Тема «детей индиго» сегодня очень популярна.
Большинство образованных (и не очень) людей —
особенно из числа молодых и счастливых родителей
—
что-то читали или слышали на эту тему.
Впервые о существовании «детей индиго» заявила американка Нэнси Энн Тэпп,
биоэнергетик и экстрасенс. Она классифицировала людей, особенности их
личности и поведения на основании цвета их ауры, которую наблюдала. В 1982
году вышла ее книга «Как цвет помогает лучше понять твою жизнь» (другой
перевод - «Понимание жизни через цвет»). Она пришла к выводу, что перемены
в обществе в значительной мере обусловлены сменой преобладающих цветов
ауры. Например, в XIX веке самыми распространенными были биополя цвета
фуксии, сегодня у людей их практически нет. Когда она обнаружила одного
человека с такой аурой в городе Палм-Спрингс, то была очень удивлена,
поскольку считала, что этот цвет «вышел из употребления» еще в начале ХХ
века. Редким стал и пурпурный цвет. А что идет им на смену? В начале
1980-х годов г-жа Тэпп решила, что это - ярко-синий цвет, он же
«фиалковый», он же «цвет индиго». Дети с такой аурой начали ей попадаться
все чаще. По мнению самой исследовательницы, 90% детей младше 10 лет
принадлежат к цветовой группе «индиго». Она сочла, что это, прежде всего,
дети компьютеризированного мира, по-новому мыслящие и относящиеся к жизни.
Так что впервые о «детях индиго» заговорили вне рамок академической науки.
До сих пор официально не признаны приборы, измеряющие «длину волны ауры»
человека. Правда, электромагнитные излучения биологических объектов
исследуются объективными методами достаточно давно, — например, хорошо
известны эксперименты супругов Кирлиан. Но в данном случае имели место
субъективные оценки исследователя, обладающего (по ее собственному мнению
и мнению некоторых коллег) особыми способностями. Вызывают сомнения и
выводы относительно преобладающего цвета ауры у людей прошлого. Поскольку
объективные измерения ауры больших масс людей в
XIX
веке и в более ранние времена не проводились, то эти выводы следует
считать, опять-таки, субъективными, основанными, видимо, на информации,
полученной от высших сил. Естественно, что подобная теория скептически
была принята специалистами.
Тем не менее, идеи г-жи Тэпп поддержали. Это были опять-таки
американцы – психологи Ли Кэрролл и Джен Тоубер. Они разработали
собственные методики исследования и приборы для изучения открытого ею
феномена,
стали регистрировать размер, форму, цвет, интенсивность и иные параметры
свечения ауры «фиалковых» детей. Они же ввели в обиход термин «дети
индиго». И «процесс пошел».
В большинстве стран, в том числе и в России, восприняли термин «дети
индиго». Кое-где прижились собственные наименования. Так, во Франции этих
детей стали называть «тефлоновыми» (поскольку к ним «не прилипают» обычные
нормы и правила),
в Англии – «детьми тысячелетия»,
в Японии и Китае
–
«Детьми Света».
Кто они, «дети индиго»?
Что же объединяет всех «детей нового типа»?
Это
их уникальность, необычайные способности, особая миссия в мире.
В книге «Дети индиго» Ли Кэрролл сформулировал особенности данного
человеческого типа.
1.
Они ощущают свое превосходство над всеми и часто ведут себя
соответствующим образом.
2. Они чувствуют, что «заслужили быть здесь», и бывают весьма удивлены
тем, что другие не всегда разделяют их мнение.
3. Они не сомневаются в своей значимости и нередко сообщают родителям,
«кто они».
4. Для них нет абсолютных авторитетов, они не считают нужным объяснять
свои поступки и признают только свободу выбора.
5. Им физически и морально трудно совершать некоторые бессмысленные, с их
точки зрения, действия (например, стоять в очереди).
6. Они теряются, когда вместо проявления творческих способностей от них
требуют строгого соблюдения традиции.
7. Они часто видят более рациональный способ решения той или иной задачи,
однако окружающие воспринимают это как «нарушение правил» и нежелание
таких детей приспосабливаться к существующей системе.
8. Они не общительны, если не находятся в кругу себе подобных. Когда рядом
нет никого похожего на них, они замыкаются в себе, чувствуют, что их никто
не понимает. Поэтому им очень нелегко устанавливать социальные связи в
период обучения.
9. Они не отзываются на обвинения в нарушении дисциплины, остаются глухими
к угрозам вроде: «Вот подожди, придет отец, узнает, что ты натворил, тогда
увидишь, что будет!»
10. Они не стесняются говорить о том, в чем испытывают нужду.
11. Их уважение может заслужить лишь тот, кто действительно многое знает и
ведет себя достойно.
12. Это дети-философы, их суждения о смысле жизни, предназначении
человека, о Вселенной и Боге отличаются глубиной и оригинальностью.
13. У многих «индиго» с самого рождения хорошо развиты целительские и
экстрасенсорные способности.
Эти идеи были подхвачены во многих странах. Разного рода исследователи,
педагоги-практики и просто родители стали обнаруживать все новые и новые
чудесные свойства у «фиалковых» детей. Так, появились утверждения, что они
не восприимчивы к самым страшным заболеваниям типа СПИДа и обладают
«абсолютным иммунитетом». Сообщалось, что некоторые дети умеют обходиться
без пищи, впитывая необходимое прямо «из космоса». Были подняты социальные
проблемы, возникающие в связи с появлением «чудо-детей». Так, многие
педагоги и родители стали говорить о непригодности для них существующей
системы воспитания и образования. Необычайный ребенок вызывает у
сверстников, педагогов и родителей непонимание, а порой и враждебность.
Попытки «привести к общему знаменателю» могут искалечить или даже убить
его. Распространилось мнение, что «детей индиго» очень много среди
заключенных тюрем и пациентов психиатрических больниц, куда их загоняет не
готовое к их появлению и враждебное им общество (правда, массовые
исследования в этом плане, насколько можно судить, не проводились).
В результате, к концу ХХ века тема «детей нового типа» прочно прижилась,
если не в официальной науке, то в массовой культуре. Она стал популярной
темой в научной фантастике. Достаточно вспомнить «Кукушек Мидвича» Джона
Уиндема, «люденов» братьев Стругацких, «эрмов» Василия Головачева. В
общем-то на эту же тему были созданы фильмы типа «Людей Икс».
Почему тема «детей индиго» увлекла общество?
Интерес к теме «новых людей» вполне объясним.
Во-первых, большинство людей, задумывающихся о будущем, приходит к выводу,
что грядущие времена будут необычайными. Может наступить «конец света» в
религиозном смысле; возможна гибель человечества (или, в придачу, самой
Земли); возможен крах цивилизации, когда жалкие остатки человечества будут
влачить свое существование на ее развалинах (описание этого можно найти во
множестве произведений, особенно в романах-фэнтези). Наконец, если такого
рода катастроф удастся избежать, то в любом случае новое человеческое
общество и условия существования людей будут радикально отличаться от всех
прежних исторических эпох. А новая жизнь, вероятно, потребует и новых
людей.
Во-вторых, многим и многим родителям хочется, чтобы их ребенок был
выдающимся и необыкновенным.
Предтеча: идеология Нью Эйдж
Следует сказать, что популярность темы «детей индиго» во многом
объясняется тем, что она находится в русле идеологии Нью Эйдж («New Age» -
«Новая Эра»). Это идейное направление уже достаточно давно претендует на
роль нового общечеловеческого мировоззрения, сменяющего традиционные
идеологии и религии (прежде всего, христианство). Нью Эйдж якобы является
синтезом всех прежних духовных традиций, объединяет лучшие стороны самых
разных идейных направлений. В основе лежит простое суждение: все великие
учителя человечества учили одному и тому же. Нужно лишь выявить эту суть,
скрытую за бесчисленными оболочками. Однако преобладают в идеологии Нью
Эйдж элементы традиций индуизма и буддизма. Из «авраамических» религиозных
традиций в оборот берутся, прежде всего, мистические, «эзотерические»
элементы, допускающие широкие толкования: каббала и хасидизм из иудаизма,
суфизм из ислама, кое-что из христианской мистики (в особенности из
радикальных сект), идеи гностиков и разного рода синкретических
направлений. Популярны также разного рода шаманские практики. Все это к
тому же подвергается весьма широкому толкованию и переосмыслению. Так
образуется пестрый, но потому и приемлемый для многих комплекс. Эта
идеология популярна в странах европейской культуры. Весьма влиятельна она
и в России, где начала распространяться задолго до распада СССР. Вспомним,
что среди предтеч Нью Эйдж
были такие
наши соотечественники, как Е.П. Блаватская и семья Рерихов. Немалые шансы
у Нью Эйдж имеются также в Индии и странах традиционного буддизма.
Идеология эта весьма удобна для людей современного общества. Она допускает
широкий плюрализм и терпимость, не требует слишком многих усилий от своих
адептов, и всякий может найти в ней что-то свое. Сила ее также и в том,
что большинство религиозных традиций сформировалось в доиндустриальном,
аграрном обществе (а шаманизм вообще восходит к каменному веку). Они
постепенно и с большим трудом приспосабливались даже к раннему
капитализму. Только протестантизм можно считать «капиталистической»
традицией, да и то протестантские идеологи испытывают в современную эпоху
немалые трудности. В общем, Нью Эйдж теперь «живет и побеждает». Но,
разумеется, у многих вызывает сильные сомнения. Радикальные христианские
идеологи, в том числе и многие православные богословы, вообще считают Нью
Эйдж религией «последних времен», призванной подготовить приход
Антихриста.
Один из главных постулатов Нью Эйдж состоит в том, что мы живем на рубеже
эпох, когда мир созрел для того, чтобы принять «новую расу», которой
суждено жить в новую эру. Отсюда и все необычайные качества «детей
индиго», которым пришло время появиться и «населить Землю». Прежние люди,
с этой точки зрения, являются «недочеловеками», «унтерменшами», которым
следует так или иначе сойти со сцены. Конечно, мало кто предлагает сселять
людей «старого типа» в гетто или попросту ликвидировать их физически.
Процесс замены обычно рассматривается как постепенный, который будет
протекать на протяжении жизни ряда поколений. Но уже в начале его «новые
люди» должны стать элитой, «руководящей и направляющей» силой. Отнюдь не
всем «недочеловекам» такая перспектива может понравиться …
Безусловно, наша эпоха богата на новые, небывалые события и явления.
Прежде всего, набирает темпы глобализация. Вопрос заключается не в том,
быть или не быть единому человечеству. Все разногласия – лишь по поводу
того, какими путями и в чьих интересах глобализация должна происходить.
Новые технологии и образ жизни предъявляют новые требования к
человеческому организму и ставят перед людьми новые задачи. Человечество в
целом, безусловно, должно изменяться. Тем более что долговременное
выживание требует от него выхода за пределы Земли и, следовательно,
приспособления к новым условиям жизни.
История идеи «улучшения» человека
Идея эволюции и «улучшения» человеческого рода не нова. С глубокой
древности в большинстве человеческих обществ бытовали представления о
развитии людей под руководством разного рода высших существ – богов или
«культурных героев», обучающих людей и выводящих их из дикого состояния.
Кроме того, высшие существа могли «соблазняться дочерьми человеческими», в
результате чего рождались «улучшенные» люди, – например, герои из мифов
Эллады. Так, Геракл был сыном Зевса и смертной женщины Алкмены. Согласно
эллинским мифам, генофонд героев высоко ценился и их охотно привлекали
«для улучшения породы». Известна история о том, как Геракл по просьбе
афинянина Феспия сделал матерями пятьдесят его дочерей. В итоге родилось
52 ребенка (самая старшая и самая младшая из дочерей родили двойню). И
это, видимо, был не единственный подвиг героя, поскольку в эпоху
классической Эллады значительная часть эллинов возводила свой род к
Гераклу.
Близкие идеи характерны для индийской традиции, где считается, что в
течение очередного перерождения всякое живое существо может повышать или
понижать свой «статус» в будущей жизни. Животное может подняться до уровня
человека; человек же (обычно путем аскетических подвигов) может «расти»,
вплоть до уровня полубога, а то и бога. В Китае даосы путем собственных
практик стремились обрести необычайные способности, долголетие или даже
бессмертие.
Христианство и ислам в целом отрицают идею физической эволюции человека.
Допускается лишь индивидуальное духовное развитие в течение жизни, сама же
человеческая природа объявляется неизменной, заранее заданной. Тем не
менее, существование индивидуальных различий и всякого рода способностей
признается. Одни из них считаются данными «от Бога», другие – «от
дьявола». На протяжении Средневековья идеи развития человеческого рода в
христианских и мусульманских странах продолжали существовать в рамках
разного рода эзотерических учений.
В Новое время они возродились с ростом надежды в великие возможности
науки. Уже мыслители Возрождения мечтали о новом, могучем и прекрасном
человеке. А с появлением эволюционного учения идея «нового человека»
обрела научную базу.
Предтеча: евгеника
В
XIX
веке приобрела популярность евгеника как учение о совершенствовании
человеческого рода. Пик интереса к ней пришелся на 1920-30-е годы. В
Германии, США, СССР и в других странах проводились многочисленные
эксперименты по выведению людей с заданными свойствами. Однако следует
отметить, что в этих исследованиях упор делался не на выведение
«сверхчеловеков», а на создание узкоспециализированных существ, прежде
всего, «идеальных рабочих», «идеальных солдат» или просто узких
специалистов. Мало кого из числа власть имущих способна заинтересовать
идея создания людей, способных заменить их самих. Некоторое исключение –
программа «Лебенсборн» по выведению «идеальных арийцев» в Третьем рейхе. В
рамках этой программы родились сотни тысяч детей (в том числе немалое
число отпрысков А. Гитлера). Оценки талантов этих детей весьма
противоречивы, а судьбы многих неизвестны. Некоторые из них в детстве
подвергались дискриминации (особенно рожденные в Норвегии). Однако «лебенсборновских»
детей ценили силовые структуры ГДР и набирали из них будущих офицеров и
разведчиков.
В целом результаты евгенических экспериментов 1920-30-х годов оказались
довольно скромными. А сопровождающая их «селекция» «неполноценных» в
Третьем рейхе сильно скомпрометировала саму идею. Разумеется, эксперименты
не прекратились, но стали проводиться более секретным образом под эгидой
правительств и крупного капитала.
В СССР евгеника была официально осуждена. Советская школа антропогенеза
приняла тезис, что изменение
Homo sapiens
как биологического вида завершилось с появлением человека современного
типа и что в дальнейшем возможна только социальная эволюция. «Новый
человек» коммунистического общества понимался как продукт новых
общественных отношений и новых условий воспитания, при неизменности
биологической основы. Но идея эволюции людского племени не была забыта. В
рамках различных научных и околонаучных направлений разработка тематики
продолжалась.
Существуют ли доказательства физической эволюции человеческого рода в
историческое время? Их немного. Например, предполагается, что древние
эллины не различали зеленый и синий цвета, поскольку у Гомера Эгейское
море (чрезвычайно синее) именуется «виноцветным». Но пока трудно судить,
какие перемены объясняются биологическими факторами, а какие – изменением
социокультурных условий. Например, в Китае почти все люди обладают
музыкальным слухом, поскольку китайский язык тональный; в то время как в
Европе, где языки не тональные и музыкальный слух не нужен для обычной
речи, многим «слон на ухо наступил». Очевидно, что это явление не связано
с биологией и объясняется социокультурными факторами.
Немного эволюционной биологии
Для всех живых организмов характерна изменчивость. Существа одного вида не
повторяют в точности друг друга.
Кроме того, в конкретных условиях среды одни признаки полезны для
выживания, другие – безразличны (нейтральны), третьи – вредны. Если
условия жизни стабильны, то действует стабилизирующий отбор: выживают
организмы, соответствующие достаточно узкому диапазону параметров. Все
отклонения обычно отсеиваются. Поэтому в стабильных условиях среды
(например, в дождевых тропических лесах) эволюция идет очень медленно, и
подолгу сохраняются древние формы. Конечно, изменения продолжаются -
никакой биоценоз никогда не бывает идеально стабильным. Но для
существенных перемен при этом требуются миллионы лет.
Резкое изменение условий среды вызывает столь же резкое ускорение эволюции
живых организмов. Прежняя норма перестает способствовать выживанию, а
некоторые «уродцы», ранее отсеиваемые отбором, начинают выживать и
размножаться. Если диапазон изменчивости (эволюционная гибкость)
недостаточен, то вид попросту вымирает. Но если адаптивные возможности
вида велики, то темпы эволюции ускоряются в сотни и тысячи раз. Так, в
экспериментах новые виды насекомых (полностью соответствующие критериям
отдельного вида) удавалось получить за несколько десятков поколений.
Homo sapiens sapiens
как многочисленный и широко распространенный биологический вид обладает
чрезвычайно богатым генофондом – и поэтому громадным диапазоном
изменчивости. Например, размах изменчивости объема головного мозга
современных людей превышает различия в объеме мозга у всех вместе взятых
ископаемых человеческих видов. В общем, среди современных людей рождаются
дети с качествами «на все случаи жизни». Но в каждом конкретном
человеческом сообществе действует свой «стабилизирующий отбор», только не
чисто биологический, а биосоциальный. Так, спартанцы сбрасывали
нестандартных детей в пропасть; у многих народов им просто давали
возможность умереть от голода. Позднее «неправильных» детей перестали
убивать (по крайней мере, преднамеренно), но и не пытались создавать им
условия для самореализации - «не давали им хода».
Но в современном мире, в условиях небывалых перемен, многие дети, которые
ранее гибли или чахли под гнетом общества, получают для себя новые
возможности и преимущества. Когда таких детей появляется много – говорят о
появлении «нового поколения». При этом общество может либо способствовать
этому процессу, либо препятствовать ему. И преимущество при этом получат
те социальные системы, которые помогут реализоваться и с пользой для
общества «вписаться» в его жизнь именно тем людям, которые нужны для
будущего человечества, для его выживания и устойчивого развития.
«Психологическая
газета: Мы и Мир» (№11[135]2007) |