Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

 

 

 

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ОДЕВАЛ СВОЮ ЭПОХУ


На открытии выставки «Поль Пуаре – король моды» в Московском Кремле разгорелся спор между журналистом и директором музея Е.Ю. Гагариной. Представитель прессы был возмущен тем, что в сокровищнице национальной культуры выставляется модный кутюрье начала 20 века. В ответ Елена Юрьевна Гагарина, в частности, предложила журналисту осмотреть экспозицию кремлевских музеев, в которых выставлены и платья, и обувь, и предметы быта, и кухонная утварь – правда, более ранних времен. И действительно, мы порой забываем о том, что материализованная в вещах история – это не только наследие древних столетий, но и завершившегося недавно 20-ого века. История творится без остановки, ежечасно и повсеместно. Вещи, окружающие нас в течение жизни, могут не только рассказать о своих хозяевах – об их вкусах, материальном положении, образе жизни, но и об авторах вещей, творцах материальной культуры своей эпохи. А высокая мода – это и искусство, и культурное наследие. Среди ее создателей в начале прошлого века был и Пуаре. Мы и теперь порой носим то, что придумал именно он, король моды Поль Пуаре.

Интерес к повседневной жизни людей разных эпох, стран, профессий и сословий сегодня очень высок. Недаром в нашей стране такой популярностью пользуется серия книг «Повседневная жизнь человечества» издательства «Молодая гвардия». Во Франции, долгое время являвшейся сердцем модной индустрии, прекрасно понимают, как важно сохранить память об истории моды, поэтому в Париже существует Городской музей моды (музей Гальера), а в Грасе – Международный музей парфюмерии, где хранятся исчезающие парфюмы, записи формул духов различных фирм.

 

С началом 20 века обеспеченная женщина постепенно превращалась из украшения быта   мужчины – в самостоятельное действующее лицо. Она начинала вести активный образ жизни, и привычная одежда становилась для нее неудобной, стесняя движения – пышные юбки и в особенности тесные, не позволявшие вздохнуть полной грудью корсеты. Самые известные кутюрье того времени, чуткие к настроениям эпохи, принялись конструировать свободные платья, для которых тело не нужно было утягивать в корсет. Среди них был и Поль Пуаре. Творчеству мастера посвящена выставка, которая сейчас проходит в Музеях Московского Кремля.

Маленький полный мужчина с модными усиками, чья фамилия и внешний облик так мило перекликаются с образом детектива Эркюля Пуаро Агаты Кристи, Поль Пуаре был признанным диктатором моды перед Первой мировой войной. Он родился в семье, где умели ценить вещи: его отец торговал шерстяными тканями, а дядя был антикваром. Еще в школе Поль проявил склонность к искусствам: он играл на скрипке, участвовал в спектаклях, рисовал.

В модном Доме Ворта, в котором Пуаре работал в 1901 году, шутливо делили создаваемую одежду на «жареную картошку» (практичная повседневная одежда) и «трюфеля» (роскошные платья для приемов). Открыв свой собственный Дом моды в Париже в 1903 году, Пуаре следовал двум этим направлениям  и в каждом из них добился успехов.

Он полагал, что внимание должна привлекать сама женщина, а не платье, которое на ней надето. Он говорил: «Я испытываю удовлетворение от своих моделей только тогда, когда они, подобно античной статуе, очаровывают простотой и спокойным совершенством». Он экспериментировал с выкройками, создавая разнообразные свободные формы одежды: кимоно, тунику, платье-футляр, «гаремные» брюки-шаровары. Он делал женщину загадочной, драпировал ее фигуру, украшал наряды бисером и вышивкой. Ему удалось создать особый стиль, в котором восточные мотивы сочетались с классицизмом одежды эпохи Директории.

Пуаре умело популяризировал свои модели, разъезжая по миру с рекламными турне. Он впервые ввел практику дефиле, когда на подиум выходили манекенщицы. Сто лет назад Пуаре отправился в свой первый модный тур и объехал всю Европу. В России он посетил Петербург и Москву. Для своего модного Дома кутюрье отовсюду привозил ткани, вышивки, тесьму и ленты, используя их для создания новых нарядов. В России он купил нарядные скатерти, которые тоже пошли на изготовление платьев. Пуаре всегда проявлял интерес к национальной одежде. После поездки в Россию он стал использовать для своих моделей в восточном стиле кокошники, сапоги, принялся отделывать наряды полосками меха. У него были платья, которые назывались «Самовар» и «Петрушка». Однако бешеную популярность перед Первой мировой войной неожиданно приобрел стиль «Минарет», созданный мастером для театральных постановок. Наряд представлял собой тунику, напоминающую абажур и державшуюся на обручах. Особый успех такие платья имели  в Америке, куда Пуаре ездил в 1913 году. Казалось бы, ходить в такой одежде крайне неудобно, но всякая уважающая себя модница имела тогда в своем гардеробе хотя бы один такой наряд. 

Однако прорывом в будущее стали не эти роскошные изыски, а упрощенный силуэт прямого платья «шемиз», покрой переда и спинки которого был одинаков, за исключением выреза  горловины. Украшением платья служили роскошные декоративные пояса, которые можно было носить под грудью или на линии бедер. На создание такого наряда уходило не более получаса, поэтому модель была названа «Минутным платьем». Это был образец вполне современного дизайна одежды.

Пуаре полагал, что самые смелые  и удобные наряды женщины станут носить дома, однако отчаянные дамы решили иначе и вышли в них на улицу. Среди них была и жена кутюрье, Дениза: она носила и «Минутное платье», и юбку-брюки, и была среди первых, кто надел укороченную юбку.

Однако новаторство Пуаре не ограничилось новыми дамскими силуэтами: он создал целую индустрию роскоши, которая включала в себя интерьер, наряды и духи. Он пропагандировал среди состоятельных людей стильный образ жизни. Недаром в США его называли «королем моды», а во Франции именовали «Великолепным».  Журнал «Вог» писал, что все привыкли к тому, что к нарядам продаются аксессуары, шляпки и сумочки, однако «кутюрье до сего момента уж точно никогда не требовали, чтобы стулья, портьеры, ковры и обои учитывались при выборе платья, или, скорее, чтобы стиль одежды оказывал влияние на оформление домашнего интерьера». В 1911 году Пуаре открыл небольшую художественную школу; мастерскую «Мартина», в которой создавались ткани, мебель, панно, обои; парфюмерно-косметическую компанию «Розина»; картинную галерею «Барбазанж», в которой выставлялись современные художники; а также «Маленькую фабрику» по росписи тканей, где в течение нескольких лет художник Рауль Дюфи разрабатывал авангардные рисунки для тканей.

Пуаре считал, что ароматы могут отражать концепцию модного Дома. Его фирма «Духи Розины»  производила сложные цветочные, экзотические и фирменные композиции. В мастерской «Мартина» вручную расписывались флаконы и создавалась оригинальная упаковка для духов. К разработке дизайна упаковки кутюрье привлекал известных художников. Такая парфюмерия  обходилась Пуаре очень дорого, хотя он мог утешать себя тем, что товар «самый дорогой, потому что лучший».

Пуаре,  человек с невероятным творческим потенциалом, выпустил два роскошных графических альбома, иллюстрировавших созданные им модные стили одежды. Рисунки в альбомах были выполнены дизайнером ювелирных украшений Полем Ирибом и графиком Жоржем Лепапом. Пуаре совместно с Люсьеном Вожелем издавал также роскошный журнал «Газета хорошего вкуса», который задавал тон в моде и воспитывал вкус современниц. Чтобы завершить портрет этого энергичного человека, добавлю, что он был знатоком французской гастрономии и возглавлял клуб гурманов, пропагандируя блюда национальной кухни.

Благодаря Пуаре изменился общественный статус кутюрье. Он перестал восприниматься как портной: разрушив границу между искусством и ремеслом, кутюрье превратился в художника, общественно значимую фигуру. К нему благоволили высшие мира сего и пресса.

Перед Первой мировой войной газеты много писали о Пуаре: широкую известность в Париже получили пышные костюмированные празднества, которые он устраивал у себя дома и сам режиссировал. Пуаре приглашал на них сотни гостей. Самый известный вечер назывался «Тысяча вторая ночь», на нем гости во главе с самим Пуаре и его супругой были одеты в «персидском стиле». В 1912 году он устроил «Праздник Бахуса», в котором участвовала Айседора Дункан. Гости изображали мифологических персонажей: нимф, богов, наяд, сатиров, вакханок. В 1922 году Пуаре пригласил гостей на «Бал попугаев». Он оформил зал в виде клетки для птиц, где с потолка сыпались лепестки роз, а к светильникам были подвешены куклы-попугаи. Во время таких вечеров Пуаре кормил сотни приглашенных гостей ужином, потчевал их духовной пищей: музыкой, спектаклями и балетом. О нем отзывались как об «очень талантливом, но сумасбродном художнике». Имея редкостный дар воплощать в жизнь свои фантазии, Пуаре не умел должным образом считать деньги, что и привело его модный Дом к краху. В 1924 году в связи с финансовыми затруднениями Дом перешел под управление Совета директоров, а в 1929-ом закрылся окончательно.

Стиль Пуаре, воспевающий чувственную, загадочную женщину, теряет свою привлекательность после Первой мировой войны, когда в мире воцаряется рационализм и холодный расчет, а в моде – стиль «гарсон», который Пуаре категорически не принимает, отвергая идеал  «картонных тощих женщин с угловатыми плечами и плоской грудью». Он сравнивает их с «клетками без птиц. Ульями без пчел».

Сегодня в Музеях Московского Кремля разместилось более 150 экспонатов, представляющих все области, в которых творил Поль Пуаре. Из Эрмитажа и  зарубежных музеев привезены прекрасно отреставрированные роскошные наряды мастера, головные уборы парижской шляпницы Мадлен Панизон, обувь, ткани по эскизам Рауля Дюфи, гравюры для изданий, посвященных моделям кутюрье, флаконы фирмы «Розина». Особый раздел выставки посвящен его визиту в Россию в октябре 1911 года и сотрудничеству с известным отечественным модельером Надеждой Ламановой. Показ выставки «Пуаре – король моды» завершится 15 января 2012 года. Любителям искусства и истории будет интересно познакомиться с этой малоизвестной в нашей стране страничкой  летописи мировой культуры.

Ольга ЖИГАРЬКОВА

  «Психологическая газета: Мы и Мир» (№10[182]2011)

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design - Григорий Жигарьков

Rambler's Top100 хостинг от azz.ru

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.