Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

Л.Н. Собчик, доктор психол. наук, профессор

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ


Справедливость вершимого правосудия  при оценке криминального поступка зависит не только от информированности в области   юриспруденции, но и от правильной оценки  индивидуально-личностных  особенностей человека, совершившего правонарушение.

Скрытые  мотивы его поведения, присущая ему иерархия ценностей, уровень выраженности и направленность агрессивности, степень личностной зрелости и развития самоконтроля над собственными эмоциями – все это влияет на оценку его  вменяемости.

  Непосредственный тип реагирования, характерный для конкретного человека, в обычных условиях контролируется благодаря навыкам  социализированного поведения, а в экстремальных ситуациях может проявляться самым разрушительным образом.

      Прямой опрос, метод наблюдения, изучение истории преступления и предшествующего событию периода, психиатрическая оценка состояния преступника – безусловно,  необходимы, но не всегда могут дать исчерпывающий ответ на вопросы, которые связаны с глубинными проблемами, лежащими в основе преступления. Ответить на них поможет анализ данных, полученных в результате применения батареи  психодиагностических тестов.

          К сожалению, психодиагностика еще мало используется в органах, занимающихся предупреждением преступности. Но большинство личностных свойств,  напрямую связанных с поступками, которые при определенных обстоятельствах расцениваются как преступление, можно выявить и оценить только с помощью диагностических тестов. Немалый опыт их использования накопился в контексте судебно-психиатрической психологической экспертизы, проводимой на базе Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского.

         

 Агрессивное поведение

В первую очередь, видимо, следует посмотреть, что дает психодиагностика, если рассматривать проблему преступления с точки зрения личности. Существует ли такое понятие – личность преступника? Может ли быть генетически унаследована предиспозиция к антисоциальному, агрессивному поведению, а если да, то как ее диагностировать?

     В основе большой группы преступлений лежит высокий уровень агрессивности. Агрессия – это всего лишь высвобожденная активность, направленная на самоутверждение и достижение эгоцентрической цели. Спровоцирована она окружающими или спонтанна, контролируется рассудком  или рассудок отступает и даже оправдывает агрессию? Она может вспыхнуть в ответ на задетое кем-то самолюбие или на угрозу собственной жизни, но может подпитываться надуманными обидами и подозрениями, может лежать в основе корыстных поступков, когда обогащение совершается путем жестокой расправы над жертвой.

Герострат ради славы поджег прекрасный храм, воинствующий идеалист Дон Кихот громил ветряные мельницы, некий «педагог» из гоголевского «Ревизора», войдя в преподавательский раж, всего лишь ломал стулья, а  маркиз де Сад превращал собственное любовное наслаждение в мучительство для избранных в качестве жертв женщин. Однако в каждом из перечисленных примеров так или иначе проявлялась агрессия.

Особо опасной является агрессивность при психических заболеваниях. В этом случает она брутальна, т.е. почти не корригируема социальными и психокоррекционными методами, с трудом поддается смягчению лечебно-медицинскими мерами. Проявление повышенной агрессивности часто наблюдается у психопатических личностей, при хроническом алкоголизме, после перенесенной травмы головного мозга.

Но сейчас мы говорим о личностной предиспозиции вне грубой патологии. Ес­ли со­ци­аль­но при­ви­тые  нормативы со­став­ля­ют внеш­нюю сторону поведения, то агрессивность как ведущая тенденция  (или одна из ведущих в структуре личности тенденций)  ле­жит в ос­но­ве тех антисоциальных форм реагирования, которые могут привести к преступным действиям на фоне эмоциональной насыщенности переживаний. Именно психодиагностика помогает прогнозировать такую предрасположенность, выявить склонность к противоправным действиям. Свое­вре­мен­но вы­яв­лен­ные базисные свойства личности под­ска­зы­ва­ют как место «прорыва» неадекватных  реакций, так и варианты возможного уси­ле­ния кон­тро­ля дан­ной кон­крет­ной лич­но­сти и овла­де­ния си­туа­ци­ей под влиянием разумно проведенной психологической коррекции.

Исходя из той точки зрения, что агрессия чаще всего проявляется как реакция на противодействие и достигает максимальной выраженности в экстремальной ситуации, было предпринято  изучение непосредственных поведенческих реакций в экстремальных ситуациях. Исследование показало   зависимость типа реагирования в экстремальных условиях от базовых, врожденных свойств личности.

Личности с повышенной  тревожностью склонны преувеличивать опасность. Состояние страха в экстремальных ситуациях может вылиться в блокировку активности, в ограничительное поведение или паническое бегство. Личности, у которых тревожность является ведущей тенденцией, как правило, совестливы, законопослушны. Оказавшись в силу обстоятельств в криминальной среде, они вынужденно подчиняются общим правилам, добросовестно выполняют роль хранителей общих ценностей, помогают в осуществлении разных мер предосторожности, но сами на смелые или жестокие поступки не способны.

      Агрессивность  - полярный тревожности тип реагирования и проявляется характеристиками сильного «Я»,  противопоставляющего  жесткости окружающего мира стремление к самореализации  и наступательность. Если это качество выражено избыточно и не уравновешено осторожностью и  социальными нормативами, то активность такого человека может проявляться  в криминальных действиях. 

 

Личность подростка

ллллть подростка

В подростковом периоде личность особенно подвержена  заострению негативных черт характера, что  нередко становятся причиной социально-психологической дезадаптации. Ед­ва на­ме­тив­шие­ся кон­ту­ры целост­ной лично­сти под­вер­га­ют­ся воз­дей­ст­вию из­нут­ри (в период полового созревания) и сна­ру­жи (в связи с изменением социального статуса с детского на взрослый). С одной стороны - мощ­ный всплеск вы­бра­сы­вае­мых в кро­во­ток гор­мо­нов, бур­ное раз­ви­тие при­зна­ков поло­вой при­над­леж­но­сти, пробудивший­ся сек­су­аль­ный ин­те­рес при от­сут­ст­вии  при­ви­той куль­ту­ры лю­бов­ных от­но­ше­ний, что при­во­дит к урод­ли­вым фор­мам по­ве­де­ния в контак­тах с про­ти­во­по­лож­ным по­лом. С другой стороны – повышенные требования окружающих, ожидание от подростка более взрослых форм поведения. Внутренняя перестройка самопонимания отстает от тех ожиданий, которые предъявляются окружением. Все это вызывает своеобразные реакции со стороны подростка. Личности тор­мо­зи­мо­го ти­па замы­ка­ют­ся в се­бе, от­го­ра­жи­ва­ют­ся, ве­дут се­бя уг­ло­ва­то, не­ук­лю­же, проявля­ют не­га­ти­визм в при­сут­ст­вии особ дру­го­го по­ла, ис­пы­ты­ва­ют комплекс не­пол­но­цен­но­сти.

Ги­пер­тим­ные, воз­бу­ди­мые лич­но­сти ве­дут се­бя в этой си­туа­ции то на­ро­чи­то на­гло и де­мон­ст­ра­тив­но, то аг­рес­сив­но и за­паль­чи­во. Их сексуальная озабоченность часто принимает карикатурные формы. Но ведь это происходит с ни­ми впер­вые, у них нет ни опы­та, ни пра­виль­но­го по­ни­ма­ния смыс­ла и цен­но­сти сексуальных от­но­ше­ний и их фи­зио­ло­ги­че­ских и социаль­ных по­след­ст­вий. Та­ко­во же от­но­ше­ние к ку­ре­нию и ал­ко­го­лю: чем бо­лее за­прет­ным пред­став­ля­ет­ся им это за­ня­тие, тем боль­ше их к не­му тя­нет. Из­ме­не­ние очер­та­ний фи­гу­ры и ли­ца, лом­ка го­ло­са, ха­рак­тер­ные для 13 - 15 лет, на­ру­ша­ют при­выч­ный об­раз «Я». Уже не ре­бе­нок, еще не взрос­лый – под­рос­ток му­чи­тель­но ищет об­раз сво­его но­во­го «Я» – и не ­ско­ро его находит.

Из­бы­ток фи­зи­че­ской энер­гии, вы­со­кая по­ис­ко­вая ак­тив­ность с тен­ден­ци­ей к са­мо­реа­ли­за­ции стал­ки­ва­ют­ся с про­бле­мой ос­вое­ния но­вой со­ци­аль­ной ро­ли, свя­зан­ной  со всту­п­ле­ни­ем во взрос­лую жизнь, пред­став­ле­ние о ко­то­рой зиждет­ся на  впе­чат­ле­ни­ях, по­черп­ну­тых из ки­но­филь­мов или с телевизионных эк­ра­нов, и на той мо­де­ли со­циу­ма, ко­то­рую под­рос­ток ви­дит в сво­ем ок­ру­же­нии – в се­мье, шко­ле, во дворе.  На по­ро­ге взрос­лой жизни  под­рос­ток на се­бе ис­пы­ты­ва­ет про­ти­во­ре­чи­вость су­ще­ст­вую­щей в его сознании «иде­аль­ной» мо­де­ли ми­ра и ре­аль­ной дей­ст­ви­тель­но­сти. Чем боль­ше различают­ся они ме­ж­ду со­бой, тем боль­ше про­яв­ля­ет­ся тот ког­ни­тив­ный дис­со­нанс, ко­то­рый по-раз­но­му пе­ре­жи­ва­ет­ся раз­ны­ми по сво­им лич­но­ст­ным осо­бен­но­стям под­ро­ст­ка­ми. У  боль­шин­ст­ва этот стресс со­про­во­ж­да­ет­ся горь­ки­ми раз­оча­ро­ва­ния­ми, лом­кой са­мо­соз­на­ния, из­ме­не­ни­ем или об­нов­ле­ни­ем субъ­ек­тив­но­го об­раза «Я» в свя­зи с но­вым по­ни­ма­ни­ем сво­его мес­та в ок­ру­жаю­щем ми­ре, про­те­ст­ны­ми ре­ак­ция­ми про­тив ав­то­ри­тар­но­го то­на взрос­лых, тен­ден­ция­ми к низ­вер­же­нию идеа­лов стар­ше­го по­ко­ле­ния.

В эпоху перемен, когда прежняя идеология и ценности рушатся, а новые идеалы еще не сформированы, разрушенной и искаженной оказывается модель социально желательной личности и иерархия ценностей, что  в первую очередь отражается на молодом поколении и проявляется раз­оча­ро­ван­ностью, ни­ги­лизмом, не­га­тив­ным от­но­ше­нием к взрос­лым, бун­тар­скими тен­ден­циями с от­ри­ца­ни­ем лю­бых ав­то­ри­те­тов. При этом в данных диагностического исследования выявляется эмоциональная неустойчивость с высокой импульсивностью и агрессивными тенденциями (высокими пиками по 6-й, 8-й и 4-й шкалам  СМИЛ, повышенным баллами по шкале агрессивности по ИТО, повышенной жесткостью в виде s+!!! по Методу портретных выборов  (модифицированный тест Сонди), оппозиционными ответами  S по Роршах-тесту, преобладанием внешнеобвиняющих реакций по данным Вербального фрустрационного теста  ВФТ, цветовым рядом с 7-м эталоном на первой позиции  при 3-м или 4-м - на последних позициях в данных метода цветовых выборов МЦВ).

 Эти данные предупреждают о том, что от подростка мо­жно ожидать непредсказуемых  девиантных по­ступ­ков. В этом состоянии  «ге­ро­ем» в гла­зах под­ро­ст­ка мо­жет стать ан­ти­со­ци­аль­ная лич­ность, а цен­но­сти улич­ной груп­пы мо­гут об­рес­ти наи­боль­шую зна­чи­мость и уве­сти его в сфе­ру про­ти­во­прав­ных дей­ст­вий. На фо­не жес­то­кой лом­ки при­выч­ных с дет­ст­ва сте­рео­ти­пов и столк­но­ве­ния с прав­дой ре­аль­ной жиз­ни мо­гут воз­ник­нуть мыс­ли о са­мо­убий­ст­ве, поя­вить­ся па­губ­ные при­выч­ки и пристрастия, а также действия, которые подпадают под рубрику антисоциальных.

 

Девиантное поведение подростков

Девиантное поведение подростков во многом является  результатом   неправильного воздействия социального окружения. Дисгармоничные отношений в семье, недостаток внимания к проблемам формирующейся личности, отсутствие тепла и понимания, репрессивный характер воспитания, карательный подход педагогического коллектива нередко приводит к тому, что подросток и в семье, и в школе оказывается «плохим». И он идет туда, где он «хороший», туда, где ему говорят: «Отличный парень, здорово играет на гитаре», «Славный малый, пьет и курит – как мы»,  «Молодец, стянул у отца десятку, пойдем, выпьем пива». По сути дела, проступки подростков инициируются не столько стремлением нарушить правила жизни, сколько спонтанным, неконтролируемым самоутвержденим.

Исследования и накопленный опыт убеждают нас в том, что криминальные тенденции не являются заложенными  от природы.

Неустойчивость слабо интегрированной личности в условиях непонимания, отсутствия интереса к проблемам подростка чаще всего  приводит к антисоциальному поведению. При этом мы видим  в данных психологического исследования признаки повышенной спонтанности в сочетании с агрессивностью при незрелой структуре личности, когда не сформирован самоконтроль и эгоцентрично-примитивна иерархия ценностей без опоры на мораль социума, которую подростки нередко считают лицемерной и лживой, а  внутриличностные критерии нравственности у них еще не сформированы.

      Надеюсь, что мне удалось убедить тех, кто познакомился с данной статьей, в том, что психодиагностика является надежным подспорьем в изучении  криминальных тенденций, а также в изучении проблем подросткового возраста и предупреждении преступности. Разработанные в Институте прикладной психологии апробированные и надежные тесты, в том числе их компьютеризированные версии, могут оказаться востребованными в разных сферах, где  актуальна проблема предупреждения преступности.  Ежегодно проводимые в Институте курсы повышения квалификации и семинары способствуют освоению психологами методов психологической диагностики, а также дают возможность приобрести необходимые пособия  и компьютерные программы.

 Москва,  19.10.2006.

 

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design - Григорий Жигарьков

Rambler's Top100 хостинг от azz.ru

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.