В Инженерном
корпусе Третьяковской галереи до
29 мая можно посмотреть картины
Марка Шагала. Выставка называется «Здравствуй,
Родина!».
Несмотря на
название, это уже не первая встреча
москвичей с искусством художника, но самая
представительная выставка его работ в
нашей стране. Под крышей Третьяковской
галереи собраны около 200 произведений Марка
Шагала из музейных и частных коллекций
России, Франции и Швейцарии. Российский
зритель впервые получил возможность
проследить за становлением неповторимого
художественного языка Шагала, и в этом
смысле состоялось действительно новое
знакомство с его творчеством на Родине.
На выставке можно
увидеть ранние рисунки мастера, когда он
еще искал себя как художник. В рисунках уже
появляется знакомый по более поздним
работам стиль, темы, которые будут
сопровождать его всю жизнь.
В одном из залов
разместился кабинет графических работ
художника. Вот замечательный по настроению
и ритму рисунок «Беженцы» 1914 года: бредет
женщина с ребенком на руках; за ней в такой
же согбенной позе – мужчина с кошкой на
руках, которую он держит, как женщина
младенца; за ними - ребенок
на кривых ножках и со старческим лицом.
Особое место на
выставке отведено театральным работам
мастера. Реконструированы его росписи для Еврейского камерного
театра в Москве, которые сам Шагал долгое
время считал утраченными. Панно «Танец», «Литература»,
«Музыка», «Любовь на сцене» поместили в
стилизованное театральное фойе, где
тщательным образом соблюдены даже оконные
простенки.
На этом
театральный раздел выставки не завершается:
зритель может посмотреть еще и на
эскизы, сделанные Шагалом для плафона
Парижской оперы.
В экспозиции много ранних
витебских работ, хорошо знакомых в России,
однако организаторы выставки решили
акцентировать наше внимание на той части
наследия Шагала, которая находится за
рубежом и у нас мало известна.
27 картин приехали
из парижского Центра Помпиду. Среди них
этапные и знаковые работы: «Свадьба» (1910), «России,
ослам и другим» (1911), «Ангел с палитрой»
(1927-1936). Впервые в Москву из Швейцарии
прилетела его знаменитая картина «Желтая
комната».
Из Национального
музея «Библейское послание Марка Шагала» в
Ницце привезли трехметровое полотно «Авраам
и три ангела» - шагаловскую Троицу. В
этом музее на Лазурном берегу мастер
сам определил место каждому полотну,
завещая никуда не вывозить эти картины.
Однако для выставки в Третьяковке табу было
нарушено, и внучки Шагала, специально
приехавшие на открытие экспозиции в Москву,
считают, что знаменитый
дед одобрил бы их решение.
Потому что для
Шагала всегда была важна связь с Россией -
неисчерпаемым источником тем, сюжетов и
образов в течение всей его жизни. В одном из
писем, адресованных руководству
Третьяковской галереи, он называл себя
художником, «который всю жизнь остался
верен духу своей Родины». А другое письмо
закончил словами: «желаю Вам, всем и моей
родине счастья…». Шагал не был вечным
изгнанником: он приезжал в Россию в 1973 году
на открытие выставки
своих работ в
Третьяковской галерее. Тогда он, в
частности, сказал:
Тогда он побывал в
Москве и Ленинграде, но так и не решился
посетить Витебск, город
своего детства и юности.
Шагал
– творец своей личной мифологии. В его
картинах реальное переплетается с
фантастическим: по улицам снуют горожане,
играют музыканты, бродят
коровы и козы, однако так же свободно
они летают по небу и парят в нем вместе с
ангелами, пророками и влюбленными. Витебск
на его картинах – такой же активно
действующий персонаж, как и прочие живые
существа. Свой родной город художник всегда
носил в своем сердце, и даже Париж
для него позже станет только «вторым
Витебском».
Шагал обладает
ярко выраженной интуицией, которая
помогает ему рассказывать о том, что
невыразимо словами - о сокровенном. Он
завоевывает симпатии зрителей благодаря
своему умению говорить самое главное о
любви, тоскливой жизни провинциального
города, о существовании маленького
человека – его радостях, привязанностях,
печальной бедности. Он как никто другой
рассказал о безмолвном
– глаза в глаза – диалоге человека
с коровами, козами, петухами и собаками,
которые делят с ним радость и горе его бытия.
Иногда Шагала
укоряют за то, что он не отражал в работах
исторические катаклизмы своего времени. Но
войны и революции проходят, а любовь к
женщине, родине, другому человеку остается.
Именно поэтому с нами остается
Шагал.
«Психологическая
газета: Мы и Мир»(№4[104]2005)
Наверх |
При использовании материалов сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" или на сайт обязательна