Ольга Жигарькова

Шагал, который «верен духу своей Родины»

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи до  29 мая можно посмотреть картины  Марка Шагала. Выставка называется «Здравствуй, Родина!».

Несмотря на название, это уже не первая встреча москвичей с искусством художника, но самая представительная выставка его работ в нашей стране. Под крышей Третьяковской галереи собраны около 200 произведений Марка Шагала из музейных и частных коллекций России, Франции и Швейцарии. Российский зритель впервые получил возможность проследить за становлением неповторимого художественного языка Шагала, и в этом смысле состоялось действительно новое знакомство с его творчеством на Родине.

На выставке можно увидеть ранние рисунки мастера, когда он еще искал себя как художник. В рисунках уже появляется знакомый по более поздним работам стиль, темы, которые будут сопровождать его всю жизнь.

В одном из залов разместился кабинет графических работ художника. Вот замечательный по настроению и ритму рисунок «Беженцы» 1914 года: бредет женщина с ребенком на руках; за ней в такой же согбенной позе – мужчина с кошкой на руках, которую он держит, как женщина младенца; за ними -  ребенок на кривых ножках и со старческим лицом.

Особое место на выставке отведено театральным работам мастера. Реконструированы его  росписи для Еврейского камерного театра в Москве, которые сам Шагал долгое время считал утраченными. Панно «Танец», «Литература», «Музыка», «Любовь на сцене» поместили в стилизованное театральное фойе, где тщательным образом соблюдены даже оконные простенки.

На этом театральный раздел выставки не завершается: зритель может посмотреть еще и на  эскизы, сделанные Шагалом для плафона Парижской оперы.

 В экспозиции много ранних витебских работ, хорошо знакомых в России, однако организаторы выставки решили акцентировать наше внимание на той части наследия Шагала, которая находится за рубежом и у нас мало известна.

27 картин приехали из парижского Центра Помпиду. Среди них этапные и знаковые работы: «Свадьба» (1910), «России, ослам и другим» (1911), «Ангел с палитрой» (1927-1936). Впервые в Москву из Швейцарии прилетела его знаменитая картина «Желтая комната».

Из Национального музея «Библейское послание Марка Шагала» в Ницце привезли трехметровое полотно «Авраам и три ангела» - шагаловскую Троицу. В  этом музее на Лазурном берегу мастер сам определил место каждому полотну, завещая никуда не вывозить эти картины. Однако для выставки в Третьяковке табу было нарушено, и внучки Шагала, специально приехавшие на открытие экспозиции в Москву, считают, что  знаменитый дед одобрил бы их решение.

Потому что для Шагала всегда была важна связь с Россией - неисчерпаемым источником тем, сюжетов и образов в течение всей его жизни. В одном из писем, адресованных руководству Третьяковской галереи, он называл себя художником, «который всю жизнь остался верен духу своей Родины». А другое письмо закончил словами: «желаю Вам, всем и моей родине счастья…». Шагал не был вечным изгнанником: он приезжал в Россию в 1973 году на открытие   выставки своих  работ в Третьяковской галерее. Тогда он, в частности, сказал: - Я сердечно благодарен вам за приглашение сюда, на мою Родину, после пятидесятилетней разлуки. Вы не видите в моих глазах слез, ибо, как ни странно, и вдали я душевно жил с моей Родиной и Родиной моих предков. Как дерево с Родины, вырванное с корнями… Я остался верен моим родителям из Витебска...

Тогда он побывал в Москве и Ленинграде, но так и не решился посетить Витебск, город  своего детства и юности.

Шагал – творец своей личной мифологии. В его картинах реальное переплетается с фантастическим: по улицам снуют горожане, играют музыканты, бродят  коровы и козы, однако так же свободно они летают по небу и парят в нем вместе с ангелами, пророками и влюбленными. Витебск на его картинах – такой же активно действующий персонаж, как и прочие живые существа. Свой родной город художник всегда носил в своем сердце, и даже Париж  для него позже станет только «вторым Витебском».

Шагал обладает ярко выраженной интуицией, которая помогает ему рассказывать о том, что невыразимо словами - о сокровенном. Он завоевывает симпатии зрителей благодаря своему умению говорить самое главное о любви, тоскливой жизни провинциального города, о существовании маленького человека – его радостях, привязанностях, печальной бедности. Он как никто другой рассказал о  безмолвном – глаза в глаза – диалоге человека  с коровами, козами, петухами и собаками, которые делят с ним радость и горе его бытия.

Иногда Шагала укоряют за то, что он не отражал в работах исторические катаклизмы своего времени. Но войны и революции проходят, а любовь к женщине, родине, другому человеку остается. Именно поэтому с нами остается  Шагал.

«Психологическая газета: Мы и Мир»(№4[104]2005)

Наверх

Rambler

хостинг от azz.ru


При использовании материалов сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" или на сайт обязательна