В Историческом музее
появилась хорошая традиция камерных выставок, приуроченных к историческим
датам. Словно фокусник взмахивает волшебной палочкой – и раскрывается
страница истории, обрастает живыми подробностями, приметами быта наших
предков. В последних числах октября открылась экспозиция, посвященная
некруглой дате - 90-летию Декрета «О ликвидации безграмотности среди
населения РСФСР».
Выставка показывает масштабы
борьбы с невежеством и ее потрясающие результаты:
за 20 лет в Советском Союзе обучили грамоте
почти 60 миллионов человек!
Авторам выставки «Поход за
культурой» удалось передать пафос и масштаб просветительской работы, мощь
стратегии и многообразие, гибкость тактических приемов, использованных для
решения грандиозной задачи.
Выставка заставляет
мучительно раздумывать, почему сейчас не видно энтузиазма к решению
проблем в нашем Отечестве, как это было восемьдесят лет тому назад.
Сегодня только руками разводят: то коррупция
мешает, то кризис – ну нельзя ничего поделать! Все проблемы увязают в
бесконечной говорильне, опускаются руки у рядовых граждан, которые готовы
делать общее дело, засучив рукава. И этот контраст между настоящим и
прошлым становится столь очевидным на выставке, что хочется пригласить в
Исторический музей господ из расположенной неподалеку Государственной
Думы, чтобы поучились они работать у чиновников послереволюционной поры.
Документы, фотографии,
плакаты, первые советские азбуки и буквари, представленные на
выставке, передают творческую атмосферу того времени, нацеленного в
будущее, к великим свершениям. На марше был великий мобилизационный
проект, в результате которого страна, лежавшая в разрухе, страдавшая от
голода, холода и эпидемий, превратилась в мощную державу, способную
противостоять фашистской Германии.
Это сейчас, если судить по телевизионной
пропаганде, у нас в прошлом – только богобоязненный Колчак в белоснежной
фуражке, отправлявший карательные отряды вразумлять непонятливых сибирских
мужиков, да кровавый сталинский режим. Народу подрезают крылья, погружают
во тьму, отучая от света научного знания, нравственных идеалов, здоровых
отношений между людьми.
Выставку надо
увидеть молодым, чтобы знать, что есть чем гордиться в советском прошлом
своей страны. Выставка продлится до 19 января 2010 года.
В середине 19 века грамотными в России были
6 процентов населения. Поэтому после отмены
крепостного права вопрос о всеобщем начальном обучении постоянно
ставился на земских собраниях.
Чтобы приобщить людей к знаниям, создавались
церковно-приходские школы, в которых крестьянские дети могли учиться в
течение одного или двух лет, бесплатные гимназии, существовавшие на
частные пожертвования. Издавались народные азбуки, вроде «Копейки»,
названной так потому, что стоила она всего одну копейку. Широкую
популярность в стране получили представленные на выставке «Золотая азбука»
с текстами молитв, заповедей, духовно-нравственных рассказов, и «Родное
слово» Ушинского (первое издание – 1864 год).
Однако все это не решало проблемы. Итоги
Первой Всероссийской переписи населения в 1897 году показали, что только
21 процент населения умеет читать, а значит, закончили начальную школу.
Хотя по сравнению с серединой 19 века общий уровень грамотности вырос в
три раза, России было далеко до стран Западной Европы.
В 1911 году Государственная
Дума приняла финансовый план всеобщего обучения, согласно которому
материальная база для всеобщего начального образования должна быть
подготовлена в 1920-х годах.
И, тем не менее, в 1917 году в
стране две трети населения не умели читать и писать. Особенно безотрадным
было положение в деревне, где 80 процентов крестьян оставались
неграмотными, и в национальных окраинах, где неграмотные составляли 99,5
процентов населения. Как строить
коммунизм, когда рабочий класс неграмотен? 26 декабря
1919 года Ленин подписал Декрет «О ликвидации
неграмотности среди населения», в котором было провозглашено: «1)
Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или
писать, обязано обучиться грамоте на родном или русском языке, по
желанию... 3) ...привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой
повинности все грамотное население страны,.. с оплатою их труда по нормам
работников Просвещения. 4) К... участию в работах по ликвидации
неграмотности привлекаются все организации: профсоюзы, местные ячейки РКП,
союз коммунистической молодежи, комиссии по работе среди женщин и проч. 5)
Обучающимся грамоте... рабочий день сокращается на два часа на все время
обучения, с сохранением заработной платы. 6) Для ликвидации
неграмотности... использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома,
подходящие помещения на фабриках, заводах, в советских учреждениях».
Как выполнить такой Декрет в стране, где шла
гражданская война, где было холодно, голодно, не
хватало учителей, помещений для
учебы, не было даже достаточного количества бумаги и письменных
принадлежностей? Н.К. Крупская вспоминала, что тогда «карандаши чинили
топором, писали при лучине». Чернила делали из свеклы, сажи, писали на
плакатах, четвертушках бумаги, углем на побеленных стенах.
В стране был установлен «военный коммунизм»,
и вопросы решались очень жестко. Уклоняющиеся от установленных Декретом
повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекались к
уголовной ответственности.
Для пропаганды знаний стали
использовать мощные идеологические средства. На стенах домов, витринах
магазинов и даже мостовых появились лозунги: «Без грамоты – сколько
срама-то!», «Безграмотность – родная сестра разрухи», «Стройте школы – не
будет тюрем».
Старые педагоги противились политизации
образования, не хотели работать в советской школе. И действительно, азбуки
и буквари пестрели терминами «партия», «Ленин», «колхоз», «кулак». «Жатву
мы сберем ликуя. Нет помещика буржуя!» «Звезды сиянье ярко-красной – знак
жизни новой и прекрасной!» «Рабочий свергнул гнет царизма, у врат стоим мы
коммунизма». «Попы и кулачье, воюя с беднотой, Берут не силою, так черной
клеветой. Чтоб мироедам всем дать правильный ответ, Узнайте правду всю из
книжек и газет». В ситуации гражданской войны без пропагандистского пафоса
победить было невозможно, но старых спецов еще надо было в этом убедить.
Кроме того, был брошен лозунг: «Товарищ! Обучи хоть одного неграмотного!
Этим ты поможешь убить разруху!», «Пусть каждый грамотный ликвидирует
неграмотность сорока человек!». Учителя занимались утром с детьми, а
вечером - со взрослыми. Позднее к ним подключились студенты и грамотные
школьники, обучая грамоте родителей, дедушек и бабушек.
Как же было построено начальное образование
для взрослых? Организовывались школы для взрослых («Конечной целью
трехмесячных занятий в школе взрослых является усвоение учащимися навыков
к гладкому чтению газет и брошюр, к опрятному письму и простейшим
операциям над числами в пределах тысячи»), школы грамоты, пункты
ликвидации неграмотности («ликпункты»). Продолжением ликпункта стали
избы-читальни, народные дома, школы для взрослых повышенного типа.
Декрет возлагал работу по обучению на
Наркомпрос. Важнейшую роль в ликвидации неграмотности сыграла Надежда
Константиновна Крупская. Практическая
сторона реализации Декрета, начиная от учебных пособий и заканчивая
выбиванием средств на нужды ликбеза, легла на ее плечи.
Но, думается, не только Крупская – на всех
этажах системы просвещения, всюду на местах возникали оригинальные решения
этой государственной проблемы.
Поскольку население могло обучаться грамоте
на национальном языке, в стране только в 1922 году был издан миллион
учебников на украинской мове. На выставке они расположились рядом с
глобусом для школьников Латвии, географические названия на котором
написаны на латышском языке.
Облегчить доступ к знаниям стремились
каждому. Мы видим газету-букварь, букварь для взрослых «Долой
неграмотность!», букварь для железнодорожников, букварь для
сельскохозяйственных и лесных рабочих.
Всесоюзная перепись населения 1939 года
показала, что количество грамотных в стране возросло до 87 процентов.
Таким образом, накануне военных испытаний задача достижения всеобщей
грамотности была выполнена.
Так возвышали разум человека до просвещенного
научного сознания. А сейчас настойчиво, не обращая внимание на протесты,
пропагандируют астрологию, мистику, насильственно погружают население во
мрак полусознательного
мифологического сознания. Падает общий культурный уровень в стране.
По подсчетам МВД, в России
более 700 тысяч детей-сирот, 2 миллионов неграмотных подростков.
Проблема неграмотности
взрослого населения России обостряется в связи с ростом числа мигрантов из
других республик, которые плохо владеют русским языком. В нашей стране не
существует центров обучения грамоте для взрослых. Поэтому растет число
людей, которые не способны написать заявление, определить маршрут по
карте, помочь собственному ребенку выполнить домашнее задание - то есть
решать элементарные задачи своей повседневной жизни. Ценный опыт, который
был создан в стране в 1920-30 годах, может быть использован для решения
этих проблем. Было бы желание.
«Психологическая
газета: Мы и Мир» (№11[159]2009)
|