Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

О.А. Жигарькова

В ПОИСКАХ ДВОРЯНСКОГО КИТЕЖА


«Солнечный удар» (Россия, 2014, режиссер – Никита Михалков, автор саундтреков – Эдуард Артемьев, в ролях – Мартиньш Калита, Виктория Соловьева, Сергей Серов, Алена Спивак-Бычкова, Наталья Суркова, Денис Васильев, Ксения Попович, Олег Граф, Вадим Головко, Андрей Попович)

 

Действие нового фильма Никиты Михалкова разворачивается во времена Гражданской войны, когда  часть офицеров белой армии, отступившей в Крым, осталась там и была уничтожена новой властью, несмотря на обещание амнистии. В это трагическое время главный герой, офицер белой армии, вспоминает историю своего страстного, но короткого романа довоенных лет, который согревает ему душу, дает силы жить и надеяться.

Для Никиты Михалкова этот фильм является важной вехой в его творческой биографии: здесь он выразил себя наиболее полно – и свое мировоззрение, и свои идеалы; здесь собраны самые любимые его образы, высказаны  самые заветные мысли. Он хотел сделать фильм-откровение. Не получилось. Любовная история не вызывает эмоционального отклика, а философия прямолинейна и проста; гораздо проще, чем настоящая история и человеческая жизнь. Фильм лишен внешней динамики, утомительно затянут, тяжеловесен.

В то время как критики в СМИ и в Интернете писали критические рецензии на «Солнечный удар», Никита Михалков сделал «ход конем»: показал фильм, только что вышедший на экраны кинотеатров, по телевизору. Он решил апеллировать к массам, надеясь на их заступничество и понимание…

Но может ли народ разделить восторг Никиты Михалкова перед старой империей и дворянским бытом? Откуда этот идеальный образ царского офицера, который живет в идеальной России, рядом с нарядными утонченными женщинами и ненавязчивой обслугой? Этот образ чудесного дворянского мира царит исключительно в голове Никиты Сергеевича; фильм за фильмом он, смакуя, воспроизводит его.

Откуда взялись его представления о дворянстве? Уж конечно, не из истории имперской России. Там знали ему цену, и она была невысока. Даже Тургенев, умевший наслаждаться барским бытом, понимал, что быт этот неизбежно уходит в прошлое, что историю России начинают писать представители иных сословий. Можно ненавидеть русскую литературу, но эмоции Никиты Сергеевича не отменяют «Мертвых душ» Н.В. Гоголя, который уже в середине 19 века подметил постепенную деградацию дворянского сословия. Михалков смеет оскорбительно отзываться о Н.А. Некрасове, трусливо прячась за шинелью персонажа своего фильма – мол, не мои это слова, а скорбящего о России белого офицера. Режиссер унизил не только великого поэта, но в его лице и участников Великой Отечественной войны, поколение людей, которые знали цену и любили Некрасова, цитируя наизусть его стихи и поэмы. В стихах Н.А. Некрасова была правда о крестьянской России, которая стала творцом отечественной истории 20-го  века.

Никита Михалков говорит нам: как безответственны были русские литераторы, и революция – плод их безответственности! Я расскажу вам правду о том времени!

Но беда в том, что именно русские литераторы, а не Никита Сергеевич, чувствовали нерв своего времени, правду своего времени, а их боль разделяла Россия; Никита же Сергеевич пребывает во власти своих фантазий. Во второй половине 19 века в России возник кризис, и это был кризис социальных отношений, который ширился и углублялся. Его никак не могли преодолеть российские элиты, и к началу 20 века этот социальный кризис перешел в стадию активного противостояния,  при всех экономических успехах развивающегося в стране капитализма.

Откуда же взялись бесконечно длящиеся грезы Михалкова про дворянскую Россию, его архаичный монархизм? Никита Сергеевич ссылается на А.П. Чехова и И.А. Бунина, но в его картинах никогда не было ни Чехова, ни Бунина, – всегда один Михалков.

В России перед Первой мировой войной монархистов почти не оставалось (патриоты были, но царя не уважали ни дворяне, ни крестьяне); в Гражданскую войну белая армия в основном стояла за парламентскую республику, а не за монархию. В белогвардейских организациях, образовавшихся после бегства господ офицеров за рубеж, была сформирована антисоветская идеология, которая с Перестройкой пришла в нашу страну, отравив ее ненавистью к советской эпохе. Именно белоэмигранты воспринимали революцию как бунт распоясавшихся хамов, которых надо пороть и ставить на место, а зачинщиков – расстреливать (позже – стереть память о них), именно белоэмигранты считали, что власть народа не может создать ничего хорошего; именно они говорили о репрессиях, из которых, якобы, состоит жизнь при Советах. Они жаждали, что Гитлер проучит коммунистов, разгромив Россию. И только наиболее мудрые из эмигрантов сумели встать над личными обидами, признали величие своей Родины в любом ее обличье, помогали ей, как могли. Но таких людей было немного.

В Советском Союзе, начиная с 1960-х годов, когда советские люди почувствовали себя гражданами сильной, стабильной державы, они позволили себе быть великодушными к противнику. Стали появляться «великодушные» фильмы о белых офицерах и дворянах, среди которых тоже были патриоты, болеющие за Россию; стали появляться фильмы о Гражданской войне, в которой не было правых и виноватых. Это было справедливое кино со взвешенной, примиряющей позицией. Но подняли голос и поклонники «голубой крови», ностальгирующие по царской России и белым офицерам. Вот и зазвучали в романтических песнях под гитару, замелькали на экранах «поручики Голицыны» и «корнеты Оболенские», люди чести, которых так невыносимо жалко, ведь «кресты вышивает последняя осень по истертому золоту» их погон…  Это была форма  фрондирования в отношениях с советской властью. В общем-то, игра, но в этой игре формировались политические мифы. Один из них – кстати, подхваченный в документальном фильме Никиты Михалкова об эмигрантах – миф о «философском корабле», о том, что лучшие умы России были уничтожены революцией или выдворены за границу. Россия, действительно, потеряла конкретных выдающихся людей; однако человеческий потенциал страны был так велик, что появились новые ученые, писатели, поэты – из среды тех самых любителей Некрасова, крестьян, которым не давали развить таланты их бывшие господа. Они создали великую страну с мощной экономикой, наукой и культурой.

У Никиты Михалкова хорошо получаются сцены из дачной жизни советских элит, которую он принимает за дворянский быт; в сценах много действующих лиц, много эмоций, истеричных взрывов, выяснения отношений и интриг. Благодаря любви автора к дачной жизни и своим героям, благодаря его чувствительности и эстетическому чувству этот мир, воспроизведенный в лучших его фильмах, вызывает симпатию и интерес.  

Никита Сергеевич – человек сентиментальный и лиричный в глубине души, поэтому ему близка любовная тема, тема любви-томления и сожаления о невозможном счастье. Об этом еще он не создал своей главной картины. Он талантливый камерный режиссер и прекрасный актер. Не нужно ему претендовать быть «властителем дум». Не по нему эта шапка, и не ко времени он ее примеряет.

В то время как мир вступает в новую эпоху и думает о новых вызовах, интеллигенция в России продолжает раскалывать общество, настаивая, что правда истории может быть только на одной стороне: монархистов или коммунистов. А время требует завершить эти дискуссии, понять и принять свою историю – и дореволюционную, и советскую – и, консолидировав общество, всем вместе идти вперед. Давайте быть реалистами, господа мастера культуры.

 

Ольга ЖИГАРЬКОВА

 «Психологическая газета: Мы и Мир» (№11[219]2014)

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design – Григорий Жигарьков

Rambler's Top100

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.