателями в XIX
веке.
Зашли
на острова Тонга (так и королевство
именуется). В гавани стояли яхты из Новой
Зеландии, Англии, Германии, Дании, на
борту некоторых из них были подростки.
Да, море многим не дает покоя! Русских
всюду узнавали, видимо, сыграла роль
телепередача о прибытии «Апостола
Андрея». Главными
достопримечательностями столицы
оказались церкви и кладбища. «Тонга –
страна церквей» - так и сказано в
путеводителе. На базаре путешественники
увидели обилие рыбопродуктов: рыбы-попугаи
ярко-зеленого цвета, красный коралловый
окунь, экзотическая мурена, осьминоги,
морские ежи...
Испытав экваториальную жару,
яхта подошла к атоллам Аранука,
Абатику, Тарава и, наконец, к Маршалловым
островам – тридцатому
государству на нынешнем пути «Апостола
Андрея». На атолле Тарава осмотрели
места бывших боев американских морских
пехотинцев с японцами в ходе Второй
мировой войны. Сохранились орудия, доты,
другие сооружения. На другом атолле,
Маджуро, моряков привлек музей «Алеле».
Экспозиция музея открывается стендом,
посвященным русским экспедициям под
командованием капитан-лейтенанта Отто
Коцебу, который посетил острова в 1817 и 1824
годах.
Наш
морской Владивосток помог с ремонтом
яхты (новый руль был надежно укреплен), и
«Апостол Андрей» снова держал курс на
Антарктиду! Прошли «безмолвные»
семидесятые, как называют их английские
моряки. Но они редко бывают тихими –
лишь до очередного шторма. «С неба
падали красивые крупные хлопья снега,
облепившие яхту и всех нас, находившихся
на палубе», - записал капитан. Подошли к
острову Петра I
и с «удивлением увидели
- на берегу, а точнее – на льду несколько
палаток. Взойдя на палубу
стоявшего на якоре чилийского судна,
узнали: это высадилась международная
группа радиолюбителей, работавшая в
трудных условиях».
Строго
соблюдая взятый курс, «апостольцы»
достигли украинской, а затем российской
антарктических станций «Академик
Вернадский» и «Беллинсгаузен». К нашей
станции подошли в выходные дни. Ее
начальник Олег Сахаров прежде всего
предложил яхтсменам принять
вожделенный пресный душ, а затем
посетить церковь, недавно установленную
полярниками. Кстати, ее посещают также
чилийцы, англичане и другие иностранцы,
работающие в Антарктиде. Службу в храме
справляет иеромонах Калистрат, который
принимает участие и в повседневной
жизни станции. Затем под колокольный
звон «апостольцы» вместе с россиянами
отправились на польскую научную базу «Арцтовский»,
которая отмечала день своего рождения.
Члены
экипажа стойко выдержали многие
невзгоды плавания в экстремальных
условиях. Под стать выносливому
капитану Николаю Литау на последнем
этапе в команде были бравые моряки:
Михаил Каптюг и Александр Руднев –
вахтенные начальники, Анатолий Семенов
– боцман (он же художник), Алексей
Колосов – матрос. Обязанности кока все
выполняли поочередно. «Это настоящие
мужчины, прошедшие закалку на армейской
или флотской службе и выдержавшие
серьезное испытание океаном, -
подчеркивает руководитель Клуба «Приключение»
Дмитрий Шпаро. - А сколько раз моряки
попадали в жестокий шторм, перенесли
изнуряющую качку, утомительный штиль,
чувствовали адскую экваториальную жару,
переменчивую погоду средних широт!» В
свою очередь капитан Николай Литау
отметил: «Имея на борту современные
навигационные средства, механический
двигатель, практически пройдя курсом
первооткрывателей Антарктиды, мы поняли,
какие трудности
они испытали на себе в этих жестких
условиях. Мы преклоняемся перед
мужеством и выдержкой русских офицеров
и матросов, открывших миру новый
континент».
Экипаж
яхты «Апостол Андрей» осуществил
главную цель своей кругосветки –
обошел вокруг Антарктиды, не выходя
севернее 60-й южной широты, на что ушло 112
суток трудного и опасного пути. Этот мировой рекорд войдет в
летопись выдающихся
спортивных достижений великой
морской державы. Всего маршрут третьей
кругосветки продолжался,
если считать плавание от Владивостока
на юг, вокруг Антарктиды и возвращение в
Санкт-Петербург, более 10 месяцев. За
кормой яхты осталось около 30 тысяч
морских миль.
Теперь
яхтсмены задумываются о новых дальних
вояжах - ведь Мировой океан велик и
привлекателен.
«Психологическая
газета: Мы и Мир» (№8[120]2006)
|