6 июня 1961 года умер Карл Густав Юнг - швейцарский психолог и психиатр,
основатель аналитической психологии. Памяти Юнга посвящается эссе нашего
автора.
Безупречная гладь альпийского озера
отражает загадочное сооружение, похожее
на средневековый замок в миниатюре или храм неведомой религии.
Тишина. Уединенное место, насыщенное энергиями покоя и созерцания,
настраивает душу на встречу с окончательной, итоговой истиной (если таковая существует вообще).
Таинственное строение — дом замечательного
человека. Он всю жизнь искал
этой итоговой истины, открывая
другим бесконечные глубины душевной
жизни, сокрытые за зеркальной гладью
сознания, обучая прозревать сквозь
толщи
подводной тьмы светлые энергии
окончательного покоя и блаженного созерцания. Этот дом он строил и
перестраивал собственными
руками, сообразуясь со своими
медитациями и сновидениями, и
это было частью его поисков
истины. О Карле Густаве Юнге пойдет
речь.
Он не
был мистиком, он был врачом и
психологом. Тогда откуда же его
страсть к темным глубинам и просветляющим
созерцаниям? Попробуем
разобраться в загадке Юнга.
В окончательном виде миропонимание
Юнга представляет собой причудливую
симфонию научных, религиозных,
эстетических идей и мифологических
представлений. На научном уровне понимания юнговского
мировоззрения мы обнаружим
приверженность экспериментальному
методу и позитивистской методологии.
Напомним, что Юнг — автор ассоциативного
эксперимента. Ассоциативный
эксперимент — это окно в бессознательное.
И Юнг обустраивал это окно по естественнонаучным рецептам. Прибор
для измерения кожно-гальванической реакции, секундомер, самописец, статистическая
обработка результатов —
вполне привычные атрибуты научного
исследования.
Но отнюдь не позитивистские,
естественнонаучные идеи
определяют роль Юнга в культуре.
В начале двадцатого века окончательно формируется
психология без
души. Стремительно развивается экспериментальная психология, а душевная
жизнь разлагается научной методологией
на множество абстрактных психических
процессов. Эти психические
процессы предлагается изучать, в принципе,
теми же способами, что и природные
явления. Психология разбивается
на множество школ, каждая из
которых стремится приблизиться к идеалу
научности в русле свойственного
эпохе общего миропонимания.
И психоанализ Фрейда располагается
в общем фарватере. Безусловно, он разительно отличается от научной
психологии в своих идеях и техниках. Но
единственным правильным способом
познания для Фрейда остается
рациональное мышление. Душа
разлагается согласно некоторым
правилам на психические
элементы — влечения, комплексы (кстати, слово введено в обиход
Юнгом), структурные образования. И
все это — лишь модели, «рабочие
понятия», в идеале переводимые
на язык
анатомии нервной системы.
Не так у Юнга. Юнг предложил некоторые
представления, которые абсурдны с точки зрения господствовавшего в
начале века естественнонаучного подхода
к психике. И тем самым открыл новые уровни познания. Ему удалось
найти тропинку в Зазеркалье,
соскользнуть с плоскости позитивного
метода в глубины интуивного знания. Одним из таких представлений стала
идея о коллективном бессознательном.
Коллективное бессознательное — это
резервуар всего психического опыта
человечества, слой более глубинный,
чем личное бессознательное. А личное
бессознательное оставалось, в принципе,
прибежищем фрейдовских комплексов,
вытесненных болезненных впечатлений, всякого душевного мусора.
Коллективное бессознательное может
быть понято как бесконечное и безначальное
органическое целое, живой
источник прозрений поэтов, художников
и ученых. Все высоты и все
глубины, вся полнота света и вся пустота
тьмы, жар и холод, красота и уродство,
все жизненные пути и жизненные роли человека — все сокрыто там, пока
не осветится таинственным лучом сознания
какой-то его фрагмент, и вневременное
не воплотится в потоке времени, вплетется в ткань индивидуальной
судьбы.
Именно идея коллективного бессознательного
служит ключом к Гнозису,
является поворотным пунктом, где аналитическая психология (так назвал Юнг
свою систему) привносит в современное
познание новое измерение. Ибо
помимо рационального мышления как
источника познания оказывается возможным
иной способ постижения истины — интуитивное
проникновение в живые глубины
коллективного бессознательного.
Платонова метафора знания как воспоминания
обретает новую плоть в
аналитической психологии Юнга.
Но как возможно прочтение этого
вечного, вневременного знания заброшенным
в конкретную эпоху индивидуальным сознанием?
Понять это помогает другое
введенное Юнгом представление —
представление об архетипах. Архетип
—
это способ открытия
коллективного бессознательного индивидуальному
сознанию. Это матрица, структура опыта,
точнее, структура постижения, «априорная
форма познания» (так Юнг
повторяет вслед за Кантом). Не самый
образ, но структура
этого образа.
Архетип — это не логическое понятие,
не научная категория. Это метафора
глубинного опыта, позволяющая
понять, как возможно сообщение индивидуального
сознания с коллективным бессознательным. Архетипы наполняются
конкретным жизненным содержанием,
конкретными образами. Более
того, мы реализуем в своей жизни те
или иные архетипы (архетип Матери,
архетип Героя, архетип Шута и другие). Поэтому всякий образ, всплывающий
в сознании, указывает на его коллективное
содержание. Образ может быть истолкован как символ чего-то
иного, сокрытого, глубинного. Это не фрейдовский знак, которому можно
найти однозначное соответствие, не зависимо
от общей канвы. Нет, символический
образ многозначен, и в разных условиях один и тот же образ указывает
на разное. И толкование его может быть
многоуровневым. Поэтому архетипическое
знание — это знание символическое.
Вот ведь как далеко уже уводит нас
Юнг от естественнонаучного способа
познания. Символы, архетипы... Это
совсем другой язык. Язык мифологии и
религии. Юнгу удалось возродить
интуитивный способ познания, и
мифологические, и религиозные понятия
обрели для современного человека
новый живой смысл, престали быть
лишь архаическими отвлеченностями, превратившись в источники реального
опыта.
Какие
же методы предлагает Юнг для
проникновения в глубины бессознательного?
Это анализ сновидений и активное
воображение.
Прежде чем разобрать сущность
предлагаемых методов, расскажем вот
о чем. Большую часть времени мы помним себя в так называемом обычном
состоянии сознания. Оно не всегда
было нам свойственно и сформировалось
в детстве в процессе воспитания, общения с взрослыми. Мы узнали значения
предметов, обучились рациональному мышлению. Именно рациональное
мышление стало основным
способом описания наших восприятий,
и на основе его
понятий мы общаемся друг с другом.
Мы осознаем себя
как личности прежде всего в
обычном состоянии сознания. Однако
каждый из нас сталкивался и с иным опытом,
который не вписывался в рамки
обычного состояния сознания.
Прежде всего, это опыт сновидения.
Образы сновидений, их причудливые сочетания в совершенно
невероятные события и
сцены, снятие ограничений пространства
и времени во снах — все это свидетельствует
о том, что в сновидении
мы находимся в необычном состоянии
сознания, когда привычные рациональные
способы осмысления реальности
отступают на второй план.
Применение некоторых лекарственных
и наркотических веществ также приводит
к необычному состоянию сознания.
Гипноз, экстаз, медитация — все
это разновидности необычных состояний
сознания.
Юнг предлагает мягкую методику,
связанную с вхождением в необычное
состояние сознания. Она названа им «активным
воображением». ...Вы сидите в
расслабленной позе с закрытыми глазами,
ваше дыхание ровное, вы просто
наблюдаете возникающие зрительные
образы, следите за их свободными
трансформациями. Расслабленная поза,
равномерное спокойное дыхание, прикрытые глаза — все это служит
мостиком к необычному состоянию сознания.
Ваш рациональный внутренний
диалог затихает, и оказывается возможным
общение с глубинными, вне-личными
пластами души. Они являют
себя через символические образы. Постепенно
вы учитесь вызывать у себя
определенные образы, общаться с
ними, получать ответы на возникающие
вопросы. «Ответ» коллективного бессознательного
всегда приходит в символической,
образной форме.
Аналогичным образом предлагается
работать и со сновидениями. То есть
каждый вспоминаемый вами образ сновидения
«разыгрывается», «прорабатывается»
в активном воображении.
Отметим, что сновидение можно анализировать
по-разному. Там, где фрейдист
увидит указания на сексуальные
комплексы, последователь Юнга обнаружит послания коллективного бессознательного.
Более того, если вы будете
регулярно анализировать свои сновидения
под руководством аналитика-фрейдиста, то ваши сны постепенно
станут «фрейдистскими», удобными для
фрейдистского прочтения. А если у
юнгианца - то «юнгианскими»...
Но возникает вопрос: а ради чего
следует приобщаться к глубинам коллективного бессознательного? Нужно
ли это человеку? Юнг отвечает, что нужно.
Объясняет он это тем, что человеческая
душа непрерывно развивается. При
этом она проходит путь от смешения,
слитости с коллективным бессознательным к постепенной дифференциации,
свободной отдельности. Но при
этом личность отделяется от коллективного
бессознательного не механически,
как часть от целого, но творчески:
преобразуясь, восходя к высшему
синтезу архетипического содержания.
Этот процесс роста описывается
Юнгом как индивидуация. В своем узком, обыденном «я» человек может
осознавать себя как отдельное существо. Однако его поступки
свидетельствуют о его зависимости от неосознаваемых
побуждений. В начальной точке
индивидуации «я» связано материалом
неизжитых личностных комплексов.
А человек не осознает их содержаний.
Он наивно полагает, что знает себя. А знает он только свои социальные
роли, маску, Персону. Все, что не
вписывается в благоприятный образ
самого себя, — вытесняется. Но
оно не уходит — и беспокоит,
мучает неожиданными поступками, потерей контроля, забыванием, различными
более серьезными симптомами. Все
отрицаемые черты самого себя
составляют Тень личности. Именно
так обозначил Юнг совокупность
комплексов индивидуального
бессознательного. И вначале человек
знакомится с материалом Тени, учится его осваивать, осознавать. А,
осознавая, включать в обиход, повышая,
таким образом, гибкость своего
поведения. Например, если некто был
подчеркнуто вежливым, никогда не допускал
грубости, даже если сам от этого
страдал, то наверняка его Тень
проявится в образах, связанных с агрессивностью, проявлениями гнева. И в
сновидениях его могут
преследовать чудовища, бандиты,
дикие звери. Юнгианский терапевт
научит такого человека
«общаться» с гневными образами,
осознавать их как часть самого себя. То
есть сами эти образы «обучат» человека
новым, ранее для него
недоступным способам поведения.
Человек станет более уверенным в
себе, сможет проявить
настойчивость там, где он этого
ранее не делал.
Постепенно прорабатывая материал Тени через анализ
сновидений и активное
воображение, человек приближается
к коллективному бессознательному.
И первым событием здесь
становится встреча с архетипом
Женственности (Анимой) у мужчины и
архетипом Мужественности (Анимусом)
у
женщины.
Прорабатывая материал Тени, мы
обогащаем свой опыт теми ролями и способами переживания, которые отвергли
на более или менее ранних
стадиях своего развития как неприемлемые.
Тень устроена по принципу дополнительности
к обыденному сознанию.
Тот же принцип дополнительности
действует и на глубинном уровне. Самая
фундаментальная роль, которая, в отличие от ролей социальных, выбирается
не нами, а самой природой — это пол. Однако если сознание может быть
расширено за пределы индивидуального существования, то оно должно,
прежде всего, абстрагировать свою
половую принадлежность. На данном
этапе личностного роста особое внимание
обращается на женские (у мужчин) и
мужские (у женщин) образы активного
воображения и сновидений. Именно с
ними ведется внутренний диалог,
и они обогащают опыт личности, служат проводниками
в надличный мир коллективного
бессознательного.
Апофеозом внутреннего путешествия
— индивидуации, по Юнгу, является
встреча с Архетипом Самости. Ему предшествует мистический брак, соединение
мужского и женского начал
души. Оно переживается в соответствующих
образах и приводит к серьезным
душевным изменениям. Человек
приобщается к миру коллективного
бессознательного, уже не опасаясь быть им поглощенным (как при психической
болезни). Заканчивается терапия,
и начинается спонтанное творчество.
Архетип Самости часто предстает
в образе Мудреца либо в безличных
образах — таких, как геометрически
центрированный круг с различными
узорами. В Индии и на Тибете такие
цветные круги служат предметом
специальных медитаций и
называются
Мандалами.
Психотерапевтический процесс у
Юнга неразрывно связан с процессом
внутреннего роста, алхимического преображения
души, тайной индивидуации. Юнг не
находит адекватных терминов для
описания индивидуации в современном
языке. То есть реальный процесс
у современных людей, происходящий
на сеансах психотерапии, не
находит себе объяснения в терминах
современной науки. Юнг обращается к
религиозно-мистическому
наследию Востока и Запада. И,
главным образом, не
к
ортодоксальным источникам, а еретическим
и эзотерическим. С этой точки зрения Юнг может рассматриваться как
крупнейший современный ересиарх, а
его мировоззрение — как
наиболее яркая и значительная попытка воскресения
Гнозиса.
Юнг привнес в серые и стерильные
кабинеты научной психологии все краски
и ароматы мифологии и эзотерики.
Психологическая истина перестала
быть бесцветным абстрактным понятием,
формулой, теоремой, а стала живым
постижением, драматическим процессом,
прозрением, просветлением,
которое призван пережить каждый, рано
или поздно... Владелец причудливой
виллы на берегу тихого озера был ересиархом с точки зрения религии и
диссидентом, маргиналом с точки зрения
научного сообщества — Карл Густав Юнг, новый гностик.
P.S.
Уважаемый читатель! Если Вы хотите получать информацию из всех
рубрик газеты, подпишитесь на "бумажную" версию
"Психологической газеты: МЫ и МИР" по одному из следующих
каталогов:
1. Выгодная подписка по
каталогу "ПОЧТА РОССИИ". Индекс:
24638.
2. Каталог агентства "Роспечать" (трехцветный). Индекс: 32842.
3. Каталог "Пресса России". Индекс 83087.
4. Если Вы опоздали с подпиской,
можете подписаться с любого месяца текущего года через
Агентства: "Коммерсант-курьер"(Казань), «Артос-ГАЛ»(Москва),
"Интер-почта".
«Психологическая
газета: Мы и Мир» №1/2
(1999г.)