Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

Ксения Сыроваткина

ЭТИ ЗАГАДОЧНЫЕ ЧЕРНО-РОЗОВЫЕ ПОДРОСТКИ


Ксения Сыроваткина – студентка Московского государственного психолого-педагогического университета в Москве. В этом году она предприняла попытку разобраться в субкультуре «эмо» с точки зрения психологии. «Важность изучения субкультур заключается в том, что в них проходит важный этап формирования личности – закладка ценностей, становление идентичности, в том числе и половой, ориентация на будущее», - пишет Ксения...

 

 Подростковый период – время кризисов, выраженной эмоциональной неустойчивости, резких колебаний настроения. Бурные эмоциональные вспышки сменяются периодами внешнего спокойствия. Физические изменения, склонность к самоанализу и рефлексии у подростков нередко способствует легкости возникновения депрессивных состояний (вплоть до суицидального поведения).

Сейчас в России молодые люди сталкиваются с отсутствием заданных ценностей, идеалов и образцов, которые могли бы помочь им в это не простое для них время выстроить свою идентичность. Каждому приходится искать их самому. Непонимание со стороны взрослых и шаткость идентичности толкает молодых людей к тому, чтобы организовывать компании, вступать в те или иные субкультуры, где они могут оказаться среди «своих». Субкультуры помогают подросткам организовать свою внешнюю и внутреннюю жизнь. Принадлежность к субкультуре дает возможность приобрести статус в своей среде: поскольку нормы и ценности юношеской субкультуры являются групповыми, овладевание ими становится обязательным и является способом самоутверждения. Стиль, который есть в каждой субкультуре, является средством коммуникации и идентификации: видимые (одежда, прическа) или слышимые (язык, музыка) знаки служат подростку средством показать, кто он такой, и распознать «своих».

Эмо – популярная субкультура современного мира. Идеология эмо близка чувствам и мыслям, которые испытывает почти каждый подросток.

Эмоциональность, чувствительность эмо вызывает непонимание и отвержение, особенно со стороны взрослых. Сейчас даже на государственном уровне рассматривается «Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности», где субкультура эмо по степени общественной опасности приравнена к скинхедам, футбольным фанатам, нацболам и антифашистам. Не разобравшись, государство хочет разрушить то, к чему само подтолкнуло молодых людей, и при этом ничего не предлагает взамен.

 

Немного истории

К лету 2007 года субкультура эмо стала самой модной. Тысячи молодых людей по всей России надели вещи черного и розового цветов, отрастили челки, покрасили волосы в черный цвет, прикололи на штанины черных узких джинсов большое количество значков, отправились на концерты эмо-групп и заплакали.

Термин «эмо» возник в середине восьмидесятых от английского слова «emotion» («эмоция»). Юноши и девушки, принадлежащие к субкультуре эмо, стали называть себя «эмо-кидами», разделяясь по половому признаку, соответственно, на «эмо-boy» (мальчиков) и «emo-gerl» (девочек).

А еще существует разделение на истинных эмо, которые называют себя «тру» (от «true» – настоящие), и «позеров», подражателей. Для первых важна идеология, музыка, искренние переживания, а для вторых - популярный стиль и мода. Вот одно из дословных высказываний в Интернете, характеризующих отношение эмо-кидов к «подражателям»: «Позеров в топку!!!!! Не пазорьте себя! Не пазорьте субкультру и стиль эмо! Эмо – это не новая мода! Эмо – это состояние души! Неважно как ты выглядиш! Важно, что ты чувствуешь!» (emo-emo.ru).

 

Что такое эмо?

Во-первых, эмо – это музыкальный стиль, в котором эмоции выражаются через тексты, отражающие личностные переживания, поведение музыкантов на сцене и экспрессивный, «на грани истерики» вокал.

Первые группы эмо возникли в США в конце восьмидесятых годов прошлого века. «Rites of spring» и «Embrace» создали свое новое звучание, сочетавшее в себе агрессию, мелодизм и эмоциональность живых выступлений. Типичная структура эмо-композиций – это медленное, спокойное начало, постепенное нагнетание напряжения и максимальный темп, всплеск и крик в последней части. Основные темы – разочарование в жизни, злоба, психические травмы, полученные в детстве. К началу девяностых годов большая часть эмо-групп первой волны распались.

Вторая волна возникла в 1990-е годы и привела к развитию эмо-музыки и эмо-культуры. Стиль в эмо-музыке стал более расплывчатым, включая в себя элементы других стилей. В 1998 году журнал «Teen People» назвал стиль эмо самым модным.

А третья волна пришла в начале 2000-х, когда популярность эмо-музыки стала массовой, и группы, играющие в стиле эмо, появились во всем мире. В России они стали возникать с 2004-2005 годов. Если ранние эмо-группы пели в основном о темных сторонах души и о переживаемой боли, то новое поколение эмо-исполнителей запело об обретенной и потерянной любви и о том, как сложно справиться со своими эмоциями.

Во-вторых, эмо – это особый имидж и поведение. Основная деятельность эмо-кидов – это общение, обмен информацией о том, где и когда будет выступать эмо-группа, где будут проходить встречи, обмен музыкой, демонстрация своих произведений; разговоры о личных и семейных проблемах, обмен опытом, поддержка. Традиционно прическа эмо включает косую, рваную челку до кончика носа, закрывающую один глаз, и короткие волосы на затылке, торчащие в разные стороны, означающие «взрыв» эмоций. Часто эмо-киды прокалывают уши или делают «тоннели» (большие круглые дырки в ушах, а также серьги, вставленные в них, пустые внутри). Помимо этого, на лице эмо-кида может быть пирсинг. Глаза эмо-киды густо подводят карандашом или тушью. Ногти покрывают черным лаком. Основными цветами в одежде являются черный, отражающий грусть и печаль, и ярко-розовый – символ радости и ранимости души, хотя и другие яркие цвета считаются допустимыми. Наиболее типичная одежда эмо-кидов – узкая, обтягивающая футболка, узкие джинсы черного, пепельного или синего цвета, возможно, с дырками или заплатками, черный или розовый ремень с заклепками, провисающими цепями и большой пряжкой с символикой, кеды с яркими или черными шнурками. Обычно эмо-киды носят почтовую сумку через плечо, покрытую заплатками, и значки, прицепленные к одежде, сумке и иногда к обуви. Их символикой является розовое сердце, часто с поперечной трещиной (иногда оно изображено разорванным в клочья), череп с костями и розами, розовый (или черный) пистолет или скрещенные пистолеты, черная пятиконечная звезда на розовом фоне. Таким образом, символика эмо-кидов, так же как и одежда, отражает их двойственность – склонность к переживанию радости и печали. Однако они считают, что главное – быть собой и подчеркивать свою неординарность.

В этой субкультуре, как и во многих других, существуют определенные стереотипы и опознавательные знаки. Внешние аксессуары выступают просто как выражение определенных норм, которых эмо сам хочет (именно хочет, а не должен) придерживаться. Управление поведением осуществляется как бы «изнутри» личности. С точки зрения самих эмо-кидов, «эмо не становятся – ими рождаются». Одежда и принадлежность к субкультуре – это всего лишь возможность общаться с близкими по духу людьми, которые тебя понимают. Однако у людей, находящихся вне субкультуры, их стереотипы подчас вызывают реакцию отторжения или насмешку. Об этом свидетельствуют результаты опросов обычных девушек, которые считают, что «эмо – это только черно-розовые вещи, они склонны к проявлению негативных эмоций, они режут себе вены». Таким образом, воспринимаются именно внешние проявления – как пустая оболочка, за которой ничего нет. Извне не видно напряженного поиска подростками себя, друзей, творчества. Стереотипы поведения превращаются в стереотипы восприятия эмо-кидов. Возникает бессознательное чувство отторжения: «Они постоянно плачут, по поводу и без», «Эмо – это рак на теле общества, злокачественная опухоль, не несущая никакого позитива. Если мы пустим все на самотек, то депрессивное настроение, психозы, суициды, беспочвенные истерики и полугейский стиль поведения войдут в норму». Результат такого восприятия –  информационный барьер между эмо-кидами и окружающим миром. И, как следствие, без того шаткие отношения подростков и родителей дают трещину, которая заполняется родительскими страхами и взаимным непониманием.

В-третьих, эмо – это состояние души подростка, чутко реагирующего на то, что происходит вокруг, ранимого и чувствительного, часто не находящего понимания ни среди сверстников, ни дома, ни в семье. Стремление к переживанию ярких и чистых эмоций и их выражению – главное правило эмо-кидов. Эмо-культура подходит для молодых людей, склонных к депрессии, пассивных, неуверенных в себе, не слишком сильных физически. Порой это выступает главной причиной присоединения к субкультуре эмо.

В этой субкультуре часто можно встретить искренних, чувствительных, интровертированных молодых людей, не находящих понимания среди сверстников. Под воздействием этой субкультуры они не только одеваются в соответствующем стиле и слушают эмо-группы, но и сами занимаются творчеством: рисуют, фотографируют, пишут стихи на темы одиночества, непонимания со стороны окружающего мира, любви, часто неразделенной (данный вывод был сделан на основе просмотра около 500 блогов эмо-кидов, непосредственного общения с ними и по ответам анкет).

Принадлежность к субкультуре не лишает ее членов ощущения одиночества, но помогает почувствовать, что каждый из них не одинок в своих проблемах.

Всякая субкультура имеет под собой идеологическую основу. Эта основа объясняет суть существования субкультуры, определяет ее аудиторию и задает модель поведения. Эмо – это стиль жизни, способ самовыражения, попытка изменить современный жестокий мир. Основные ценности эмо-кидов – это, прежде всего, эмоции. Эмо не скрывают своих эмоций, они в полной мере раскрывают миру свою сущность и наслаждаются полнотой своих ощущений, нисколько не стесняясь других. Умение радоваться от всей души, даже чему-то на первый взгляд незначительному, и искренне выражать эмоции, а также умение прочувствовать сложность окружающего мира, испытать нехватку любви и понимания и тоже суметь это отразить. В выражении своих чувств для них очень важна искренность. Отличительной чертой эмо является отсутствие стремления к коммерческой выгоде – музыкальные эмо-группы часто выступают за деньги, которые лишь окупают расходы на организацию концерта.

Отдельную страницу в жизни эмо-культуры занимает движение sXe («стрейтэдж» – от англ. «straight edge», «прямая линия». В разговорном языке это выражение обозначает проверку прочности своих убеждений). Это движение пропагандирует здоровый образ жизни. Стрейтэджеры не курят, не пьют, не употребляют наркотики и не вступают в беспорядочные половые связи. Эмо-киды также активно выступают против расизма, сексизма и других форм дискриминации по какому-либо признаку. Им не чужда идеология защиты животных – многие эмо выступают против неоправданного убийства животных. Многие из них являются приверженцами веганизма, строгого вегетарианства. Раньше это было обязательным условием для эмо-кидов, так как изначально субкультура эмо создавалась на этих принципах.

 

Риск

Эмо присущ романтизм и стремление обрести любовь, акцент ставится на возвышенных чувствах, умении обращать внимание на то, что обычный человек даже не заметит. Порой это способствует уходу от реальности, когда молодые люди фиксируются на своих фантазиях. Тогда отсутствие общения в реальном мире может привести к ограниченному развитию. Таким образом, многое зависит от личности молодого человека и от того, что действительно им движет на этом пути, но всегда сохраняется возможность «заиграться» и оказаться в ловушке собственных переживаний, не чувствуя при этом других людей.

 

Результаты исследования

Нами была предпринята попытка «нырнуть» в субкультуру эмо и посмотреть, как обстоят дела на самом деле.

В нашем исследовании принимали участие две группы девушек, одна из которых принадлежала к субкультуре эмо, а другая нет. Мы получили различное понимание субкультуры эмо со стороны этих групп.

Для девушек эмо в отличие от тех, которые не принадлежали к этой субкультуре, доминирующими темами являются свои переживания, настроение, проблемы, творчество, то есть им присуща некоторая центрация на себе. Для «обычных» девушек доминирующими темами являются общение, досуг, ориентация на будущее.

У эмо-кидов более широкий спектр эмоциональных состояний и переживаний, они более эмоционально открыты, чем девушки, не принадлежащие к субкультуре эмо.

Для девушек эмо принципиально важно выражать вовне все, что они чувствуют, независимо от знака переживания, глубины и интенсивности чувств.

Таким образом, эмо-киды более интровертированны, ранимы, склонны к творчеству и к тому, чтобы удивляться и радоваться простым вещам, чем остальные.

К сожалению, по стереотипам и «позерам» судят обо всей этой субкультуре, о сути этого течения. Социальная ситуация развития современного юношества имеет свои сложности. В современном обществе происходит увеличение материальных ценностей, возрастает уровень социальной желательности. Через родителей и телевидение в юное сознание вносится представление о важности денег, успеха, прагматизма.

Но у некоторой части молодежи возникает потребность отстраниться от этого, выйти за устоявшиеся рамки, и они находят себя в субкультуре эмо. Эмо-киды способны удивляться восходу солнца, полнолунию, падающим листьям, снегу, а не бежать куда-то к поставленной цели. Они умеют наслаждаться процессом, ценить простые радости жизни. Они не прячут в себе «ребенка». Эмо-киды как бы ломают социальные стереотипы, о них можно сказать словами Г. Гессе: «Возраста и пола лишены...». Они не хотят сковывать свои чувства рамками принятых приличий, в этой субкультуре мальчики, отбрасывая «мужскую сдержанность», наравне с девочками могут открыто выражать любые эмоции, главное, чтобы они были искренними.

Многие, наблюдая принятый у эмо стиль одежды, считают, что эти ребята принадлежат к бисексуальной или гомосексуальной субкультуре, но результаты нашего исследования показали склонность у эмо к андрогинии, как и у обычных девушек. С. Бем считает, что андрогиния обеспечивает большие возможности социальной адаптации. Опираясь на исследование девушек эмо, можно говорить о том, что одежда, стиль – это всего лишь опознавательный знак. Они живут в какой-то степени организмично, используя термин К. Роджерса, прислушиваются к себе и не сдерживаются в выражении своих чувств, порой противоречивых, хотят видеть друг в друге в первую очередь людей, а уже потом мальчика или девочку.

Благодаря «подражателям», субкультура эмо переживает тяжелый период, основные ценности отходят на задний план. Но эмо-культура ни прямо, ни косвенно не проповедует самоубийство. Она говорит о душевных страданиях. Как известно, в возрасте 13-17 лет часто возникает негативное отношение к жизни, когда кажется, что все вокруг плохо. Это эмоционально тяжелый период, но мысли – совсем не то же, что и действия. По статистике, лишь 1% эмо имеет суицидальные наклонности (Ольга Роева, Станислав Горячих, Владимир Судеец -  по материалам канала Рен-ТВ, 2008). Остальные просто сгущают краски, привлекая к себе внимание. Что же касается вскрытия вен, то этой склонности в большинстве своем у девушек, которые принимали участие в нашем исследовании, не выявлено, они лишь выцарапывают на руке слово «эмо». Чтобы утихомирить свою душевную боль, когда она становится невыносимой, эмо пытаются заглушить ее болью физической. Но чаще к таким действиям прибегают «эпигоны», чтобы привлечь внимание к своей личности.

Нам хотелось бы, чтобы общество поняло суть этой культуры, разницу между «эпигонством» и подлинными эмо, чтобы родители не боялись, а постарались понять своего ребенка. Ведь каждому важно понимание, когда сам себя не понимаешь...

 

«Психологическая газета: Мы и Мир»(№9[145]2008)

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design - Григорий Жигарьков

Rambler's Top100

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.