Справедливость вершимого правосудия при оценке криминального поступка
зависит не только от информированности в области юриспруденции, но и от
правильной оценки индивидуально-личностных особенностей человека,
совершившего правонарушение.
Скрытые
мотивы его поведения, присущая ему иерархия ценностей, уровень
выраженности и направленность агрессивности, степень личностной зрелости и
развития самоконтроля над собственными эмоциями – все это влияет на оценку
его вменяемости.
Непосредственный тип реагирования, характерный для конкретного человека, в
обычных условиях контролируется благодаря навыкам социализированного
поведения, а в экстремальных ситуациях может проявляться самым
разрушительным образом.
Прямой
опрос, метод наблюдения, изучение истории преступления и предшествующего
событию периода, психиатрическая оценка состояния преступника –
безусловно, необходимы, но не всегда могут дать исчерпывающий ответ на
вопросы, которые связаны с глубинными проблемами, лежащими в основе
преступления. Ответить на них поможет анализ данных, полученных в
результате применения батареи психодиагностических тестов.
К сожалению, психодиагностика еще мало
используется в органах, занимающихся предупреждением преступности. Но
большинство личностных свойств, напрямую связанных с поступками, которые
при определенных обстоятельствах расцениваются как преступление, можно
выявить и оценить только с помощью диагностических тестов. Немалый опыт их
использования накопился в контексте судебно-психиатрической
психологической экспертизы, проводимой на базе Государственного научного
центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского.
Агрессивное поведение
В первую
очередь, видимо, следует посмотреть, что дает психодиагностика, если
рассматривать проблему преступления с точки зрения личности. Существует ли
такое понятие – личность преступника? Может ли быть генетически
унаследована предиспозиция к антисоциальному, агрессивному поведению, а
если да, то как ее диагностировать?
В
основе большой группы преступлений лежит высокий уровень агрессивности.
Агрессия – это всего лишь высвобожденная активность, направленная на
самоутверждение и достижение эгоцентрической цели. Спровоцирована она
окружающими или спонтанна, контролируется рассудком или рассудок
отступает и даже оправдывает агрессию? Она может вспыхнуть в ответ на
задетое кем-то самолюбие или на угрозу собственной жизни, но может
подпитываться надуманными обидами и подозрениями, может лежать в основе
корыстных поступков, когда обогащение совершается путем жестокой расправы
над жертвой.
Герострат
ради славы поджег прекрасный храм, воинствующий идеалист Дон Кихот громил
ветряные мельницы, некий «педагог» из гоголевского «Ревизора», войдя в
преподавательский раж, всего лишь ломал стулья, а маркиз де Сад превращал
собственное любовное наслаждение в мучительство для избранных в качестве
жертв женщин. Однако в каждом из перечисленных примеров так или иначе
проявлялась агрессия.
Особо
опасной является агрессивность при психических заболеваниях. В этом
случает она брутальна, т.е. почти не корригируема социальными и
психокоррекционными методами, с трудом поддается смягчению
лечебно-медицинскими мерами. Проявление повышенной агрессивности часто
наблюдается у психопатических личностей, при хроническом алкоголизме,
после перенесенной травмы головного мозга.
Но сейчас мы
говорим о личностной предиспозиции вне грубой патологии. Если
социально привитые нормативы составляют внешнюю сторону
поведения, то агрессивность как ведущая тенденция (или одна из ведущих в
структуре личности тенденций) лежит в основе тех антисоциальных форм
реагирования, которые могут привести к преступным действиям на фоне
эмоциональной насыщенности переживаний. Именно психодиагностика помогает
прогнозировать такую предрасположенность, выявить склонность к
противоправным действиям. Своевременно выявленные базисные свойства
личности подсказывают как место «прорыва» неадекватных реакций, так и
варианты возможного усиления контроля данной конкретной личности
и овладения ситуацией под влиянием разумно проведенной
психологической коррекции.
Исходя из
той точки зрения, что агрессия чаще всего проявляется как реакция на
противодействие и достигает максимальной выраженности в экстремальной
ситуации, было предпринято изучение непосредственных поведенческих
реакций в экстремальных ситуациях. Исследование показало зависимость
типа реагирования в экстремальных условиях от базовых, врожденных свойств
личности.
Личности с
повышенной тревожностью склонны преувеличивать опасность. Состояние
страха в экстремальных ситуациях может вылиться в блокировку активности, в
ограничительное поведение или паническое бегство. Личности, у которых
тревожность является ведущей тенденцией, как правило, совестливы,
законопослушны. Оказавшись в силу обстоятельств в криминальной среде, они
вынужденно подчиняются общим правилам, добросовестно выполняют роль
хранителей общих ценностей, помогают в осуществлении разных мер
предосторожности, но сами на смелые или жестокие поступки не способны.
Агрессивность - полярный тревожности тип реагирования и проявляется
характеристиками сильного «Я», противопоставляющего жесткости
окружающего мира стремление к самореализации и наступательность. Если это
качество выражено избыточно и не уравновешено осторожностью и социальными
нормативами, то активность такого человека может проявляться в
криминальных действиях.
Личность
подростка
ллллть подростка
В
подростковом периоде личность особенно подвержена заострению негативных
черт характера, что нередко становятся причиной социально-психологической
дезадаптации. Едва наметившиеся контуры целостной личности
подвергаются воздействию изнутри (в период полового созревания) и
снаружи (в связи с изменением социального статуса с детского на
взрослый). С одной стороны - мощный всплеск выбрасываемых в
кровоток гормонов, бурное развитие признаков половой
принадлежности, пробудившийся сексуальный интерес при
отсутствии привитой культуры любовных отношений, что
приводит к уродливым формам поведения в контактах с
противоположным полом. С другой стороны – повышенные требования
окружающих, ожидание от подростка более взрослых форм поведения.
Внутренняя перестройка самопонимания отстает от тех ожиданий, которые
предъявляются окружением. Все это вызывает своеобразные реакции со стороны
подростка. Личности тормозимого типа замыкаются в себе,
отгораживаются, ведут себя угловато, неуклюже, проявляют
негативизм в присутствии особ другого пола, испытывают
комплекс неполноценности.
Гипертимные, возбудимые личности ведут себя в этой ситуации то
нарочито нагло и демонстративно, то агрессивно и
запальчиво. Их сексуальная озабоченность часто принимает карикатурные
формы. Но ведь это происходит с ними впервые, у них нет ни опыта, ни
правильного понимания смысла и ценности сексуальных отношений
и их физиологических и социальных последствий. Таково же
отношение к курению и алкоголю: чем более запретным
представляется им это занятие, тем больше их к нему тянет.
Изменение очертаний фигуры и лица, ломка голоса, характерные
для 13 - 15 лет, нарушают привычный образ «Я». Уже не ребенок, еще
не взрослый – подросток мучительно ищет образ своего нового «Я»
– и не скоро его находит.
Избыток
физической энергии, высокая поисковая активность с
тенденцией к самореализации сталкиваются с проблемой
освоения новой социальной роли, связанной со вступлением во
взрослую жизнь, представление о которой зиждется на
впечатлениях, почерпнутых из кинофильмов или с телевизионных
экранов, и на той модели социума, которую подросток видит в
своем окружении – в семье, школе, во дворе. На пороге взрослой
жизни подросток на себе испытывает противоречивость
существующей в его сознании «идеальной» модели мира и реальной
действительности. Чем больше различаются они между собой, тем
больше проявляется тот когнитивный диссонанс, который
по-разному переживается разными по своим личностным
особенностям подростками. У большинства этот стресс
сопровождается горькими разочарованиями, ломкой
самосознания, изменением или обновлением субъективного
образа «Я» в связи с новым пониманием своего места в
окружающем мире, протестными реакциями против
авторитарного тона взрослых, тенденциями к низвержению
идеалов старшего поколения.
В эпоху
перемен, когда прежняя идеология и ценности рушатся, а новые идеалы еще не
сформированы, разрушенной и искаженной оказывается модель социально
желательной личности и иерархия ценностей, что в первую очередь
отражается на молодом поколении и проявляется разочарованностью,
нигилизмом, негативным отношением к взрослым, бунтарскими
тенденциями с отрицанием любых авторитетов. При этом в данных диагностического исследования
выявляется эмоциональная неустойчивость с высокой импульсивностью и
агрессивными тенденциями (высокими пиками по 6-й, 8-й и 4-й шкалам СМИЛ,
повышенным баллами по шкале агрессивности по ИТО, повышенной жесткостью в
виде
s+!!!
по Методу портретных выборов (модифицированный тест Сонди),
оппозиционными ответами
S по
Роршах-тесту, преобладанием внешнеобвиняющих реакций по данным Вербального
фрустрационного теста ВФТ, цветовым рядом с 7-м эталоном на первой
позиции при 3-м или 4-м - на последних позициях в данных метода цветовых
выборов МЦВ).
Эти данные предупреждают о том, что от
подростка можно ожидать непредсказуемых девиантных поступков. В этом
состоянии «героем» в глазах подростка может стать
антисоциальная личность, а ценности уличной группы могут
обрести наибольшую значимость и увести его в сферу
противоправных действий. На фоне жестокой ломки привычных с
детства стереотипов и столкновения с правдой реальной жизни
могут возникнуть мысли о самоубийстве, появиться пагубные
привычки и пристрастия, а также действия, которые подпадают под рубрику
антисоциальных.
Девиантное
поведение подростков
Девиантное
поведение подростков во многом является результатом неправильного
воздействия социального окружения. Дисгармоничные отношений в семье,
недостаток внимания к проблемам формирующейся личности, отсутствие тепла и
понимания, репрессивный характер воспитания, карательный подход
педагогического коллектива нередко приводит к тому, что подросток и в
семье, и в школе оказывается «плохим». И он идет туда, где он «хороший»,
туда, где ему говорят: «Отличный парень, здорово играет на гитаре»,
«Славный малый, пьет и курит – как мы», «Молодец, стянул у отца десятку,
пойдем, выпьем пива». По сути дела, проступки подростков инициируются не
столько стремлением нарушить правила жизни, сколько спонтанным,
неконтролируемым самоутвержденим.
Исследования
и накопленный опыт убеждают нас в том, что криминальные тенденции не
являются заложенными от природы.
Неустойчивость слабо интегрированной личности в условиях непонимания,
отсутствия интереса к проблемам подростка чаще всего приводит к
антисоциальному поведению. При этом мы видим в данных психологического
исследования признаки повышенной спонтанности в сочетании с агрессивностью
при незрелой структуре личности, когда не сформирован самоконтроль и
эгоцентрично-примитивна иерархия ценностей без опоры на мораль социума,
которую подростки нередко считают лицемерной и лживой, а внутриличностные
критерии нравственности у них еще не сформированы.
Надеюсь, что мне удалось убедить тех, кто познакомился с данной статьей, в
том, что психодиагностика является надежным подспорьем в изучении
криминальных тенденций, а также в изучении проблем подросткового возраста
и предупреждении преступности. Разработанные в Институте прикладной
психологии апробированные и надежные тесты, в том числе их
компьютеризированные версии, могут оказаться востребованными в разных
сферах, где актуальна проблема предупреждения преступности. Ежегодно
проводимые в Институте курсы повышения квалификации и семинары
способствуют освоению психологами методов психологической диагностики, а
также дают возможность приобрести необходимые пособия и компьютерные
программы.
Москва,
19.10.2006.
|