Мода – это, конечно, игра, в которую играют
люди. Эта игра столь приятна, что за нее готовы платить. За что платят
женщины, следуя стилю Габриэль Шанель?
Попробуем найти ответ на этот вопрос на
выставке «Шанель: по законам искусства».
Выставка неожиданна: она поражает и
удивляет. Привычные залы Музея изобразительных искусств преобразились:
огромные пространства разбиты на ячейки, подобные дорогим бутикам. Ты
движешься между ними по бежевому ковровому покрытию, смягчающему звуки
шагов, словно по улице неведомого города. Стены «бутиков» снаружи отделаны
белой кожей. Откуда-то сверху несется приглушенное бормотание голосов –
успокаивающее, подобное щебетанью беззаботных подружек за чашечкой кофе. В
этом белом городе то тут, то там разбросаны стопки муляжей книг в белых
паереплетах, с белыми пустыми листами. Свет приглушен, лишь на белые листы
из глазков-проекторов сверху проливаются какие-то изображения. Главное –
не что. Главное – как. Здесь главное – атмосфера моды. Вы попадаете в
Особый Мир, мир избраных, утонченных, прекрасных женщин, вас вовлекают в
Игру, которую ведут дома моды с женщиной и с мужчиной женщины – вернее, с
его кошельком.
Выставка стильная, сделанная со вкусом. «Ох,
этот французкий шарм!»- скажете вы и ошибетесь – выставка не плод
импульсивного самовыражения, это результат длительной интеллектуальной
работы автора экспозиции месье Жана-Луи Фромана, историка моды и создателя
музея современного искусства в Бордо. Вы заходите в маленькие
комнатки-бутики, которые носят названия «Черные», «Венеции» (любимый город
ассоциировался у Шанель с цветом золота), «Красные», «Твид» и «Пески».
Это миры женщины, которая хочет быть всегда
новой, разной, меняет свои увлечения и пристрастия, но всегда остается
собой.
Поскольку наша индивидуальность открывается
нам самим в течение всей жизни, то и суть стиля Шанель тоже открывалась
постепенно, в течение всей жизни Мадемуазель. Комнатки (они, как бутики,
малы и уютны) рассказывают о развитии стиля Шанель, ее увлечениях,
достижениях в мире моды. Тут и знаменитое «маленькое черное платье», и
красная, как кровь на губах, помада, и твидовый костюм, окантованный
цветной тесьмой, и вышивки для моделей вечернего платья, которые родились
из сотрудничества Шанель с княгиней Марией Павловной, которая держала
золотошвейное ателье.
Выставка ублажает эстетическое чувство – она
красива. Каждый бутик имеет свой коридорчик, стены которого обиты
великолепными тканями, он благоухает духами Шанель. В каждом бутике царит
минимализм – витрина с платьями, одна стена с фотографиями из модных
журналов, другие – с фотографиями самой Мадемуазель и картинами
художников, повлиявших на ее творчество. Естественно, что в бутике
«Черные» платья – черные и модели одеты в черное; в бутике «Венеции» все
блещет золотом, а в красной комнате все - цвета крови.
В чем сила этого имени: «Шанель»? Теряют
свое лицо, обесцвечиваются «Диоры», «Балмэны», «Ив Сен Лораны», а «Шанель»
не стареет. Шанель умерла в 1971-ом, пришел Карл Лагерфельд, но компания
по-прежнему сохраняет свое лицо, свой стиль.
«Не слишком много уважения,
немного юмора, и легенда будет жить», - считает Лагерфельд. Надо сказать,
что стиль Шанель при нем – нет, не изменился, но... сменил свой запах:
теперь это не «Шанель №5», а более пряный, слегка мужской аромат... Тот,
что мужчины называют унисексом.
Конечно же, выставка стала гимном
нестареющим духам «Шанель №5». Гениальная, блестящая находка Шанель
родилась из ее увлечения византийским богатством двора русских царей. Этот
великолепный, многогранный запах играет, как свет на гранях драгоценных
камней, украшающих золотые оклады икон. Этот запах ярок, драгоценен и
свеж. Это – аромат цариц, восседающих на троне. Но ведь каждая женщина в
глубине души уверена, что она и есть Царица на троне... Недаром сама
Шанель сказала, что «это духи для женщины, которые пахнут, как женщина».
Вернее, так пахнет мечта о женщине, ее идеал...
Имя Шанель, видимо, вобрало в себя какие-то
психологические ожидания, смутные женские грезы и мечты.
Интересна история этих духов. Они созданы –
страшно подумать! - в 1922 году. В то время духи еще были моноароматными,
повторяя запах только одного цветка. Никому не приходило в голову
использовать в парфюмерии достижения химии, чтобы синтезировать аромат и
затем закрепить его, помогая ему надолго сохраниться.
Великий князь Дмитрий Павлович (тот самый,
убийца Распутина!), с которым у Шанель был роман, познакомил ее с
придворным парфюмером дома Романовых Эрнестом Бо. Вместе с ним Мадемуазель
взялась экспериментировать с запахами. По ее просьбе Бо создал 20 смесей
цветочных ароматов. Габриэль выбрала пробирку №5 и, добавив к
понравившемуся аромату запах ландыша, назвала духи «Шанель №5».
Что включает в себя миф о Шанель, кроме
аромата знаменитых духов?
Это сказка о гадком утенке, столь любимом в
Западной Европе. Бедная девочка, чье грустное детство прошло в монастыре,
превратилась в прекрасного лебедя, которым восхитился весь мир.
Ну и, конечно, миф о Шанель включает в себя
богатство, роскошную жизнь прекрасного лебедя. Он включает в себя жизнь в
кругу избранных – артистической богемы и аристократических семей Европы.
Поэтому на выставке – так, между прочим, но
в обязательном порядке - упоминаются имена русских великих князей и
княгинь, герцога Вестминстерского, имена Пикассо-Кокто-Стравинского и
Дягилева с его Русскими балетами.
Миф о Шанель – это миф о награде смелому, не
боящемуся нарушать правила. Это восхищение преступающим, желание
приобщиться к тем знакам бунтарства, который был так любезен 20-му веку.
Мы видим на выставке ритуальные церковные предметы, побудившие Шанель
создавать украшения и аксессуары. Этот легкий флер святотатства помогает
понять Францию, понять спокойный атеизм, с которым создавались красивые
игрушки - избыточно дорогие, огромные кресты, превратившиеся в руках
ювелиров Дома Шанель в дамские украшения. Шанель говорила: «Мне наплевать
на драгоценности. Они ничего не добавляют к радости жить. Украшений должно
быть много. Если они настоящие - это отдает хвастовством и дурным вкусом.
Я делаю фальшивые и очень красивые. Они даже красивее настоящих».
Шанель бесцеремонно ворвалась в мир мужчин и
отдала его женщинам. Однажды она сказала Сальвадору Дали, что всю жизнь
трансформировала мужскую одежду в женские жакеты, прически, галстуки и
манжеты.
Мадемуазель материализовала Женственность
через атрибуты – запах и одежду.
Красивый миф, созданный Шанель, питается
женскими иллюзиями, мечтой об утверждении Вечной Женственности, что
ступает по земле, дыша духами и туманами.
Выставка «Шанель: по законам искусства»
можно увидеть в ГМИИ им. Пушкина до 21 ноября.
«Психологическая
газета: Мы и Мир» (№9[121]2006)
|