Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

Королев С.И., доктор исторических наук

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ


Историю принято переосмысливать. Чем глубже опускаются в «колодец времени» исторические  события, тем больше благопристойности появляется в наших суждениях о них, тем больше благородства отыскиваем мы в делах предков… И все же стараемся найти нечто такое, что позволяет нам выглядеть в своих глазах умнее отцов. Держа это в памяти, предлагаю взглянуть для начала в очень далекие времена, но под не совсем привычным углом.

Возьмем цифру круглую: пятисотый год новой эры… Тогда жил тот, кого называли «последним римлянином», Боэций, и один из «отцов церкви», Блаженный Августин. Первый держался язычества и был великим философом и ученым, другой был христианином и крупнейшим богословом. И они дружили.

К названной дате римская армия была полностью укомплектована наемниками, а королем Рима стал германский вождь. Этот правитель собрал все ритуальные предметы римского императорского достоинства и отослал их в Византию. При этом он скромно заверил византийского императора в том, что претензий на титул не имеет, что германские «гастарбайтеры» Рима, лимитчики того времени и бывшие наемники, теперь будут сами управляться на занятой территории. Боэция казнили в 525 году, а Августин остался. По учебникам, составленным Боэцием, Европа училась до ХVIII века, работы Августина не забыты богословами и теперь.

Через пятьсот лет Европа обнищала настолько, что вынуждена была начать Крестовые походы. В результате она обогатилась и стала возрождаться, а христианство безвозвратно разделилось на городское католичество и аграрное православие. Первое охватило все земли, куда прежде наведались древние римляне, второе покорило, кроме Византии, восточных славян. Шло время, на евразийском континенте крестовые походы с Запада сменились монгольскими походами с Востока и арабскими завоеваниями с Юга. Если Западом управляли из Рима и из империи Габсбургов (так называемой Священной Римской империи германской нации), то вся Северная Азия покорилась империи Чингизидов, а южное Средиземноморье до поры оставалось арабским.

С 1230-х до 1368 года Монгольская империя, от китайских морей до Балтики, была единой, а это значит, что Россия и Китай входили в одно государство с единой политической этикой. Замечу, что сто лет, согласно формальной демографической статистике, составляет срок жизни четырех поколений.

Россия вышла из империи в 1380 году и стала осознавать себя страной русского народа. Но до 1480 года Крым и Казань все еще сильно ограничивали суверенитет Московского царства.

На бывших территориях некогда знаменитой Финикийской империи, на пространстве от Вавилона, Персии, Северной Африки – до Испании, расселились семитские племена арабов-мусульман. Согласно учебникам, самыми знаменитыми королевствами Финикии был погибший Карфаген и легендарный Египет, с фараонами и Клеопатрой. После распада Рима все эти места, так или иначе, стали подвластными Багдадскому халифату. Халифат, как и Рим, обеспечивал идеологию, единую для всех правоверных.

Итак, возникли и оформились три значительных анклава, каждый с собственной политической этикой и политическими притязаниями, своей культурой и собственной исторической ролью.

К началу шестнадцатого века в рамках каждого анклава началась самоидентификация многочисленных государств. Уже в 1414 году в городке Констанц в Швейцарии католики  обсуждали, «какому народу  можно зваться нацией, и какой нации стоять ближе к Богу». К тому же времени возникло слово «романтизм»: тогда оно означало любое письменное произведение на романском языке. Размежевание и становление национальных государств стало потребностью развития, общественной эволюции человечества.

Во Франции продолжалась Столетняя война, чаша весов постепенно склонялась к Англии. Шансы дофина Карла VII сохранить власть катастрофически уменьшались, англичане и бургундцы отнимали у него города и земли, юридически оформляя свою власть над ними. Казалось, спасти страну могло только чудо. Явление Жанны д'Арк, которая помогла дофину одержать победы над врагами Отечества и короновала его в Реймсе, стало таким спасительным чудом. Оно способствовало национальному самоопределению французов. Страна сохранила свою независимость.

В это же время в Германии доктор богословия Мартин Лютер пишет «Девяносто пять тезисов» с критикой католического Рима. В ответ на анафему папы Льва X Лютер публично сжигает буллу об отлучении его от церкви. Он обращается «К христианскому дворянству немецкой нации» (1520), утверждая, что борьба с засильем Рима является их общим делом. Чуть позже, в 1539 году князья Северной Германии пишут «Протестацию». По названию этого документа сторонники оппозиции католической церкви позже станут называться «протестантами.

Движение против власти Рима захватило и Англию. Недовольство проявил король Генрих VIII, который решил оспорить право Папы давать санкции на браки и разводы. В 1534 г. английский парламент провозгласил независимость местной церкви от Рима и объявил ее главой короля.

Так религиозный раскол в Европе способствовал национальному самоопределению государств, а протестантское направление становилось для них важным национальным признаком: англиканство для Великобритании, протестантизм для Северной Германии, лютеранство для Исландии, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии.

Италия сохранила католицизм, как, впрочем, другие романские страны и Священная Римская империя германской нации с западными славянами, исключая сербов, болгар и македонцев с черногорцами.

Мусульманский мир стал размежевываться после того, как в VII веке ислам разделился на суннизм, или Православие, и шиизм, созданный партией приверженцев памяти зятя Мохаммеда – праведного халифа Али Талиба и его потомков. Турки и иранцы до сих пор разделены, в частности, и этой границей. Суннизм был официальной религией Арабского халифата.

Русское Православие в ХVI веке было единым. Патриаршество установлено к концу столетия. Постепенно Россия стала прирастать за счет территорий бывшей империи Чингизидов.  Вот маленький эпизод из русской истории того времени. В 1533 году в Москву прибыл посол первого императора Индии, родоначальника династии Великих Моголов Бабура. Миссия была принята превосходно, но Василий Третий потребовал от руководителей русской разведки подтверждения полномочий посольства и факта воцарения Бабура. Подтверждение пришло с территории нынешнего Азербайджана к середине следующего года. Так что растущая и суверенная Россия в это время активно участвовала в общемировых процессах, руководствуясь собственными интересами и целями.

Если сравнивать географические карты мира за 500-й и 1500 годы, то может показаться, что мир здорово переменился. Но три обширные цивилизационные зоны сохранили свою структуру. Сохранили не только к 1500 году, но и к 2000-му.  На 2000 год Лига арабских стран со своими  ближайшими соседями, Европейский Союз и Шанхайская организация не сильно изменили вектор мировой эволюции.

Нельзя не отметить, что в наше время стали возникать новые формы колонизации, когда общины бывших колониальных народов заявляют свои права на вмешательство в дела бывших метрополий. Политическая этика аграрных, городских и иных  цивилизаций вступают между собой в конкуренцию.

В 1896 году обер-прокурор Святейшего Синода Русской православной церкви К.П. Победоносцев опубликовал в «Московском сборнике» рассуждение об общественных достижениях протестантского и католического Запада. Он подверг критике демократию и парламентаризм, считая, что всеобщие выборы рождают продажных политиканов и понижают интеллектуальный  уровень управленцев. Демократия и право заняли место божественных заповедей, произошел отказ от представления, что любая власть от Бога. Константин Петрович считал, что трудно вообразить более ловкий способ обмануть обывателя. Добавлю из личных наблюдений: ни один миллиардер теперь не сомневается, что власть есть следствие народного волеизъявления.

Тема «иметь или не иметь» – очень старая и общемировая. Второй Ватиканский собор в 1960-х годах собрал массу экспертов-экономистов, которые зафиксировал свое понимание современного этапа развития мира. Его суть заключается в том, что мир переживает эпоху финансового империализма. Была выражена надежда, что тенденция к окончанию  «жизни за чужой счет» вот-вот проявится, поскольку в некоторых странах промышленный капитал стал подавлять финансовый и вытеснять банковские спекуляции. На частных встречах, однако, отмечалось, что даже в США попытка президента Дж. Кеннеди поддержать позиции реальной экономики и промышленного капитала в ущерб банкам  закончилась трагически.

Финансовая политика России до 1961 года, нынешняя политика Китая и частично Бразилии, Кубы и Венесуэлы, а до недавнего времени и Ливии, подвергаются нападкам со стороны финансового империализма. Арабский социализм в Ливии задушен, очередь за Сирией, которая еще грезит социалистическими идеями. Европейцы всячески оберегают, как, впрочем, и российское руководство, позиции финансового капитала. Через него регулируется экономическая и хозяйственная жизнь всего мира.

А теперь попробуйте наложить политическую карту трех названных крупных цивилизаций на карту существующих финансовых центров, а затем на карту тех административных единиц, где промышленный капитал потеснил финансовый, затем посмотрите еще, каковы цены на энергоносители и золото в этих зонах. Вы увидите, что цены на энергоносители и золото контролируются только финансовым капиталом, который шантажирует мир кризисами или  их угрозой. Бюрократия также не может брать взятки «борзыми щенками», валютой удобнее. Значит, управление всеми государствами с помощью валют и займов, банковских операций и процентных ставок более подходит для «демократического» способа правления, с его либеральными и консервативными ужимками, на фоне якобы существующей конкуренции.

«Конфликт цивилизаций» есть конфликт принятых в разных культурах форм политической этики, которая распространяется и на отношение к ростовщичеству. Христианство, конфуцианство, индуизм и буддизм осуждают ростовщичество. Демократия выступает за равенство возможностей, выдаваемых под процент при гарантиях платежеспособности. Демократия Запада есть продукт ростовщиков. Государственные долги наиболее развитых стран равны всем запасам валют в обращении, но почти не покрыты «простым товаром», кровом для каждого и едой для всех.

На мой взгляд, в настоящее время можно говорить об агонии финансового империализма. К чему это приведет? Ведь столь разные цивилизации, как три названные, не собираются отказываться от своего исторического прошлого…

 «Психологическая газета: Мы и Мир» (№11[183]2011)

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design - Григорий Жигарьков

Rambler's Top100 хостинг от azz.ru

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.