Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

Елена Каррильо Линд, психолог Центра наставничества МГПИ

МАЛЕНЬКИЕ ИГРОМАНЫ

 

Сегодня малыш погружается в виртуальный мир с гораздо большим энтузиазмом, чем в реальную жизнь. Его зависимость может быстро перерасти в огромную проблему для всей семьи.

Общение с компьютером начинается слишком рано. К сожалению, некоторые дети, едва научившись ходить, уже получают доступ к компьютеру. Сегодня двухлетний малыш умеет его включать, а трехлетний искренне привязан к нему. Ко мне часто обращаются родители с жалобами на то, что сына или дочку никакими силами невозможно оторвать от этой игрушки.

Родителей сначала умиляют успехи чада, а потом мама понимает, как это удобно, когда ребенок чем-то занимается самостоятельно, ведь у нее появляется много свободного времени. Потом, правда, она начинает подозревать, что создавшееся положение не совсем нормально, и спешит на консультацию к психологу.

Пока ребенку меньше четырех лет, лучше вообще отвлечь его от этой игрушки, заинтересовать чем-нибудь другим. Если это не получается, советую просто запретить ему такое времяпрепровождение. Каким образом? Да очень просто. Так же, как вы запрещаете ему съедать за раз килограмм конфет или десять порций мороженого, как не пускаете его купаться в холодной реке, не разрешаете бить посуду... В конце концов, просто отсоедините шнур от компьютера и спрячьте его. В этом возрасте такие методы еще вполне допустимы.

Позже, в четыре-пять лет, можно познакомить ребенка с компьютером, но при этом строго ограничить время пребывания за ним. Родители просто должны сказать себе: «Мой ребенок будет сидеть за компьютером не более 15 минут в день». Они должны сами создать себе такую установку: компьютер - это не отдых, не развлечение, это занятие, которое ребенок должен выполнить за 15 минут. Здесь не может быть никаких «я еще немножко поиграю, я еще не закончил, осталось чуть-чуть». С самого начала вы должны занять твердую позицию: больше нельзя. Малыш плохо ориентируется во времени, тем более что за игрой оно летит незаметно.

В каждом возрасте ребенок решает определенные задачи и приобретает  важный практический опыт. С двух до пяти лет превалирует сенсорное, или чувственное развитие. Малыш трогает разные вещи и понимает, что означают слова «гладкое, холодное, шершавое». Он рассматривает окружающий мир, слушает его, осязает. Посмотрите, как ведут себя двух-трехлетние малыши в песочнице. Они просто играют рядом со взрослыми и не очень-то общаются между собой. И лишь в три-четыре года начинают активно интересоваться друг другом, с удовольствием принимают участие в различных ролевых играх. Сегодня во время игры в дочки-матери они примеривают на себя одни социальные маски, завтра, перевоплотившись, например, в продавца или в машиниста, - совершенно другие. Все эти этапы развития очень важны, они позволяют детям гармонично развиваться и не теряться в обществе своих сверстников. Часто можно видеть семьи, где ребенок, проводя свободное время за компьютером, просто не успевает решить те задачи, которые он должен выполнить в своем возрасте. Обычно в пять лет малыш без особых затруднений может перейти по дощечке через лужу. Он делал это уже не раз, иногда падал, иногда сохранял равновесие. В результате собственного опыта ребенок может правильно оценить ситуацию: здесь я пройду, а здесь, скорее всего, не смогу. Его глаза уже хорошо оценивают и глубину лужицы, и ширину дощечки. Вестибулярный аппарат и мышцы пальцев ног автоматически включаются в работу, чтобы поддерживать равновесие тела. Он знает, с какой скоростью лучше всего передвигаться в данном случае, то осторожно, то быстрыми и легкими прыжками. Все эти знания и умения он постепенно приобрел опытным путем.

Если момент упущен, малейшее препятствие ставит его в тупик. Он знает, какую кнопку нажать, чтобы пройти по дощечке в виртуальном мире, в реальном мире он оказывается беспомощным. То же самое и с общением. Чувствуя себя как рыба в воде во время компьютерной игры, он смел, отважен и находчив. Но его часто ставят в тупик самые ординарные житейские проблемы.

Иногда приходится слышать мнение, что компьютерные игры способствуют выходу негативной энергии, агрессии. Это неверно. Во время игры, скажем, в войну, которую так любят мальчишки, ребенок бегает, кричит, размахивает пистолетом, и часть агрессии нейтрализуется в мышечной разрядке. У компьютера малыш сдерживает свою агрессию — не может же он грохнуть рукой по столу или по монитору. А ему, между прочим, необходима мышечная разрядка. Ее отсутствие - прямой путь к неврозу.

Ученые выяснили, что монитор компьютера с его мельканием и  вспышками влияет на сетчатку глаза. Поэтому чрезвычайно важно правильно организовать рабочее место ребенка. Стол и стул должны максимально подходить под его рост и комплекцию. Не забывайте и об освещении: свет должен падать слева, но так, чтобы экран не бликовал. И самое главное, погружаясь в виртуальный мир, ребенок неизбежно отстраняется от реального. Чтобы дети, повзрослев, остались близкими нам людьми, чтобы родственные, сердечные чувства сопровождали нас всю жизнь, надо как можно больше времени проводить с детьми, говорить, играть с ними.

И если сегодня вас устраивает, что он сам себя развлекает у монитора, завтра не ждите от него помощи и понимания.

 Е 

 «Психологическая газета: Мы и Мир» (№11[159]2009)

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design – Григорий Жигарьков

Rambler's Top100 хостинг от azz.ru

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.