Ваш ребенок впервые
пошел в школу. Закончилась августовская суета, с ее покупками цветов,
рюкзаков и тетрадок, уже отзвенел первый звонок и прошла праздничная
линейка. Начались школьные будни, ежедневные занятия в классах и
подготовка домашних заданий. И тут может оказаться, что ребенок не готов к
такому сложному делу как регулярная работа на уроках. Нет, с точки зрения
педагогики он вроде бы хорошо подготовлен – знает буквы, немножко умеет
читать и считать, и проблемы у него иного порядка... Можно ли было их
избежать? И в чем состоит психологическая готовность ученика к школьному
обучению?
Об этом мы спросили
Ирину Юрьевну КУЛАГИНУ, профессора кафедры возрастной психологии
Московского городского психолого-педагогического университета, декана
факультета повышения квалификации МГППУ.
Что стоит знание, если мы пренебрегаем
общим формированием человека?
Мария Монтессори
Научная мысль ходит кругами и
спиралями, и сегодня снова вспомнили забытое имя Марии Монтессори, которая
еще в 1920-е годы говорила: чтобы ребенок успешно учился и развивался в
школе, нужно определенным образом строить учебно-воспитательный процесс на
дошкольном уровне.
Казалось бы, решение этой
задачи лежит на поверхности: надо дать дошкольникам как можно больше
знаний. И вот малышей перегружают скучными занятиями, отбивая охоту к
дальнейшей учебе. «Но главная беда, что дети дошкольного возраста
недостаточно занимаются тем, что им действительно необходимо для развития:
они должны в первую очередь играть, рисовать и лепить», - говорит Ирина
Юрьевна Кулагина.
Как игра и искусство развивают детей?
Искусство воздействует на
личность, развивая эмоциональную сферу. Если ребенок много занимается
такими традиционно детскими видами деятельности, как коллективная игра,
рисование, конструирование, то он приучается сосредотачиваться на задании.
Сначала учится контролировать других ребят в своей группе («как это
делают другие»), а потом начинает контролировать себя («как я это делаю»).
«К сожалению, от воспитателей
детских садов сейчас не требуют, чтобы они организовывали игры с детьми.
Воспитатели отчитываются по занятиям, на которых готовят ребенка к школе,
- отмечает И.Ю. Кулагина. - Это отражает установку самих родителей – как
можно быстрее развивать ребенка в интеллектуальном плане.
При этом забывают про эмоции,
мотивацию, про желания самого ребенка, словно они ничего не значат. Но
именно в дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы
личности человека!
Если ребенок в 5-6 лет
интенсивно готовится к школе, сидит за компьютером, у телевизора, много
общается со взрослыми, то, конечно, его интеллект станет развиваться
быстрее. Но если он будет мало играть, то развитие его личности начнет
протекать более медленными темпами. А это очень плохо».
Психологическая готовность к школе
«Подчас именно психологическая
готовность к школе определяет успешность обучения ребенка в начальных
классах. Она предполагает достаточно высокий уровень развития
мотивационной сферы, сферы произвольности и интеллекта, - говорит И.Ю.
Кулагина. – И если интеллектуальное развитие детей не вызывает
беспокойства, поскольку родители этим активно занимаются, то с развитием
произвольности и мотивации у дошкольников дела обстоят не так хорошо.
Немножко поясню.
В одном из проведенных
психологами исследований было показано, что современные дошкольники по
сравнению с детьми 1960-70-х годов не просто меньше играют, они играют
хуже - менее содержательно. Поэтому не так интенсивно развивается
личность, и, в частности, медленно развивается саморегуляция поведения
ребенка. Учителя отмечают большие проблемы в отношении умения детей
контролировать себя, умения заставить себя сосредотачиваться на том, что
делать надо, а не на том, что хочется. Например, выполнять домашнее
задание вместо того, чтобы смотреть телевизор.
К сожалению, сейчас в
школу приходит масса детей, каждый шаг которых нужно отслеживать. Это
вынуждены делать и учитель на уроке, и родители дома, чтобы ребенок не
отвлекался, чтобы доводил начатое дело до конца».
Какие побуждающие мотивы должны быть у
ребенка, который идет в школу? У него должно быть особое отношение к
школе, к учителю, сверстникам и к себе.
Отношение к школе
Когда ребенок приходит в школу, он
приобретает внешнюю, социальную позицию школьника. Он сел за парту,
значит, он теперь ученик.
«Если первого сентября спросить
первоклассников, хотят они учиться или нет, то большинство скажет, что
хотят.
Но если мы попытаемся узнать, почему, то
получим удивительные ответы, - рассказывает И.Ю. Кулагина. - Ребята будут
говорить: “Потому что надоело ходить в детский сад”, “Потому что я уже
большой, большие дети ходят в школу, а в детский сад ходят маленькие”, “В
школе у меня будут новые друзья”, “Родители купили мне к школе красивое
платье”, - в общем, будут называть массу внешних причин.
Но если мы говорим о психологической
готовности к школе, то имеем в виду, что ребенок приходит в школу потому,
что уже хочет научиться чему-то новому, получить отметку за свои знания,
хочет гордиться этой отметкой. Знаменитый детский психолог Лидия Ильинична
Божович говорила о том, что ребенок должен прийти в школу, имея
“внутреннюю позицию школьника”. Тут ключевое слово – внутреннюю.
К сожалению, внутренняя позиция школьника не
всегда формируется к первому сентября. А если настоящих учебных мотивов
нет, то процесс обучения осложняется».
Отношение к учителю
Учитель должен быть для ребенка высшим
авторитетом, требования которого хочется выполнять.
«Есть один очень интересный момент: школьник
не должен обижаться на замечания учителя», - добавляет Ирина Юрьевна.
Ребенок расстраивается, когда учитель
говорит: «Ты плохо держишь руку», «Ты согнулся, выпрями спину», «Ты криво
написал», «Ты залез на поля». Если такому ученику говорят, что он сделал
что-то неправильно, он прочитывает это по-другому: «Я плохой, учитель меня
не любит». Но это дошкольная позиция.
А если ребенок психологически готов к школе,
то в ответ на замечание он старается исправить свои недочеты и ошибки.
Первоклассник должен общаться с учителем
иначе, чем с воспитателем в детском саду. «Воспитателя можно было дернуть
за рукав, рассказать ему о том, что сегодня произошло, что расстроило. А
младший школьник уже не имеет на это права - между ребенком и педагогом
должна соблюдаться определенная дистанция», - подчеркивает И.Ю. Кулагина.
Отношение к сверстникам
«Предполагается, что дети на уроке совместно
будут решать общие задачи, ведь учебная деятельность – коллективная по
сути своей. Однако психологические исследования показали, что лишь
немногие дети приходят в школу, умея сотрудничать со сверстниками. Они
способны соперничать, и поэтому и коллективное задание воспринимают как
задачу на индивидуальный выигрыш. В таком случае им совершенно
неинтересно, кто и что отвечает, главное – получить возможность ответить
самому.
А на уроке ребенку нужно уметь дополнить,
поправить, продолжить ответ другого.
Это неумение сотрудничать тоже представляет
собой психологическую проблему. И такие трудности при обучении испытывают
именно те дети, становление личности которых происходит слишком медленно»,
- считает И.Ю. Кулагина.
Отношение к себе
Отношение к себе психологи называют еще и
«самооценкой». Какой должна быть самооценка у ребенка, который пришел в
школу?
Ответ И.Ю. Кулагиной на этот вопрос не был
однозначным: «Самооценка должна быть, скажем поаккуратнее, относительно
адекватной.
Дело в том, что у дошкольников самооценка
завышенная. Так и должно быть, такова возрастная закономерность. Почему
хорошо, когда дошкольник считает, что он все делает замечательно?
Если мы посмотрим, что умеет делать ребенок
до трехлетнего возраста, то увидим, что очень немногое. В основном малыш
манипулирует предметами – двигает, перекладывает их с места на место. А в
дошкольном возрасте он осваивает много сложных видов деятельности –
начинает петь, танцевать, лепить, рисовать, учится ездить на велосипеде,
кататься на коньках, плавать. И когда ребенок уверен, что у него все
получится очень хорошо, он без страха приступает к любому делу. Он открыт
ко всему новому и готов освоить все.
Когда ребенок с такой завышенной самооценкой
дошкольника приходит в первый класс, то он считает, что все делает хорошо.
И если учительница его критикует, не ставит ему пятерки, он в скором
времени может решить, что она его не любит, к нему придирается. И это
вызовет у него массу негативных переживаний и может привести к возрастанию
тревожности».
Но вредна и другая крайность, когда ребенок
приходит в школу с уже пониженной самооценкой.
Иногда встречаются семьи, где родители
постоянно недовольны ребенком и в резкой форме свое недовольство выражают.
Ему все время говорят: «Ну что ты сделал? Это никуда не годится!», «Не
пой, у тебя слуха нет, противно слушать!», «Не танцуй, ты косолапишь!»,
«Ты глуп, и непонятно, что из тебя выйдет».
«Одно это может превратить ребенка с
нормальным интеллектом в ребенка с трудностями в обучении, - отмечает
Ирина Юрьевна. - При таком стиле воспитания ребенок приходит в школу с
заниженной самооценкой. Он не уверен в себе, он боится, что у него все
получится плохо, и его снова станут ругать. Низкая самооценка, как
правило, сопровождается тревожностью. Она будет отражаться на его учебной
деятельности. Если мы с вами чего-то боимся, не уверены в себе, то
выполняем задания хуже, чем в спокойном состоянии. Вот и у тревожного
ребенка в школе все не очень хорошо получается. Естественно, учитель
оценивает его работу не очень высоко, а затем и родители говорят: “Мы так
и знали, что ты блистать талантами не будешь”. Его обругали все – и ученик
становится еще более тревожным. А значит, еще больше разлаживается его
работа, еще хуже результаты, еще ниже оценка... Школьник попадает в
порочный замкнутый круг, из которого нужно как-то выбираться.
Как же его разомкнуть? Слабое звено, с
которым нужно работать, это оценка. Если учитель и родители перестанут
ребенка ругать и начнут хвалить, то тревожность снизится, появится
уверенность в своих силах, и дела пойдут на лад».
Ученику должно быть комфортно, интересно в
школе. Тогда он будет заниматься с желанием и с максимальной отдачей. Он
станет успешным.
Понять ребенка и помочь ему
Ирина Юрьевна считает, что работа с личностью
ребенка – очень тонкий, индивидуальный процесс: «Когда мы говорим о
личности, мы говорим о воспитании, которое часто называют искусством».
Порой родители неверно понимают своих детей.
Мама может полагать так: «Поскольку это мой ребенок, он должен походить на
меня».
«Если мама в школе, скажем, боялась вызовов к
доске, боялась контрольных работ, была тревожной и ответственной, то она
думает, что и ребенок у нее такой же. А ребенок может быть совсем другим,
- объясняет И.Ю. Кулагина. - Ему двойку поставили, а он особенно не
переживает. Замечания, которые травмировали маму в детском возрасте, его
не задевают. Или, наоборот, другая ситуация: мама абсолютно спокойна и
недоумевает, почему ребенок устраивает истерики из-за какой-то ерунды –
из-за выговора перед всем классом или плохой отметки. Она не понимает, что
у него не такой, как у нее, склад характера».
Понять, что ребенок собой представляет, в чем
исходная причина его неуспеваемости, очень важно, и в этом может помочь
школьный психолог.
В завершении нашей беседы И.Ю. Кулагина
сказала: «Мне хочется донести до родителей мысль о том, что нужно
заботиться не только об интеллектуальном развитии ребенка, но и о развитии
его личности.
На развитие личности ребенка отказывает
влияние образовательная среда, в которой он живет: семья, в которой он
растет, школа, в которой учится, группа сверстников, с которыми он
общается, и самая широкая социальная среда, в которую мы все погружены -
наше общество.
И эта образовательная среда должна быть
психологически комфортной, творческой, интенсивной, эмоциональной, в ней
должны быть “точки роста”, создающие благоприятные условия для развития
личности наших детей. Нам нужно делать все возможное, чтобы личность
ребенка развивалась гармонично, чтобы он мог успешно реализовать свои
способности».
Беседовала Ольга
Жигарькова
«Психологическая
газета: Мы и Мир» (№9[157]2009)
|