-
Молодой человек в изменяющемся мире – где Вам видятся основные
болевые точки их взаимодействия?
-
Молодые люди считают себя полноценными членами общества и требуют
от него соответственного отношения к себе. Здесь-то и возникает проблема.
Чтобы состояться, молодой человек должен быть включен в нормальные
социальные отношения. А это возможно только тогда, когда он начинает
действовать как взрослый.
-
А что ему мешает это сделать?
-
Если пубертатный период уже пройден, и представление о себе как о
половозрелом индивиде у молодых людей уже появилось, то, к
сожалению, представление о том, что человек может сам себя содержать и
должен занимать некоторую позицию в обществе, чаще всего отсутствует.
Еще полтора века назад психолог У. Джеймс писал о том, что в структуру
личности человека включены разные «Я», в том числе - «Я экономическое» и
«Я социальное». Так вот, чтобы ощутить себя взрослым, молодой человек
должен как-то проявиться, реализовать себя как существо экономическое и
социальное.
Для этого общество должно предоставить ему такие возможности. Иначе
личность сформируется ущербная, молодой человек вырастет социально
инфантильным.
Не случайно в Америке и в Западной Европе распространены разные виды работ
для молодежи, и постоянной, и временной. Там редко найдешь молодого
человека, который не работал бэби-ситтером, курьером или кем-то еще.
-
Речь идет о студентах, подрабатывающих в каникулы?
-
Трудятся и школьники, 12-14–летние молодые люди, которые
только-только перешагнули подростковый период. Они зарабатывают себе
деньги на карманные расходы и таким образом активно включаются в
социальные отношения.
Причем они работают еще и в хосписах, и в церкви, часто даже не за деньги,
а потому, что этого требует социальная жизнь. Молодые люди понимают, что
обязаны приносить пользу уже за то, что могут жить в цивилизованном
обществе.
С подросткового возраста у них формируется представление, что всякий
нормальный человек должен выполнять социальные роли, которые требуют от
него определенных «жертв» - помогать в приходе, оказывать помощь и
сострадание бедным, больным людям, бездомным животным или кому-то еще – в
зависимости от конкретных обстоятельств.
У нас же всегда считалось, что детский труд – это эксплуатация, и, как
следствие, мы выращиваем социальных инфантилов. Этот процесс продолжается
и сегодня. У нас не существует социальных институтов, где молодой человек
мог бы себя проявить как созидательное существо. А если он пойдет
работать, например, в рестораны быстрого обслуживания, торговые сети, то
попадет в настоящую кабалу, трудясь там с утра до вечера. То есть молодым
людям законодательно трудиться не разрешают, а как только начинают
позволять, то они в полной мере могут ощутить все прелести эксплуатации.
Если семья имеет возможность помочь
ребенку устроиться на работу, то это, скорее, будет исключением, чем
правилом.
Есть еще одна причина социального инфантилизма. Она заключается в том,
что в нашей стране напрочь отсутствуют какие-либо общественные
организации, где молодой человек мог бы проявить свое конструктивное
социальное начало. Причем разгром всех общественных организаций, который у
нас устроили, естественно, коснулся и тех структур, которые занимались
молодежью. Сейчас не осталось ничего, кроме скудно представленных
спортивных секций, где из спортивно одаренных молодых людей быстро
пытаются вырастить «олимпийскую смену». Это порочная практика. Если дети
не способны достичь выдающихся спортивных результатов, тренеры их выгоняют
из секции, и тогда родители вынуждены платить большие деньги, чтобы их
отпрыски продолжали спортивные занятия. Если же дети могут достичь
серьезных результатов, то тренер в погоне за рекордами всячески
стимулирует их физическое развитие, иногда «сажая» на анаболики. Обычно
это приводит к ненормальному физиологическому развитию. Массовый спорт как
таковой в стране отсутствует.
Крайне скудно представлены и другие молодежные социальные институты,
например, традиционные музыкальные и художественные школы, куда также
стараются брать только талантливых ребят.
- Всюду стремятся вырастить узких профессионалов, не проявляя интереса
к «взращиванию» человека с разносторонними интересами?
- Разностороннее развитие возможно только в сообществах, где учитывается
индивидуальность отдельного человека. Условно такие организации можно
назвать «клубами по интересам». Это может быть и общество любителей
голубей, и общество любителей кошек, и туристический клуб. Трудно даже
представить себе, какое многообразие интересов у людей может быть. В
свободном обществе такие клубы развиваются и существуют естественно и
нормально. Всегда находятся энтузиасты – взрослые люди, которые этому
способствуют, находятся меценаты, которые вкладывают в эти «клубы по
интересам» какие-то деньги. В любом случае, никакое вмешательство
государства для их развития не требуется. Но любые запреты приводят к
фатальным последствиям - такие сообщества прекращают свое существование.
- Как же, в таком случае, у нас
самоорганизуется молодежь?
-
А у нас молодежь чаще выбирает структуры альтернативного образа
жизни, потому что единственное, что можно сделать, это противопоставлять
себя существующей социальной системе. При этом протестные тенденции
превалируют над остальными.
- Что Вы относите к структурам альтернативного образа жизни?
- Это фан-клубы, военно-патриотические клубы, это группы, собирающие
поклонников экстремальных видов спорта, имитационных игр – толкиенистов,
реконструкторов; группы «граффити», «готы» и многие другие.
- Помимо альтернативных, существуют в нашей в стране иные молодежные
сообщества?
- Имеются сообщества в экономической сфере, сфере обучения,
сообщества развлечения и потребления. Но они объединяют небольшую часть
молодых людей.
- Можно ли говорить о том, что в России существует «сообщество
студентов» - как это было сто-двести лет назад?
- Я бы не стал выделять такое сообщество. В вузах сегодня очень сильна
конкуренция между студентами, они соперничают между собой за место под
«солнцем», и сообщества у них не образуются.
- Когда Вы говорите о «сообществах развлечения», то имеете в виду
клубные тусовки?
- Это и клубные тусовки, и музыкальные фестивали, и общества типа «клубов
любителей Барби».
- Почему среди молодежи так популярны альтернативные структуры?
-
У большей части молодежи имеется низкая мотивация достижения – нет
желания чего-то добиваться в жизни. То есть, с одной стороны, есть дети,
которые по разным причинам НЕ МОГУТ достигать, а с другой стороны, есть
дети, растущие в благополучных семьях, которые НЕ ХОТЯТ ничего достигать.
В этих материально обеспеченных семьях считается, что и так все хорошо,
ничего не надо достигать.
-
Вы имеете в виду состоятельных родителей, которые могут
оплатить детям образование, устроить их на высокооплачиваемую работу, так
что молодым людям не нужно предпринимать серьезных усилий, чтобы
устроиться в жизни?
-
Там, где средства есть, считается, что все продается и все
покупается, даже если это не так на самом деле.
-
А у других и руки опускаются, они считают, что никуда не
пробьешься, все занято богатыми людьми со связями.
-
Соответственно, и у тех, и у других мотивация достижения не очень
высокая. И получается, что только небольшая часть детей в силу каких-то
причин хочет чего-то достичь.
-
Сегодня не говорят о ценности социальных, экономических
достижений в жизни человека. Главное – потребление. Цель в жизни - найти
возможность зарабатывать много денег и покупать на них все, что хочется.
- В каком-то смысле я приветствую глобализацию, потому что она хоть
какие-то потребности у людей создает. В этом отношении консьюмеризм,
который сейчас так ругают, в общем-то, благо для нашей страны, потому что
духовные ценности минимизированы. Потребление, развлечения – единственное,
что последовательно привносится в нашу жизнь, и хорошо, что есть хоть
это.
-
Сочетается ли мотивация достижения с мотивацией потребления?
- Конечно, сочетается, у молодежи времени-то много, его на все хватает.
-
Для активных молодых людей в обществе есть возможности
реализовать себя?
- Для людей активных, у которых есть мотивация достижения, в обществе
социальные ниши есть. Они имеют возможность заниматься спортом, лучше
учиться, стать партийными лидерами, реализовать себя в профессии.
Некоторые молодые люди до сих пор пытаются, пусть с помощью родителей,
сделать свой собственный бизнес. А все остальные оказываются за бортом.
-
В нашем обществе происходит большая дифференциация между людьми
по доходам. Как это сказывается на молодом поколении?
-
Альтернативные сообщества как раз и нивелируют этот большой разброс
в материальном достатке.
Когда ты - «гот», тебе все равно, из богатой ты семьи или из бедной.
Одежда, аксессуары, вся необходимая атрибутика не очень дорогая, самое
главное - образ жизни, который ты ведешь. И, соответственно, ритуалы и
антураж более важны, чем доход, который есть у тебя или у твоих родителей.
Обычно «обеспеченные дети» содержат все сообщество. И это для них не
представляет какой-нибудь трудности.
Эти сообщества сейчас самодостаточны. Родители могут вообще не
беспокоиться о таких молодых людях, потому что сообщество их всем
обеспечит – едой, квартирой, одеждой и всем остальным. И этим они,
конечно, крайне опасны - выйти из них бывает уже крайне сложно.
-
Они в чем-то уподобляются сектам?
-
Аналогия, конечно, напрашивается, но в секте есть еще и некоторая
идеология, а здесь ее может не быть.
-
Эти сообщества как-то контролируются сверху?
-
Некоторые из них «окультуриваются». Например, в сообществах
«граффити» имеется свой сленг, собственная система обучения и карьерного
роста. Есть наставники, которые приезжают к ним и обучают, как совершать
акции в метро, в электричках, автобусах, что нужно делать, чтобы
продвигаться вверх по мировой лестнице граффити. Имеются международные
журналы, в которых можно и нужно публиковать фотографии и отчеты о
проведенных акциях своих работ. В «граффити» редко работают в одиночку,
чаще – в составе команды. Одна часть разрисовывает, другая часть это
фотографирует. Выставляется «охранение», чтобы не попасться, и так
далее.
-
Сегодня очень много неблагополучных семей – неполные семьи,
экономически не обеспеченные, семьи, в которых один или оба родителя
алкоголики. Что государство должно сделать для молодых людей, растущих в
таких семьях, чтобы они не были для общества потеряны?
-
Нужны социальные институты, с помощью которых ребенок мог бы себя
реализовать. Он должен научиться зарабатывать деньги, и общество обязано
дать ему такие возможности. Молодые люди должны получить представление о
том, что надо делать, чтобы зарабатывать, и что надо делать, чтобы
зарабатывать все больше и больше. Это первая проблема.
Вторая проблема связана с недоступностью социальных институтов. У нас
абсолютно закрытое общество: в государственные учреждения и службы никто
посторонних не пускает. А социальные институты должны быть открытыми.
Чтобы молодой человек мог туда прийти, посмотреть и поучаствовать в их
работе, как это принято во всем мире.
-
Какие государственные организации Вы имеете в виду?
-
Молодой человек должен иметь возможность свободно приходить в суды,
в Государственную Думу, в любой университет или научный институт, в
больницу – в любое государственное учреждение. Если ему интересно
поучаствовать в их работе, попробовать свои силы, общество обязано пойти
ему навстречу.
-
Ему нужно познакомиться с социальной структурой общества, чтобы
понять, каково его место в нем. И общество должно предоставлять ему такую
возможность.
- И это должно восприниматься как обязанность для тех людей, которые
работают в организациях и учреждениях. Более того, администрации следовало
бы платить тем сотрудникам, которые с молодыми людьми работают. В 90-е
годы отчасти это происходило. Тогда в социальном плане страна стала
изменяться к лучшему, появилась относительная свобода. Молодые люди
приходили в разные учреждения, они бывали и у нас, в академическом
институте, если у них вызывала интерес психологическая наука. И мы с ними
работали – на одном голом энтузиазме. Это можно было делать, и это
делалось. Я знал и несколько коммерческих фирм, которые действовали
аналогично. Дело в том, что среди профессионалов в любой отрасли всегда
есть люди, которым почему-то интересно заниматься с молодежью, интересно
передавать свои знания – это прирожденные наставники. И если им позволять
это делать, да еще и платить за такую работу, тогда естественным образом
молодежь будет включаться в социальную жизнь.
У молодых людей всегда много разных интересов. Сейчас они бесцельно ходят
по улицам, сбиваются в группы, потому что социум закрыт для них, они не
могут ничего о нем узнать, увидеть и сделать. Они попросту отверженные.
- Сейчас много говорят о повышенной агрессивности молодых людей.
Психологи с этим согласны?
- В силу интенсивного полового созревания почти у 80% молодых людей
наблюдается повышенная агрессивность, которая каким-то образом должна быть
канализирована. Есть такой термин в психологии – «канализация агрессии».
Часто подростки самостоятельно не могут справиться со своим бурным
физиологическим развитием.
- То есть повышенная агрессивность молодых людей – это естественный
процесс?
- Это естественно, но в обществе должны быть созданы какие-то
способы для нормального выхода этой агрессии. Как правило, это активные
виды отдыха, либо спорт, либо тяжелый труд.
Так, отдавая детей в обеспеченные школы в Англии, родители понимают, что
детей там специально будут плохо кормить и заставлять много времени
заниматься спортом. То есть им будет тяжело, работать придется много, а
кормить, скорее всего, станут скудно. И каникулы будут небольшими - два
раза в год по две недели.
В таких условиях хорошо канализируется агрессия, а самое главное, молодые
люди обучаются с ней справляться. Они учатся преодолевать трудности, они
учатся чего-то достигать в тяжелых условиях. А у нас вместо этого молодые
люди потребляют пиво, еще больше разжигая у себя «страсти», а под пиво у
них идут чипсы. И если о вреде пива хотя бы пишут, то про чипсы молчат. А
они не так безобидны, как может показаться. Чипсы еще больше стимулируют
аппетит, жажду и агрессию. Как ни парадоксально это звучит.
А именно чипсы, сухари и пиво потребляют члены неформальных организаций,
когда собираются вместе в лесу, в метро, на площадях.
То есть производство чипсов, сухарей вместе с пивом – это прямое
стимулирование разного рода отклонений, связанных с проявлением
агрессивности. Что, конечно же, не должно быть.
-
Таково следствие власти
монополий, заполонивших своей рекламой улицы и телевизионное пространство,
насаждающих выгодный для них образ жизни. И возникает проблема – каким
образом доносить до молодежи идеи о здоровом образе жизни – на телевидении
невозможно, книги молодое поколение не читает?
-
Надо дать людям свободу, чтобы общество могло что-либо сделать. А у
нас – какая свобода, если денег с нее брать нельзя. Любая организация
рассматривается чиновниками как место, где можно получать прибыль. А если
прибыли нет – и организация не нужна.
-
Каково сегодня состояние психического и физического здоровья
молодежи?
-
Это, конечно, напрямую связанные вещи. В здоровом теле здоровый
дух. У всех людей, которые занимаются спортом, формируется мотивация
достижения. Именно поэтому спорт должен быть массовым. Кроме того,
укрепляя свое тело, молодые люди научаются справляться с любыми
трудностями и, в первую очередь, с физиологическими – преодолением боли,
усталости.
-
Происходит воспитание силы воли, которая очень важна в жизни
человека, стремящегося что-то достигнуть.
-
Конечно, без воли невозможно преодоление. Важны командные занятия
спортом - вначале молодые люди пасуют перед трудностями, но, видя, как их
преодолевают другие, начинают делать это сами.
-
Что нас ждет в будущем, если в ближайшее время не будет
проводиться реальная молодежная политика?
-
У нас создаются рабочие места, которые стоят дорого, и только для
своих людей. Так называемая «модернизация» системы образования приведет к
тому, что хорошее образование смогут получать только дети «элиты». Для
всех остальных достойного образования не будет, вероятно, не будет и
рабочих мест, зато останутся пиво с чипсами. Если это станет продолжаться,
начнется деградация. Мы время от времени фиксируем у молодежи интеллект –
он уже снижается. Ценности, естественно, будут деформироваться, они
станут, вероятнее всего, примитивными и странными. Без системного
изменения молодежной политики нас, к сожалению, ждет вырождение.
Интервью провела Ольга ЖИГАРЬКОВА
«Психологическая
газета: Мы и Мир» (№3[139]2008)
|