Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

М.Е. Ланцбург

 

 

КАК СДЕЛАТЬ МАТЕРИНСТВО СЧАСТЛИВЫМ?


В традиционном обществе женщину сызмальства готовили к материнству, она рано выходила замуж и в четырнадцать-пятнадцать лет становилась мамой. Теперь женщины все чаще стремятся рожать детей как можно позже - тогда, когда завоевано определенное положение в обществе и достигнуто материальное благополучие. В такой ситуации материнство становится для женщины отдельной деятельностью, к которой еще нужно приспособиться. Помочь ей во время беременности, родов и первого года жизни ребенка может специально подготовленный специалист – перинатальный психолог.

О проблемах, с которыми сталкиваются будущие родители, о работе перинатального психолога я попросила рассказать Марину Евгеньевну ЛАНЦБУРГ – психолога, кандидата биологических наук, доцента и руководителя программы профессиональной переподготовки по перинатальной психологии Московского городского  психолого-педагогического университета  (МГППУ), директора Школы для Пап и Мам.

 

Сегодня психологи считают, что материнство начинается уже во время беременности и очень важно, чтобы женщина была к нему готова.

На первый взгляд кажется удивительным, как можно говорить о неготовности женщины к тому, к чему ее предназначила сама природа. Но Марина Евгеньевна Ланцбург объясняет, в чем кроется проблема. “С одной стороны, материнство возникло для обеспечения потребностей ребенка. Мать должна хотеть удовлетворять его потребности и быть способной делать это. Но, с другой стороны, материнство должно вписаться в структуру личности женщины. И материнство может вступить в конфликт с другими, важными для нее ценностями, связанными с получением образования, карьерой, желанием вести активный образ жизни, заботиться о своем здоровье. Выражаться это зачастую будет в страхах, связанных с родами.

Сам по себе страх процесса родов встречается редко (например, если предыдущие роды были травматичными для ребенка), но чаще за ним стоит страх материнства - боязнь перемен, которые ждут женщину после появления на свет ее новорожденного младенца.

Сейчас увеличивается возраст, когда в семье появляется первый ребенок. В молодости психика более гибкая и человек легко всему учится, и материнству, естественно, тоже обучается легче. Если же рождение первого ребенка отодвигается далеко за тридцать, а то и за сорок лет, то материнство может принести с собой проблемы психологического характера.

Допустим, ребенка ждет бизнес-леди – женщина, которая считает себя компетентной, значимой фигурой в социуме. А опыта материнства у нее нет. Для нее ощущать себя слабой, быть ученицей – катастрофа, и именно так она может воспринимать свое материнство. Отсюда возникает некая амбивалентность: женщина хочет быть матерью, но не из собственной потребности, а, скорее, из-за социальных установок, которые существуют в обществе, из-за давления со стороны мужа, родителей. После рождения у нее не пробуждается интереса к ребенку, желания общаться с ним, да она и не знает, как это делать. Такая женщина в силу своего социального статуса не бросит малыша  на произвол судьбы, но делегирует свои полномочия третьим лицам (бабушке, няне или кому-то еще). Таким образом, она избегает необходимости постоянно взаимодействовать с ребенком. Причина ее поведения кроется в страхе материнства”.

 

Почему мама должна быть с ребенком в течение первого года его жизни?

“Психологи говорят о диаде «мать – дитя», о целостной системе, которую во время беременности, родов и первого года жизни представляют собой малыш и его мама, - отвечает на мой вопрос М.Е. Ланцбург. – Поскольку биологически и социально ребенок беспомощен, он ни одну свою потребность не может удовлетворить сам. Природа создала ребенка таким, чтобы он вызывал у взрослого желание ему покровительствовать, его защитить. Эти круглые щечки, эти особенные, не такие, как у взрослого, пропорции, рефлекс подражания... Если новорожденному показать язык, то в ответ он высунет свой...

Ребенок нуждается в том, кто называется в психоанализе «объектом привязанности» - в человеке, который его принимает. В таком «основном взрослом», который подстраивается под малыша и, прежде всего, формирует у него «базовое доверие к миру».

Это очень важное понятие. «Базовое доверие к миру» возникает у ребенка благодаря взрослым, которые обеспечивают ему ощущение защищенности и безопасности. Благодаря им, у ребенка рождается уверенность, что мир надежен, он его не обманет, что есть люди, к которым он с любой проблемой может обратиться и получить в ответ эмоциональную поддержку. Отношения с этими людьми могут меняться со временем, но они остаются на всю жизнь.

И если взрослый видит в родительстве опасность для своих ценностей, для своей жизни, он не раскрывается этому взаимодействию с ребенком. Некоторые мамы говорят так: «Пусть няня с малышом кушает и меняет ему памперсы, а я стану с ним развиваться и общаться». Но в раннем возрасте невозможно разделить физический уход, общение и воспитание. «Основной взрослый» должен менять ему пеленки, удовлетворять его ежедневные потребности и тогда станет объектом привязанности для ребенка. Ведь первое полугодие жизни и есть тот период, когда ребенок узнает, кто олицетворяет для него этот мир”.

 

Может ли няня заменить ребенку мать?

Марина Евгеньевна Ланцбург считает, что это может случиться, если няня сможет компенсировать дефицит эмоционального отклика и интереса к ребенку со стороны мамы и останется с ребенком надолго.

“Вспомним няню Пушкина. Если следовать литературным источникам, то мама поэта  была довольно-таки холодной женщиной. И воспитала его Арина Родионовна, которая дарила маленькому Саше эмоциональную поддержку, сердечное тепло. Но чтобы такое случилось, няня должна быть «объектом привязанности», то есть постоянной фигурой, фактически - членом семьи.

Но сейчас в семьях происходит совершенно иное – нянь постоянно меняют. А если в семье отсутствует любящая бабушка и нет папы, или он постоянно занят на работе, то получается, что у ребенка практически нет эмоционально близкого человека”.

 

Что важнее – ребенок или работа?

”Если женщина предпочитает побыстрее выйти на работу после рождения ребенка – это является ее выбором и свидетельствует, скорее всего, об отсутствии у нее потребности в материнстве, - считает М.Е. Ланцбург. - В нашей стране, в отличие от многих других государств, существует отпуск по уходу за ребенком, которым может воспользоваться каждая женщина.

Однако порой мама делает выбор в пользу ребенка, но воспринимает свое решение как жертву, как исполнение долга, а не как опыт, который обогащает ее собственную жизнь. Ребенок прекрасно чувствует, что мама не испытывает радости, когда с ним занимается. Впоследствии у него может возникнуть чувство вины  в связи с тем, что он стал для нее обузой, помехой в реализации ее устремлений, не оправдал ее ожиданий”.

 

В чем заключается особенность обучения мамы перинатальным психологом?

”Оно основано, в первую очередь,  на развитии эмоциональных компетенций матери. Ребенка надо чувствовать. Он говорит на своем языке. Ощущения, испытываемые ребенком до его рождения, вполне реальны, и он появляется на свет с достаточно богатым психологическим опытом отношений с миром, полученным в период пребывания в утробе матери и при родах.

А далее начинается разговор на языке глаз, жестов, прикосновений, слов. Мама должна быть чувствительной к этим отношениям. Нужна открытость к эмоциональному контакту, который способен дать ребенок. Материнство – это еще и творчество, потому что в нем  всегда есть неопределенность. Ребенок растет и меняется. И должен быть интерес к этим изменениям.

А откуда это берется? Опять же, если собственная мама женщины чутко относилась к ней самой, то материнство для нее естественно. Если же эмоционального контакта между матерью и дочерью не было, то у нее язык материнства не сформирован. Ей может быть сложно общаться с ребенком, почувствовать его, получить радость. Возможно, женщине сложно дается эмоциональный контакт в силу особенностей ее психофизиологической конституции.

Для того чтобы женщина почувствовала уверенность в себе в этот период, потребность в материнстве должна стать для нее главной. Психолог может оказать ей содействие. Успешней это произойдет, если ребенок для мамы представляет ценность - тогда психологу есть с чем работать.

Конечно, мамы, для которых на первом месте стоит самореализация, карьера, просто не пойдут к психологу. Они сразу наймут для ребенка няню. Фактически их дети будут расти с соседом, и стать для них близким человеком маме будет очень трудно”.

В таком случае в эмоциональной сфере ребенка возникают большие проблемы - речь может пойти о расстройстве привязанности в детском возрасте.

Если привязанность сформирована, ребенок нормально эмоционально развивается, учится различать свои чувства и чувства других, строит социальные связи, доверяет окружающим, лучше справляется со стрессом и переживаниями; меньше завидует; развивает чувство собственной значимости и проявляет любовь и нежность к другим.

Если имеется расстройство привязанности, развитие нормальных социальных связей становится проблемой. “И хотя такое нарушение чаще встречается у воспитанников детских домов, - замечает Марина Евгеньевна, - но, тем не менее, его проявления мы видим и у детишек из социально благополучных семей, у которых не сформировалось «базового доверия к миру». Гувернеры развивают их интеллект, но развить доверие к миру они не могут. Такие дети как волчата: они не знают, что такое эмоциональная привязанность. В будущем им будет сложно строить собственные семьи, а иногда и вообще жить среди людей.

И, конечно, у них формируется недоверие к чувствам. Это явление описал известный экзистенциальный психолог Ролло Мэй. Одно дело, когда ребенка отвергают открыто, как нередко случается в семьях алкоголиков. Но тогда он, по крайней мере, понимает это. Более того, в нормальном обществе в такой ситуации находится представитель социума, который погладит ребенка по голове, пожалеет. Но может быть иная семья – социально благополучная, где мама – хороший работник, хороший друг. Она никогда открыто ребенка не отвергает, напротив, он постоянно слышит от окружающих слова похвалы в адрес матери: «У тебя такая хорошая мама, она тебя так любит!» Но он-то чувствует, что ей не интересен, что он ей в тягость! Когда он подходит к ней со своими маленькими проблемками, хочет рассказать о том, что ему интересно, поделиться своими положительными эмоциями, то мама как бы отсутствует, отстраняется от него. Ребенок чувствует, что у нее нет потребности в общении с ним. Получается рассогласование между тем, что он чувствует, и тем, что ему стараются внушить. И ребенок живет в ситуации хронического стресса. Он учится не доверять своим чувствам, потому что если говорят одно, а он видит совсем другое, значит, он что-то не понимает.

А доверие к своим чувствам - очень важная вещь, особенно для девочки. Иначе в будущем у нее возникнут проблемы во взаимоотношениях с собственными детьми ”.

 

Семейные сценарии

Сейчас в психологии широко используется понятие «семейного сценария», который человек реализует в своем поведении. Имеется в виду, что из поколения в поколение передается не только генетическая информация, но и стереотипы поведения, установки, определяющие взаимоотношения с другими людьми. Если в родительской семье мать дарила заботу и душевное тепло своей дочери, то у дочери также формируется материнская позиция по отношению к своей собственной семье.

Отрицательные детские впечатления могут вылиться в негативный семейный сценарий. Есть, например, сценарий, по которому в семье отвергается мужчина. Из-за такой мужененавистнической тенденции из поколения в поколение воспроизводятся матери-одиночки. Для коррекции негативного детского опыта возникла целая система семейной психотерапии.

 

Женщина и горе

“Бывают ситуации, когда женщина находится в состоянии стресса, она горюет из-за утраты любимого человека, предыдущего выкидыша, смерти ребенка, вынужденного аборта. Если женщина не переработала свой негативный опыт, она продолжает испытывать страх или горе и не включается в последующую беременность. Близкие люди часто говорят ей: «Не надо плакать, все будет хорошо!» Но чувства женщины не могут исчезать по доброму пожеланию или по ее собственному хотению! И пока она их не проработает, не проплачет свое горе, она не сможет «включиться» в беременность. А для будущего ребенка очень важно, чтобы это произошло как можно раньше. Помочь женщине может психолог“.

 

Перинатальный психолог – кто он?

М.Е. Ланцбург считает, что такая важная сфера жизни женщины, как материнство, не может находиться в ведении одной только медицины. Так же, как мы учимся любой профессии, мы должны учиться родительству.

Хотя специализиции «перинатальный психолог» еще нет, потребность в подобных специалистах существует, в том числе и со стороны родителей. “Наша цель, - говорит Марина Евгеньевна, - состоит в создании благоприятных условий для развития ребенка через оптимизацию отношений в диаде «мать-дитя», гармонизацию супружеских отношений, повышение родительских компетенций.

К работе с беременной женщиной психолог должен быть подготовлен. Он должен знать и семейную, и медицинскую, и возрастную психологию, и собственно психологию материнства. К сожалению, сегодня в нашей стране мало центров, где квалифицированно готовят перинатальных психологов. С моей точки зрения, это МГППУ, Институт перинатальной психологии и Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в Москве, а также Медицинская академия последипломного образования в Санкт-Петербурге. Квалификация психолога имеет очень важное значение, поскольку он имеет дело не просто с беременной женщиной, а с особым союзом между матерью и ребенком, и действия неграмотного психолога могут привести к серьезным последствиям - таким, как аборт или выкидыш“.

 

Если будущая мать одинока...

“Сам по себе факт отсутствия отца в семье не несет угрозы развитию ребенка. Порой мать-одиночка, любящая своего малыша, социально устойчивая, не испытывающая ненависти к мужчинам, воспитывает замечательных детей, которые растут в лучших условиях, чем если бы папа и мама жили вместе, но постоянно ругались и не обращали внимание на детей.

Но одинокой матери, конечно же, приходится труднее. Даже если женщина материально обеспечена, она нуждается в эмоциональной поддержке. По мере развития беременности к ней приходит ощущение своей беспомощности, появляется повышенная ранимость и слезливость. В это время женщина уходит в себя, инфантилизируется – так устроено самой природой, потому что это важно для формирования диады «мать» и «дитя».

Но жизнь есть жизнь, и женщине надо продолжать питаться, платить за квартиру, наконец. Обычно близкие ограждают беременную от повседневных проблем, позволяя целиком уйти в свое материнство. А когда она одна, у нее такой защиты нет. Ей нужно не скатиться в мужененавистничество и не передать его своему ребенку.

У одинокой женщины возникает искушение сознательно отказаться от личной жизни ради детей. Чтобы не привязать к себе ребенка чувством вины, матери надо стараться жить полноценной жизнью. Главное, чтобы не были нарушены связи с окружающим миром, чтобы она не замыкалась на своих отношениях с детьми. На одном мужчине свет клином не сошелся, и, конечно, хорошо, чтобы ребенок имел перед глазами пример мужского поведения – его должен показать ему брат, дедушка, друзья, отчим. Тогда он усвоит мужской стереотип поведения“.

 

Если ребенок «из пробирки»

Возможности медицины все время увеличиваются, и поэтому растет количество женщин, забеременевших вследствие применения вспомогательных репродуктивных технологий.

Марина Евгеньевна считает, что если женщина длительное время лечится от бесплодия, то это не значит, что она, забеременев, станет хорошей мамой. “Может случиться так, что она столь долго пытается стать матерью, что у нее мотив перемещается с ребенка на саму беременность. И когда ребенок, наконец, появляется на свет, то оказывается, что он не очень-то ее интересует.

Кроме того, бывает и так, что причина бесплодия, особенно длительного, кроется в психологии женщины, потому что она воспринимает материнство как потенциальную опасность. Она внутренне от себя его как бы все время отталкивает. И только когда женщина действительно раскроется навстречу материнству, оно к ней придет“.

 

Отношение мужа к беременности жены

Большинство известных семейных психотерапевтов считает, что для семьи период беременности жены и первого года жизни ребенка является кризисом. Порой дело доходит до развода. Чем вызваны семейные конфликты в это время?

Марина Евгеньевна советует женщинам ответственно подходить к своему замужеству. “Любовник - это одно, а муж – совсем другое. Надо взвесить свои ценности и соотнести их с ценностями жениха. Если дети для женщины являются ценностью, то надо понять, а входят ли семья и дети в круг приоритетных ценностей для мужчины? Может оказаться, что он вообще не хочет их иметь.

Важно оценить личностную зрелость будущего мужа, его готовность принять на себя ответственность за семью, терпеть неудобства и переносить невзгоды. Именно бизнес-леди, которые прекрасно ориентируются в профессиональной сфере и дают верную оценку своим деловым партнерам, часто выбирают себе инфантильных мужей. Психологически это можно объяснить следующим образом: они стремятся к самодостаточности, позиционируют исключительно свои сильные стороны и умело скрывают слабые. Нередко еще в детстве во взаимодействии с собственной матерью у них сложилось представление о том, что любовь надо заслужить благодаря своим достижениям и достоинствам. Женщина с таким представлением надежней чувствует себя рядом с мужчиной, который в ней нуждается по причинам, которые ей понятны, и она не доверяет тем, кто внимателен к ней без видимых собственных интересов. Да  сильному мужчине и места рядом с ней не останется – она все умеет сама, а главное, она это демонстрирует! В действительности, любовь – это как раз то, что дается нам как дар, другое дело, что не все способны принять этот дар и поверить в него.

Кроме того, когда женщина ждет ребенка, супругам нужно внимательно относиться к чувствам и переживаниям друг друга. Иначе в семье возникнет атмосфера недоверия и обид.

Женщине следует четко и ясно излагать мужу свои пожелания и не ожидать, что он станет читать ее мысли и чувства  «на расстоянии». Будущему отцу надо так планировать свое время, чтобы почаще отдыхать вместе со своей беременной женой. Может быть, для этого придется отказаться на несколько месяцев от занятий спортом, от мужских посиделок и командировок. Совместное проведение времени за занятиями, доставляющими удовольствие обоим, и частично - за такими, которые необходимы будущей маме – способствуют взаимопониманию. Поэтому так важны совместные прогулки,   прослушивание музыки, посещение выставок, чтение вслух книг, совместные визиты к хорошим друзьям и к врачу. Однако женщина всегда должна помнить сказку А. Пушкина о золотой рыбке и не требовать от мужа больше, чем он может ей дать: в плане финансов, эмоций, времени, интересов. В конце концов, если она ждет любимого ребенка, то уже за одно это она может оставаться  ему благодарной. Важно не сравнивать своего мужа с другими, часто говорить ему «спасибо» за самые обычные дела (для этого нет необходимости ждать, когда он вынесет мусор) и подчеркивать, что он самый лучший для нее  в разных аспектах. Занятия сексом  в случае обоюдного желания также придают отношениям новую эмоциональную окраску и подтверждают женщине ее привлекательность в условиях, когда ее тело изменяет свои формы.

С рождением ребенка изменяется структура семьи. Организация жизни семьи в этот период – тоже важная задача. Уменьшается внимание, которое супруги уделяют друг другу, меняются обязанности – финансовой поддержкой семьи занимается отец, да и заботы по хозяйству ему придется разделить с женой. Плюс ко всему, ребенок проявляет беспомощность, плачет, требует внимания к себе днем и ночью, и это является дополнительным стрессовым фактором для молодых родителей. Если они не готовы в это время заботиться о семье, то она этот кризис может и не пережить.

Конечно, о семье нужно заботиться всегда, ее нужно создавать все время, пока она существует. Но период ожидания первого ребенка – серьезное испытание на крепость, с которым сталкивается семья“.

 

Всем ли женщинам необходимо психологическое сопровождение беременности?

“Есть женщины, которым оно нужно в минимальной степени. Принцип «не навреди» здесь тоже присутствует. Не надо вмешиваться там, где все нормально.

Отрадно отметить, что в течение двух последних лет в МГППУ в рамках инновационного образовательного проекта под моим руководством были разработаны и реализуются программы переподготовки и повышения квалификации по перинатальной психологии для психологов, педагогов, социальных работников и врачей, а также система подготовки будущих родителей к воспитанию детей. Мы создали хрестоматию «Психология беременности», учебные пособия по психолого-педагогическому сопровождению будущих родителей, у нас отсняты видеофильмы для обучения специалистов диагностике материнской компетентности еще на этапе беременности.

Таким образом, создана полная учебно-методическая база для того, чтобы готовить специалистов по данному направлению.

Беременные женщины проживают в любой точке нашей большой страны. И я считаю, что у любой из них должна быть возможность получить психолого-педагогическую подготовку в той же мере, что и медицинское сопровождение.  Если общество заинтересовано в здоровой семье, такую возможность оно должно ей обеспечить“, - сказала в заключение М.Е. Ланцбург.

 

Интервью провела Ольга ЖИГАРЬКОВА

   «Психологическая газета: Мы и Мир» (№2[150]2009)

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design - Григорий Жигарьков

Rambler's Top100 хостинг от azz.ru

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.