Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

Лада Ладанская

КРИЗИС  СЕРЕДИНЫ  ЖИЗНИ,

ИЛИ ВРЕМЯ  ВНУТРЕННЕЙ НЕУВЕРЕННОСТИ


Наше время стойко ассоциируется с кризисом экономическим. Но кризисы существуют не только в жизни общества; они могут бушевать в душе отдельного человека. И так же, как во время экономических катаклизмов мы понимаем, что проблемы больше невозможно решить  привычными способами, так и во время личного кризиса лучше принять его и осмыслить, чтобы иначе построить свою дальнейшую жизнь.

Чаще всего, однако, психологи говорят о кризисах детского возраста. А есть ли они у нас, взрослых?

Ведь как иначе, чем «кризис», назвать тяжелое состояние, пережитое Львом Толстым в расцвете своих сил? В. Шкловский писал, что Толстой «чуть не повесился после того, как написал одиннадцать томов сочинений, среди них роман, небрежно пересказанный, “как дама одна полюбила одного офицера”, и другой “о величии России”». Такую скромную оценку Лев Толстой давал тогда уже опубликованному роману «Анна Каренина» и «Войне и миру»...

Его современник, Карл Густав Юнг, на пороге сорокалетия также переживает тяжелый психологический кризис: «Были моменты, когда я чувствовал, что могу сойти с круга. Но я знал, что у меня есть медицинский диплом и я должен помогать больным, что у меня есть жена и пятеро детей, что я живу в Кюснахте на Озерной улице, 228, и все это было той очевидностью, от которой я не мог уйти. Я каждый день убеждался в том, что действительно существую, что я не легкий лист, колеблемый порывами духовных бурь»...

Юнг назвал свое состояние «временем внутренней неуверенности» и «кризисом середины жизни».

О проблемах взрослых людей мы решили поговорить со специалистом по кризису средних лет, профессором кафедры социальной психологии РГГУ Ириной Витальевной СОЛОДНИКОВОЙ.

 

«Кризисы являются закономерным этапом развития человека, – сказала Ирина Витальевна. – И многие представители отечественной психологической школы считают, что именно через кризисы происходит личностный рост, развитие человека, перестройка его психологических функций, отношений с миром».

Но почему развитие должно сопровождаться кризисами? Зачем они нужны в нашей жизни, начиная с малых лет?

«Первоначально и всерьез психологами были изучены именно кризисы детского развития, – пояснила психолог. – Они в основном связаны с изменением роли семьи, с изменением социальной позиции ребенка – когда он поступает в школу и к нему начинают предъявлять требования, с которыми он раньше не сталкивался; или когда он переходит в среднюю школу, и у него вместо одного учителя появляется несколько преподавателей по разным предметам. Такие перемены происходят одновременно у всех ребят, это – кризисные точки развития детей.

Но кризис  у них может протекать по-разному. Если родители видят, что их ребенок меняется, и предоставляют ему большую свободу  действовать самостоятельно, то проявление кризиса уменьшается».

В чем же заключаются кризисы детского развития? Я попросила Ирину Витальевну подробнее рассказать об одном из них.

«Возьмем в качестве примера самый известный – кризис трех лет. Как считают психологи, в этот период у ребенка впервые появляется личность. Он начинает называть себя “я”, начинает различать пол окружающих его людей и четко говорить, мальчик он или девочка. Ребенок осваивает действия с простыми предметами, находящимися в доме, причем для трехлетки одинаково простыми являются и зубная щетка, и расческа, и компьютер. Дети, живущие в разные социальные эпохи, осваивают эти предметы как рядоположные, не зависимо от их реальной сложности.

Так вот, во время кризиса трех лет ребенок впервые отказывается делать то, что от него требует взрослый. Взрослый говорит: “Пойдем гулять”, ребенок отвечает: “Не пойду”. Взрослый говорит: “Пора обедать”, ребенок отвечает: “Не буду обедать”».

Как же должен поступать в этой ситуации «правильный» родитель? Ирина Витальевна посоветовала предлагать ребенку действия, обратные тем, которые желает взрослый. То есть если родитель хочет пойти с ребенком погулять, то говорит ему: «А давай-ка, родной, дома побудем, книжку почитаем». Скорее всего, в ответ малыш скажет: «Нет, не хочу, пошли на улицу», и таким образом будет достигнут искомый результат.

«Дети в три года хотят действовать, как взрослые, – отметила И.В. Солодникова. – Девочки хотят помогать мамам готовить, стирать или гладить, а мальчики – помогать папам ремонтировать телевизор или машину. Большинство родителей считают, что поскольку проку от детской помощи немного, то незачем идти навстречу желаниям ребенка. Но если в семье дадут ему больше самостоятельности, то будет удовлетворена очень важная психологическая потребность этого возраста – быть взрослым через помощь домашним. Собственно, ради этого ребенок и противостоит взрослому в кризисный период».

Долгое время ученые мало задумывались о том, как развивается человек после окончания школы, когда он взрослеет, изменяются его профессиональные роли, семейный статус, наконец, в его жизни происходят непредвиденные события, способные вызвать душевные потрясения.

Впервые среди психологов о кризисе середины жизни заговорил Карл Юнг, последователь и ученик Зигмунда Фрейда. Он занимался психотерапевтической практикой, и к нему обращались люди с психологическими затруднениями, которые он помогал разрешить. Наблюдая за своими пациентами, Юнг пришел к выводу, что в середине жизни люди переживают кризис. «Около трети моих случаев – это страдание не от какого-то невроза, а от бессмысленности и бесцельности собственной жизни», писал он.

«Я бы добавила к мнению Юнга, что, наверное, кризис середины жизни – это порождение 20 века. Потому что в предыдущие столетия до пожилого возраста доживали немногие, – добавляет Ирина Витальевна. – С увеличением продолжительности жизни у человека стало оставаться еще более двух десятилетий дееспособной жизни после того, как дети уже выросли. И он начинал задумываться над тем, каким смыслом наполнить это время. Юнг считал, что значение кризиса середины жизни заключается в постановке целей для второй ее половины. Смыслом существования становится познание самого себя. Если прежде все силы уходили на  детей, то теперь главным становится  интерес к себе. Поэтому возникает интерес к философии, религии, к различным мистическим течениям и направлениям. Юнг говорил, что религия – это школа для сорокалетних».

Но до сих пор неизвестно, все ли мы переживаем  кризисы. «Предполагается, что их переживают все люди, но степень интенсивности кризиса у всех разная, – отметила И.В. Солодникова. – Получилось, что кризис – это такой феномен, о котором все говорят, но мало кто видел. Почему? Потому что к психологам в этом случае обращаются немногие, особенно в нашей культуре нет привычки выносить сор из избы и делиться своими проблемами с посторонними людьми».

«При обсуждении кризиса может действовать механизм психологической защиты, – добавила она. – Кризис – это тяжелое и неприятное явление, а такие вещи мы готовы забывать. Порой люди просто не хотят говорить о нем или упоминают вскользь».

Опираясь на свои работы, И.В. Солодникова говорит примерно о двадцати процентах случаев переживания кризисов, которые люди отмечают не только у себя, но и у своих родных, знакомых, друзей.

В жизни взрослого человека происходит много всего – как позитивного, так и негативного. Позитивные изменения – это, конечно, вступление в брак, рождение детей, повышение по службе, изменение профессии в желаемом направлении («я хотел поменять профессию, получил дополнительное образование» или «мне повезло, и я нашел работу, которая мне более интересна, чем прежняя»). И в то же время в жизни взрослых происходят негативные перемены. Люди разводятся, теряют работу,  могут получить увечье, пережить утрату близкого человека, серьезно заболеть. Возникают неприятности с детьми, болеют или становятся слабыми стареющие родители, требуя постоянного ухода и поддержки. В отличие от детей, у взрослых кризисные ситуации возникают в разное время, в разном возрасте. Поэтому  психологам так сложно за ними наблюдать.

В последнее время на Западе появились исследования, где ученые пытаются охватить весь жизненный путь человека. Они собирают биографические интервью, в которых люди пятидесяти-пятидесяти пяти лет пересказывают всю свою жизнь. Эти интервью строятся по определенному плану, задаются одни и те же вопросы, выясняются одни и те же обстоятельства. Из таких интервью можно понять,  переживал ли человек кризис, в каком возрасте и что его вызвало. Оказывается, что не все люди его переживают. Поэтому некоторые западные ученые предпочитают говорить не о кризисе, а о переходе от одного возраста к другому. А переход – это просто изменение, адаптация человека к меняющимся жизненным условиям.

Ясно, что человек пятидесяти лет не может работать так же долго и интенсивно, как двадцатилетний. Возрастные изменения происходят постепенно, и если человек благоразумен, то их предвидит и находит новые способы быть эффективным – например, за счет создания индивидуального стиля деятельности, за счет повышения профессионализма, когда он приобретает умение тратить меньше сил и времени на рутину, выполняя ее,  как говорится, на «автопилоте». А у молодых, осваивающих профессию, на это уходит гораздо больше сил.

«Но кризис все-таки возможен у взрослых людей, и это связано с самоосознанием, с саморефлексией. В зрелом возрасте человек начинает задавать себе вопросы: “А что я сделал в жизни? А добился ли я того, что хотел?” Такие переживания часто возникают в конце жизни, но они актуальны и в ее середине, потому что в этом возрасте меняется временная перспектива, и человек начинает осознавать, что будущее не бесконечно, и пытается подводить итоги: “А что я еще успею? И что выбрать из возможных еще альтернатив жизни, что сделать теперь главным?” И если он считает, что сделал в жизни недостаточно, то эта ситуация может переживаться им как духовный кризис.

Внешние обстоятельства также могут этому способствовать. Как говорят, если у нас случилось восемь неприятностей, мы не обращаем на это внимания, а когда происходит девятая, то говорим: “Ну все уже, день сегодня выдался плохой”. Так и с кризисом. У нас вечно есть какие-то проблемы, какие-то сложности, но когда эти сложности накладываются друг на друга, то мы можем почувствовать, что переживаем катастрофу».

И.В. Солодникова рассказала о том, что в проведенном ею исследовании кризиса середины жизни принимала участие женщина, у которой за четыре года умерло шесть близких родственников. «Конечно, такая концентрация по-настоящему тяжелых событий не могла не вызвать кризис. И выходом из кризиса стал для нее приход в церковь», – добавила психолог.

Как долго кризис может продолжаться? «Невозможно уснуть молодым, а проснуться человеком зрелого возраста, – добавила психолог. – По нашему исследованию получилось, что кризис может продолжаться от трех-четырех  месяцев до трех лет. Это зависит, видимо, от обстоятельств, которые вызвали кризис, от личностных особенностей человека, от того, как развивалась ситуация».

Кризис по-разному протекает в зрелом возрасте. Он сопровождается эмоциональными проявлениями – депрессией, апатией, профессиональным выгоранием.

Кризис может иметь интеллектуальные проявления, и они больше характерны для людей рефлексивных, которые склонны задавать вечные вопросы. «Люди, переживающие кризис среднего возраста, попадают под воздействие своего внутреннего побуждения психологической потребности отправиться в странствие, чтобы узнать себя заново» (Дэрил Шарп).

Конечно, проявляется кризис и в межличностных отношениях – чаще всего,  человек испытывает напряженность в общении со своими близкими. Он ссорится, делает попытки разорвать отношения в семье или доводит дело до развода.

Среди причин и проявлений кризиса – психофизиологические изменения,  гормональная перестройка организма, климакс, снижение сексуальной потенции, снижение трудоспособности.

Я попросила Ирину Витальевну рассказать об исследовании кризиса среднего возраста, которое было ею проведено.

«Мы использовали план интервью, который разработал в США в 70-е годы Дж. Марсиа, ученик Э. Эриксона. Мы спрашивали не только о переживании кризиса самим человеком, но и о том, наблюдал ли он его у кого-нибудь в своем ближайшем окружении. А еще нам было интересно посмотреть,  похожи ли люди зрелого возраста в нашей стране на  американцев.

Оказалось, что причины кризиса середины жизни у всех примерно одинаковые, русские в целом столь же активны и готовы к изменениям, как и американцы. Говорить о том, что люди среднего возраста  уже сходят со сцены, на мой взгляд, еще рано: это поколение позитивно относится к своему возрасту, к жизни, считает, что еще многое может сделать.

Такие результаты нас порадовали, потому что люди средних лет в России пережили травмы начала 1990-х годов, когда им пришлось адаптироваться к радикальным переменам в стране, будучи уже взрослыми, имея за плечами первичную социализацию, а часто и семью. Мне представляется, что это поколение достойно справилось со своими задачами.

Что же касается отличия русских от американцев, то оно носит социальный характер: в нашей стране молодежь может получать за свой труд больше, чем люди зрелого возраста. Это не соответствует принятому в большинстве развитых стран положению вещей, когда доходы возрастают с увеличением стажа работы, квалификации работника. В этом – драма поколения среднего возраста в России: будучи людьми квалифицированными, опытными и образованными, они имеют меньшие доходы, чем молодежь. И это создает дополнительное ощущение невостребованности, ненужности и способствует развитию отрицательных эмоций, которые могут вызвать кризис или затяжное негативное отношение к жизни.

Жаль, что молодежь считает нормальным такое положение дел. Она пока не задумывается о том, что ей тоже когда-нибудь будет за сорок, и если ничего не изменить, то ей тоже придется соглашаться на меньшие доходы, худшие условия труда, более низкую социальную позицию».

Отличается ли проявление кризиса у женщин и мужчин? «К нашему удивлению, – сказала Ирина Витальевна, – респонденты больше говорили о кризисе у мужчин. Женщины часто наблюдали его у своих мужей. Возможно, это связано с тем, что мужчины больше ориентированы на работу, на содержание семьи, на заработки, и в среднем возрасте у них появляются опасения потерять трудоспособность или здоровье. И у некоторых это порождает кризис. Особенно если они оценивают свое положение на работе как ненадежное, или работа не удовлетворяет их.

Судя по западным источникам, там кризис середины жизни переживается более равномерно мужчинами и женщинами. Это связано с тем, что на Западе женщины среднего возраста менее вовлечены в труд, чем у нас. Многие являются домохозяйками, их переживания связаны с уходом из дома выросших детей – так называемый кризис «пустого гнезда». Тогда как в нашей стране поколение средних лет начинало работать в советские времена, поэтому домохозяек у нас немного. И российские женщины, когда дети уходят из дома, опять же переключаются на работу – либо ее интенсифицируют, либо находят в ней какие-то особые интересы, пытаются ее модифицировать. Кроме того, женщины в России больше заботятся о мужчинах – они демонстрируют поддерживающее поведение по отношению к ним. Может быть, мужчины действительно более хрупкие, или те цели и ценности, которые они преследуют всю жизнь, дают сбои во второй половине жизни, что и приводит их к кризису, поэтому их действительно необходимо поддерживать. Для женщин более важны межличностные отношения, и они стремятся сделать все, чтобы отношения не разрушались.

Интересно, что в 1990-е «челноками» чаще всего становились женщины, и это имеет примерно такое же объяснение, что и в случае с кризисом средних лет. Для мужчин главным всегда было то, на чем они строили свои жизни и на чем основывали свою идентичность. Это профессиональный статус, это социальный статус, которые друг от друга зависят, и доходы, которые с ними связаны. Перестройка страны 1990-х годов подчас действовала разрушительным образом на мужчин, они чувствовали себя потерянными. В отличие от них, женщины держались за счет того, что у них были дети и внуки. Чтобы они жили нормально, женщины готовы были осваивать любые профессии, идти мыть полы или заниматься челночеством. Возможно, они легче относились к потере своего профессионального статуса, потому  что в массовом сознании в нашей стране сложился стереотип, что для женщины профессия менее важна, чем для мужчины. И кризис мы во многом пережили благодаря советским женщинам, которые встали стеной за своих детей».

Как же совладать с кризисом среднего возраста?

«Кризис – это не конец жизни. Многие психологи говорят о необходимости, нормальности кризиса для развития личности. Не надо отчаиваться и думать, что так плохо, как сейчас, вам будет всегда. Кризис пройдет, и вы сможете выйти из него окрепшими, более зрелыми, лучше себя понимающими, – сказала И.В. Солодникова. – Если у вас есть близкие – супруги, дети, друзья, родители, обратитесь к ним, ведь общение – это своего рода психотерапия.

Если переживания кризиса тяжелы, и вы чувствуете, что с ними не справляетесь, я бы посоветовала обратиться к психологу или психотерапевту, и профессиональная помощь поможет вам прояснить причины кризиса и пути выхода из него. Совместно с психологом можно разработать программу, которая позволит в ваших реальных условиях приблизиться к тому, чего вы хотите».

«Если наступает кризис, переключайтесь на помощь другим людям, –  посоветовала  И.В. Солодникова. – Такая активность помогает справиться с собственными трудностями. Вы увидите, что не только вам плохо, что страдают многие люди, которым вы можете помочь. Поддерживая других, вы посмотрите на жизнь по-новому.

Есть еще один путь, который рекомендовал К. Юнг. Это религия, обращение к общечеловеческим ценностям. Правда, поколение людей среднего возраста в нашей стране по большей части настроено атеистично, – добавила Ирина Витальевна, – лишь немногие говорят о  религиозности как состоянии своей души. Возможно, этому придет срок в более позднем возрасте.

Нужно поддерживать отношения в своем социальном кругу. Хорошо помогает участие в клубах по интересам, в разных локальных сообществах.

Кризис, хотя это нелегкие времена, всегда сопровождается перестройкой  личности, перестройкой отношений, и хорошо, если она ведет к образу жизни, более удовлетворяющему, более подходящему к вашему возрасту и возможностям. Если это произошло, то кризис был полезен для вас».

 

В завершение расскажу старинную восточную притчу о мастере, вся  жизнь которого была пропитана ароматом праздника. Когда он умирал, казалось, будто он наслаждается приходом смерти. Его ученики сидели вокруг, и один спросил:

– Почему вы радуетесь? Всю свою жизнь вы смеялись, и мы не решались спросить, как вам это удается? И вот сейчас, в последние минуты, вы тоже смеетесь! Что здесь смешного?

Старый Мастер ответил:

– Много лет назад я пришел к моему Мастеру молодым человеком, семнадцатилетним, но уже глубоко страдающим. Мастеру было семьдесят, а он улыбался и радовался просто так, без всякой видимой причины. Я спросил его: «Как вам это удается?» И он ответил: «Просто это – мой выбор. Внутри я свободен в своем выборе. Каждое утро, когда я открываю глаза, то спрашиваю себя, что выбрать сегодня – блаженство или страдание? И я выбираю блаженство, ведь это так естественно».

 

Беседовала Лада ЛАНСКАЯ

  

 «Психологическая газета: Мы и Мир» (№1[161]2010)

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design – Григорий Жигарьков

Rambler's Top100

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.