С
3 по 6 ноября в г. Казани прошел XVI
международный фестиваль фантастики и
ролевых игр «Зилантконт».
В
этом году его посетило более 2500 человек,
проведено свыше ста пятидесяти восьми
различных мероприятий.
Впервые
в рамках подобных мероприятий был
проведен Круглый стол «Ролевое движение:
право на игру». Редакция газеты
попросила прокомментировать событие
участника Круглого стола доктора
психологических наук, заведующего
отделом Государственной Третьяковской
галереи Виктора Александровича
Гуружапова.
Размышления
о «Зилантконте 2006».
Я
впервые был на таком мероприятии, и был,
не скрою, поражен двумя
обстоятельствами. Во-первых,
рядом с нами, я имею в виду психологов,
есть целый пласт человеческих
реалий, о которых мы мало что знаем.
Во-вторых, эта реальность внутри себя
уже достаточно развилась,
дифференцировалась и открывает перед
взором психолога интереснейший предмет
для анализа. Думаю, что нам надо
обязательно обратить на это внимание.
Вместе
с тем, какие-либо оценки давать еще рано.
Например, мне надо более детально
познакомиться с этим явлением. Поэтому
могу высказать лишь некоторые самые
общие соображения. Прежде всего, это
касается проблемы психологической
картины мира. Мы привыкли говорить о
картине мира либо в историческом
аспекте (картины мира человека
античности, средневековья и т.д.), либо
чисто в индивидуальном. А здесь иная
постановка вопроса. Вопрос стоит о
множественности миров, в которых
пребывают или пытают пребывать люди,
живущие в наше время. Жил себе человек,
не тужил, и вдруг он осознал: система
образов и отношений, которые его по-настоящему
волнуют, находятся где-то в 18 или 15, а то и
более древнем веке. Что он может в этот
момент ощутить? Скоре всего он испытает
интеллектуальное одиночество, ведь
вокруг него живут люди 21 века, или
считающие себя людьми 21 века. Ему
повезет, если он сумеет попасть в
сообщество любителей фантастики и
ролевых игр. Тогда
он обретет «соотечественников» по
историческому времени, и несколько дней
в году сумеет прожить полной жизнью,
полной впечатлений и переживаний своего
мира. Потом он как-нибудь пересидит
лихое время до новой игры, и снова
окунется в фантастический мир вечной
борьбы добра и зла. Конечно, эпоха, в
которой он оказывается на игре, весьма
условна. Скорее всего, это заново
сконструированный мир, в который
вкраплены образы, известные ему по
историческим книгам или фантастическим
романам. Но это его образы. И он готов
действовать в соответствии с логикой
игры и логикой действия героя, чью роль
он на себя взял. И
это происходит в жизни такого человека
2-3 раза в год
Зилантконт
в ряду мероприятий любителей
фантастики и ролевых игр занимает
особое место. Здесь не играют. Это своего
рода смотр или лучше сказать смотрины
сообщества. Сюда приезжают людей
посмотреть и себя показать. Надо узнать
о наиболее важных и интересных
предстоящих событиях из первых рук. Надо
всем сообщить о своих задумках. Здесь
формируются группы (от 100 до 400 человек)
будущих участников игр, которые
проводятся, как правило, летом на
природе. Происходит обмен опытом,
мнениями, сомнениями. В общем,
чувствуется живая творческая атмосфера.
Движение
ролевых игр и фантастики в данной
социальной форме начало активно
развиваться с началом перестройки.
Говорят, оно приняло эстафету от клубов
самодеятельной и авторской песни (КСП).
Может быть, это и так, но все же оно
существенно отличается. КСПешники жили
в современной эпохе, хотя и
сопротивлялись ей, а ролевики живут в
других и множественных мирах. И эту
жизнь нам психологам надо понять. В этом
явлении отражаются какие-то
существенные феномены современной
социальной ситуации именно на
индивидуальном психологическом уровне.
Если это сможем понять, то выйдем не
решение некоторых важных проблем
образования, социального
взаимодействия и психологического
консультирования.
Наконец,
хочу поделиться еще одним наблюдением.
Ролевые игры в настоящее время
проектируются и реализуются людьми,
которые фактически являются
профессионалами своего дела. Подлинные
профессионалы при этом четко фиксируют
момент риска, который должен быть в
подлинной игре. Настоящий мастер игры
ищет для себя такую роль, с позиции
которой он может влиять на ход игры, не
разрушая ее условности. При этом он
рискует. Он надеется только на свои силы.
В результате в практике игр
воспитываются очень ответственные и
энергичные люди. Наблюдая за работой
таких организаторов Зилантконта, как
Дмитрий Забиров, Петр Шилов, Полина
Щербатюк и многих других, я четко понял,
практика сообщества любителей
фантастики и ролевых
игр открывает особые возможности
человека. Ведь эти люди в течение 4-х дней
спали по 2-3 часа в сутки и при этом
сохраняли ясность мышления,
обаятельность в общении, оперативность
в решении различных вопросов. Поэтому
так важно психологам понять, что собою
представляет это явление.
«Психологическая
газета: Мы и Мир» (№12[124]2006)
|