Историю принято переосмысливать. Чем глубже
опускаются в «колодец времени» исторические события, тем больше
благопристойности появляется в наших суждениях о них, тем больше
благородства отыскиваем мы в делах предков… И все же стараемся найти
нечто такое, что позволяет нам выглядеть в своих глазах умнее отцов.
Держа это в памяти, предлагаю взглянуть для начала в очень далекие
времена, но под не совсем привычным углом.
Возьмем цифру круглую: пятисотый год новой
эры… Тогда жил тот, кого называли «последним римлянином», Боэций, и один
из «отцов церкви», Блаженный Августин. Первый держался язычества и был
великим философом и ученым, другой был христианином и крупнейшим
богословом. И они дружили.
К названной дате римская армия была
полностью укомплектована наемниками, а королем Рима стал германский
вождь. Этот правитель собрал все ритуальные предметы римского
императорского достоинства и отослал их в Византию. При этом он скромно
заверил византийского императора в том, что претензий на титул не имеет,
что германские «гастарбайтеры» Рима, лимитчики того времени и бывшие
наемники, теперь будут сами управляться на занятой территории. Боэция
казнили в 525 году, а Августин остался. По учебникам, составленным
Боэцием, Европа училась до ХVIII века, работы Августина не забыты
богословами и теперь.
Через пятьсот лет Европа обнищала
настолько, что вынуждена была начать Крестовые походы. В результате она
обогатилась и стала возрождаться, а христианство безвозвратно
разделилось на городское католичество и аграрное православие. Первое
охватило все земли, куда прежде наведались древние римляне, второе
покорило, кроме Византии, восточных славян. Шло время, на евразийском
континенте крестовые походы с Запада сменились монгольскими походами с
Востока и арабскими завоеваниями с Юга. Если Западом управляли из Рима и
из империи Габсбургов (так называемой Священной Римской империи
германской нации), то вся Северная Азия покорилась империи Чингизидов, а
южное Средиземноморье до поры оставалось арабским.
С 1230-х до 1368 года Монгольская империя,
от китайских морей до Балтики, была единой, а это значит, что Россия и
Китай входили в одно государство с единой политической этикой. Замечу,
что сто лет, согласно формальной демографической статистике, составляет
срок жизни четырех поколений.
Россия вышла из империи в 1380 году и стала
осознавать себя страной русского народа. Но до 1480 года Крым и Казань
все еще сильно ограничивали суверенитет Московского царства.
На бывших территориях некогда знаменитой
Финикийской империи, на пространстве от Вавилона, Персии, Северной
Африки – до Испании, расселились семитские племена арабов-мусульман.
Согласно учебникам, самыми знаменитыми королевствами Финикии был
погибший Карфаген и легендарный Египет, с фараонами и Клеопатрой. После
распада Рима все эти места, так или иначе, стали подвластными
Багдадскому халифату. Халифат, как и Рим, обеспечивал идеологию, единую
для всех правоверных.
Итак, возникли и оформились три
значительных анклава, каждый с собственной политической этикой и
политическими притязаниями, своей культурой и собственной исторической
ролью.
К началу шестнадцатого века в рамках
каждого анклава началась самоидентификация многочисленных государств.
Уже в 1414 году в городке Констанц в Швейцарии католики обсуждали,
«какому народу можно зваться нацией, и какой нации стоять ближе к
Богу». К тому же времени возникло слово «романтизм»: тогда оно означало
любое письменное произведение на романском языке. Размежевание и
становление национальных государств стало потребностью развития,
общественной эволюции человечества.
Во Франции продолжалась Столетняя война,
чаша весов постепенно склонялась к Англии. Шансы дофина Карла VII
сохранить власть катастрофически уменьшались, англичане и бургундцы
отнимали у него города и земли, юридически оформляя свою власть над
ними. Казалось, спасти страну могло только чудо. Явление Жанны д'Арк,
которая помогла дофину одержать победы над врагами Отечества и
короновала его в Реймсе, стало таким спасительным чудом. Оно
способствовало национальному самоопределению французов. Страна сохранила
свою независимость.
В это же время в Германии доктор богословия
Мартин Лютер пишет «Девяносто пять тезисов» с критикой католического
Рима. В ответ на анафему папы Льва X Лютер публично сжигает буллу об
отлучении его от церкви. Он обращается «К христианскому дворянству
немецкой нации» (1520), утверждая, что борьба с засильем Рима является
их общим делом. Чуть позже, в 1539 году князья Северной Германии пишут «Протестацию».
По названию этого документа сторонники оппозиции католической церкви
позже станут называться «протестантами.
Движение против власти Рима захватило и
Англию. Недовольство проявил король Генрих VIII, который решил оспорить
право Папы давать санкции на браки и разводы. В 1534 г. английский
парламент провозгласил независимость местной церкви от Рима и объявил ее
главой короля.
Так религиозный раскол в Европе
способствовал национальному самоопределению государств, а протестантское
направление становилось для них важным национальным признаком:
англиканство для Великобритании, протестантизм для Северной Германии,
лютеранство для Исландии, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии.
Италия сохранила католицизм, как, впрочем,
другие романские страны и Священная Римская империя германской нации с
западными славянами, исключая сербов, болгар и македонцев с
черногорцами.
Мусульманский мир стал размежевываться
после того, как в VII веке ислам разделился на суннизм, или Православие,
и шиизм, созданный партией приверженцев памяти зятя Мохаммеда –
праведного халифа Али Талиба и его потомков. Турки и иранцы до сих пор
разделены, в частности, и этой границей. Суннизм был официальной
религией Арабского халифата.
Русское Православие в ХVI веке было единым.
Патриаршество установлено к концу столетия. Постепенно Россия стала
прирастать за счет территорий бывшей империи Чингизидов. Вот маленький
эпизод из русской истории того времени. В 1533 году в Москву прибыл
посол первого императора Индии, родоначальника династии Великих Моголов
Бабура. Миссия была принята превосходно, но Василий Третий потребовал от
руководителей русской разведки подтверждения полномочий посольства и
факта воцарения Бабура. Подтверждение пришло с территории нынешнего
Азербайджана к середине следующего года. Так что растущая и суверенная
Россия в это время активно участвовала в общемировых процессах,
руководствуясь собственными интересами и целями.
Если сравнивать географические карты мира
за 500-й и 1500 годы, то может показаться, что мир здорово переменился.
Но три обширные цивилизационные зоны сохранили свою структуру. Сохранили
не только к 1500 году, но и к 2000-му. На 2000 год Лига арабских стран
со своими ближайшими соседями, Европейский Союз и Шанхайская
организация не сильно изменили вектор мировой эволюции.
Нельзя не отметить, что в наше время стали
возникать новые формы колонизации, когда общины бывших колониальных
народов заявляют свои права на вмешательство в дела бывших метрополий.
Политическая этика аграрных, городских и иных цивилизаций вступают
между собой в конкуренцию.
В 1896 году обер-прокурор Святейшего Синода
Русской православной церкви К.П. Победоносцев опубликовал в «Московском
сборнике» рассуждение об общественных достижениях протестантского и
католического Запада. Он подверг критике демократию и парламентаризм,
считая, что всеобщие выборы рождают продажных политиканов и понижают
интеллектуальный уровень управленцев. Демократия и право заняли место
божественных заповедей, произошел отказ от представления, что любая
власть от Бога. Константин Петрович считал, что трудно вообразить более
ловкий способ обмануть обывателя. Добавлю из личных наблюдений: ни один
миллиардер теперь не сомневается, что власть есть следствие народного
волеизъявления.
Тема «иметь или не иметь» – очень старая и
общемировая. Второй Ватиканский собор в 1960-х годах собрал массу
экспертов-экономистов, которые зафиксировал свое понимание современного
этапа развития мира. Его суть заключается в том, что мир переживает
эпоху финансового империализма. Была выражена надежда, что тенденция к
окончанию «жизни за чужой счет» вот-вот проявится, поскольку в
некоторых странах промышленный капитал стал подавлять финансовый и
вытеснять банковские спекуляции. На частных встречах, однако,
отмечалось, что даже в США попытка президента Дж. Кеннеди поддержать
позиции реальной экономики и промышленного капитала в ущерб банкам
закончилась трагически.
Финансовая политика России до 1961 года,
нынешняя политика Китая и частично Бразилии, Кубы и Венесуэлы, а до
недавнего времени и Ливии, подвергаются нападкам со стороны финансового
империализма. Арабский социализм в Ливии задушен, очередь за Сирией,
которая еще грезит социалистическими идеями. Европейцы всячески
оберегают, как, впрочем, и российское руководство, позиции финансового
капитала. Через него регулируется экономическая и хозяйственная жизнь
всего мира.
А теперь попробуйте наложить политическую
карту трех названных крупных цивилизаций на карту существующих
финансовых центров, а затем на карту тех административных единиц, где
промышленный капитал потеснил финансовый, затем посмотрите еще, каковы
цены на энергоносители и золото в этих зонах. Вы увидите, что цены на
энергоносители и золото контролируются только финансовым капиталом,
который шантажирует мир кризисами или их угрозой. Бюрократия также не
может брать взятки «борзыми щенками», валютой удобнее. Значит,
управление всеми государствами с помощью валют и займов, банковских
операций и процентных ставок более подходит для «демократического»
способа правления, с его либеральными и консервативными ужимками, на
фоне якобы существующей конкуренции.
«Конфликт цивилизаций» есть конфликт
принятых в разных культурах форм политической этики, которая
распространяется и на отношение к ростовщичеству. Христианство,
конфуцианство, индуизм и буддизм осуждают ростовщичество. Демократия
выступает за равенство возможностей, выдаваемых под процент при
гарантиях платежеспособности. Демократия Запада есть продукт
ростовщиков. Государственные долги наиболее развитых стран равны всем
запасам валют в обращении, но почти не покрыты «простым товаром», кровом
для каждого и едой для всех.
На мой взгляд, в настоящее время можно
говорить об агонии финансового империализма. К чему это приведет? Ведь
столь разные цивилизации, как три названные, не собираются отказываться
от своего исторического прошлого…
«Психологическая
газета: Мы и Мир» (№11[183]2011)
|